Проверка ребенка 3 года
На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.
Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития
Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.
Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.
Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.
Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.
Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.
Как определить уровень психического развития детей: задания
Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.
Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:
- речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
- психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
- внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).
Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:
- недостаточная познавательная активность;
- нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
- избирательная активность с выбором отдельных игр;
- быстрая утомляемость.
В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.
Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей
Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.
Нормальные дети | Дети с задержками развития | |
Моторика | Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. | Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. | Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь. |
Интеллектуальная деятельность | Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. | Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков. |
Игровая деятельность | Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. | Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми. |
Умения | Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. | Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек). |
Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии
Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.
Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.
Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.
Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.
Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.
Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.
Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.
Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.
Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.
Источник
Содержание:
- Математика
- Развитие мышления
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- Знакомство с окружающим миром
Уважаемые родители! Имея собственные представления и наблюдения об интеллекте своего ребенка, тем не менее, многие из вас обеспокоены: как бы чего не упустить из виду. Ведь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей всего процесса.
Предлагаем вам некоторые тесты на определение уровня интеллекта и способностей вашего ребенка из книги Ю.Соколовой «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет» (М.: Эксмо, 2005). Советуем несколько раз в неделю уделять по 10-15 минут для подобных занятий.
Перед тем как объяснить ребенку задание, исключите из поля его внимания отвлекающие моменты (телевизор, радио и т. д.) и предложите выполнить все самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Ведь вы проверяете не свои способности, а ребенка. Только убедившись, что данное задание ему не под силу, похвалите ребенка за старание и выразите уверенность, что в другой раз все обязательно получится.
Таким образом, вы будете знать, с чем ребенок не справляется и над чем нужно поработать в его развитии. Если ваш ребенок достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями — его способности и умения соответствуют возрасту.
В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ — запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ — быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
МАТЕМАТИКА — находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ — называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.
Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.
Математика
Найди на страничке карандаши одинаковой толщины. Какого цвета тонкие карандаши, а какого цвета толстые?
Малыш должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по толщине.
Расскажи, каких предметов на странице много, а каких по одному. Какого они цвета? Каких кубиков больше: желтых или зеленых? Каких шариков больше: синих или красных?
Рассмотри картинку. Каких предметов много, а каких по одному? Покажи их и назови.
Малыш должен уметь пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывая их с существительными.
Развитие мышления
Рассмотри картинки, подбери пару к каждому предмету.
Ребенок должен уметь объяснять свой выбор.
Развитие памяти
Рассмотри первую картинку, расскажи, что на ней нарисовано, постарайся все запомнить.
Когда малыш запомнит рисунок, покажите ему следующую картинку.
Постарайся вспомнить, что изменилось на картинке.
Если малышу трудно ответить, предложите ему посмотреть на предыдущую картинку или задайте наводящие вопросы.
Развитие внимания
Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?
Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.
Знакомство с окружающим миром
Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.
Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.
[2 годa — 3 годa]
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
Источник
—Рубрики
- ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
- ЗДОРОВЬЕ детей (1)
- ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (8)
- ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (453)
- —— Игротека речевых игр (16)
- —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
- —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (5)
- —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
- ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (43)
- ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
- ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
- ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
- ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
- ——Новогодние поделки (34)
- ——Самые нужные игры + (27)
- ——Солнечные ступеньки (35)
- ——Шевелёв Математика все сборники+Умникам и умн (46)
- ——Экспресс-курсы + Развивающие занятия (39)
- ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (40)
- !!! ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (230)
- дидактические игры 1 (49)
- игры-ходилки (1)
- карточки по лексическим темам (32)
- кроссворды, ребусы (21)
- лото 1 (49)
- лото 2 (50)
- лото 3 (1)
- настольные игры (18)
- плакаты (5)
- !!! ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (253)
- развитие памяти (31)
- внимание (37)
- воображения (2)
- игры на праздники (1)
- коммуникативность (1)
- логического мышления 1 (45)
- логического мышления 2 (21)
- на развитие дыхания (5)
- обучающие игры (10)
- ориентировка в пространстве (12)
- пальчиковые (11)
- подвижные игры (14)
- развивающие (36)
- речевые игры по дороге в школу и детсад (37)
- сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
- сюжетно-ролевые игры (6)
- !!! ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
- + — ПОДГОТОВКА_ К_ШКОЛЕ + энциклопедии, словари (43)
- + — _Д_О_Ш_К_О_Л_Ь_Н_А_Я___П_Р_О_Г_Р_А_М_М_А (6)
- +дошкпрог АППЛИКАЦИЯ (4)
- +дошкпрог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (4)
- +дошкпрог ЛЕПКА (2)
- +дошкпрог МАТЕМАТИКА (49)
- дискалькулия (1)
- +дошкпрог МАТЕМАТИКА 2 (50)
- +дошкпрог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (25)
- +дошкпрог ПИСЬМО (67)
- графомоторика (31)
- разное (3)
- прописи детские (34)
- +дошкпрог РЕЧЬ (134)
- игры со словами 1 (42)
- развитие речи (19)
- словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
- словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (20)
- +дошкпрог РЕЧЬ 2 (11)
- +дошкпрог РИСОВАНИЕ (51)
- +дошкпрог ЧТЕНИЕ (46)
- разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (7)
- +дошкпрог ЧТЕНИЕ 2 (62)
- разное (25)
- грамматический строй речи (14)
- слоговой, звуковой анализ слова (24)
- +ФОНЕМАТИКА (31)
- .-развитие фонематического слуха (22)
- .-развитие слухового внимания (3)
- .-развитие слуховой памяти (2)
- .-фонематическое восприятие (9)
- +Н_А_Ч_А_Л_Ь_Н_А_Я_____Ш_К_О_Л_А_ (218)
- все предметы (матем, русск, иняз, окрмир) (25)
- развитие речи (12)
- разное (3)
- скорочтение (20)
- иностранный язык (19)
- дисграфия, письмо (16)
- математика (50)
- математика 2 (22)
- окружающий мир (3)
- русский язык (38)
- учебники (15)
- чтение (5)
- —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (9)
- ….——ПОДЕЛКИ (145)
- аппликация (2)
- из бумаги (15)
- из пластилина, солёного теста (12)
- из природного материала (18)
- к Новому году (49)
- к Новому году 2 (35)
- к празднику (1)
- конфетные букеты (4)
- рукоделие разное (2)
- ….——ПОСОБИЯ своими руками (20)
- …УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка (238)
- .. закрытое (Д.Д.Д0 (18)
- .развитие речи (40)
- .развитие речилексические темы (43)
- .развитие речиматериалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
- артикуляционная гимнастика (24)
- биоэнергопластика (8)
- дыхательная гимнастика (7)
- звуковые таблицы (2)
- кинезиология (34)
- логопедический массаж (10)
- постановка и автоматизация звуков 1 (49)
- постановка и автоматизация звуков 2 (5)
- эйдетика (3)
- ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
- тесты для 1 — 3 лет (8)
- тесты для 4 лет (13)
- тесты для 5 лет (10)
- тесты для 6 лет (14)
- тесты для 7 лет (15)
- ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (25)
- .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (32)
- ==========другие (1)
- МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
- НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
- .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
- ??? РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
- карточки Домана (7)
- ВАЖНОЕ 1 (49)
- ВАЖНОЕ 2 (50)
- ВАЖНОЕ 3 (48)
- ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (72)
- весна (2)
- время определяем (8)
- время суток (11)
- все времена года (37)
- дни недели (12)
- зима (7)
- лето (3)
- осень (1)
- распорядок дня (14)
- ГЛЕБУ (30)
- КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (9)
- КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
- КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (21)
- настольный театр (15)
- пальчиковый театр (1)
- театр теней (2)
- тканевый, лепка (4)
- фланелеграфовый (4)
- КУЛИНАРНОЕ (20)
- МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
- МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
- логоритмика (22)
- музыкальные игры (2)
- обучение музыкальной грамоте (2)
- ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (29)
- вяжем детям (5)
- для кукол (8)
- карнавальные костюмы (6)
- причёски для внуков (3)
- шьём детям (8)
- ПОЗДРАВЛЕНИЯ (1)
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
- ПСИХОЛОГИЯ детская (60)
- нейропсихология (10)
- часть 1 (35)
- часть 2 (15)
- РАСКРАСКИ (21)
- азбука, алфавит (2)
- обучающие, тематические раскраски (14)
- раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
- раскраски-прописи (графомоторика) (4)
- САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (54)
- онлайн обучение (6)
- СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
- аудио, видео, флеш (1)
- мультики, диафильмы (2)
- печатные (7)
- СТИХИ, ЗАГАДКИ (29)
- приёмы для запоминания (11)
- УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (26)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (19)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
- УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
- ФИЗМИНУТКА (5)
- физминутки (3)
- ю- КОМП (21)
- Любаша Каргина (10)
- разное (1)
- Ю-РАЗНОЕ (16)
- Я — (закрытое) для с-ний (13)
- Я — рамочки (40)
- Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
- Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
- я-пппппппппп (3)
- Я-хлам (27)
- ЯЯЯ-GGG (6)
- ___НАЙТИ ПОЛЕЗлитературу (4)
- ___РАСПЕЧАТАТЬ (68)
- Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
- ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО!!! (36)
- ___РАССМОТРЕТЬ (26)
- ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
- ___СКАЧАТЬ (13)
- ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)
—Статистика
Создан: 28.04.2017
Записей: 2394
Комментариев: 894
Написано: 3484
Источник