Пути развития способностей ребенка во внеурочной деятельности
Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
Форма проведения: семинар-практикум.
Этап подготовки.
1. Оформление родительского собрания: на плакате представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:
«Воспитание — это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)
«Великая трудность воспитания — это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, — это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».( А. Чехов)
2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:
Заповеди воспитания
• Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение — это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
• Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
• Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.
• Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.
• Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.
• Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать
• Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.
• Никогда не забывайте что воспитание — это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.
3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».
Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:
— Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?
— Наручные часы нашего классного руководителя!
— Кем ты будешь, когда вырастешь? .
— Знаменитым человеком!
— Почему ты так думаешь?
— Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.
Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…
— Когда собираешься делать уроки?
— После кино .
— После кино поздно!
— Учиться никогда не поздно!
Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!
— Почему ты целый день валяешься на диване? .
— Готовлюсь стать папой.
— Почему ты дома не открываешь учебник?
— Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!
— Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?
— А я градусник дома забыл!
4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей:
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не мо решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге — лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?
Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура — вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?
5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.
Анкета для учащихся.
1. Поддерживают тебя родители в учебе?
2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
5. Какой предмет был самым любимым
а) у твоей мамы, б) у твоего папы?
6. Назови, что в течение последней недели читали твои
а) мама, б) папа?
7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?
8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?
10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?
Анкета для родителей
1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?
6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?
7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?
8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учебе?
10. Любит ли ваш ребенок учиться?
Этап проведения.
Классный руководитель: Учеба наших детей — это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
Неумение сравнивать, находить аналогии.
Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
Низкая самооценка школьника.
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.
1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю — почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).
Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.
Приемы развития мыслительных способностей детей
Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.
Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.
Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно — два — три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.
Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.
Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.
Упражнение 4. «Исключение лишнею слова». Учит классифицировать по свойствам.
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.
Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.
Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка — это …» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.
Подведение итогов собрания.
Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).
Источник
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
- Личностный
- Познавательный
- Регулятивный
- Коммуникативный
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования ;
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные,
- логические,
- действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические — моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.
Так, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– снизить учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.
Я вам приведу два примера как мы работаем с первым классом.
Это уроки окружающего мира и внеурочная деятельность «Путешествие по стране этикета».
Учебные способности детей развиваются через познавательный интерес.
Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются из чего сделан обычный для них предмет и какими свойствами обладает.
Так, была у нас тема «Твой распорядок дня». Дети сами составляли свой распорядок дня и особое внимание обратили как надо правильно умываться. А умываться нужно обязательно с мылом. Рассматривали разные кусочки мыла, описывали его, нюхали.
Так, с помощью игры познаем неизвестный материал , развиваем способность работать в микрогруппах, учимся на основе опытов анализировать и делать самостоятельные выводы, развиваем связную речь, воображение, воспитываем культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.
И эту же тему продолжили на внеурочной деятельности. Прошел урок-игра «Да здравствует мыло душистое». В гости пришел сказочный персонаж Жалейкин, который помогал ставить опыт и экспериментировать.
Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем натереть мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка.
Опыт 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, переливается на свету). А теперь высыплем полученную стружку в стакан с водой и перемешаем ложкой. Что же получилось? Вода стала белая, мутная.
Опыт 3. Попробуйте взбить воду венчиком? Что получилось? Мыло превратилось в пену.
Опыт 4. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.
На этих уроках каждый ребенок получил возможность самостоятельно познать новый материал, удивиться и сделать вывод. Ребенок саморазвился путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то есть развил способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Источник