Протестное поведение ребенка 5 лет
Рейтинг Советы родителям, которые сталкиваются с протестным и нежелательным поведением своего малыша |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Как вы «управляете» ребенком, который неожиданно отказывается обуваться или сидеть в автомобильном сидении, пристегиваться ремнем безопасности или завтракать?.. Далее представлены несколько советов, которые помогут вам восстановить те любящие и теплые отношения, которыми вы наслаждались, пока малыш не превратился в скандалиста!
1. Для начала выбросьте из вашего родительского лексикона слово «управлять». А также слова «обуздывать», «усмирять», «подавлять» и т. п. Не сочтите за грубость, но ваш ребенок – не лев, которого необходимо укрощать, и не собака, нуждающаяся в дрессировке! Он человек, личность со своими собственными мыслями, интересами, заботами, желаниями и потребностями, которые, кстати, могут кардинально отличаться от ваших. Уважая ребенка как личность, вы не только демонстрируете ему пример уважительного отношения к людям, окружающим нас в семье и обществе, но и закладываете основу взаимоуважительных отношений с ребенком в подростковом возрасте и старше.
2. Сбавьте обороты, снизьте темп! Относитесь к жизни проще, и тогда самые сложные проблемы воспитания покажутся вам простыми. Если вы часто меняете занятия ребенка, это не приведет к расширению его кругозора. Так вы лишь остановите его творческое развитие и прирожденный интерес к жизни, которые являются неотъемлемой частью любви к обучению на протяжении всей жизни. Когда ребенок упирается, сопротивляется чему-либо, обращайте на это особое внимание! Так он пытается сообщить вам о своей глубочайшей потребности в пространстве и времени для изучения мира, времени на игры и рост, на то, чтобы просто «быть».
3. Маленькие дети очень слабо контролируют свою жизнь, и чем менее дееспособными они себя чувствуют, тем чаще превращают процесс приема пищи, одевания, поход в туалет и т.п. в битву интересов. Предоставление ребенку права выбора, привлечение его к планированию, постоянная гибкость и чуткость – это характеристики правильного и дальновидного воспитания, но помните также о том, что малыши печально известны странным выбором времени для отстаивания собственной независимости. Будьте готовы к таким сложным моментам, продумывайте свои реакции заранее. (Ниже представлены несколько подходящих способов реагирования).
4. Слушайте, слушайте, слушайте! Вопрос, который родители часто задают специалистам в сфере воспитания детей, следующий: «Как заставить ребенка слушать меня?». Ну что ж, в таком случае следует задаться несколько другим вопросом: «Насколько я хорошо слушаю своего ребенка?». Наши дети учатся лучше всего путем подражания. Если каждый раз, когда малыш просит уделить ему внимание, мы говорим ему «Подожди минутку», мы не можем требовать от него ответного внимания. Если ребенок разговаривает с нами, а наш взгляд постоянно перебегает с компьютера на телефон, мы не должны удивляться, что ребенку сложно сосредоточить свое внимание на нас, когда мы просим его об этом. Слушание требует обоюдного взаимодействия, и мы, взрослые, должны первыми показывать достойный пример для подражания.
5. Ограничения – это друзья родителей! Многие люди считают, что мягкое воспитание детей – одна из форм невоспитания, но это неправда. Мягкое воспитание – это участливое воспитание, интерактивное, вовлеченное, активное. Оно требует акцентированного внимания, планирования, участия, исследования и еще много чего, чтобы быть чутким, отзывчивым родителем, который прекрасно осведомлен о потребностях своего ребенка и готов на любые жертвы для их удовлетворения. Тем не менее в любом доме, как и в любом цивилизованном обществе, необходимы границы для безопасности и комфорта каждого. Мягкое воспитание отличает сам способ выбора и поддержания границ и ограничений. В семьях, практикующих мягкое воспитание, ограничения помогают направлять ребенка, а не управлять им, а контроль соблюдения границ осуществляется с помощью чутких и творческих решений, а не суровых карательных последствий. (Ниже представлены несколько подходящих способов такого контроля).
6. Следите за собственным отношением к ребенку и своими манерами! У вас сердитый взгляд? В разговоре с ребенком вы используете резкий тон? Вы раздаете команды и требуете подчинения? Вы вздыхаете и закатываете глаза, когда разочарованы поведением малыша? Все это приводит к сопротивлению ребенка. Действительно, кто захочет сотрудничать с человеком, который постоянно чего-то требует, проявляет нетерпение, демонстрирует сарказм, злость и т. д.? Может ли ощущение бремени или неудачи по-настоящему мотивировать? А стремление угождать? Основано ли оно на исправлении, коррекции или связи с ребенком? Подумайте о том, какое отношение к себе вы хотели бы получать от уважаемых вами авторитетных людей (руководителей, сотрудников правоохранительных органов и т. д.), и относитесь к детям так, как хотите, чтобы относились к вам! Это не только ослабляет проявления проблемного поведения, но и демонстрирует на примере «золотое правило»: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, – отличный жизненный урок!
Вот несколько инструментов, необходимых в арсенале мягкого воспитания детей:
- Малыш отказывается надевать обувь перед выходом из дома? Во-первых, спросите у него, почему он не желает этого делать. Скорее всего, ребенок не сможет или не захочет объяснить причину своего поведения, но вы покажете ему пример вежливости, открытости к диалогу и грамотного взаимодействия. Трехлетний ребенок может даже удивить вас очень логичным с его точки зрения ответом! Во-вторых, не реагируйте. Просто сгребите обувь ребенка и возьмите ее с собой на улицу. Если малыш продолжает отказываться надевать обувь в парке/в библиотеке/в кабинете врача и т. д., спокойно скажите ему о том, что он будет сидеть у вас на коленях или в коляске, то есть будет с вами, пока не наденет свои ботинки.
- Если ребенок устраивает истерику, сохраняйте спокойствие (сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до десяти, произнесите короткую молитву или фразу, которая вас обычно успокаивает) и просто находитесь рядом с ним. Некоторые дети хорошо реагируют на спокойный мягкий голос родителей, которые озвучивают слова для выражения их детских чувств, например: «Когда нам приходится делать то, что мы не хотим, это очень огорчает. Я вижу, что ты сердишься, и это нормально. Давай просто немного посидим рядом». Другие же дети, наоборот, еще больше расстраиваются, когда родители пытаются взаимодействовать с ними во время истерики, и утешаются просто от вашего тихого присутствия, нежного поглаживания по спине или играя в «волшебную успокаивающую баночку» (которую вы можете изготовить из пластиковой бутылки круглой или какой-нибудь необычной формы, добавив краску любого цвета и блесток для волшебного эффекта, украсив сверху ленточкой и т. п. – главное, чтобы она притягивала к себе внимание малыша). Знание собственного ребенка – важная часть мягкого воспитания, т. к. это знание помогает родителям «читать» сложные ситуации, чтобы проявлять отзывчивость к уникальным потребностям ребенка.
- Причины для тайм-аута (в том числе для отправки в угол). В большинстве случаев не стоит наказывать детей тайм-аутами, вместо этого лучше проводить время вместе с ними. Но существует одна область воспитания, где тайм-ауты необходимы, – «Коробка для тайм-аутов игрушек». Когда ребенок использует игрушку не по назначению (т. е. бросает ею в других детей, бьет ею, бросает на землю, спорит из-за нее и т. д.), причем вы уже пробовали мягко перенаправить его (но безрезультатно), следующий шаг состоит в том, чтобы отправить игрушку в «Коробку для тайм-аутов игрушек». Малыши, как правило, с юмором относятся к тому, что игрушки отправляются в «Коробку для тайм-аутов», и не проявляют недовольства. Игрушку можно вернуть, предварительно сделав ей преувеличенно строгое внушение и рассказав, какого поведения от нее ожидают и о том, что она должна слушаться своего «начальника» – ребенка. Дети очень любят это. Родителям же важно общаться с ними, слушать и проявлять гибкость. Если удаление игрушки вызывает сильную негативную реакцию, значит, причина плохого поведения заключалась в чем-то большем, чем просто в чрезмерном восторге, и в этом случае может понадобиться тайм-аут для ребенка. Опять же, понимание собственного ребенка поможет вам «прочитать» ситуацию и отреагировать соответствующим образом.
- Наиболее сложные, независимые дети, как правило, больше всех нуждаются в связи с родителями. Сильная воля = сильная потребность! Как ни странно, часто самые волевые дети наиболее тесно идентифицируют себя со своими родителями. Хотя нет никаких сомнений в трудности воспитания волевого ребенка, эта задача станет легче, если родители научатся видеть причины, лежащие в основе поведения своего малыша. Постарайтесь рассматривать постоянные испытания вашего терпения как проводимые над вами «исследования» с целью многократной проверки всех ваших причуд и слабостей, взлетов и падений, сильных и слабых сторон. Кроме того, если вы будете объяснять ребенку, почему приняли то или иное решение, почему сказали так, а не иначе, и на его бесконечные вопросы будете отвечать терпеливо и открыто, то устраните причины большого количества проявлений проблемного поведения, поскольку поможете ребенку понять, кто вы есть на самом деле, не заставляя его «выкапывать» из вас это знание!
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
1 оценки.
Развитие ребенка
01.06.2016
Источник
По статистике, 15% детей неуправляемы, на них совершенно не воздействуют обычные методы воспитания. Это проявляется импульсивностью необдуманных поступков, результаты которых могут быть плачевными. Такие дети отличаются неоправданным оптимизмом, считая, что с ними всегда все будет хорошо.
Часто у взрослых просто нет времени для предупреждения негативного развития ситуации. Несмотря на окрики родителей, дети лезут по тонким, шатким опорам, стараясь залезть повыше, и, не думая о последствиях, спрыгивают. Все происходит стремительно и заканчивается членовредительством. Причем делают это не назло родителям, они просто не в состоянии оценить последствия своих действий для окружающих и себя в частности.
Причины непослушания детей
Родители излишне активных детей задаются вопросом, является ли такое поведение нормой или это какое-то отклонение в развитии крохи. Если ребенок в 5 лет неуправляем, психологи советуют постараться разобраться в мотивах поведения малыша. Причина может быть скрыта как в психических отклонениях, так и в банальном дефиците родительского внимания.
Гиперактивность
Здоровый ребенок всегда подвижный и активный — это является нормой. Однако, если он не в состоянии сосредоточится на словах взрослых, не слушается и даже во время игры отвлекается на посторонние вещи — это гиперактивность, что является отклонением от нормы. Разница между активным и гиперактивным малышом заключается в том, что активные дети доводят до конца задуманное и четко отвечают на вопрос, зачем они так поступили. Гиперактивный не в состоянии объяснить мотивы своего поведения.
Возможные причины гиперактивности детей:
- генетическая предрасположенность;
- биологические отклонения;
- психосоциальные факторы.
Гиперактивность объясняется родовыми травмами головного мозга, патологиями внутриутробного развитием плода либо наследственной предрасположенностью. Все очень индивидуально и диагноз должен ставить компетентный специалист.
Дефицит внимания взрослых
Темп жизни взрослых и их постоянная занятость своими проблемами часто приводит к появлению у малыша осознания своей ненужности. Чтобы как-то напомнить о себе карапуз начинает вести себя не так, как остальные дети. Он капризничает, шумит, разбрасывает игрушки и совершенно не слушается. Все его поступки направлены на привлечение внимания взрослых и как только он этого добивается, он успокаивается.
Дети нуждаются в любви и ласке, потому родителям нужно уделять внимание капризам детей, ведь на ровном месте они не возникают. Если малыш, будучи здоровым психически, часто скандалит и закатывает истерики — он испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять — и его психологическое состояние придет в норму.
Возрастные кризисы у детей
Отчаявшиеся родители, пытаясь найти правильный подход к малышу, обращаются специалисту с вопросом, как же вести себя, чтобы невзначай не травмировать неокрепшую психику отпрыска. Неуправляемость карапуза в возрасте трех лет объясняется еще не полностью сформировавшимися лобными долями головного мозга. Именно они контролируют поведение ребенка. На вопрос родителей неспокойного отпрыска, что делать же с ребенком, если он не слушается, в возрасте 6–7 лет, психологи советуют набраться терпения. Ведь окончательное формирование лобных долей завершается приблизительно к 18-ти годам. Кроме того, психологи в развитии детей выделяют возрастные этапы, на которых неуправляемость и непослушание проявляются особо остро. Эти этапы носят название возрастных кризисов, и в период их проживания у детей наблюдается открытое неповиновение и отрицание авторитета взрослых.
Кризис 3-х лет
Кризис в этом возрасте проявляется необоснованным упрямством, частыми истериками и протестами. Малыш хочет казаться в глазах окружающих самостоятельным и взрослым, искренне считая себя таковым. Что делать родителям, если ребенок не слушается в 3 года, советы психолога:
- не наказывать слишком строго. Карапуз просто не в состоянии понять, за что его ругают. Напротив, нужно стараться не заострять внимание на его капризах, тогда у малыша не будет возникать желания идти наперекор;
- важно не позволить ему почувствовать свою вседозволенность, ни к чему хорошему это не приведет;
- попытаться переключить внимание крохи на что-то другое. Только после того, как он успокоится, мягко объяснить в чем он был неправ.
Психологи утверждают, что если ребенок не слушается в 4 года, наиболее неправильной реакцией на его поведение будет гнев родителей. Нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и не спешить удовлетворить требования малыша лишь бы он перестал кричать. Так карапуз постепенно поймет, что истерикой и капризами он ничего не добьется.
Кризис 5-ти лет
В пятилетнем возрасте дети четко понимают отличие между мальчиками и девочками. Их мозг развит в достаточной степени, чтобы они могли управлять своими эмоциями и составлять мнение об окружающих. Они активно фантазируют и проявляют индивидуальные черты характера. Недопонимание в общении со сверстниками и взрослыми может привести к тому, что малыш замыкается в себе или, наоборот, стремится доказать свое мнение, проявляя непослушание. Советы психолога как себя вести взрослым, если ребенок не слушается в пять лет:
- оказывать всяческую поддержку начинаниям крохи, чтобы избежать его замкнутости;
- не привлекать к решению конфликта посторонних (воспитателей, друзей, бабушек). Следует установить как можно более близкий контакт с ребенком, чтобы он сам рассказал о причинах своего поведения. Ведь непослушание — это протест, а значит, малыша что-то не устраивает в ближайшем окружении;
- кризис 5-ти лет в любом случае, так или иначе, затронет кроху, а потому, чтобы избежать недопонимания с ним нужно стараться проводить больше времени, давая ему уверенность в том, что он любим.
Если ребенок не слушаться и в 6 лет, психологи советуют мягко и вместе с тем настойчиво выяснить причину такого поведения. Ни в коем случае не угрожать и физически не наказывать, ведь кризис 5-ти лет не заканчивается, как только крохе исполняется шесть лет. Помогут только любовь и терпение.
Кризис 7-ми лет
В 7 лет проявления возрастного кризиса не такие острые, капризов и истерик меньше. В этом возрасте дети начинают подражать поведению старших товарищей, манерничать и кривляться. Они считают, что старшие дети правы, а взрослые просто вечно всем недовольны, а потому семилетки назло родителям проявляют неповиновение, вплоть до откровенного бунтарства.
Советы психологов как себя вести родителям, если ребенка не слушается в 7 лет:
- если малыш не обращает внимания на слова взрослых, продолжая ломать игрушки и измерять лужи, значит, ему скучно. Потому нужно постараться сменить его деятельность, направив его энергию в иное русло. Например, вместо наскучивших игр и детской площадки определить малыша в любую спортивную секцию. Это научит его дисциплине, а новые знакомства отвлекут от капризов;
- в этом возрасте детям нужно объяснить, что в некоторых моментах им придется уступать взрослым и сверстникам, подчиняясь общим правилам поведения. Нужно мягко и аккуратно донести эту истину так, чтобы не вызвать открытого неприятия такого положения вещей.
Если ребенок в 8 лет не слушается, проявляя недовольство и нервозность, психологи советуют не отвечать на грубость и хамство агрессией. Дети в этом возрасте часто ведут себя неадекватно, сталкиваются с непониманием взрослых. В большинстве случаев такое поведение провоцирует школа. Там приходится придерживать строгих правил и расписания, что вызывает у некоторых детей негативные отклики в душе. Они вроде бы все понимают, на уроках ведут себя хорошо, а дома «играют на нервах» родителей. Такое поведение является своеобразной отдушиной, дающей ему возможность сбросить накопившееся эмоциональное напряжение. Нужно с пониманием к этому относиться, имея в виду, что детям тяжело приспособиться к новым социальным условиям.
Как правильно воспитывать неуправляемых детей: советы психолога
Основные рекомендации психологов звучат следующим образом:
- Дать почувствовать ответственность. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, выделить какую-то несложную часть домашних обязанностей взрослых. Или купить хомяка, которого нужно кормить и не забывать менять подстилку.
- Выяснить чем ребенок интересуется и вместе с ним искать новые возможности поиска информации. Малышу будет приятно участие родителей, он будет эмоционально открыт. Это поможет ему не накапливать негатив, который рано или поздно вырвется наружу.
- Капризничая, дети часто повторяют за взрослыми фразы, жесты, говорят с их интонациями, считая, что это правильное поведение. Важно каждый раз после инцидента объяснить малышу, почему взрослые повышают голос, чтобы он мог проанализировать свое поведение.
В общении с непослушными детьми нужно фиксировать их реакцию на различные психосоциальные факторы. Замечать негативные перемены в настроении и стараться оградит от повторения подобной ситуации. Важно не поддаваться на провокации, ведь агрессия и резкое осуждение приводят к затягиванию конфликта.
Если в детстве не прорабатывать проблемы, можно получить взрослого человека с «букетом» психологических проблем. В таких случаях следует обращаться за помощью к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
Источник