Противоположности для развития речи ребенка

Противоположности для развития речи ребенка thumbnail

Юлия Уверская
Дидактическая игра «Противоположности» для детей младшего дошкольного возраста

Игра для дошкольников 3-5 лет.

Дидактическая игра «Противоположности» для детей младшего дошкольного возраста

Парные карточки выполнены с единым фоном. Это своего рода подсказка. Ребенку сложно найти среди множества карточек нужную. Ориентируясь на «похожую» картинку ребенок быстрее найдет правильную пару.

Цель: нахождение понятий, противоположных по смыслу.

Основные задачи:

Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи.

Расширять представления детей об окружающем мире.

Противоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенка

Понятия:

далеко-близко

полная-пустая

легкий-тяжелый

ночь-день

здоровый-больной

жарко-холодно

над-под

большой-маленький

длинный-короткий

широкая-узкая

тупой-острый

пожилой-молодой

тянуть-толкать

высокий-низкий

закрытый-открытый

внизу-наверху

толстый-тонкий

съедобный-несъедобный

белый-черный

быстрый-медленный

Публикации по теме:

Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста Занятия по формированию культурно-гигиенических.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная поляна»Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная поляна»
Предлагаю ещё один вариант популярной игры «Посади бабочку на цветок» (к сожалению, не знаю её автора) Я добавила коврик с липучками, который.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Найди пару»
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) «Найди пару». Цель:Научить сопоставлять предметы, выделять основные.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»
Дидактическая игра для детей младшего возраста «Разноцветные носочки» Цель: •развитие мелкой моторики; •развитие зрительного восприятия;.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью»
Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.

Дидактическая игра по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста «Назови картинку»Дидактическая игра по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста «Назови картинку»
В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)
Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Дидактическая игра «Подбери пуговицы для одежды» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Подбери пуговицы для одежды» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: закрепить умение различать и правильно подбирать пуговицы по цвету и форме, развивать цветовосприятие, мелкую моторику, мышление.

Дидактическая игра «Водный мир» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Водный мир» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Водный мир» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие познавательных навыков мелкой моторики.

Дидактическая игра «Засели аквариум» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Засели аквариум» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: закрепляем цвет и знание геометрических фигур. Материал:вырезанные из картона два аквариума (один — круглый,другой- квадратный)и рыбки.

Источник

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Антонимы

Тема НОД: «Страна счастливых гномов»

(развитие речи, познавательное развитие)

Цель: Создать условия для развития навыков разговорной речи.

Задачи:

1. Обучающая: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.

2. Развивающая: развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.

3. Воспитательная: воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи

Виды деятельности: наглядная, словесная, практическая

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: развитие речи

Оборудование: картины с изображением страны «Веселых гномов», «Грустных гномов», картинки к заданию «Найди антонимы», дидактическое пособие «Найди противоположности», дидактическое пособие «Четвертый лишний», раскраска на каждого ребенка, мяч, цветные карандаши.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Рассказ о Стране Счастливых Гномов.

Уже давным – давно в одной сказочной стране живут-поживают гномики. Это маленькие человечки в красивых ярких сюртучках и деревянных башмачках. По утрам в их стране встает яркое солнце и освещает светлое небо, высокие, зеленые деревья, сладкие фрукты и ягоды в садах, разноцветные, яркие домики маленьких лесных жителей. Каждое утро они просыпаются счастливыми. Поэтому называют свою страну «Страной Счастливых Гномов». Эти человечки прислали нам картину, на которой изображена их страна!

Хотите взглянуть на нее!

Ребята, но что случилось? Действительно ли на этой картине изображена «Страна Веселых Гномов»?

Может быть, они ошиблись и прислали нам не ту картину? Посмотрите, здесь есть письмо, обращение к нам ребята.

  «Злой волшебник задумал свой коварный план. Он украл из нашей страны все противоположности и спрятал их. Все у нас стало наоборот. В стране поселился мрак, после ночи не наступает день, всё время дует только холодный ветер, от этого жители начали болеть и стали грустными. В садах деревья стали низкими и с кривыми стволами. Плоды на деревьях и ягоды стали кислыми.  Все тропики в лесу стали кривыми, а все краски тусклыми. Наша страна превратилась из Веселой, в Грустную». Только вы сможете помочь нам выполнить задания старого волшебника и вернуть нашу Счастливую Страну.

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Заколдованы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Читайте также:  Ребенок и социум развитие навыков общения в соответствии с фгос до

Выручайте, помогите,

Противоположности верните!

Ребята, поможем гномам сделать вновь их страну счастливой и веселой?

А как мы сможем им помочь?

Что мы для этого должны выполнить?

Ответы детей.

Рассматривают картину.

Ответы детей.

Основная часть. Решаем поставленные задачи.

А вот и первое задание. (Открываем конверт)

Назовите как можно больше слов с противоположным значением.

Ребята, а для этого сыграем в игру «Скажи наоборот». (Игра с мячом)

Слон большой,    а мышка…

Зимой погода холодная,  а летом…

Лев смелый,     а заяц…

Молоко жидкое,  а сметана…

Работать трудно, а отдыхать…

Гепард быстрый, а черепаха …

Гири тяжелые, а тополиный пух …

Днем светло, а ночью …

Река широкая, а ручей …

Ягоды у клубники крупные, а у земляники …

Для муравья нужен дом низкий, а для жирафа …

Грязнуля грязный, a чистюля…

У тополя листья широкие, а у ивы…

Чай горячий, а мороженое…

У клюквы ягоды кислые, а клубники …

Зимой сугробы большие, а весной …

Буратино веселый, а Пьеро …

Зимой день короткий, а летом …

Молодцы ребята, справились с заданием.

И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.

Ребята, если мы выполним все задания и соберем все части, то сможем составить из них картину.

Итак, идем дальше и раскрываем следующую тайну.

Отыщи противоположности в стишках.

Грустный клоун громко плачет, 

 а весёлый клоун скачет,  

Хочет подвиг совершить –   

 Хочет рёву рассмешить

Длинный сарафан  для Маши, чтоб была всех в мире краше.                                    

 А короткий – для Алёнки, маленькой её сестрёнки.

Разворчался старый дед:                                                                                  

Доживёшь вот до ста лет!» 

 Внук ответил: «Никогда!  

 Буду молодым всегда!» 

Грязному автомобилю                                            

Путь машины  преградили:                                               

«Чистым здесь зелёный свет!                                   

 Остальным дороги нет!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,                                                                                

Может он с любым сразиться!                                                                              

А трусливого зайчонка                                                                                        

Напугает и девчонка!

Любопытный карапуз                                                                                            

Изучал продуктов вкус,                                                                                                  

 Но из всех запомнил только                                                 

 Сладкий торт                                                               

  И перец горький.

В телевизоре включённом  

Сто ребят и сто девчонок.    

Но не будет никого,  

Читайте также:  Советы для развития ребенка

Если выключить его.  

Молодцы ребята, справились с заданием.

И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.

Дидактическая игра «Найди противоположности».

(Карточки с изображением предметов, явлений природы, состояний, качества, количества и т. д.)

Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки.

А теперь поставим их парами, подобрав противоположные по значению.

Молодцы ребята, справились с заданием.

И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.

Дидактическая игра «4 лишний».

(Карточки с изображением 4-х предметов; три из них одинаковые по значению, четвертый противоположный.)

Итак, вы справились со всеми заданиями.

Молодцы ребята, мы получаем расколдованные части волшебной страны.

А теперь соберём из полученных частей «Страну Веселых Гномов».

Заканчивают предложение.

Называют слова с противоположным значением.

Дети подбирают противоположные друг к другу картинки.

Из 4-х предметов

отыскивают противоположный,

объясняют почему он таковым является.

Собирают пазл.

Заключительная часть (рефлексия)

Источник

Ирина Шушерова
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»

Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».

Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы, закреплять употребление дательного падежа в речи.

Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника, большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким сантиметром (для швеи); предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».

Ход занятия:

1. Орг.момент:

2. – Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова — «наоборот».

— Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.

Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.

3. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

Рассказ «Лекарство».

У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство,то сказал:

«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».

— Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).

— Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,

бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик на твёрдом табурете).

— Кто лечит людей? (врач)

— Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.

— Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают друг напротив друга парами).

(раздаю парные предметы каждому ребёнку)

— Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? (нет, они разные)

— Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя?», не забудьте правильно называть каждый предмет.

Образец: — Тима у меня большой мяч, а у тебя?

— А у меня Алёна маленький мяч.

4.Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем близко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)

5. Игра «Кому, что необходимо для работы?».

(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)

— Человеку, какой профессии нужны эти предметы?

(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)

Пальчиковая гимнастика:

И день, и ночь,

То тихо, то громко,

Идут, стоят,

Работают бойко,

Что это?

Каждый ответит.

(Это часы)

(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)

Игра «Найди пару».

На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке).

Читайте также:  Развитие речевой активности ребенка с задержкой речевого развития

6.-Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.

— А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».

— Жили – были два брата, Тимофей и Олег.

— Какие они? (Тимофей — низкий, а Олег — высокий. Тимофей — толстый, а Олег – худой).

-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).

— Олег ни чего не боится, какой он? (смелый).

— А, Тимофей? (трусливый).

— Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).

— Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).

— Пришли дети в лес и стали собирать грибы.

Олег собрал первый и говорит:

— Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!

Тимофей спрашивает у Олега:

— Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).

-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.

— Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.

(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки).

Все дети выходят из – за парт встают к зрителям лицом, подводим итог занятия.

7. Итог.

— О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).

— А ещё мы их называем слова – неприятели.

— Что же это за слова – неприятели?

(дети читают стихотворения)

Неприятели – слова,

Кто придумал их друзья?

Знаем мы их с малых лет,

Лучше их на свете нет.

Слова – противоположности

Они ведь не зазнайки,

Они всего лишь наши

С вами помогайки.

Всегда будь смелым,

Не трусливым,

И никогда не плачь,

А веселись,

И вот тогда увидишь

Вокруг тебя все люди собрались.

В жизни мы часто встречаем добро,

Иногда, встречаем и зло,

(хором)

Если ты сеешь добро,

Значит, тебе повезло!

Источник

Для развития речи ребенка важно ввести в его словарный запас  такие понятия, как «Большой – маленький», «Высокий – низки», «Толстый – тонкий», а также противоположности, отражающие эмоциональное состояние человека: «Веселый – грустный», «Добрый –злой» . Конечно, без иллюстраций не обойтись. Распечатайте иллюстрации, сшейте в книжку и используйте для ваших упражнений с детьми, изучайте противоположности с интересом.

Противоположность: Большой — Маленький

Противоположности для развития речи ребенка

Противоположность «Веселый — Грустный»

 Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение для детей на изучение противоположности: «Низкий — Высокий»

Противоположности для развития речи ребенка

Иллюстрация для изучения противоположности: «Толстый — Худой»

Противоположности для развития речи ребенка

Иллюстрация для изучения противоположности: «Грязный — Чистый»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение для детей на изучение противоположности: «Мокрый — Сухой»

Противоположности для развития речи ребенка

Иллюстрация для изучения противоположности: «Молодой — Пожилой (старый»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение для детей на изучение противоположности: «Сверху — Внизу»

Противоположности для развития речи ребенка

Противоположность «Холодно — Жарко»

Противоположности для развития речи ребенка

Для закрепления понятий, рекомендуем с детьми продолжить занятия и выполнить ряд упражнений «Найди противоположности». Упражнение рекомендовано для детей 4 – 6 лет

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: толстый — тонкий»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: длинный — короткий»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: высокий — низкий». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: вверху — внизу»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: открытое — закрытое». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: сухое — мокрое»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: заполненный — пустой». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: одинаковый — разный». 

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: веселый — грустный»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: твердое — мягкое». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: Горячий — холодный». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: правый — левый»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: тяжелый — легкий». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Источник