Протокол педсовета развитие способностей ребенка

Ольга Задорожная
Протокол педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Протокол №2

педагогического совета – деловая игра

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

от ___

присутствовало: 30 человек

отсутствовало: 2 человека

Подготовка к педагогическому совету:

1. Консультации для педагогов «Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ» (младший, средний, старший дошкольный возраст, «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДО»

2. Тематическое изучение «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности»

3. Семейный конкурс фотогазет «Домашняя лаборатория»

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

заведующая ДОУ

2. Вступительное слово «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО».

заведующая ДОУ

3. Об итогах тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности»

старший воспитатель

4. Деловая игра «Что? Где? Почему?»

старший воспитатель

По первому вопросу заслушали ___, заведующую ДОУ. Она отметила, что решения предыдущего педагогического совета были выполнены.

По второму вопросу заслушали ___, заведующую ДОУ, она отметила, что познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

___ выделила мысль о том, что веденные ФГОС ДО направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности; проговорила целевые ориентиры ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие».

По третьему вопросу заслушали ___, старшего воспитателя, она ознакомила педагогов с результатами тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности» (справка прилагается). В справке дана оценка предметно-развивающей среды для детского экспериментирования, анализ открытых показов ООД, анкетирование родителей и подведение итогов семейного конкурса фотогазет «Домашняя лаборатория». ___ дала рекомендации всем педагогам и отметила о необходимости провести открытый показ ООД в группах №2,8 и группе №2 создать центр по детскому экспериментированию.

Педагогам групп №4,6,7,8,9,10 были вручены грамоты за победу в смотре-конкурсе «Лучший центр по детскому экспериментированию».

По итогам смотра-конкурса победителями стали:

в младшем звене:

1 место – средняя группа №9

2 место – младшая группа №6

3 место – младшая группа №4

в старшем звене:

1 место – подготовительная группа №11

2 место – старшая группа №10

3 место – подготовительная группа №7 подготовительная группа №8

В завершении педагогического совета —, старший воспитатель, организовала интерактивную деловую игру для педагогов «Что? Где? Почему?». На каждом слайде педагогивыполняют задание в микрогруппах:

1. Найди отличие «Опыт или эксперимент?» — правильное определение данных понятий;

2. Составь правильную структуру эксперимента – педагоги составляют правильную структуру эксперимента из предложенных вариантов;

3. «Творческая лаборатория»педагоги в микрогруппах придумывают эксперименты согласно структуре в соответствии с их набором материалов и презентуют их другим участникам.

Набор 1 – магнит, скрепки, пуговицы, бумага, фломастеры, вода.

Набор 2 – пакет, воздушный шарик, свечка, спички, трубочки, шприц.

Набор 3 – бумага, вода, гуашь, ватные диски, ватные палочки.

4. Игра-синквейн на тему «Эксперимент».

Решение:

1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Срок: в течение года

Ответственные: старший воспитатель

2. Принять к исполнению рекомендации по итогам тематической проверки «Состояние работы с дошкольниками по организации опытно-исследовательской деятельности»

Срок: 15.12.2018г

Ответственные: старший воспитатель

3. Включить в план группового родительского собрания мастер-класс для родителей «Экспериментируем дома».

Срок: 15.12.2018г

Ответственные: старший воспитатель,

педагоги групп

4. В первой группе раннего возраста №2 создать центр по детскому экспериментированию.

Срок: 15.12.2018г

Ответственные: воспитатель

5. Провести открытый показ ООД по экспериментальной деятельности в группах №2,8 (срок – 15.12.2018)

Читайте также:  Средства и условия развития ребенка

Срок: 15.12.2018г

Ответственные: педагоги групп

Источник

Протокол  №2

заседания педагогического совета МБДОУ д/с №1 г. Турана

от 20.12.2016 года

Тема: «Развитие интеллектуальных  способностей детей с использованием современных форм организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС ДО».

Форма проведения: Деловая игра «Педагогический пробег»

Цель: повышение педагогического мастерства воспитателей.

Присутствуют – 11 человек.

                                                                              Отсутствуют – 1 человек

(уважительная причина)

Повестка дня:

1. Итоги тематического контроля «Состояние   работы в ДОУ по  ФЭМП». Результаты смотра-конкурса «На лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию».

2. Доклад «Требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников» – воспитатель   Кара – Сал Д.А.

3. Деловая игра «Педагогический пробег».  

4. Решение педсовета.

Ход педсовета.

1. Итоги тематического контроля «Состояние   работы в ДОУ по  ФЭМП».

В детском саду на должном уровне проводится работа по формированию элементарных математических представлений:   воспитатели  ДОУ в течение дня организуют  различные мероприятия, в том числе и математического содержания. Начиная со второй младшей группы, еженедельно проводится НОД по  ФЭМП, а в подготовительной к школе группе два раза в неделю. Также организуются  дидактические игры, которые  помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, решению занимательных задач, закрепление навыков количественного и порядкового счета, развитие логического мышления. Дидактические игры организуются и направляются воспитателями, дети же редко играют в них по собственному желанию.  В связи с этим стало необходимым в  ДОУ   организовать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из потребностей и интересов. Для этого был объявлен   конкурс «Лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию», т. е. наличие в группах математических уголков.

         Математический уголок — это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место, которое предоставляет детям возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

   Созданию уголков предшествовали консультации на темы: «Использование дидактических игр для ФЭМП», «Создание обогащенной познавательно-речевой среды в группах», что помогло педагогам подобрать игровой материал в игровые зоны и подало различные идеи в оформлении математических уголков.

Жюри оценивало математические уголки в соответствии с критериями, изложенными в положении о проведении конкурса. Критериями конкурса являлись:  

— разнообразие и достаточное количество дидактических игр, их эстетическое оформление;

— разнообразие и достаточное количество счетного демонстрационного и раздаточного материала;

— разнообразие занимательного математического материала  (картотека математических загадок, пословиц, математических считалок, математические развивающие и интеллектуальные игры).

Для 1 младшей группы:

 — Наличие в группе разнообразного дидактического и наглядного материала по сенсорному воспитанию:

— Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;

— Наглядный материал по сенсорному воспитанию;

— Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

         В дальнейшей работе необходимо продолжать накапливать материал, необходимый для занятий по формированию элементарных математических представлений, в средней и старшей «Б» группе нужно обновить картотеку с математическими задачками, считалками, а также пополнить уголок раздаточным и демонстрационным материалом. Результаты смотра-конкурса «На лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию».

        По итогам  конкурса были получены следующие результаты:

1 место  —   воспитатель Себрова С.Ю. – подготовительная группа, воспитатели Сосновских Д.В. и  Ондар М.С. —  2 место, третье место  —  Кашкарова О.В. , Барсукова Т.С.

2. Доклад «Требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников» – воспитатель   Кара – Сал Д.А.

         В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Читайте также:  Этапы развития ребенка после рождения

           Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.

          Математическое развитие осуществляется  в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками.   Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные  детьми, я  закрепляю   в режимных моментах.

          Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.

          В утренний промежуток времени   я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.

         Прогулки и экскурсии — богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок  обращаю внимание на количество предметов,     размерные  отношения между  объектами, ориентировку в пространстве и времени.

 Вместе с детьми играем  в подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.

            Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды.   Использую интерактивные игры математического содержания, которые провожу в вечернее время. Сделала вывод, что благодаря этим играм,    дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; у них быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. 

        Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь  объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется   на протяжении всего дня:  утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом. Так  математика проникает   в различные образовательные области.

           Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.  Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.  

           Математическое содержание  неразрывно связано с детским конструированием, которое   носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

                Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование  задачек — шуток, головоломок, загадок, ребусов, когда дети настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

            В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью. Это «Геометрическая мозаика», «Лего», счетные палочки,  «Страна математика», «Математическое домино», серия игр «Удивительные прищепки» — универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

         Осуществляя деятельность в данном направлении, приходим  к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

           У   воспитанников  формируются такие  результаты:    усидчивость, самостоятельность при выполнении практических действий. Повышается концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

3. Деловая игра «Педагогический пробег».

 I Остановка «Отвечай-ка».

1.Назовите формы досуговой деятельности в дошкольном учреждении. (Праздники, развлечения, самостоятельная художественная деятельность, выставки, просмотры видео, прослушивание аудиозаписей, театрализованные и сюжетно-ролевые игры детей и т.д.)

2.  Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т.д.)

Читайте также:  Ребенок плод 2 недели развитие

3.  Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
4. Назовите приёмы, используемые на занятиях по ФЭМП

5. Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей)

6. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать вместе с корзиной).

II Остановка «Угадай-ка» (кроссворд)

По вертикали:

  1. Вопрос (обычно математического характера), требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий.
  2. Одно из того, что есть в  задаче.  
  3. Непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
  4. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
  5. Наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.
  6. Автор популярной  методики, которая широко используется педагогами  для всестороннего и творческого развития детей.
  7. Доля некоего целого.
  8. Предмет (линейка, сосуд и т.п.), служащий для измерения кого-либо, чего-либо.
  9. Система знаков для записи конкретных значений чисел.
  10.  Непохожесть, несовпадение признаков и свойств каких-либо объектов,  разница, несходство между кем-чем-нибудь  
  11.  То в предметах и явлениях, что подлежит измерению и счету.  
  12.  Разновидность игры — головоломки,  какая-либо структура, состоящая из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик). 
  13.  Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов.

По горизонтали:

   1. Головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают

        определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры

        (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода.

  2. Линия движения в какую-либо сторону, к какому-либо месту.

  3.  Внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.

  4. Правильный, разумный ход рассуждений, умозаключений.

  5. Способность ориентироваться.

  6. Инструмент, состоящий из двух соединённых с одного конца ножек и

        служащий для черчения окружностей и дуг, измерения незначительных

        расстояний и т. п.

  7. Основное понятие математики, используемое для количественной

         характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей.

  8. Правильный четырёхугольник, у которого все углы и стороны равны.

  9.  Одно из основных математических понятий, отражающее идею измерения меняющихся объектов.

  10. Автор, именем которого назван  набор счетных палочек (другое название  — «числа в цвете», «цветные палочки») 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см.

Ответы на кроссворд:

По вертикали: 1. Задача. 2. Условие. 3. Головоломка. 4. Ребус. 5. Математика.

6. Воскобович . 7. Часть. 8. Мерка. 9. Цифра. 10. Различие. 11. Количество. 12. Лабиринт. 13.Мозаика.

По горизонтали: 1.Танграм. 2. Направление. 3. Форма.4. Логика. 5. Ориентировка.

6. Циркуль. 7. Число. 8. Квадрат. 9.Величина. 10.Кюизенер.

III  «Остановка» «Фольклорная математика» — предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин)
Примерный перечень пословиц:
•    Один ум хорошо, а два – лучше.
•    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
•    Старый друг лучше новых двух.
•    Знать, как свои пять пальцев.
•    Семь бед – один ответ.
•    Семеро одного не ждут.

IV Остановка «Музыкальная» — предлагается вспомнить песни, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт песен за определённое время (5 мин)

4. Решение педсовета:

1.   Продолжать накапливать материал, необходимый для занятий по формированию элементарных математических представлений,  в работе с детьми по ФЭМП использовать инновационные технологии.

Срок: постоянно, все педагоги.

2.    Обновить картотеку с математическими задачками, считалками, в средней и старшей «Б» группе.

 Срок: до 25 декабря, педагоги средней и старшей «Б» групп.

3.    Планировать математические проблемно-поисковые ситуации с детьми в течение дня.

Срок: постоянно, все педагоги.

Источник