Провести тест на развитие ребенка

Провести тест на развитие ребенка thumbnail

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания — 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Читайте также:  Периоды нормального развития речи ребенка

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит.  Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует.  После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант — пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
  • Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Читайте также:  Развитие ребенка с ранним детским аутизмом

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.

Перейти к Списку Тестов

Источник

По рисункам человека любого возраста можно определить его настроение, переживания, особенности личности, психологические проблемы и уровень развития интеллекта. Тесты просты в проведении, интересны для ребёнка и информативны для взрослого.

✔»Рисунок человека»

Помогает определить индивидуальные особенности личности. На листе А4 предлагают нарисовать простым карандашом человека. В процессе рисования, также необходимо наблюдать за ребёнком что, он говорит, над чем задумывается, что стирает и т.д. Затем проводится беседа. Кто этот человек? Какое у него настроение? Что он делает? Он хороший или плохой? и т.д. Либо просят сочинить про него историю.

✔«Человек под дождём»

Тест подходит для детей от 9 лет и для взрослых. Выполняться может как в чёрно-белом варианте, так и цветном, завит от выбора ребёнка, на листе А4 (вертикально). Рисунок показывает внутреннею силу человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации.

✔ «Моя семья»

Можно применять уже с 4 лет. По рисунку можно определить отношения в семье, как себя чувствует в ней ребёнок, скрытые проблемы, отношение к каждому члену семьи. На листке А4 предлагают нарисовать семью, включая самого себя, по желанию можно добавить к рисунку, то что захочет малыш.

✔ «Динамический рисунок семьи»

Подходит старшим дошкольникам и школьникам. Помогает понять распределение ролей в семье глазами ребёнка. Может быть проведён в дополнении предыдущего теста. Ребёнку даётся задание на листе бумаги нарисовать свою семью чем-то занятыми (в действии).

«Три дерева»

Рисунок выполняется на листе А4 в горизонтальном положении. Необходимо нарисовать 3 дерева и сравнить их со своей семьёй.

✔»Дом — дерево — человек «

Подходит для детей и взрослых. Помогает определить уровень развития ребёнка, его личности и взаимоотношение с миром в целом.

Сначала предлагают малышу нарисовать красивый дом, затем дерево и только потом человека, всё на одном рисунке. Время, которое ушло на каждый элемент засекают. Главное условие — нарисовать как можно лучше.

✔»Несуществующее животное»

Подходит детям от 5 лет и взрослым. Позволяет исследовать особенности характера, скрытые эмоции, склонности и предпочтения. Одна из самых информативных методик.

Ребёнку предлагают придумать несуществующего животного, изобразить его на бумаге и придумать ему имя. После завершения рисунка, беседа. Где оно живёт? Почему так называется? Доброе оно или злое? Чем питается и т.д.

✔»Семья животных»

Подойдет детям с 4 лет и взрослым. Рисунок является прямой проекцией отношений в семье глазами ребёнка. Ему предлагается нарисовать свою семью в виде разных животных.

✔ «Слон»

Тест помогает оценить состояние человека (физическое, моральное, эмоциональное). Рисунок слона — это проекция самого себя.

✔»Кактус»

Подойдет для детей старше 3х лет. Исследуется эмоциональное состояние ребёнка. Возможно применения цветных карандашей — 8 шт («Люшеровские» цвета).

Задание: нарисовать кактус как представляешь. Дополнительных объяснений к заданию не должно быть.

«Дерево»

Рисунок дерева это проекция самого себя. Ребёнок может выбрать, чем он будет рисовать (простой карандаш или цветные, ручка, фломастеры). Лист А4 располагается вертикально. Задание — нарисовать дерево любое, которое больше всего нравится. Больше никаких объяснений не должно быть.

Все тесты показывают состояния ребенка и его отношение к окружающему миру в данный момент времени. Также нужно учитывать его возрастные особенности. В процессе выполнения тестов необходимо наблюдать за ребёнком: на высказывания, порядок рисования объектов, времени затраченных на них, и т.д. После окончания обсудить нарисованное.

Рисунок — это раскрывает внутренний мир ребёнка. Задача взрослого — правильно понять его и при необходимости помочь.

Вам может быть интересно:

О чём может рассказать детский рисунок

Воспитание сказкой

Как сделать детство для своего ребенка запоминающимся и счастливым. 69 идей

Источник

Если вы хотите понимать насколько ваш ребенок готов к школе, т.е. развились ли все психические процессы до нужного уровня, чтобы учиться, то можете самостоятельно выполнить с ним эти задания

В некоторых школах перед приемом проводят тесты на психологическую готовность к школе. Но в большинстве общеобразовательных школ этого не делают.

Эти тесты нужны не для того, чтобы принять решение взять или не взять ребенка в школу, а чтобы разобраться на каком уровне развития находятся психические процессы, и соответственно, какие сложности могут возникнуть при обучении и какую профилактику можно провести.

Если есть возможность, то можно просто прийти на прием к детскому психологу и он проведет диагностику ребенка и даст заключение.

Читайте также:  Уроки для развития ребенка от года

Если возможности нет, то предлагаю вам тесты, которые помогут провести диагностику самостоятельно и сделать примерные выводы.

В данному руководстве использована методика определения готовности к школе Ясюковой.

Задание 1. Запоминание слов

Попросите ребенка повторить слова с любом порядке.

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

Задание 2. Запоминание картинок

Покажите картинки на 25-30 секунд.

Попросите повторить, что он запомнил. В любом порядке.

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).

Задание 3. Лишнее слово

Попросите из 5 слов найти одно лишнее

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).

Задание 4. Аналогии

Попросите выбрать подходящее слово к вашей аналогии. Т.е. сначала вы называете два связанных между собой слова, например, «стол-скатерть», а затем предлагаете выбрать подходящее слово к слову «пол». Варианты — «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально — 4 балла).

Задание 5. Смысл предложения

Часть 1. Попросите послушать предложение и сказать правильное оно или нет

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Часть 2. Попросите прослушать предложение и вставить пропущенное слово

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Часть 3. Попросите закончить предложение

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки— 0,5 балла (максимально 8 баллов).

Задание 6. Лишняя картинка

Попросите в каждом ряду выбрать лишнюю картинку.

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Задание 7. Подбор пары

Попросите подобрать пару к картинке (из предложенных вариантов) по такому же принципу как и на первой картинке.

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально — 8 баллов).

Задание 8. Абстрактное мышление

Часть 1. Покажите картинку с холодильником. Спросите, для чего нужен холодильник. Попросите показать картинку на которой нарисовано то, для чего нельзя использовать холодильник. Не важно объяснение ребенка, почему он так ответил. Просто запишите его ответ.

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Часть 2. Покажите две верхние картинки. Попросите выбрать из трех картинок нижнего ряда такую, которая одновременно подойдет и к сове, и к желудям. Если ребенок называет верный ответ, то можно спросить почему. Правильный ответ: две ягодки— картинка 2

Тест из 8 заданий для определения психологической готовности ребенка к школе

Часть 3. Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот» или «котенок»?». Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Часть 4. Напишите на бумаге ряд цифр 2, 4, 6…. Спросите ребенка, какую цифру надо добавить.
Предложите варианты ответов: 5, 7, 8.

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально- 4 балла).

Результаты

Максимально ребенок может набрать за все упражнения 57 баллов.

Нормальным результатом для детей 6-7 лет будет считаться — 21 балл.

Высокий суммарный результат для дошкольника— более 26 баллов, низкий— менее 15 баллов.

Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании — 5–6 баллов, а в 7м — только 2 балла.

————

Подписывайтесь на канал психолога-профориентолога.

Приходите дружить в инстаграм.

Татьяна Харченко

Источник