Работа логопеда с неговорящим ребенком 5 лет
Проблема неговорящих детей: когда бить тревогу. Рекомендации родителям, чьи дети в 2,5-3 года еще не разговаривают. Роль логопеда.
(483 оценок)
Содержание:
- Работа с родителями
- Светы родителям неговорящего ребенка
- Работа логопеда
Работа с родителями
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
Светы родителям неговорящего ребенка
В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Работа логопеда
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге «Лечебная педагогика»: «При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения».
Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко «Неа» и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: «Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай». А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза «дядя ити» (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.
Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.
Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.
Парамонова Т.В., учитель-логопед ДОУ № 1487, Москва
Статья предоставлена журналом «Логопед»
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Лариса Ермакова
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми.
(Автор Т. Н. Новикова-Иванцова)
Работа посвящена развитию речи у детей с алалией, аутизмом, ДЦП, синдром Дауна, после кохлеарной имплантации, афазией.
2 слайд Таблица
Работа с неговорящими детьми должна быть в системе, чтобы организовать эту систему надо понимать все звенья этой системы.
Итак, чтобы ребёнок заговорил необходимо:
1. Предметная деятельность (которую обеспечивают психологи, дефектологи, воспитатели, родители).
2. Говорящий социум (он есть у ребёнка т. к. живёт ребёнок в семье, смотрит телевизор, посещает различные заведения).
По всем законам ребёнок, имеющий эти 2 условия должен заговорить, но он не говорит. Причины могут варьировать от умственной отсталости до функциональной незрелости.
Ранее считалось, что алалия обусловлена поражением ЦНС в период внутриутробного развития или в период раннего развития (до года).Значит в коре головного мозга должен быть какой-то субстрат: новообразование, гематома, киста ит. д. Но, как показывает обследование, на сегодняшний день с диагнозом алалия только 2% детей имеют эти явления, а у остальных детей мозг «чистый», но при этом они не говорят. Новикова отмечает, что у этих детей нет координации т. е. они могут, посмотрев на педагога попытаться сделать губами артикуляцию звука, могут кричать (есть голосоподача, сделать выдох, но всё одновременно выполнить не могут.
Чтобы выстроить коррекционную работу с такими детьми авторы обратились к онтогенезу. И выяснили, что гуление – это явление биологическое, оно возникает у всех детей (глухих, слепых, умственно отсталых). По гулению нельзя определить национальность ребёнка, т. к. по своему окрасу оно у всех одинаково. А дальше идёт лепет – это явление социальное. Лепет возникает, когда у ребёнка есть говорящая среда. В лепете уже есть интонация, ритм, звуки, которые присуще каждому языку. Лепетные цепочки сначала однородные и очень длинные (папапапапапапапа, дадададада, затем цепочки становятся неоднородными, но такими же длинными (какакакак…мА). Чем неоднороднее они становятся, тем ближе мы к слову. И вот, в какой то момент эти цепочки становятся очень короткими. Если есть короткие цепочки слогов со сменой согласных, это уже прообразы слов (вававава – да, ва….да, ва….да, вада). Потом из этой цепочки рождается слово, которое переходит в предложение.
И к 2-м годам у ребёнка есть фраза. Если в 3 года ребёнок не говорит,мы должны понимать: нет общения – не развивается мышление, следовательно формируется вторичная умственная отсталость и в 5 лет она уже есть!
Чтобы цепочка слогов превратилась в слово она должна иметь интонационный окрас, ритмику и ударение!
Т. о обращаясь к таблице на слайде мы видим приоритетное положение ритмико-мелодико-интонационной организации языковой системы. Этот блок имеет отношение ко всем разделам и языковым явлениям. Это основа всей языковой системы. Интонационная и ритмическая работа в норме формируется незаметно и примерно до года, мах 1,5 г. потом этот канал захлопывается. И возникает вопрос, куда укладываться слогам, словам, если нет базы (ритма и интонации). Поэтому работа по этому разделу является базовой, основной. Причём в нашей речи есть разные ритмы, разные по структуре слова и с разной ударностью. Она проникает во все разделы коррекционной работы.
Составными частями коррекционной работы является язык (это средство общения) и речь (это способ общения, они связаны между собой и существовать друг без друга не могут.
В языке реализуется наша мысль, для еёреализации существует 4 кода:
1. Фонематический код (здесь формируется сама артикуляция и умение различать звуки (в норме овладевают к 3 годам).
2. Лексический код (система ассоциаций).
3. Грамматический код (грамматика, связь слов в предложении).
4. Синтаксический код (код формирования фразы, а значит связной речи. На свет фраза появляется линейно, начинается с глагола, поэтому глагол должен быть вариативен т. е. должен притягивать к себе много других слов).
Эти языковые коды мозговой локализации не имеют, поэтому, чтобы была мысль нужна работа всего мозга, все его отделы.
Т. о. мы видим, что язык не имеет своей локализации, а речь имеет локализацию, а реализуются они только друг через друга (как кассета – язык и магнитофон – речь. Сам магнитофон не заиграет, пока в нег не вставять кассету).
Как мы видим по таблице вся система работы строится исходя из этих 2-х взаимоотношений языка и речи.
Педагог, обходными путями делает то, чем обделила природа наших детей. Мы формируем основу для появления этих языковых кодов.
Итак, во втором блоке работа ведётся по основным трём направлениям: лексика, фраза, связная речь.
Овладение лексическим кодом это показатель мыслительной деятельности. Новикова говорит о том,что все слова в нашей памяти связаны ассоциативно:
1. Парадигматически (способность подбирать слова разных частей речи, тогда формируются новые связи и новые слова).
2. Синтагматически (подбор слов одной части речи).
Практика.
Напишите в столбик 3 слова: лес, собака, красный.
А рядом подпишите слова, которые приходят на ум сейчас же.
Если вы написали 3 слова одной части речи (в каждой паре лес-дерево, красный-синий, собака-кошка, то у вас синтагматический тип мышления, как у детей и вы находитесь на этапе формирования абстактного мышления. Если вы написали лес-гулять, собака-бежит, красный-яблоко, это парадигматический способ мышления и вы находитесь на этапе абстрактного мышления.
Новикова говорит о том, что формировать лексику мы должны по синтагматическим и парадигматическим связям, а не по лексическим темам, как происходит традиционно.
Теперь рассмотрим приёмы работы по данной методике.
1 направление –работа над РМИ организацией языковой системы.
Чтобы проводить эту работу нам необходимы карты ритмов.
3 слайд Ритмы
Всего 6 карт с ритмами: зая, коза, курица, кит, собака, попугай.
Все ритмы имеют количественную и качественную характеристику. Первым делом учим детей делать замочки.
1. Один
2. Много
3. Дифференциация ОДИН-МНОГО.
4. Громко.
5. Тихо.
6. Дифференциация ГРОМКО-ТИХО
7. Ритм «Зая»
8. Ритм «Коза».
9. Дифференциация «Зая – Коза».
10. Соотнесение слов с заданным ритмом. И т. д.
Каждому ритму соответствуют 5 мелодий, которые вводятся на этапе производства звука (1 блок). Далее в эти ритмы мы начинаем вкладывать гласные звук первого ряда. Для этой работы нам необходимы символы звуков по Фомичёвой.
4 слайд символы Фомичёвой
Практика.
Пение звука А, У.
Параллельно с этой работой вводятся упражнения по вызыванию звукоподражания и работы с ритмами.
5 слайд Попевка «Это утка».
Практика. Попевка «Это утка».
Когда вводится согласный звук начинается работа над слогами.На необходимо иметь:
Для детей: наборы линеечек с кнопками.
6 слайд Линеечки с кнопками
Для педагога:
1. Схемы для отработки слогов.
2. Картинки слоги по Фомичёвой.
7 слайд Схемы для слогов
8 слайд Парные картинки по Фомичёвой
Практика. Введение звука М – Мотя. Т – стучат колёса. Пение.
Эта работа предваряет работу над словом.Нам нужны:
1. Классификация типов слов по А. Г. Марковой.
2. Карты с картинками для каждого класса.
9 слайд Карта для работы над словом.
Практика. Работа с картой на магнитной доске с магнитными фишками.
Когда у детей накапливается определённый словарный запас начинаем работать над фразой.
Новикова рекомендует начинать работы с манипуляций с игрушками.
1. Будем называть игрушки (составление их др. за др. и складывание их в коробку). Мы назвали все игрушки.
2. «Возьми». Будем брать игрушки. Вы взяли все игрушки.
3. «Положи». Будем складывать игрушки. Вы сложили все игрушки.
4. «Возьми». Будем говорить и выполнять. Мы с Васей будем говорить, а вы-выполнять.
5. «Положи». Теперь мы с Олей будем говорить, а вы – выполнять.
6. Будем находить игрушки. Логопед показывает одну картинку, называет и предлагает детям найти соответствующую игрушку.
–Миша! – Найди игрушку.
— Кто? –Вместе: миша! – поставьте на стол!
Вы правильно нашли все игрушки.
7. Будем находить картинки! Логопед показывает игрушку, называет и предлагает найти соответствующую картинку. – Зая! Покажите картинку! – Кто? –Вместе: зая!. Положите на стол. Вы нашли все картинки.
Пособие в 3-х частях «От слова к фразе».
10 слайд Пособие «От слова к фразе».
В данном альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному многократному упражнению детей и построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употребление её в речи.
Для этой работыберутся ранее усвоенные названия шести игрушек: кошка (киса, мишка (миша, петух (петя, заяц (зая, поросёнок (хрюша, кукла (ляля). На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т. е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов,обозначающих следующие действия: идёт, бежит, сидит, спит, едет, плывёт, летит.
Источник
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.
Предусматривает:
Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
Различение картинок животных, птиц и их детенышей, Понимание действий и признаков предметов;
Различение цвета, формы и величины предметов;
Выделение одной игрушки из нескольких;
Развитие конструктивного праксиса;
Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.
Занятие № 1. Лексическая тема «Семья».
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Рассматривание сюжетной картинки «Семья». — Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ): Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.
Занятие № 2. Лексическая тема: «Домашние животные».
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Все пальцы « скачут» по столу: По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки:
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Кошка» Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь. Игра «Помоги детенышу найти свою маму». Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные: лошадь ,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей. Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».
Занятие № 3. Лексическая тема: «Дикие животные».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.
Занятие № 4. Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе), Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой), Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу), Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала), Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга), Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.
Занятие № 5. Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки), Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»). Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).
2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»
6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).
7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.
8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Помоги зверюшкам попасть в теремок». Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.( большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.
Занятие № 6. Лексическая тема: «Игрушки».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Заводная машинка» Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль). Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов). Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек), Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу). Би-би-би!
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Игрушки» Таня с куклою играет. Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово «мама»). Буратино улыбается, Даже если удивляется. А улыбка до ушей, Хоть завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться). Вот воздушные шары. Шары большие, надувные. Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд). Стала Танечка играть, Куклам шарики кидать. Буратино шар поймал, Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!» Стал совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь). Посадила Таня Буратино на лошадку. Начал быстро он скакать, Его лошадь не догнать (цокать языком).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции : покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Колокольчики» Большой колокольчик поет вот так: дон-дон, Маленький: динь-динь, Средний: динь-дон. Угадай, кто поет (перечислить). Или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров). Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).
Занятие № 7. Лексическая тема: «Транспорт».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Транспорт» — автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. В морях корабли, ледоколы, суда. Они очень часто заходят сюда. (соединять с большим пальцем все остальные по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Помоги машинам разъехаться» (подуть на бумажные машинки, прикрепленные к нарисованной «улице»).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Какой бывает транспорт» Посмотрите: самолет отправляется в полет. Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит (прикусить широкий кончик языка и длительно произносить звук (л). Ну а это парашют. Вниз нас спустит в пять минут (высунуть изо рта широкий кончик языка в виде чаши и подуть на ватку на носу). По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель). По железной дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его). Путь проделали большой и приехали домой.
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Рассматривание парных картинок» (учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним признакам — транспортные средства).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Учить называть транспортные средства: машина, автобус, поезд, лодка, трактор и др.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра: на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Транспорт» — Давай послушаем звуки разных машин: У-у-у — самолет, Би-би — машина, Ту-ту — поезд. Что ты услышал? Произнести звукоподражания. (или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «Транспорт»).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Найди свое место» — транспортные средства (игрушки) нужно поставить в свой гараж (по цвету).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: Рисование гаража ( домик — квадрат, крыша — треугольник).
Занятие № 8. Лексическая тема: «Домашние птицы».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Петушок» Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.) Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»). Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга), Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с утенком»).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «На птичьем дворе» Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок, курица — цыпленок и т.д.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Отгадывание загадок. Он носом в землю постучит. Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный. Крикун неугомонный. (петух). Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (курица) Закричу я га-га-га, Налечу я на врага. А когда я обозлюсь. Больно за ноги щиплюсь (гусь). По водичке плавает, Громко крякает (утка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Домашние птицы» Угадай, кто кричал? (произнести звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «На птичьем дворе».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Голодные цыплята». Логопед: Нужно накормить цыплят червячками такого же цвета (бумажные желтые цыплята и червячки разного цвета).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».
Занятие № 9. Лексическая тема: «Человек- части тела».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Рисуем человечка» Точка, точка, запятая, (указательным пальцем на столе это нарисовать), Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги), Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал), Получился человечек.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Дети катаются с горки» (бумажное пособие для развития дыхания: нарисована горка, к ней ниточками прикреплены фигурки детей на санках).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Водичка- водичка» Водичка-водичка, Умой мое личико (потереть лицо ладонями), Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками), Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки), Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться) И кусался зубок (пощелкать зубами).
4. РАЗВ