Протокол педсовета развитие способностей ребенка
Ольга Задорожная
Протокол педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Протокол №2
педагогического совета – деловая игра
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
от ___
присутствовало: 30 человек
отсутствовало: 2 человека
Подготовка к педагогическому совету:
1. Консультации для педагогов «Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ» (младший, средний, старший дошкольный возраст, «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДО»
2. Тематическое изучение «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности»
3. Семейный конкурс фотогазет «Домашняя лаборатория»
Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
заведующая ДОУ
2. Вступительное слово «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО».
заведующая ДОУ
3. Об итогах тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности»
старший воспитатель
4. Деловая игра «Что? Где? Почему?»
старший воспитатель
По первому вопросу заслушали ___, заведующую ДОУ. Она отметила, что решения предыдущего педагогического совета были выполнены.
По второму вопросу заслушали ___, заведующую ДОУ, она отметила, что познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
___ выделила мысль о том, что веденные ФГОС ДО направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности; проговорила целевые ориентиры ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие».
По третьему вопросу заслушали ___, старшего воспитателя, она ознакомила педагогов с результатами тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности» (справка прилагается). В справке дана оценка предметно-развивающей среды для детского экспериментирования, анализ открытых показов ООД, анкетирование родителей и подведение итогов семейного конкурса фотогазет «Домашняя лаборатория». ___ дала рекомендации всем педагогам и отметила о необходимости провести открытый показ ООД в группах №2,8 и группе №2 создать центр по детскому экспериментированию.
Педагогам групп №4,6,7,8,9,10 были вручены грамоты за победу в смотре-конкурсе «Лучший центр по детскому экспериментированию».
По итогам смотра-конкурса победителями стали:
в младшем звене:
1 место – средняя группа №9
2 место – младшая группа №6
3 место – младшая группа №4
в старшем звене:
1 место – подготовительная группа №11
2 место – старшая группа №10
3 место – подготовительная группа №7 подготовительная группа №8
В завершении педагогического совета —, старший воспитатель, организовала интерактивную деловую игру для педагогов «Что? Где? Почему?». На каждом слайде педагогивыполняют задание в микрогруппах:
1. Найди отличие «Опыт или эксперимент?» — правильное определение данных понятий;
2. Составь правильную структуру эксперимента – педагоги составляют правильную структуру эксперимента из предложенных вариантов;
3. «Творческая лаборатория» — педагоги в микрогруппах придумывают эксперименты согласно структуре в соответствии с их набором материалов и презентуют их другим участникам.
Набор 1 – магнит, скрепки, пуговицы, бумага, фломастеры, вода.
Набор 2 – пакет, воздушный шарик, свечка, спички, трубочки, шприц.
Набор 3 – бумага, вода, гуашь, ватные диски, ватные палочки.
4. Игра-синквейн на тему «Эксперимент».
Решение:
1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Срок: в течение года
Ответственные: старший воспитатель
2. Принять к исполнению рекомендации по итогам тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности»
Срок: 15.12.2018г
Ответственные: старший воспитатель
3. Включить в план группового родительского собрания мастер-класс для родителей «Экспериментируем дома».
Срок: 15.12.2018г
Ответственные: старший воспитатель,
педагоги групп
4. В первой группе раннего возраста №2 создать центр по детскому экспериментированию.
Срок: 15.12.2018г
Ответственные: воспитатель
5. Провести открытый показ ООД по экспериментальной деятельности в группах №2,8 (срок – 15.12.2018)
Срок: 15.12.2018г
Ответственные: педагоги групп
Источник
Протокол №2
заседания педагогического совета МБДОУ д/с №1 г. Турана
от 20.12.2016 года
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей с использованием современных форм организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС ДО».
Форма проведения: Деловая игра «Педагогический пробег»
Цель: повышение педагогического мастерства воспитателей.
Присутствуют – 11 человек.
Отсутствуют – 1 человек
(уважительная причина)
Повестка дня:
1. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по ФЭМП». Результаты смотра-конкурса «На лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию».
2. Доклад «Требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников» – воспитатель Кара – Сал Д.А.
3. Деловая игра «Педагогический пробег».
4. Решение педсовета.
Ход педсовета.
1. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по ФЭМП».
В детском саду на должном уровне проводится работа по формированию элементарных математических представлений: воспитатели ДОУ в течение дня организуют различные мероприятия, в том числе и математического содержания. Начиная со второй младшей группы, еженедельно проводится НОД по ФЭМП, а в подготовительной к школе группе два раза в неделю. Также организуются дидактические игры, которые помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, решению занимательных задач, закрепление навыков количественного и порядкового счета, развитие логического мышления. Дидактические игры организуются и направляются воспитателями, дети же редко играют в них по собственному желанию. В связи с этим стало необходимым в ДОУ организовать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из потребностей и интересов. Для этого был объявлен конкурс «Лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию», т. е. наличие в группах математических уголков.
Математический уголок — это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место, которое предоставляет детям возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Созданию уголков предшествовали консультации на темы: «Использование дидактических игр для ФЭМП», «Создание обогащенной познавательно-речевой среды в группах», что помогло педагогам подобрать игровой материал в игровые зоны и подало различные идеи в оформлении математических уголков.
Жюри оценивало математические уголки в соответствии с критериями, изложенными в положении о проведении конкурса. Критериями конкурса являлись:
— разнообразие и достаточное количество дидактических игр, их эстетическое оформление;
— разнообразие и достаточное количество счетного демонстрационного и раздаточного материала;
— разнообразие занимательного математического материала (картотека математических загадок, пословиц, математических считалок, математические развивающие и интеллектуальные игры).
Для 1 младшей группы:
— Наличие в группе разнообразного дидактического и наглядного материала по сенсорному воспитанию:
— Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
— Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
— Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
В дальнейшей работе необходимо продолжать накапливать материал, необходимый для занятий по формированию элементарных математических представлений, в средней и старшей «Б» группе нужно обновить картотеку с математическими задачками, считалками, а также пополнить уголок раздаточным и демонстрационным материалом. Результаты смотра-конкурса «На лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию».
По итогам конкурса были получены следующие результаты:
1 место — воспитатель Себрова С.Ю. – подготовительная группа, воспитатели Сосновских Д.В. и Ондар М.С. — 2 место, третье место — Кашкарова О.В. , Барсукова Т.С.
2. Доклад «Требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников» – воспитатель Кара – Сал Д.А.
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.
Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, я закрепляю в режимных моментах.
Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.
В утренний промежуток времени я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.
Прогулки и экскурсии — богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращаю внимание на количество предметов, размерные отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.
Вместе с детьми играем в подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.
Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Использую интерактивные игры математического содержания, которые провожу в вечернее время. Сделала вывод, что благодаря этим играм, дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; у них быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.
Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом. Так математика проникает в различные образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет. Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.
Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.
Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.
Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование задачек — шуток, головоломок, загадок, ребусов, когда дети настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью. Это «Геометрическая мозаика», «Лего», счетные палочки, «Страна математика», «Математическое домино», серия игр «Удивительные прищепки» — универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.
Осуществляя деятельность в данном направлении, приходим к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.
У воспитанников формируются такие результаты: усидчивость, самостоятельность при выполнении практических действий. Повышается концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.
3. Деловая игра «Педагогический пробег».
I Остановка «Отвечай-ка».
1.Назовите формы досуговой деятельности в дошкольном учреждении. (Праздники, развлечения, самостоятельная художественная деятельность, выставки, просмотры видео, прослушивание аудиозаписей, театрализованные и сюжетно-ролевые игры детей и т.д.)
2. Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т.д.)
3. Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
4. Назовите приёмы, используемые на занятиях по ФЭМП
5. Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей)
6. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать вместе с корзиной).
II Остановка «Угадай-ка» (кроссворд)
По вертикали:
- Вопрос (обычно математического характера), требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий.
- Одно из того, что есть в задаче.
- Непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
- Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
- Наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.
- Автор популярной методики, которая широко используется педагогами для всестороннего и творческого развития детей.
- Доля некоего целого.
- Предмет (линейка, сосуд и т.п.), служащий для измерения кого-либо, чего-либо.
- Система знаков для записи конкретных значений чисел.
- Непохожесть, несовпадение признаков и свойств каких-либо объектов, разница, несходство между кем-чем-нибудь
- То в предметах и явлениях, что подлежит измерению и счету.
- Разновидность игры — головоломки, какая-либо структура, состоящая из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик).
- Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов.
По горизонтали:
1. Головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают
определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры
(изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода.
2. Линия движения в какую-либо сторону, к какому-либо месту.
3. Внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.
4. Правильный, разумный ход рассуждений, умозаключений.
5. Способность ориентироваться.
6. Инструмент, состоящий из двух соединённых с одного конца ножек и
служащий для черчения окружностей и дуг, измерения незначительных
расстояний и т. п.
7. Основное понятие математики, используемое для количественной
характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей.
8. Правильный четырёхугольник, у которого все углы и стороны равны.
9. Одно из основных математических понятий, отражающее идею измерения меняющихся объектов.
10. Автор, именем которого назван набор счетных палочек (другое название — «числа в цвете», «цветные палочки») 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см.
Ответы на кроссворд:
По вертикали: 1. Задача. 2. Условие. 3. Головоломка. 4. Ребус. 5. Математика.
6. Воскобович . 7. Часть. 8. Мерка. 9. Цифра. 10. Различие. 11. Количество. 12. Лабиринт. 13.Мозаика.
По горизонтали: 1.Танграм. 2. Направление. 3. Форма.4. Логика. 5. Ориентировка.
6. Циркуль. 7. Число. 8. Квадрат. 9.Величина. 10.Кюизенер.
III «Остановка» «Фольклорная математика» — предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин)
Примерный перечень пословиц:
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут.
IV Остановка «Музыкальная» — предлагается вспомнить песни, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт песен за определённое время (5 мин)
4. Решение педсовета:
1. Продолжать накапливать материал, необходимый для занятий по формированию элементарных математических представлений, в работе с детьми по ФЭМП использовать инновационные технологии.
Срок: постоянно, все педагоги.
2. Обновить картотеку с математическими задачками, считалками, в средней и старшей «Б» группе.
Срок: до 25 декабря, педагоги средней и старшей «Б» групп.
3. Планировать математические проблемно-поисковые ситуации с детьми в течение дня.
Срок: постоянно, все педагоги.
Источник