Прогулка как средство развития ребенка

Вопросы к рассмотрению темы:

1. Значение прогулки как компонента в распорядке дня учреждения дошкольного образования.

2. Планирование разнообразной деятельности на прогулке летом. Требования к структуре прогулки.

3. Особенности организации разнообразной деятельности детей на прогулке.

Прогулка – важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Её проведение направлено на снятие напряжения ребёнка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребёнка. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке – это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив и воспитываются положительные навыки  поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу реализовать возможность органичного соединения оздоровительных и образовательных задач дошкольного образования. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.      

В методической литературе последних лет можно найти разнообразные рекомендации по планированию прогулки. Однако следует помнить, что   есть общие требования к её структуре: наблюдения, дидактические игры и упражнения, трудовые действия, подвижные игры и упражнения, самостоятельная деятельность дошкольников. Кроме того, планируется индивидуальная работа с детьми в зависимости от результатов педагогической диагностики по различным видам деятельности и направлениям. Очень удобно, когда одной теме подчинены все необходимые структурные компоненты прогулки – тогда материал объединён по темам, соответствующим тематическому планированию.

На прогулке планируются эпизодические наблюдения за предметами и явлениями общественной жизни и природы, за трудом взрослых, а также циклические  наблюдения за природой согласно методике ознакомления с ней детей. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами заключается в следующем. Одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

А) ежедневное наблюдение за погодой;

Б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) покрова земли (в середине недели); поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада. И наблюдение за ними (в конце недели);

В) ежедневная работа с календарём (после возвращения с прогулки).

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

При планировании подвижных игр на прогулке следует помнить, что в подвижных играх должны принимать участие все дети группы. Следовательно, игры должны быть знакомы детям. Новые же, впервые вводятся и разучиваются на занятиях физкультурой.  Чтобы дети научились играть самостоятельно, игры следует повторять.

Планируя трудовую деятельность детей на прогулке, особое внимание отводится технике безопасности: грамотному подбору заданий и рабочего оборудования, дозированию и распределению физической нагрузки. Следует учесть также, что последовательность и продолжительность разных видов деятельности на прогулке должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера предшествующей деятельности.

Игры на прогулке занимают особое место, что обязывает воспитателя отнестись к их организации с особой ответственностью. На прогулках проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и спортивные игры, игры-драматизации и развлечения. Кроме того, необходимо тщательно планировать место физических упражнений и игр на прогулке, а также чередовать степень физической нагрузки в подвижных играх (игры большой подвижности, малой, средней) с целью предупреждения переохлаждения или перегрева детей.

Содержание трудовой деятельности наряду с обучением детей практическим навыкам работы предусматривает их знакомство с растениями,         животными, правилами ухода за ними. При использовании предложенных форм работы педагоги вправе самостоятельно продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приёмы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы. Однако воспитателю следует помнить о том, что возможности детей младшего дошкольного возраста крайне ограничены: трудовое воспитание осуществляется главным образом через выполнение простейших поручений либо совместного выполнения трудовых операций вместе с воспитателем.

Организация наблюдений за объектами природы предполагает использование художественного слова, сюрпризных моментов, проблемных вопросов к детям. 

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Педсовет №2

«Прогулка

как приоритетное средство развития дошкольников»

Составила:

старший воспитатель

Оболдина Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

 2019 год

Педсовет №2

«Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель: объединить усилия коллектива ГБДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

  • Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  • Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок
  • Способствовать творческому поиску
  • Скорректировать работу по организации прогулок в ГБДОУ

Предварительная работа:

  • Проведение контроля прогулок, наличия картотек и перспективного планирования
  • Составление справки по контролю
  • Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства прогулок.
  • Разработка сценария
  • Подготовка проекта решения педсовета.

Оборудование: столы и стулья для команд — участников, карандаши/ручки, экран, проектор, бланки ежедневного планирования, картотеки прогулок.

Ход педсовета

1 Выступление старшего воспитателя «Значение прогулки как средства воспитания». (см.презентацию)

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

Читайте также:  Общение со взрослым как условие речевого развития ребенка

Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

•  укреплению здоровья;

• закаливанию организма;

• развитию двигательной деятельности;

• развитию познавательной деятельности.

3 Итоги тематического контроля «Организация и проведение прогулки с дошкольниками».

На основании приказа и в соответствии с годовым планом работы был проведен оперативный контроль по «Организации и проведению прогулок с дошкольниками» (Справка по итогам тематического контроля).

Вопросы, подлежащие проверке, представлены на слайде:

  • Порядок одевания детей. Сформированность у детей навыков самообслуживания (по возрастной группе).
  • Соответствует ли одежда детей сезону.
  • Выполняется ли двигательный режим детей на прогулке
  • Наличие выносного материала по сезону
  • Организация наблюдения за природой и состоянием погоды
  • Обучающие, дидактические игры на прогулке
  • Сюжетно-ролевые игры на прогулке
  • Организация трудовой деятельности детей на прогулке
  • Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках, в раздевалке
  • Гигиенические процедуры после прогулки.
  • Соответствует ли время выхода на прогулку режиму данной возрастной группы
  • Соответствует ли время возвращения с прогулки режиму данной возрастной группы.
  • Соблюдается ли общее время прогулки.
  • Соблюдается ли режим вечерней прогулки в соответствии с данной возрастной группой.
  • Соблюдение правил безопасности проведения прогулок

Результаты представлены на слайде:

Оранжевым цветов выделены наибольшие отклонения от средних показателей, а именно – выполнение двигательного режима и организация сюжетно-ролевых игр. Н автором месте нарушения, выделенные голубым цветом, а именно: организация наблюдений, проведение дидактических или обучающих игр

и процедура раздевания.

Красным цветом выделены самые высокие показатели, а именно соответствие одежды детей сезону, наличие выносного материала, гигиенические процедуры после прогулки, соблюдение правил безопасности.

Важно! На что стоит обратить внимание в результате контроля:

  • Выполнение двигательного режима на прогулке
  • Организация сюжетно-ролевых игр
  • Организация наблюдений
  • Проведение дидактических игр на прогулке

Основываясь на выводы оперативного контроля, я подготовила для вас игру.

4. Деловая игра «Организация прогулки в детском саду».

Вам нужно разделиться на три команды. Все знают игру «Волшебный мешочек», сейчас мы поиграем с вами в «Волшебную коробочку». Вам нужно вытащить фишку (они разных цветов), цвет, который вам попадется – это цвет вашей команды, значит вы занимаете соответствующий стол.

Теперь, каждой команде, как и в любой игре, нужно выбрать капитана и придумать название (записывают его на листе и ставят на стол).

У меня есть мольберт, на нем лист бумаги, разделенный пополам. Я попрошу вас, после выполнения каждого задания проговаривать, что для вас было трудно и что легко, я буду записывать анализ в столбики.

Слайд – Игра №1. «Организация прогулки».

Задание:

«Напишите планирование утренней прогулки на 1 день для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с тематикой недели, включая все пять компонентов прогулки: наблюдение, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность, индивидуальная работа.

Темы недели представлены на слайде: зеленый стол «Профессии», жёлтый стол «Птицы», розовый стол «Одежда, обувь».

Все темы я взяла из тематического планирования на этот учебный год.

Идет время – 5 минут для выполнения задания. Идет самоанализ, данные фиксируются на мольберте.

А теперь, я попрошу вас поменяться планированием. Как вы думаете почему? (Ответы, потому что в соответствии с ФГОС, каждый педагог должен уметь работать на разной группе и ориентироваться в планировании).

Слайд – игра №2 «Наблюдаем». Обыграть наблюдение по плану прогулки, на время наблюдения – 3 минуты. Время на подготовку на экране – 2 минуты.

Каждая команда показывает своё наблюдение, один педагог в роли воспитателя, остальные дети, участие всех обязательно (артистизм приветствуется).

После обыгрывания наблюдения, данные фиксируются на мольберте.

Слайд – Игра №3 «Играем». Каждой команде нужно показать игру, время на подготовку и обсуждение 2 минуты. На слайде представлены игры, которые вам необходимы показать (вы берете игру из планирования, если там не прописана дидактическая игра, просим помощи у соседней команды, где она есть).

Читайте также:  Роль семьи в гармоничном развитии ребенка

Каждая команда показывает свою игру, один педагог в роли воспитателя, остальные дети, участие всех обязательно (артистизм приветствуется).

После обыгрывания наблюдения, данные фиксируются на мольберте.

Слайд — На этом задания закончились, теперь вам предстоит решение педагогических задач. Что это такое, кто знает?

Да, верно, вам нужно решить задачу, предложить способы выхода из данной ситуации. Педагоги тянут жребий. После окончания вопросов, данные фиксируются на мольберте.

Ситуация 1.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вопрос: разберите ситуацию Олега и Вики

Ответы:

Вариант 1.

Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности. Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Ситуация 2.

Семеро смелых Дети еще до прогулки договорились играть в ледокол «Арктика» и распределили роли. На корабле будут капитан, матросы, боцман, кассир, повар и др. Как только дети вышли на прогулку, капитан Саша объявил о выходе ледокола в море. Но кассир Маша возразила: «Так не бывает, сначала пусть пассажиры билеты купят». Затем капитан дает указание вертолетчикам обследовать маршрут. Летчики вылетают и поддерживают связь с радистом на ледоколе. Вскоре капитан объявляет, что ледокол приближается к Северному полюсу. Все сходят на лед, устанавливают флаг, поют песню.

Капитан поздравляет всех с победой и т. д.

Вопросы: 1. Определите возраст играющих детей.

2. Охарактеризуйте особенности игровой деятельности детей данной группы ДОУ.

Ситуация 3.

Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

Ответ:

(организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания).

Ситуация 4.

         Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

          Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 5.  Мама: Почему у тебя одежда мокрая?

Дима:  Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама:  не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: Пойдёшь в мокром.

Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

Вопрос: Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

Ситуация 6. На прогулке дети бегают по всей площадке и кричат «нечеловеческими» голосами. Воспитатель не пресекает такого поведения и объясняет это тем, что детям необходимо дать возможность выплеснуть энергию.

Вопрос: Что вы посоветуете?

Рефлексия: посмотрите на мольберт, какая колонка оказалась наиболее заполненной? Почему? Что можно сделать, чтобы были другие результаты?

Как это можно сделать? Я попрошу вас к следующей нашей встрече подготовить материал ,который помог бы вам при подготовке к прогулке (картотеки, комплексы, игры, шпаргалки для написания плана…)

Источник

Крылова Татьяна
Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Каждая прогулкаструктурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной познавательно – исследовательской деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста журнал

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

В старшем возрасте особое внимание следует уделить опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;

формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

Детям для гармоничного развития необходимо как можно дольше находиться на свежем воздухе. Прогулка является частью образовательного и воспитательного процесса, значение которой не стоит недооценивать. Она способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ.

Одним из интересных видов деятельности для дошкольников является экспериментальная деятельность, у нас есть возможность включать её везде, где возможно. Ничего не мешает нам организовывать исследовательскую деятельность на прогулке.

Практика показывает, что дети с огромным желанием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома.

Основная задача воспитателя — развить в детях исследовательские навыки, научить их высказывать предположения, выдвигать гипотезы, дискуссировать, проверять правильность своих предположений, комментировать свои действия, формулировать выводы, находить взаимосвязи между данным экспериментом и явлениями природы и реальной жизни.Тем самым мы достигаем несколько результатов: развиваем речь, мышление, познавательную активность, исследовательские навыки. Но, как молодой специалист,я столкнулась с проблемой:

1. Отсутствие у меня ответа на вопрос ребенка, в связи с плохой осведомленностью.

2. Как развивать познавательный интерес у детей на прогулке?

3. Какое оборудование брать с собой на прогулку?

4. Каким образом мотивировать ребенка к познавательной активности?

В связи с возникновением этих проблем, я составила для себя советы, которые помогают мне при организации прогулок у старших дошкольников. Данные советы будут интересны молодым воспитателям, студентам педагогических специальностей, родителям и воспитателям со стажем работы.

Рекомендации для воспитателей по развитию познавательного интереса во время прогулки:

1. Соблюдение техники безопасности. Техника безопасности должна обеспечиваться в любой деятельности с детьми.

2. Берем только нужное. При планировании прогулки и экспериментальной деятельности старайтесь выбирать опыты, которые можно выполнить с минимальным количеством оборудования. Обязательно перед использованием проверьте его на исправность.

3. Беседа во время прогулок. Хорошо запоминается информация, полученная в непринужденной обстановке. Можно задавать вопросы детям, помогать с ответом, обобщать информацию, полученную из разговора.

4. Задавайте наводящие вопросы. Не бойтесь задавать наводящие вопросы ребенку, чтобы он сам пришел к определенному умозаключению и смог ответить на свой вопрос самостоятельно.

5. Не оставляйте без внимания ни одно предположение, выводы ребёнка. Организовывая экспериментальную деятельность детей, которая основана на предположениях и прогнозе, не оставляйте без внимания каждый ответ ребенка, даже если он не правильный.

6. Проявляйте доброжелательность. Не критикуйте! Недопустимо говорить ребенку, что он выполнил что-то неправильно или его суждения ошибочны. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе.

7. Поощряйте детей. Каждому ребенку нравится, когда еще хвалят и поощряют. Поощрения мотивируют ребенка на достижение результатов. Главное не перехвалить!

8. Не бойтесь искать ответы на заданный вопрос вместе с ребенком. Не стесняйтесь показать ребенку, что вы не знаете ответ на некоторые вопросы. Предложите найти ответ вместе используя разные источники.

9. Создавайте творческие работы. По завершению прогулки старайтесь создать с детьми коллажи, коллективные рисунки, чертите таблицы для того, чтобы закрепить полученную информацию.

Таким образом, прогулка является хорошим средством развития познавательного интереса у детей. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе, любознательность, наблюдательность.

Источник