Противоречия в развитии ребенка валлон

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

А.Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые, по его мнению, относятся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм А.Валлон рассматривал как реакцию человека, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм – как реакцию, направленную вовне, на изменение окружающей среды. Развитие А.Валлон понимал как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

По А.Валлону, психика не может быть сведена к органике, но в то же время, и не может быть объяснена без неё. Чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает связь четырёх феноменов: эмоция, моторика, подражание, социум. А.Валлон подчёркивает, что социум абсолютно необходим для развития. Поэтому человеческий ребёнок – это существо социальное генетически, биологически. Социальная природа не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А.Валлон не отрицает роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создаёт последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и подражания, в природе самого человеческого организма. Согласно А.Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Благодаря новой технике, которая навязывает человеку способность думать и чувствовать, ребёнок всегда находится на одном уровне с цивилизацией.

А.Валлон убедительно показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, наибольшее значение, особенно в первые годы жизни, имеют отношения людей и способы их поведения. Психическое развитие ребёнка осуществляется через качественные переходы от одной стадии к другой. Сами переходы совершаются через кризисы развития.

А.Валлон предлагает шесть стадий онтогенетического развития личности, начиная от внутриутробной жизни, и кончая стадией полового созревания и юношества. Переход от стадии к стадии происходит как качественная перестройка деятельности .

Р.Заззо. Являясь одновременно учеником А.Валлона и А.Гезелла, он изучал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он считал, что эти факторы являются взаимодополняющими друг друга: благодаря наследственности, человек создаёт свою среду; среда же даёт наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

Основной движущей силой перехода ребенка на новые стадии Валлон считает его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями его бытия. По мере перехода от стадии к стадии поведение растущего человека начинает все более зависеть от внутренних его диспозиций, психологических детерминант, опосредствующих воздействия социума. В процессе разных, все более усложняющихся форм деятельности активность ребенка, его психическая структура, «оснастка» обогащаются и развиваются. Изобильно возникающие психологические новообразования содержат в себе богатые предпосылки перехода ребенка на более высокие стадии развития. Однако предпосылки эти могут реализоваться лишь в том случае, когда ребенок переходит в более сложную систему социальных связей (межличностных отношений, норм, требований, ожиданий взрослых).В связи с проблемой психологических предпосылок последующего развития Валлон приходит к важнейшему теоретическому выводу. Создаваемые на каждом этапе внутренние предпосылки намного богаче путей их последующей реализации. Так, в лепете ребенка заложены предпосылки усвоения им всех языков мира, но овладевает ребенок, как правило, лишь одним (или немногими) из них.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Валлон Анри (Henri Wallon, 15.06.1879, Париж — 1962) — французский психолог, педагог. Предложил схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного развития. Специалист по детской и генетической психологии, работал также в области патопсихологии и прикладной психологии.

Принципиальная методологическая установка А. Валлона — необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномии в ходе развития ребенка, ибо «познание с самого начала и по своему существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать их». Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».

Подобно либидо у 3. Фрейда, эмоции у А. Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое. В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По мнению А. Валлона, среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций — это тоническая или постуральная функция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, — схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил А. Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка, что составило основу дифференциальной психологии. Связь эмоции с движением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.

Другой большой переход в онтогенезе психики — это переход от действия к мысли. Он возможен благодаря подражанию. А. Валлон подошел к анализу этого феномена диалектически. Для того чтобы понять, как возможен переход от действия к мысли, от плана сенсомоторных приспособлений к плану сознания, нужно найти такое условие, при котором первичная сенсомоторная слитность поведения и первичная слитность субъекта и объекта разрывается. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми:

Читайте также:  Здоровье воспитание развитие ребенка с 3 лет

Таким образом, на примере имитации видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость. Такой подход отличает концепцию А. Валлона от крайне биологизаторской концепции 3. Фрейда (социального в природе человека нет) и от крайне социологической концепции Э. Дюркгейма (все в человеке социально, биология полностью отрицается).

А. Валлон никогда не отрицал роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в природе самого человеческого организма. Концепция психического развития ребенка, созданная А. Валлоном, интересна для нас тем, что в ней намечены стадии развития личности. Первые формы контакта ребенка со средой носят аффективный характер, последствием которого служит «не сочувствие, а соучастие». В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, и благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, от каждого отдельного человека. Как же ребенок начинает различать то, что не принадлежит ему, что исходит извне?

Поведение ребенка в этот период показывает, что он постоянно чем-то занят: общается с другими детьми и взрослыми, играет, постоянно меняясь ролями с партнером. Но при этом он еще не может отличать действий партнера по игре от своих собственных. К трехлетнему возрасту это слияние ребенка и взрослого неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка ко многим конфликтам. Ребенок противопоставляет себя окружающим, невольно оскорбляет их, так как хочет испытать собственную независимость, собственное существование. Этот кризис необходим в развитии ребенка. А. Валлон приводит исключительно интересные наблюдения, свидетельствующие о том, что с этого момента ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь.

Источник

А. Вал­лон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривает широко, как относящиеся не только к орга­низму, но и к личности в целом. Анаболизм он определяет как реакцию индивида, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм — это реакция, направленная вовне, на окружающую среду с целью ее изменения. Развитие А. Валлон рассматривает как чередо­вание анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

Принципиальная методологическая установка А. Валлона — необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одной стадии к другой.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рас­сматривает связь четырех понятий — эмоция, моторика (движение) подражание, социум.

Эмоции в генезисе психической жизни, согласно А. Валлону, появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, поскольку они объединяют ре­бенка с социальным окружением. Через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз орга­нического и психического, происходит как бы «переливание» одно­го в другое. Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим (и ребенок кричит не потому, что какие-то его физиологичес­кие потребности не удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую из комнаты мать).

В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с по­нятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка дви­жения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо каса­ется выражения эмоций — это тоническая, или постуральная, функ­ция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное сред­ство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.

Период чистой импульсивности, недифференцированности дви­жений у ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по об­разному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности peбенка. Анализ дифференциации и координации движений как слож­ной системы взаимодействия моторных функций позволил А. Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка.

Другой большой переход в онтогенезе психики — это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъек­том. Такого рода действия, относясь к внешнему предметному миру, формируются не в прямых взаимодействиях с ним, а в процессе об­щения и поэтому уже не выражают первичной слитности с ним, характерной для сенсомоторных приспособительных актов.

На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для ма­ленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Ре­акции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, про­интерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает А. Вал­лон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А. Валлон не отрицал роль созревания в развитии. По его мне­нию, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в при­роде самого человеческого организма.

Согласно А. Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство человека есть, безусловно, продукт эволюции, но оно объясняется также и средой, в которой развивается ребенок. Благодаря новой технике, которая навязывает индивиду способность думать и чувствовать, ребенок всегда нахо­дится на одном уровне с цивилизацией, и биогенетический закон не действует.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зави­симостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.) ха­рактеризуется потребностью ребенка в питании и двигатель­ной активности, на основе которых вырабатываются элемен­тарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес. до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к раз­витию;

Читайте также:  Показатели развития ребенка с рождения

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отно­шений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисе 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется не­уравновешенностью личности, внутренними противоречиями, возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как ре­зультат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Источник

Ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ óñòàíîâêà ôðàíöóçñêîãî ïñèõîëîãà Àíðè Âàëëîíà — íåîáõîäèìîñòü èçó÷åíèÿ êîíôëèêòîâ, ïðîòèâîðå÷èé, àíòèíîìèé â õîäå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ðîëü ýìîöèé ïî òåîðèè À. Âàëëîíà â ãåíåçèñå ïñèõè÷åñêîé æèçíè ðåáåíêà, èõ ñâÿçü ñ ïîíÿòèåì äâèæåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

âàëëîí ýìîöèÿ ðåáåíîê ïñèõè÷åñêèé

Ñâîåîáðàçèå ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà ïñèõîëîãè Æåíåâñêîé øêîëû ñâÿçûâàþò ñ òåìè ñòðóêòóðàìè èíòåëëåêòà, êîòîðûå ôîðìèðóþòñÿ ïðè æèçíè áëàãîäàðÿ äåéñòâèþ ðåáåíêà ñ ïðåäìåòàìè. Âíåøíèå ìàòåðèàëüíûå äåéñòâèÿ ðåáåíêà (äî äâóõ ëåò) ïåðâîíà÷àëüíî âûïîëíÿþòñÿ ðàçâåðíóòî è ïîñëåäîâàòåëüíî. Áëàãîäàðÿ ïîâòîðåíèþ â ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ äåéñòâèÿ ñõåìàòèçèðóþòñÿ è ñ ïîìîùüþ ñèìâîëè÷åñêèõ ñðåäñòâ (èìèòàöèÿ, èãðà, ðå÷ü è äð.) óæå â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïåðåíîñÿòñÿ âî âíóòðåííèé ïëàí.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ñèñòåìû âçàèìîñâÿçàííûõ äåéñòâèé ïðåâðàùàþòñÿ â óìñòâåííûå îïåðàöèè. Ïîðÿäîê ôîðìèðîâàíèÿ ôóíäàìåíòàëüíûõ ñòðóêòóð ìûøëåíèÿ ïîñòîÿíåí, íî ñðîêè èõ äîñòèæåíèÿ ìîãóò âàðüèðîâàòü â çàâèñèìîñòè îò âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ôàêòîðîâ è, ïðåæäå âñåãî, îò ñîöèàëüíîé è êóëüòóðíîé ñðåäû, â êîòîðîé æèâåò ðåáåíîê. Ñîãëàñíî Æ. Ïèàæå, çàêîíû ïîçíàâàòåëüíîãî ðàçâèòèÿ óíèâåðñàëüíû, îíè äåéñòâóþò êàê â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ ðåáåíêà, òàê è â õîäå íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ.

Ñîâðåìåííèê Æ. Ïèàæå è åãî ïîñòîÿííûé îïïîíåíò, ôðàíöóçñêèé ïñèõîëîã Àíðè Âàëëîí âûñîêî öåíèë åãî ðàáîòû çà òî, ÷òî â íèõ áûëà ñäåëàíà ïîïûòêà ïðåîäîëåòü òðàäèöèîííûé, ÷èñòî îïèñàòåëüíûé ïîäõîä ê ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà è áûëî ïðåäëîæåíî ãåíåòè÷åñêîå îáúÿñíåíèå ÿðêèõ ôåíîìåíîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ. Æ. Ïèàæå îòêàçàëñÿ ðàññìàòðèâàòü îùóùåíèÿ â êà÷åñòâå ýëåìåíòà ïñèõè÷åñêîé æèçíè. Ïî åãî ìíåíèþ, òàêèì ýëåìåíòîì äîëæíî ñòàòü äâèæåíèå, òî÷íåå, äåéñòâèå. Ýòè ïðåäñòàâëåíèÿ ëåãëè â îñíîâó ñîçäàíèÿ íîâîãî íàïðàâëåíèÿ â èññëåäîâàíèè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà.

Îäíàêî ýòî íàïðàâëåíèå â ïñèõîëîãèè, åñòåñòâåííî, íå ìîãëî ðåøèòü âñåõ ïðîáëåì è âî ìíîãèõ îòíîøåíèÿõ áûëî îãðàíè÷åííûì. Ýòî çàìåòèë À. Âàëëîí. Îí íå íàøåë â êîíöåïöèè Æ. Ïèàæå îòâåòà íà âîïðîñ: êàê è êîãäà â õîäå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äâèæåíèÿ, ìîòîðíûå ñõåìû ïðåâðàùàþòñÿ â ñîçíàíèå, õîòÿ, êàê èçâåñòíî, Æ. Ïèàæå ïûòàëñÿ îòâåòèòü è íà ýòîò âîïðîñ. Îí íàìåòèë ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñòàäèé ðàçâèòèÿ îò ïðîñòûõ ðåôëåêòîðíûõ äâèæåíèé äî ñëîæíûõ èíòåëëåêòóàëüíûõ îïåðàöèé. Ôàêòè÷åñêè îí ðóêîâîäñòâîâàëñÿ ïðèíöèïîì «ïîñëå ýòîãî — çíà÷èò, ïî ïðè÷èíå ýòîãî». Îøèáêó ñðàçó æå çàìåòèë À. Âàëëîí: óâèäåòü â ãåíåòè÷åñêîì ïðîöåññå åãî ýòàïû — åùå íå îçíà÷àåò îáúÿñíèòü ñàì ïðîöåññ. Êðîìå òîãî, â êîíöåïöèè Æ. Ïèàæå ìîòîðíûå ñõåìû è ñâÿçè ìåæäó íèìè ñîîòíîñèëèñü ñ ëîáè÷åñêèìè ñèñòåìàìè, à îíè, êàê çàìåòèë À. Âàëëîí, îòðàæàþò ãîñïîäñòâóþùèå èäåè êàêîé-ëèáî íàó÷íîé øêîëû èëè èñòîðè÷åñêîé ýïîõè. Íåäîñòàòêè òåîðèè Æ. Ïèàæå, ïî ìíåíèþ À. Âàëëîíà, — íåäîñòàòêè ëþáîé ïñèõîëîãèè, êîòîðàÿ îãðàíè÷èâàåòñÿ èçó÷åíèåì îòäåëüíîãî èíäèâèäà âíå êîíêðåòíûõ óñëîâèé åãî æèçíè. Ïî óáåæäåíèþ À. Âàëëîíà, òðóäíîñòè òðàäèöèîííîé ïñèõîëîãèè íåëüçÿ ïðåîäîëåòü, åñëè ôàêòîðû ïñèõè÷åñêîé æèçíè èñêàòü òîëüêî â èíäèâèäå.

Ïðèíöèïèàëüíàÿ ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ óñòàíîâêà À. Âàëëîíà — íåîáõîäèìîñòü èçó÷åíèÿ êîíôëèêòîâ, ïðîòèâîðå÷èé, àíòèíîìèé â õîäå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, èáî «ïîçíàíèå ñ ñàìîãî íà÷àëà è ïî ñâîåìó ñóùåñòâó äîëæíî ñòàëêèâàòüñÿ ñ ïðîòèâîðå÷èÿìè è ïðåîäîëåâàòü èõ». Ïîýòîìó, ñ òî÷êè çðåíèÿ À. Âàëëîíà, ïðè èçó÷åíèè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè âàæíî àêöåíòèðîâàòü âíèìàíèå íå ñòîëüêî íà ñõîäñòâå è ïîäîáèè ïðîöåññîâ, ñêîëüêî íà ðàçëè÷èÿõ ìåæäó íèìè. Áîëåå òîãî, äëÿ ðàçðåøåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé âàæíî äàæå óãëóáèòü ðàçëè÷èÿ ìåæäó ÿâëåíèÿìè, ÷òîáû ëó÷øå ïîíÿòü ïðè÷èíû è óñëîâèÿ èõ âçàèìîñâÿçè è ïåðåõîäîâ îò îäíîãî ñîñòîÿíèÿ ê äðóãîìó.

Îäíî èç êëþ÷åâûõ ïðîòèâîðå÷èé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñîñòîèò â òîì, êàê ñîîòíîñÿòñÿ äóøà è òåëî, áèîëîãè÷åñêîå, îðãàíè÷åñêîå, òåëåñíîå è ïñèõè÷åñêîå, êàê ïðîèñõîäèò ïåðåõîä îò îðãàíè÷åñêîãî ê ïñèõè÷åñêîìó? Ïî ìûñëè À. Âàëëîíà, ïñèõèêà íå ìîæåò áûòü ñâåäåíà ê îðãàíèêå è â òî æå âðåìÿ íå ìîæåò áûòü îáúÿñíåíà áåç íåå. Äëÿ òîãî, ÷òîáû îáúÿñíèòü, êàêèì îáðàçîì îðãàíè÷åñêîå ñòàíîâèòñÿ ïñèõè÷åñêèì, À. Âàëëîí ðàññìàòðèâàåò ÷åòûðå ïîíÿòèÿ: «ýìîöèÿ», «ìîòîðèêà», «ïîäðàæàíèå», «ñîöèóì».

Ïîäîáíî ëèáèäî ó Ç. Ôðåéäà, ýìîöèè ó À. Âàëëîíà â ãåíåçèñå ïñèõè÷åñêîé æèçíè ïîÿâëÿþòñÿ ðàíüøå âñåãî îñòàëüíîãî. Ðåáåíîê ñïîñîáåí ê ïñèõè÷åñêîé æèçíè òîëüêî áëàãîäàðÿ ýìîöèÿì. Èìåííî ýìîöèè îáúåäèíÿþò ðåáåíêà ñ åãî ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì, ÷åðåç ýìîöèè ðåáåíîê îáðåòàåò îïîðó äëÿ ñâîåé áèîëîãèè, â ýìîöèè îñóùåñòâëÿåòñÿ ñèìáèîç îðãàíè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî, ïðîèñõîäèò êàê áû «ïåðåëèâàíèå» îäíîãî â äðóãîå. Òàê, íàïðèìåð, êðèê íîâîðîæäåííîãî — ïåðâîíà÷àëüíî ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ. Ïîä âëèÿíèåì âçðîñëûõ ñîöèàëüíîå êàê áû «ïåðåõâàòûâàåò» ôèçèîëîãè÷åñêîå, ÷òîáû îíî ñòàëî ïñèõè÷åñêèì. Òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü è îá óëûáêå ìëàäåíöà. Áóäó÷è ïåðâîíà÷àëüíî ïðîÿâëåíèåì «âåãåòàòèâíîãî áëàãîïîëó÷èÿ» ðåáåíêà, îíà ñâÿçûâàåò ðåáåíêà ñ åãî îêðóæåíèåì è, ïðåæäå âñåãî, ñ ìàòåðüþ. Îíà ñîîòâåòñòâóåò ïîòðåáíîñòÿì, âîçíèêàþùèì ìåæäó íèìè, áóäó÷è èõ «íåïîñðåäñòâåííûì îðãàíîì».

 êîíöåïöèè À. Âàëëîíà ïîíÿòèå «ýìîöèÿ» òåñíî ñâÿçàíî ñ ïîíÿòèåì «äâèæåíèå». Ó ìàëåíüêîãî, åùå íå ãîâîðÿùåãî ðåáåíêà äâèæåíèÿ òåëà óæå ìîãóò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ïñèõè÷åñêîé æèçíè. Ïî ìíåíèþ À. Âàëëîíà, ñðåäè ðàçíûõ ôîðì èëè ôóíêöèé äâèæåíèÿ îäíà ïðÿìî êàñàåòñÿ âûðàæåíèÿ ýìîöèé — ýòî òîíè÷åñêàÿ èëè ïîñòóðàëüíàÿ ôóíêöèÿ. Äðóãàÿ ôóíêöèÿ äâèæåíèÿ — êèíåòè÷åñêàÿ, èëè êëîíè÷åñêàÿ, íàïðàâëåííàÿ íà âíåøíèé ìèð. Áëàãîäàðÿ åé îñóùåñòâëÿþòñÿ ëîêîìîöèè, ñõâàòûâàíèå, ìàíèïóëÿöèè.  îòëè÷èå îò êèíåòè÷åñêèõ ðåàêöèé, òîíóñ, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîçàõ — ýòî ýêñïðåññèâíîå ñðåäñòâî âûðàæåíèÿ ñîáñòâåííûõ ïåðåæèâàíèé ðåáåíêà è åãî îòíîøåíèÿ ê äðóãèì ëþäÿì. Ïåðèîä ÷èñòîé èìïóëüñèâíîñòè, íåäèôôåðåíöèðîâàííîñòè äâèæåíèé ðåáåíêà ñìåíÿåòñÿ ýìîöèîíàëüíîé ñòàäèåé, êîãäà, ïî îáðàçíîìó âûðàæåíèþ À. Âàëëîíà, ñàìîäâèæåíèå åñòü ýêñòåðèîðèçèðîâàííàÿ ýìîöèÿ. Äèôôåðåíöèàöèÿ ìîòîðíûõ ôóíêöèé íàñòóïàåò ïîä âëèÿíèåì ïîâåäåíèÿ âçðîñëîãî, óäîâëåòâîðÿþùåãî ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà. Àíàëèç äèôôåðåíöèàöèè è êîîðäèíàöèè äâèæåíèé êàê ñëîæíîé ñèñòåìû âçàèìîäåéñòâèÿ ìîòîðíûõ ôóíêöèé ïîçâîëèë À. Âàëëîíó âûäåëèòü ïñèõîìîòîðíûå òèïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ÷òî ñîñòàâèëî îñíîâó äèôôåðåíöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ñâÿçü ýìîöèè ñ äâèæåíèåì ïîêàçûâàåò, ÷òî ïñèõèêà ðîæäàåòñÿ èç îðãàíè÷åñêèõ ðåàêöèé áëàãîäàðÿ ñîöèàëüíûì çàïå÷àòëåíèÿì.

Äðóãîé áîëüøîé ïåðåõîä â îíòîãåíåçå ïñèõèêè — ýòî ïåðåõîä îò äåéñòâèÿ ê ìûñëè. Ïî ìíåíèþ À. Âàëëîíà, îí âîçìîæåí áëàãîäàðÿ ïîäðàæàíèþ. À. Âàëëîí ïîäîøåë ê àíàëèçó ýòîãî ôåíîìåíà äèàëåêòè÷åñêè. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîíÿòü, êàê âîçìîæåí ïåðåõîä îò äåéñòâèÿ ê ìûñëè, îò ïëàíà ñåíñîìîòîðíûõ ïðèñïîñîáëåíèé ê ïëàíó ñîçíàíèÿ, íóæíî, ïî À. Âàëëîíó, íàéòè òàêîå óñëîâèå, ïðè êîòîðîì ïåðâè÷íàÿ ñåíñîìîòîðíàÿ ñëèòíîñòü ïîâåäåíèÿ è ïåðâè÷íàÿ ñëèòíîñòü ñóáúåêòà è îáúåêòà ðàçðûâàåòñÿ. Èñòî÷íèê, êîòîðûé ôîðìèðóåò ïëàí ñóáúåêòèâíîñòè, ïëàí ïðåäñòàâëåíèÿ, ëåæèò íå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ôèçè÷åñêèì ìèðîì, à âî âçàèìîäåéñòâèè ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè: «Áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ëþäè íåîáõîäèìî âñòóïàþò â ñîòðóäíè÷åñòâî è îáùåíèå äðóã ñ äðóãîì, ó íèõ ðàçâèâàþòñÿ äåéñòâèÿ îñîáîãî ðîäà — äåéñòâèÿ ïî ïîäðàæàíèþ, ïî îáðàçöó äåéñòâèÿ äðóãèõ ëþäåé. Ýòè äåéñòâèÿ îòëè÷àþòñÿ îò ïðèìèòèâíûõ èíñòèíêòèâíî-ïîäðàæàòåëüíûõ ðåàêöèé òåì, ÷òî îíè ñòðîÿòñÿ èìåííî êàê äåéñòâèÿ ïî îáðàçöó, ïî ñîöèàëüíîé ìîäåëè, êîòîðàÿ óñâàèâàåòñÿ, àññèìèëèðóåòñÿ ñóáúåêòîì. Òàêîãî ðîäà äåéñòâèÿ è çàìå÷àòåëüíû òåì, ÷òî, îòíîñÿñü ê âíåøíåìó ïðåäìåòíîìó ìèðó, îíè, îäíàêî, ôîðìèðóþòñÿ íå â ïðÿìûõ âçàèìîäåéñòâèÿõ ñ íèì, à â ïðîöåññå îáùåíèÿ è ïîýòîìó óæå íå âûðàæàþò ïåðâè÷íîé ñëèòíîñòè ñ íèì, õàðàêòåðíîé äëÿ ñåíñîìîòîðíûõ ïðèñïîñîáèòåëüíûõ àêòîâ».

Читайте также:  Познавательный интерес как условие развитие личности ребенка

Òàêèì îáðàçîì, íà ïðèìåðå èìèòàöèè âèäíà ñâÿçü ñîöèóìà è ïñèõèêè ðåáåíêà. À. Âàëëîí ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî ñîöèóì àáñîëþòíî íåîáõîäèì äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà, íåñïîñîáíîãî íè÷åãî ñäåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ðåàêöèè ðåáåíêà ïîñòîÿííî äîëæíû áûòü äîïîëíåíû, ïîíÿòû, ïðîèíòåðïðåòèðîâàíû âçðîñëûì ÷åëîâåêîì. Ïîýòîìó, ñ÷èòàåò À. Âàëëîí, ÷åëîâå÷åñêèé ðåáåíîê åñòü ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå ãåíåòè÷åñêè, áèîëîãè÷åñêè. Ñîöèàëüíàÿ ïðèðîäà ÷åëîâåêà íå íàñàæäàåòñÿ ïóòåì âíåøíèõ âëèÿíèé, ñîöèàëüíîå óæå âêëþ÷åíî â áèîëîãèþ êàê àáñîëþòíàÿ íåîáõîäèìîñòü. Òàêîé ïîäõîä îòëè÷àåò êîíöåïöèþ À. Âàëëîíà îò êðàéíå áèîëîãèçàòîðñêîé êîíöåïöèè Ç. Ôðåéäà (ñîöèàëüíîãî â ïðèðîäå ÷åëîâåêà íåò) è îò êðàéíå ñîöèîëîãè÷åñêîé êîíöåïöèè Ý. Äþðêãåéìà (âñå â ÷åëîâåêå ñîöèàëüíî, áèîëîãèÿ ïîëíîñòüþ îòðèöàåòñÿ).

Ñðàâíèâàÿ êîíöåïöèè À. Âàëëîíà è Ç. Ôðåéäà, èçâåñòíûé ôðàíöóçñêèé ïñèõîëîã, ó÷åíèê è ïîñëåäîâàòåëü À. Âàëëîíà, Ð. Çàççî ïîä÷åðêèâàåò ñõîäñòâî è ðàçëè÷èå íàó÷íûõ êîíöåïöèé Ç. Ôðåéäà è À. Âàëëîíà. È äëÿ Ç. Ôðåéäà, è äëÿ À. Âàëëîíà ïñèõèêà íà âñåõ ñâîèõ óðîâíÿõ ïîðîæäàåòñÿ áèîëîãè÷åñêèìè ïðîöåññàìè. Îáà è À. Âàëëîí, è Ç. Ôðåéä — ýâîëþöèîíèñòû, êîòîðûå îïèñûâàþò ãåíåçèñ ïñèõèêè; îáà âèäÿò àìáèâàëåíòíîñòü, êîíôëèêòû, ïðåîäîëåíèå êîòîðûõ îáåñïå÷èâàåò ïåðåõîä îò îðãàíè÷åñêèõ ñòðóêòóð ê ëè÷íîñòè. Íàêîíåö, îáà ïðèçíàþò ðîëü îáùåñòâà. Îäíàêî çäåñü æå êîðåíèòñÿ è ãëóáîêîå ðàçëè÷èå. Ðîëü îáùåñòâà äëÿ Ç. Ôðåéäà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ïîäàâëÿòü, îáóçäûâàòü èíñòèíêòèâíûå âëå÷åíèÿ. Äëÿ À. Âàëëîíà îáùåñòâî — ýòî êîíñóáñòàíöèÿ îðãàíèçìà, ïðîòèâîïîñòàâëåíèå èíäèâèäà îáùåñòâó íåâîçìîæíî. Íåëüçÿ ïîíÿòü ïñèõè÷åñêóþ æèçíü èíà÷å, ÷åì â ôîðìå ðåöèïðîêíûõ îòíîøåíèé áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî. Èíà÷å, ÷åì Ç. Ôðåéä, À. Âàëëîí ïîíèìàåò îñíîâó ïñèõè÷åñêîé æèçíè: ïîíÿòèå ñåêñóàëüíîñòè îí çàìåíÿåò ïîíÿòèåì èíôàíòèëüíîé ýìîöèîíàëüíîñòè.

À. Âàëëîí íèêîãäà íå îòðèöàë ðîëü ñîçðåâàíèÿ â ðàçâèòèè. Ïî åãî ìíåíèþ, ñîçðåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû ñîçäàåò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü òèïîâ è óðîâíåé àêòèâíîñòè. Íî äëÿ ñîçðåâàíèÿ íåîáõîäèìî óïðàæíåíèå, è îíî óæå çàêëþ÷åíî â ïðèðîäå ýìîöèé, ìîòîðèêè è èìèòàöèè, â ïðèðîäå ñàìîãî ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà. Òàêîâû, íàïðèìåð, êðóãîâûå ðåàêöèè, âïåðâûå îïèñàííûå Äæ.Ì. Áîëäóèíîì è ïîäðîáíî èçó÷åííûå Æ. Ïèàæå.

Ñîãëàñíî À. Âàëëîíó îíòîãåíåç íå âîñïðîèçâîäèò ôèëîãåíåç, êàê åùå ïðîäîëæàë äóìàòü Ç. Ôðåéä. Äëÿ Ç. Ôðåéäà ïóòü ðàçâèòèÿ ïðåäåòåðìèíèðîâàí ñàìîé æèçíüþ: ñóùåñòâóåò ñóäüáà, è ñóäüáà — ýòî òåëî. Äëÿ À. Âàëëîíà íåò ñóäüáû. Áèîëîãèÿ è îáùåñòâî — íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ, íî òîëüêî ëèøü óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ. Ïîòðåáíîñòè íîâîðîæäåííîãî ñòàíîâÿòñÿ ïîòðåáíîñòÿìè äðóãîãî, âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, è ýòî îòêðûâàåò ïóòü ñâîáîäíîãî è ïðîãðåññèâíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Äåòñòâî ÷åëîâåêà, áåçóñëîâíî, åñòü ïðîäóêò ýâîëþöèè, íî îíî îáúÿñíÿåòñÿ òàêæå ñðåäîé, â êîòîðîé ðàçâèâàåòñÿ ðåáåíîê. Áëàãîäàðÿ íîâîé òåõíèêå, êîòîðàÿ íàâÿçûâàåò èíäèâèäó ñïîñîáíîñòü äóìàòü è ÷óâñòâîâàòü, ðåáåíîê íàõîäèòñÿ íà îäíîì óðîâíå ñ öèâèëèçàöèåé. Áèîãåíåòè÷åñêèé çàêîí íå äåéñòâóåò.

Êîíöåïöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñîçäàííàÿ À. Âàëëîíîì, èíòåðåñíà äëÿ íàñ òåì, ÷òî â íåé íàìå÷åíû ñòàäèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, ïåðâûå ôîðìû êîíòàêòà ðåáåíêà ñî ñðåäîé íîñÿò àôôåêòèâíûé õàðàêòåð, ïîñëåäñòâèåì êîòîðîãî, ïî ñëîâàì À. Âàëëîíà, ñëóæèò «íå ñî÷óâñòâèå, à ñîó÷àñòèå».  ýòîò ïåðèîä ðåáåíîê ïîëíîñòüþ ïîãðóæåí â ñâîè ýìîöèè, è áëàãîäàðÿ ýòîìó îí ñëèâàåòñÿ ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè ñèòóàöèÿìè, êîòîðûå âûçûâàþò ýòè ðåàêöèè. Ðåáåíîê íå ñïîñîáåí âîñïðèíèìàòü ñåáÿ êàê ñóùåñòâî, îòëè÷íîå îò äðóãèõ ëþäåé, îò êàæäîãî îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà. Êàê æå ðåáåíîê íà÷èíàåò ðàçëè÷àòü òî, ÷òî íå ïðèíàäëåæèò åìó, ÷òî èñõîäèò èçâíå?

Ïîâåäåíèå ðåáåíêà â ýòîò ïåðèîä ïîêàçûâàåò, ÷òî îí ïîñòîÿííî ÷åì-òî çàíÿò: îáùàåòñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè è âçðîñëûìè, èãðàåò, ïîñòîÿííî ìåíÿÿñü ðîëÿìè ñ ïàðòíåðîì. Íî ïðè ýòîì îí åùå íå ìîæåò îòëè÷àòü äåéñòâèé ïàðòíåðà ïî èãðå îò ñâîèõ ñîáñòâåííûõ. Âñå ýòè äåéñòâèÿ äëÿ ðåáåíêà îñòàþòñÿ ïîêà ëèøü äâóìÿ ïðèãíàííûìè äðóã ê äðóãó ÷àñòÿìè îäíîãî öåëîãî. À. Âàëëîí èëëþñòðèðóåò ýòî ìíîãî÷èñëåííûìè ïðèìåðàìè. Òàêèìè, íàïðèìåð, êàê «êàòàíèå øàðà», «êó-êó», «ïðÿòêè».

Ê òðåõëåòíåìó âîçðàñòó ýòî ñëèÿíèå ðåáåíêà è âçðîñëîãî, ïî ñëîâàì À. Âàëëîíà, íåîæèäàííî èñ÷åçàåò, è ëè÷íîñòü âñòóïàåò â òîò ïåðèîä, êîãäà ïîòðåáíîñòü óòâåðæäàòü è çàâîåâûâàòü ñâîþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ïðèâîäèò ðåáåíêà êî ìíîãèì êîíôëèêòàì. Ðåáåíîê ïðîòèâîïîñòàâëÿåò ñåáÿ îêðóæàþùèì, íåâîëüíî îñêîðáëÿåò èõ, òàê êàê õî÷åò èñïûòàòü ñîáñòâåííóþ íåçàâèñèìîñòü, ñîáñòâåííîå ñóùåñòâîâàíèå. Ýòîò êðèçèñ, ïî ìíåíèþ À. Âàëëîíà, íåîáõîäèì â ðàçâèòèè ðåáåíêà. «Åñëè åãî ñòàðàþòñÿ ñãëàäèòü, îí ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ó ðåáåíêà â ìÿãêîé ñíèñõîäèòåëüíîñòè èëè èçâåñòíîì ÷óâñòâå îòâåòñòâåííîñòè. Ïðè ñèëüíîì ïðîòèâîäåéñòâèè îí ìîæåò ïðèâåñòè ê îáåñêóðàæèâàþùåìó áåçðàçëè÷èþ èëè ìùåíèþ èñïîäòèøêà. Îäåðæèâàÿ æå ïîáåäû ñëèøêîì ëåãêî, ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñêëîííûì ê ñàìîâîñõâàëåíèþ, êàê áû çàáûâàÿ î ñóùåñòâîâàíèè äðóãèõ è çàìå÷àÿ ëèøü ñàìîãî ñåáÿ».À. Âàëëîí ïðèâîäèò èñêëþ÷èòåëüíî èíòåðåñíûå íàáëþäåíèÿ, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î òîì, ÷òî ñ ýòîãî ìîìåíòà ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü ñâîþ âíóòðåííþþ æèçíü. Âàæíîå óñëîâèå äëÿ îñîçíàíèÿ ñåáÿ — «ïðèñóòñòâèå ðåáåíêà ïåðåä çåðêàëîì». «Óäâîåíèå òåëà — äåéñòâèå, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó îñóùåñòâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî «ß» ðåáåíêà», — ïèñàë À. Âàëëîí.

Çà ôàçîé ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ îêðóæàþùåìó ñëåäóåò, ïî À. Âàëëîíó, ôàçà áîëåå ïîçèòèâíîãî ïåðñîíàëèçìà, ïðîÿâëÿþùàÿñÿ â äâóõ ðàçíûõ ïåðèîäàõ, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþòñÿ èíòåðåñîì ðåáåíêà ê ñàìîìó ñåáå («âîçðàñò ãðàöèè») è ãëóáîêîé, íåîáðàòèìîé ïðèâÿçàííîñòüþ ê ëþäÿì. Ïîýòîìó âîñïèòàíèå ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå «äîëæíî áûòü íàñûùåíî ñèìïàòèåé». Åñëè â ýòîì âîçðàñòå ëèøèòü ðåáåíêà ïðèâÿçàííîñòè ê ëþäÿì, òî «îí ìîæåò ñòàòü æåðòâîé ñòðàõîâ è òðåâîæíûõ ïåðåæèâàíèé, èëè ó íåãî íàñòóïèò ïñèõè÷åñêàÿ àòðîôèÿ, ñëåä îò êîòîðîé ñîõðàíÿåòñÿ â òå÷åíèå âñåé æèçíè è îòðàæàåòñÿ íà åãî âêóñàõ è âîëå».

Ïåðèîä îò ñåìè äî äâåíàäöàòè-÷åòûðíàäöàòè ëåò âåäåò ëè÷íîñòü ê åùå áîëüøåé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Ñ ýòîãî âðåìåíè äåòè, íàðÿäó ñî âçðîñëûìè, ñòðåìÿòñÿ ê ñîçäàíèþ ñâîåîáðàçíîãî ðàâíîïðàâíîãî îáùåñòâà. «Òåïåðü ðåáåíîê íå îöåíèâàåòñÿ ïî êàêîìó-ëèáî îäíîìó ïðèçíàêó, êîòîðûé äàåò åìó ïîñòîÿííîå ìåñòî â îïðåäåëåííîé ãðóïïå ëþäåé. Íàïðîòèâ, ðåáåíîê ïîñòîÿííî ïåðåìåùàåòñÿ èç îäíîé êàòåãîðèè â äðóãóþ. È ýòî íå ïðîñòî ôàêòè÷åñêîå ïîëîæåíèå, êàê áûëî ðàíüøå, íî ïîëîæåíèå, ôèêñèðóåìîå â ïîíÿòèè è îñîçíàâàåìîå. Ðåáåíîê óçíàåò ñåáÿ êàê ñðåäîòî÷èå ðàçëè÷íûõ âîçìîæíîñòåé. Îñîçíàíèå ðåáåíêîì ñâîåé ëè÷íîñòè, ïî ñëîâàì À. Âàëëîíà, íàõîäèòñÿ â «êàòåãîðèàëüíîé ôàçå».

 ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå «ëè÷íîñòü êàê áû âûõîäèò çà ïðåäåëû ñàìîé ñåáÿ. Ëè÷íîñòü ïûòàåòñÿ íàéòè ñâîå çíà÷åíèå è îïðàâäàíèå â ðàçëè÷íûõ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèÿõ, êîòîðûå îíà äîëæíà ïðèíÿòü è â êîòîðûõ îíà êàæåòñÿ íåçíà÷èòåëüíîé. Îíà ñðàâíèâàåò çíà÷èìîñòü ýòèõ îòíîøåíèé è èçìåðÿåò ñåáÿ èìè. Âìåñòå ñ ýòèì íîâûì øàãîì â ðàçâèòèè, — ãîâîðèò À. Âàëëîí, — çàêàí÷èâàåòñÿ òà ïîäãîòîâêà ê æèçíè, êîòîðóþ ñîñòàâëÿåò äåòñòâî».

Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïåðåõîäÿ îò ýòàïà ê ýòàïó, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé åäèíñòâî êàê âíóòðè êàæäîãî ýòàïà, òàê è ìåæäó íèìè, ïîýòîìó, ïèøåò À. Âàëëîí, «ôðàãìåíòàðíîå èçó÷åíèå ðåáåíêà ïðîòèâîåñòåñòâåííî». Òàêîé ïîäõîä ê ðàçâèòèþ òðåáóåò ñîîòâåòñòâóþùåãî ìåòîäà èçó÷åíèÿ ðåáåíêà.À. Âàëëîí âûÿâëÿë çàêîíîìåðíîñòè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ ñ ïîìîùüþ ñðàâíèòåëüíîãî ïàòîïñèõîëîãè÷åñêîãî ìåòîäà, îñíîâàííîãî íà òîíêèõ íàáëþäåíèÿõ íîðìû, ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé è çàäåðæåê ðàçâèòèÿ.À. Âàëëîí ïðÿìî ïðèçíàâàë, ÷òî íîðìàëüíûé ðåáåíîê ðàñêðûâàåòñÿ â ïàòîëîãè÷åñêîì ðåáåíêå.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник