Проявление негативизма у ребенка в 3 года

Клипарт с сайта LENAGOLD — коллекция фонов и клипарт
Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.
Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.
Почему ребенок протестует?
Негативизм — это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям (Педагогический энциклопедический словарь).
Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.
Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.
По сути негативизм — это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.
О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.
Родители нередко говорят о том, что ребенок упрямый. Можно сказать, что упрямство — это слабая форма негативизма. И по проявлениям в поведении они похожи. Но причины похожего поведения все-таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению. А негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации.
Говорят еще о такой черте, как настойчивость — это желание добиться своего вопреки препятствиям.
Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.
Можно ли что-то с этим поделать?
Самое универсальное средство — учитывать детские потребности, желания, возможности, способности.
Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.
Чаще детский негативизм — преходящее явление. Но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности — если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.
Как помочь негативисту?
Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды. Есть так называемые кризисные периоды детства — один год, три года, шесть-семь лет и 13-16 лет. Ребенок (или подросток) в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.
Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.
При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты
- Правила должны быть понятны детям.
- У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
- Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
- При любых проблемах в поведении ребенка помогает ведение дневника. Во-первых, наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал. Во-вторых, понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи.
- Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?»
- Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
- Стоит обратить внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов — возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно».
- Призывайте на помощь чувство юмора и игру. В общении с упрямым малышом бывает эффективным метод от противного: «Ты только не вздумай сегодня лечь в 8 часов». Или игра в мальчика-девочку-«наоборот»: «Ты сегодня все делаешь наоборот, когда я попрошу тебя о чем-нибудь. А завтра я стану «мамой-наоборот»». Не сработают одни приемы — придумайте что-нибудь другое. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения.
- Поощряйте активность, поиск нового, самостоятельность. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?
Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.
Источник
Кризис трехлетнего возраста часто застает родителей врасплох. Будучи обеспокоенными необычным поведением ребенка и его новым «Я», они стараются обеспечить благоприятные условия для преодоления этого этапа становления личности.
Причины развития кризиса 3 лет
Проявление этого кризиса довольно закономерно, поскольку любое живое существо развивается и меняется по мере взросления. Дети растут, приобретают новые знания, овладевают навыками, поэтому расширяется их кругозор и меняются потребности. У ребенка возникает желание делать все самостоятельно, поэтому родители наблюдают упрямство и истерики.
В возрасте 3 лет ребенок впервые начинает идентифицировать себя как отдельную личность, независимую от родителей. Более взрослый малыш требует к себе соответствующего отношения. Конфликт возникает в том случае, когда родители не успели осознать, что ребенок стал более взрослым, и по прежнему относятся к нему как к младенцу. Это несоответствие крайне мешает развитию личности ребенка.
Признаки кризиса трех лет
В период кризиса ребенок стремится все делать наоборот, проявляя негативизм. Если раньше он любил гулять, то теперь активно отказывается собираться на прогулку. Раньше малышу нравилось ходить на развивающие занятия, а сейчас дорога сопровождается криками и отказами заниматься. Доходит до того, что ребенок отрицает очевидные истины. В такие моменты стоит проявлять уважение к мнению ребенка, ведь негативизм — это способ обозначить свое отношение к окружающей реальности.
Часто дети становятся заложниками своих эмоций, поэтому непроизвольно проявляют упрямство. Родители могут заметить, что требование ребенка основано на принципе, а не на желании или потребности — малыш уже попросил что-либо и не собирается отказываться, даже если ему это не нужно. Ребенок часто проявляет строптивость в традиционных бытовых делах, сопротивляясь родителям при выполнении ими обычных действий.
Своеволие — это яркое проявление кризиса трехлетнего возраста. Ребенок наотрез отказывается от помощи родителей. Он пытается самостоятельно справиться с бытовыми задачами, даже если это ему не по силам. Малыш считает себя взрослым, поэтому не может соотнести свои возможности в действиях. Если что-то не получается, ребенок нервничает, капризничает, устраивает истерику. В некоторых случаях наблюдается ревность старшего ребенка к младшему, обесценивание близких, плохие слова в адрес родителей, манипуляция взрослыми.
Рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса трех лет
Родителям стоит проявлять спокойствие во время крика или истерики ребенка. Своим тихим и спокойным тоном мама способна вывести малыша из негативного состояния. В период кризиса трехлетнего возраста ребенку крайне необходима похвала. Его самооценка и чувство собственного достоинства требуют подпитки, поэтому родителям не стоит скупиться на добрые, ласковые слова. Нужно поддерживать ребенка во всех начинаниях, одобрять его хорошие действия и радоваться победам.
Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми — это больно бьет по самооценке. Такой метод воспитания не принесет положительного результата — малыш продолжит вести себя плохо, только еще и психологическую травму получит. В период кризиса следует предоставлять ребенку право выбора и удовлетворять его потребности в самостоятельности. Можно предложить малышу выбрать одежду из двух вариантов, взять с собой ту или иную игрушку. Не стоит быть слишком категоричными. В некоторых ситуациях можно и уступить ребенку, разрешив ему сделать так, как он желает.
Вы нашли для себя статью интересной? Жмите на палец верх и подписывайтесь на канал«Наши дети» Новые статьи о воспитание наших малышей, выходят каждый день.
Источник
Первые шаги малыша к взрослению неизменно радуют родителей. Сам ест, сам одевается, может уже и поиграть без взрослых… Но ближе к третьему дню рождения картина резко меняется. Появляются странные симптомы — упрямство, злость, истерики. Пугаться не стоит! Кризисный этап проходят все трёхлетние дети. Главное, чтобы папа и мама знали, какие воспитательные стратегии применять в это время.
Особенности психологии трёхлетнего малыша
Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.
Кризис у ребенка 3 лет часто проявляется в виде капризов и истерик
Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».
Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.
Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.
При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.
Симптомы кризисных изменений в поведении
На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.
Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком
Вот ещё 5 характерных симптомов:
- Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
- Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
- Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
- Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
- Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
- Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.
Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.
Причины поведенческих нарушений
С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.
К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:
- Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
- Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
- Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
- Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
- Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.
Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.
Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.
Длительность кризисного периода
Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.
Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.
Как пережить трудный период
Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.
Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период
Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».
Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.
Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:
- Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
- Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
- При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
- Избегать криков и наказаний.
- Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
- Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
- Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
- Игнорировать истерики — в любое время, в любой ситуации.
Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу — и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.
Как реагировать на детскую истерику
Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.
Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя — чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.
Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.
Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.
Когда требуется помощь психолога
Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:
- Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
- Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
- Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
- Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.
Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.
Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей
Источник