Протокол дефектологического обследования для ребенка с зпр 5 лет

Протокол дефектологического обследования для ребенка с зпр 5 лет thumbnail

Дата рождения________________________________________________________________ Домашний адрес_______________________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от______________________________________ Заключение ПМПК____________________________________________________________

Диагноз специалистов_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

I. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

Основные цвета и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый, белый, серый, черный —

узнавание,

соотнесение,

называние,

выделение цвета в окружающей среде.

Восприятие формы

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб –

узнавание,

соотнесение,

называние,

выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении.

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус —

узнавание,

соотнесение,

называние,

выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении.

Восприятие величины

Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания.

Включение предмета в ряд по величине.

Умение различать и словесно обозначает величины предметов:

— большой – маленький,

— высокий – низкий,

-длинный — короткий,

-широкий – узкий,

-толстый – тонкий.

Часть и целое

Составление целого изображения из 4х частей.

Изображения разных модальностей

Сличение и соотнесение реального предмета с:

— реальным цветным,

-силуэтным,

-контурным изображениями.

Наложенные и зашумленные изображения

Узнавание и называние 4-5 средних наложенных контуров знакомых предметов;

Узнавание и называние 4-5 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне (средняя степень зашумления).

Осязательное восприятие

Узнавание и нахождение по названию различных поверхностей 5 видов:

— гладкое,

— шершавое,

— пушистое,

— колючее,

— ребристое.

Мыслительная деятельность

Наглядно – действенное мышление

Наглядно – образное мышление

Наглядно – образное мышление

с элементами логического

Словесно-логическое мышление

Умение располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Умение раскладывать сюжетные картинки в правильной последовательности согласно сюжету.

Установление причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок;

Способность соотнесения частей и целого и их пространственного расположения (разрезанные картинки).

Умение проводить соотносительный анализ изображений, находить сходства и различия предметов, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по заданному основанию, в одну группу на основе общих признаков.

Умение выделять «лишний» предмет среди предъявленных, объединяя их по общему признаку.

Умение делать обобщения по существенному признаку, называть обобщающее слово.

Группировка знакомых предметов по существенному признаку без опоры на наглядность.

Исключение четвертого «лишнего» предмета без опоры на наглядность.

Разгадывание загадок.

Объяснение пословиц.

Внимание, память

Произвольное внимание

Зрительная память

Слуховая память

Найди отличия:

— в предметах,

-в сюжетных картинках.

Найди такой же предмет.

Скажи, что изменилось.

Запомни и назови из 7-8 предъявленных картинок (норма 5-6 слов).

Назови исчезнувший предмет.

Конструирование из палочек по памяти.

Повторение названных слов (норма 5 слов из 8-и).

Заучивание короткого стихотворения

А. Барто «Я люблю свою лошадку».

Элементарные математические представления

Счет и количество

Счет на конкретном материале:

-количественный счет до 5, до 10.

-обратный счет от 5;

-счет от заданного числа до 5;

-порядковый счет до 5.

Понимание понятий:

«один — много»,

«столько-сколько»,

«много – мало — нет ничего ( пусто)».

Умение соотносить число и количество.

Зрительное сравнение множеств (больше, меньше, равно).

Сравнение множеств путем подсчета.

Понимание понятий «больше — меньше на 1» .

Решение арифметических задач в пределах 5:

— с открытым результатом (задачи – драматизации);

— с закрытым результатом;

— задач – иллюстраций.

Знание цифр:

-различает до 5/10,

— называет до 5/10,

-соотносит с количеством предметов (до 5).

Ориентировка в пространстве и во времени

Ориентировка на себе

Показывать части своего тела.

Называть части своего тела.

Определять их пространственное расположение:

-спереди — сзади,

-вверху – внизу,

-сбоку,

-над – под,

-справа – слева.

Использовать в речи пространственные термины (грудь – впереди, спина – сзади и т.д.).

Макроориентировка

Различать и обозначать пространственные направления относительно себя:

-справа – слева,

-впереди – сзади,

-вверху – внизу,

-далеко – близко;

Передвигаться в названном направлении.

Словесно обозначать его.

Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Обозначать словами положение предмета по отношению к себе.

Понимание предлогов, обозначающих пространственные понятия: НА, В, ПОД, НАД, ЗА, У, ОКОЛО, МЕЖДУ.

Микроориентировка

Ориентироваться на плоскости бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине.

Читайте также:  Торт на день рождения ребенку 5 лет девочке

Временные представления

Знание и называние частей суток.

Определение их последовательность с опорой на наглядность.

Определение временных понятий: раньше, позже, вчера, сегодня, завтра.

Знание дней недели.

Определение и называние времени года времени года с опорой на наглядность.

Знание характерных признаков каждого времени года.

Знание названий месяцев и текущего месяца.

Особенности речи

Регулирующая функция речи

Особенности фразовой речи

Связная речь

Понимание словесной инструкции.

Наличие фразовой речи.

Вопросно-ответная фразовая речь.

Самостоятельная фразовая речь.

Умение составить рассказ по малосюжетной картинке.

Умение составить рассказ по серии картинок.

Сформированность грамматического строя речи.

Сформированность фонетической стороны речи.

Конструктивная деятельность

Умение строить по образцу.

Умение строить по графическому рисунку.

Умение строить самостоятельно.

Игровая деятельность

Предметная игра

Сюжетно-ролевая игра

Проявляет интерес и положительные эмоции к игрушкам.

Умение придумать предметно – игровые действия с игрушками.

Действия с игрушками по их назначению.

Речевое сопровождение игровых действий.

Взаимодействие в игре со сверстниками.

Умение распределять роли.

Наличие игровых сюжетов.

Выполнение игровых действий согласно роли.

Источник

Карта обследования ребенка

с задержкой психического развития

4-5 лет

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения (возраст на момент обслед)_________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения.

1.Легко ли вступает в контакт при обследовании____________________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (Как тебя зовут? Покажи сколько тебе лет. Покажи где у тебя глаза? У куклы? Зачем они нужны? Покажи, какое сейчас время года.)_____________________________________________________________

(точность представлений)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование моторики

1.Ведущая рука_______________________________________________________________

2.Исследование моторики:_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Восприятие

Цвет

(покажи красный, дай синий мяч, покажи картинку такого же цвета, какой это цвет)_________________________________________________________________________

Форма

дай круг, на какую фигуру похоже яблоко, какая это фигура)_________________________

_____________________________________________________________________________

Величина

1.Предметные картинки с предметами различной величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий _____________________________________________________________________________

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке (3шт)___________________________

Особенности восприятия – целостность

Сложить разрезанную картинку (2-4 части)________________________________________

Внимание

Найти такой же домик__________________________________________________________

Собрать все конфеты___________________________________________________________

Мышление

Наглядно-действенное (доска Сегена)____________________________________________

Наглядно-образное (подбери заплатку)___________________________________________

Словесно-логическое (назвать одним словом: огурец-помидор-капуста, платье-кофта-штаны, сткан-тарелка-чашка, стол-стул-кровать)____________________________________

Память

1.Слуховая память

(Запомни 5 слов, найди картинки, которые я назвала)________________________________

2. Зрительная память

«Чего не стало?»(выложить 5 картинок, потом одну убрать)__________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет

(сколько у меня мячиков, дай 3 палочки, покажи столько же пальчиков как и у меня палочек______________________________________________________________________

(дифференциация один-много, знание счета)

2. Ориентировка в пространстве

(покажи правую ногу, левую руку)_______________________________________________

3. Ориентировка во времени

«Покажи где» (карточки утро-вечер, зима-лето)____________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу____________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования__________________________

_____________________________________________________________________________

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса_______________________________

_____________________________________________________________________________

б) целенаправленность деятельности______________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности___________________________________________

_____________________________________________________________________________

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания _____________________________________________________________________________

4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________________

5. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения_________________________

_____________________________________________________________________________6. Контактность в общении со взрослыми, детьми__________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Институт коррекционной педагогики РАО

Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении

Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

Ф. И.О. ребенка ___________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

I.  Эмоциональная сфера и поведение ребенка.

·  Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т. д.)

·  Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ).

·  Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.)

II.  Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

·  Сведения ребенка о себе и своей семье

§  Как тебя зовут?

Читайте также:  Список вещей на юг с ребенком 5 лет

§  А фамилия?

§  Ты девочка или мальчик?

§  Сколько тебе лет?

§  Кем ты будешь, когда вырастешь большой?

§  Где ты живешь?

§  С кем ты живешь?

§  Как зовут твою маму?

§  А папу?

§  Какие у тебя есть игрушки?

§  Ты сюда пришел или приехал?

·  Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения

§  Где и кем работает твоя мама?

§  Где и кем работает папа?

§  Кто водит машину?

§  Кто учит детей?

§  Что делает на работе врач?

§  Парикмахер?

§  Продавец?

·  Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

§  Какого цвета эта палочка?

§  Покажи палочку ___________ цвета.

·  Представления о явлениях природы

§  Какое сейчас время года?

§  Как ты догадался?

Предлагаются картинки времен года.

§  Это какое время года? (зима)

§  А это? (лето).

§  Где весна? Где очень?

§  Покажи и назови каждое время года на этих картинках?

§  Когда можно кататься на санках: зимой или летом?

§  Когда можно купаться в реке?

§  Почему?

·  Способность ориентироваться в пространстве.

§  Покажи, что находится от тебя слева?

§  Справа?

§  Вверху?

§  Внизу?

§  Впереди?

§  Сзади?

По картинкам:

§  Где мишка идет вверх?

§  Вниз?

§  Куда идет мишка?

§  Где мальчик наклонился вперед?

§  Куда наклонился этот мальчик?

§  Лево – право на себе

§  покажи правый глаз?

§  Левое ухо? и т. д.

·  Включение в ряд /матрешка шестиместная/.

§  Убежала матрешка от подружек, найди ее место.

·  Конструктивная деятельность:

§  Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня

      Сюжетная или предметная разрезная картинка из 4 – 5 частей.

Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/

III.  Обследование знакомых родовых понятий

·  Назови одним словом следующие картинки:

§  Мишка, машина, юля, кукла.

§  Носки, платье варежки, шуба.

§  Сапоги, тапочки, туфли, валенки.

§  Тарелка, ложка, чашка, сковорода.

§  Шкаф, стол, стул, тумбочка.

§  Роза, одуванчик, ромашка, астра.

§  Голубь, ворона, утка, гусь.

§  Автобус, трамвай, самолет.

·  Конкретизация понятий:

§  Какие знаешь игрушки?

§  Одежду?

§  Обувь?

§  Посуду?

§  Мебель?

§  Цветы?

§  Транспорт?

IV.  Обследование мышления.

·  Серия картин из 2 – 3 частей.

§  Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.

§  Отметь правильность установления последовательности картинок (а), умение их объяснять (б).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·  Исключение 4-й лишней картинки.

§  Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?

§  Почему?

·  Ответь на вопросы по рассказу типа:

§  Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

§  Почему Тане так сказал папа?

§  Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.

§  Почему Саша проснулся невеселый?

§  Какая погода была на улице?

V.  Исследование памяти

·  Расскажи стихотворение, какое помнишь.

·  Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

§  Что изменилось?

§  Чего не стало?

      Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3 – 5).

VI.  Исследование элементарных математических представлений.

·  Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

§  Посчитай, сколько всего?

·  Выделение из множества в пределе 5.

§  Взять пять палочек. Сколько взял?

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

·  Понимание соотношений: меньше — больше.

§  Где грибков больше?

Читайте также:  Ребенку 5 лет сильно болит голова

§  Меньше?

§  Чего больше, елочек или грибков?

§  Меньше?

§  Сделай одинаково.

§  Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

Каким?

·  Счетные операции /в пределах 5/.

§  2 + 1

§  4 – 1

§  3 + 1

§  5 – 1

      Решение задач

§  Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

§  Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?

§  На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один.

§  сколько воробьев стало?

§  Их стало больше или меньше?

·  Геометрические фигуры:

§  Назови

§  Покажи

VII.  Исследование речи.

·  Общее звучание:

§  Темп

§  Разборчивость

§  Голос

§  Дыхание

Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий

·  Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·  Понимание речи

а) Понимание инструкций их 2-х частей

§  Возьми меня за руку и встань со стула

Инструкций из 3-х частей

§  Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

§  Покажи рукой картинку

§  Покажи фломастером ручку

§  Покажи картинкой ручку

§  Покажи ручкой фломастер

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

§  Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?

§  Сад позади дома. Что впереди?

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

§  Где спала кошка?

§  Как она спала?

§  Кто сел возле кошки?

§  Что мы скажем птичке?

VIII.  Связная речь

·  Составление рассказа по сюжетной картинке:

§  Рассмотри картинку и расскажи:

§  Кто нарисован?

§  Что делают и почему?

IX.  Состояние словаря.

·  Знание частей тела: шея, лоб, бровь, ресница, ладонь, плечи, колени, локти, ногти.

§  Что это?

§  Покажи, где у тебя?

·  Части предметов.

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

§  У чайника (дно, крышка, носик, ручка)

§  У стула (спинка, сиденье, ножки)

§  У машины (колеса, кузов, кабинка)

·  Детеныши животных

§  Как называют детенышей кошки?

§  собаки?

§  коровы?

§  козы?

§  зайца?

§  лисы?

§  медведя?

§  Покажи.

·  Качественный словарь.

Что можно сказать о платье? Какое оно может быть?

§  платье (какое?)

§  лимон (какой?)

§  лиса (какая?)

§  ножницы (какие?)

§  карандаш (какой?)

·  Глагольный словарь.

§  Что умеет делать рыба?

§  птица?

§  конь?

§  собака?

§  бабочка?

§  змея?

X.  Грамматический строй речи.

·  Множественное число существительных

§  Покажи и назови: один – лист, а много – листья

(глаз, ухо, стул, окно, ведро, мост, утенок)

·  Предложно-падежная форма: в, из, на, за, под, с

§  Куда я положила карандаш?

§  Откуда я взяла карандаш?

      Уменьшительно-ласкательная форма

Скажи ласково:

§  юбка

§  елка

§  заяц

§  шкаф

§  Лена

§  Женя

§  Саша

§  Володя

XI.  Звукопроизношение и различение звуков

·  Гласные: А, У, О, И, Ы.

·  Согласные:

XII.  Фонематическое восприятие

·  Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”

з, т, с, ш, з, ж, з.

·  Хлопни, когда услышишь слог ШО:

шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.

·  Покажи картинку:

§  шар – шарф

§  зуб – суп

§  уточка – удочка

§  Марина – малина

§  шашки – мышки

§  катушка – подушка

·  Раздели картинки со звуками с-з на две группы

(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)

·  Повтори:

§  та – да

§  ка – га

§  па – ба

§  та – то – ту

§  та – та – та

§  кот – год – кот

§  том – дом – том

§  удочка – уточка

XIII.  Слоговая структура

(портфель, крокодил, черепаха, балалайка)

·  Повтори:

§  градусник

§  милиционер

§  клубника

§  телевизор

§  велосипед

XIV.  Состояние мелкой моторики.

Источник