Рабочие программы для развития логики и мышления ребенка
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
по развитию у дошкольников логического мышления «Умняш»
Возраст воспитанников: 4-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение (установление сходства или различия между объектами, абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Цель программы — создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Формировать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умение работать в парах.
Развивать детскую художественно – речевую деятельность, навыки речевого общения.
Информация о работе кружка:
Программа рассчитана на детей 4 -6 лет
Периодичность занятий -1 раз в неделю (с октября по апрель), 3 (4) раза в месяц, продолжительность одного занятия 25 минут.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
• Индивидуальная самостоятельная работа детей.
• Работа в парах.
• Групповые формы работы.
• Дифференцированная.
• Фронтальная проверка и контроль.
• Самооценка выполненной работы.
• Дидактическая игра.
• Соревнование.
Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
1. Системность и учёт возрастных особенностей детей.
2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление, с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Ожидаемые результаты дети должны уметь:
1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к загадкам;
3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование интереса к развивающим играм.
Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному — развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры, игры — головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Игры на освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций: счетные палочки, «Геоконт», «Чудо-крестики», «квадрат Воскобовича», «Колумбово яйцо», «Монольская игра», «Танграм», Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Интерактивная доска.
2. Учебный план
Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх и подвижных играх.
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИГРЫ |
сентябрь | 3 | Мониторинг: выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. |
октябрь | 1(1) | 1. «Счетные палочки» |
2(2) | 1. «Танграм» | |
3(3) | 1. «Колумбово яйцо» | |
4(4) | 1. «Загадки» | |
ноябрь | 1(5) | 1. «Азбука» |
2(6) | 1. «Блоки Дьенеша» | |
3(7) | 1. «Счетные палочки» | |
4(8) | 1. «Танграм» | |
декабрь | 1(9) | 1. «Блоки Дьенеша» |
2(10) | 1. «Колумбово яйцо» | |
3(11) | 1. «Пальчики актеры» | |
январь | 2(12) | 1. Загадки на развитие воображения |
3(13) | 1. «Листик, Монгольская игра» | |
4(14) | 1. Загадки на сообразительность | |
февраль | 1(15) | 1. «Режим дня» |
2(16) | 1. «Тайное письмо» | |
3(17) | 1. Интерактивная доска | |
4(18) | 1. «Что видит персонаж» | |
март | 1(19) | 1. Загадки на развитие воображения |
2(20) | 1. «Колумбово яйцо» | |
3(21) | 1. Блоки Дьенеша | |
апрель | 1(22) | 1. «Продолжи логический ряд» |
2(23) | 1. «Части суток» | |
3(24) | 1. «Критичность мышления» | |
4(25) | 1. «Выбери нужное» |
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
3. Основные принципы:
- самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
Стандарт позволяет решить основную цель — обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС нацеливает на решение следующих задач:
- сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда.
Методическое обеспечение
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Рабочая тетрадь 5-7 лет
3. Белошистая А.В. «Развитие логического мышления у дошкольников» Издательский центр: Владос, 2013г.
4. Ермилова А.В. «100 игр на развитие логического мышления» Издательство: Феникс, 2015г.
5. Андреева И.А. Развивающее пособие «Развиваем логику» Издательство: Букмастер, 2015г
6. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Математика
7. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Память и внимание
8. Н. Терентьева: 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление
9. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Штриховка и дорисовка
10. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Издательство: Детство – Пресс, 2014г.
Источник
Современный окружающий ребенка мир носит
постоянно изменяющийся, динамический характер.
Система образования должна способствовать тому,
чтобы ребенок получил такие знания, умения и
навыки, которые позволили бы ему успешно
адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество
образовательных программ для детского сада, и
учреждения имеют возможность выбрать ту, которая
отвечает их требованиям и интересам. В последнее
время актуальным является экологическое
направление, художественно-эстетическое и
интеллектуальное.
Уделяя внимание развитию сенсорных,
познавательных, математических и других
способностей детей, развитие логического
мышления отодвигается на второй план. В арсенале
воспитателей, педагогов-психологов не так много
методического и практического материала,
позволяющего углубленно работать над развитием
определенных способностей. Кроме того, последнее
время акценты делались на работу с детьми,
имеющими трудности в усвоении программы. Дети же,
имеющие высокий уровень познавательных
способностей, оставались без должного внимания.
Разработанная программа позволит устранить этот
недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей
стадией развития детского мышления. Достижение
этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к.
полноценное развитие логического мышления
требует не только высокой активности умственной
деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений
действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет,
и он достигнет стадии формально-логических
операций, когда его мышление приобретет черты,
характерные для мыслительных действий взрослых.
Начинать развитие логического мышления следует
значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По
мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних
внешних свойств вещей явно недостаточно. Они
вполне готовы к тому, чтобы постепенно
знакомиться не только с внешними, но и с
внутренними, скрытыми свойствами и отношениями,
лежащими в основе научных знаний о мире… Все это
принесет пользу умственному развитию ребенка
только в том случае, если обучение будет
направлено на развитие умственных способностей,
тех способностей в области восприятия,
образного мышления, воображения, которые
основываются на усвоении образцов внешних
свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в
дошкольный период, будут служить фундаментом для
получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди
этих навыков является навык логического
мышления, способность «действовать в уме».
Ребенку, не овладевшему приемами логического
мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат
времени и сил. В результате может пострадать
здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет
интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет
более внимательным, научится мыслить ясно и
четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться
на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит,
и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут
приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через
специальные игры и упражнения можно
сформировать умение детей самостоятельно
устанавливать логические отношения в окружающей
действительности. Работая с дошкольниками над
развитием познавательных процессов, приходишь к
выводу, что одним из необходимых условий их
успешного развития и обучения является
системность, т.е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и
усложняющимся содержанием, с дидактическими
задачами, игровыми действиями и правилами.
Отдельно взятые игры и упражнения могут быть
очень интересны, но, используя их вне системы,
нельзя достичь желаемого обучающего и
развивающего результата.
Цель программы – овладение детьми на
элементарном уровне приемами логического
мышления.
Задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям:
анализу, синтезу, сравнению, отрицанию,
классификации, систематизации, ограничению,
обобщению, умозаключениям. - Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции,
умение рассуждать, доказывать. - Воспитывать стремление к преодолению
трудностей, уверенность в себе, желания прийти на
помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение
детьми среднего дошкольного возраста приемами
логического мышления.
Способ проверки результатов работы:
обобщающие занятия после каждого раздела и 2
диагностики (промежуточная (январь) и итоговая
(май)) уровня усвоения операций логического
мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать,
обобщать, систематизировать предметы окружающей
действительности. - Умение ориентироваться в пространстве,
различать право-лево, верх и низ. - Умение детей запоминать, воспроизводить
усвоенный материал, доказывать, рассуждать. - Умение детей работать в парах, микрогруппах;
проявление доброжелательного отношения к
сверстнику, умение его выслушать, помочь при
необходимости.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5
лет, которые по результатам педагогической
диагностики имеют уровень развития мышления не
ниже среднего.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет
основными логическими операциями. Умеет
мысленно устанавливать сходства и различия
предметов по существенным признакам. Способен
объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет
мысленно делить целое на части и из частей
формировать целое, устанавливая между ними
связь. Ребенок находит закономерности в
явлениях, умеет их описывать. Может при помощи
суждений делать умозаключения. Способен
ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги. У ребенка достаточно большой словарный
запас, широкий спектр бытовых знаний. Он
наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован
в результатах своей работы. Владеет навыками
сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет
такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация. Умеет
мысленно устанавливать сходства и различия
предметов, но не всегда видит все их существенные
признаки. Умеет объединять предметы в группы, но
испытывает трудности в самостоятельном
распределении их по группам, т.к. не всегда
оперирует обобщающими понятиями. Деление целого
на части и наоборот вызывает затруднения, но с
помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в
явлениях, но способен составить описательный
рассказ о них. Затрудняется самостоятельно
делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный
словарный запас. Способен ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще
всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности
при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – учебный
год.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во
второй половине дня после дневного сна
продолжительностью 20 минут.
Количество детей – 10 человек.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Для достижения ожидаемого результата
целесообразнее придерживаться определенной структуры
занятий, например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового
материала. - Физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Разминка в виде загадки, знакомства со
сказочным персонажем позволяет активизировать
внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой
совокупность игр и упражнений, направленных на
решение поставленных задач данного занятия.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют
детям расслабиться, переключиться с одного вида
деятельности на другой, способствуют развитию
крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми
новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия
являются своеобразной рефлексией, логическим
окончанием проделанной работы и служат стимулом
для ее продолжения.
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий
(разделы соответствуют определенной логической
операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить
целое на части, устанавливать между ними связь;
учить мысленно соединять в единое целое части
предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары
(кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение
картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к
платью). Поиск противоположностей (легкий –
тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами
различной сложности. Выкладывание картинок из
счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание,
восприятие детей. Совершенствовать ориентировку
в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой
– маленький, длинный – короткий, низкий –
высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –
ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же»,
«самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих
картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или
несколько предметов из группы по определенным
признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только
красные флажки», «найди все некруглые предметы»
и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно
объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса,
расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими
понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи,
фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять
закономерности; расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты
(подобрать недостающую деталь, картинку).
Составление рассказа по серии картинок,
выстраивание картинок в логической
последовательности.
Классификация. Цель – учить
распределять предметы по группам по их
существенным признакам. Закрепление обобщающих
понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи
суждений делать заключение. Способствовать
расширению бытовых знаний детей. Развивать
воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и
отрицательного в явлениях (например, когда идет
дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо
то, что под дождем человек может промокнуть,
простудиться и заболеть). Оценка верности тех или
иных суждений («ветер дует, потому что деревья
качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование
занятий
Раздел, тема занятия | Кол-во | Цель, задачи | Материал |
Сравнение «В гостях у | 1 1 | – учить детей мысленно устанавливать | – игрушка-заяц, Незнайка, Кот в сапогах, – д/и «Найди отличия», – фигурные макароны, – трафареты (цветок, сапог) – счетные палочки, флажки альбомы, карандаши (на все занятия) – игры-шнуровки |
Обобщение «Витаминка | 2 1 | – учить детей | – изображения фруктов, овощей, |
Ограничение «В гостях у лисы» | 2 | – учить детей | – игрушка-лиса, |
Промежуточная диагностика | 2 | – оценить уровень владения детьми логическими операциями (сравнение, ограничение, обобщение) | С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Психолого-педагогическое обследование детей», «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой; «Скоро в школу» для детей 4-7 лет (наглядный и диагностический материал). |
Анализ-синтез «Ёжик-портной» | 1 | – учить детей | – игрушка-ёжик, |
Систематизация «Ученый Кот» | 2 1 | – учить детей | – игрушка-кот, мышка |
Классификация «Пчелка Майя» | 1 | – учить детей мысленно распределять | – изображение пчелки, |
Умозаключения «Да, но…» | 1 | – учить детей при | – изображение осьминога, птиц, Логика |
Диагностика | 2 | – оценить уровень развития логического мышления детей 4-5 лет | – «Скоро в школу» для детей 4-7 лет (наглядный и диагностический материал); –С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Психолого-педагогическое обследование детей»; «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой |
Методическое обеспечение
программы
Игры и упражнения на развитие логического
мышления являются средством достижения
заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду
необходимо сделать его интересным,
занимательным.
Занимательность умственного труда достигается
разными методами, среди которых на особом месте
стоит дидактическая игра, содержащая в себе
наибольшие возможности для развития умственной
деятельности детей, для развития
самостоятельности и активности их мышления. В
игровой форме сам процесс мышления протекает
быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности,
присущий этому возрасту. В игре ребенок
преодолевает трудности умственной работы легко,
не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять
поставленную перед ним задачу, действовать по
правилам, стремиться к результату, играть
самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней
сложности);
– игры на развитие пространственного
воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не
только тонкие движения рук и пространственные
представления, но и творческое воображение,
представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки
(активизируют деятельность мозга, развивают
мелкую моторику рук, способствуют развитию речи
и творческой деятельности).
Литература.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для
дошкольников. Ярославль, 1997. - Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа
мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru - Гурьянова Ю. Математические игры и
головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008. - Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для
дошкольников. М., 2008. - Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Светлова И. Логика. М., 2007.
Приложение
Источник