Программы студий развития ребенка

Программы студий развития ребенка thumbnail

Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет

Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.

Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.

Паспорт программы:

1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».

2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.

3. Дата создания 2017г.

4. Характеристика программы предусматривает:

развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

развитие общения и речи;

развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

5.Направление деятельности: познавательное развитие.

6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.

7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.

8. Цели и задачи программы:

Развитие умственных способностей в комфортной среде;

формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);

развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;

развивать самостоятельность и инициативу;

развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

обогащать опыт самопознания дошкольников;

воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы:

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты:

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.

11. Перспективы развития.

У детей будут развиты:

-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

-мелкая моторика рук и глазомер;

-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию;

-проявится интерес к интеллектуальным играм;

-сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка:

Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 45 минут.

Актуальность программы:

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».

Новизна программы:

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:

— использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

— подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

— проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

— свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Читайте также:  Примерная карта развития ребенка

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

4. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

Формы организации детей:

— индивидуальные;

— подгрупповые;

— групповые.

Формы работы с детьми:

— игра;

— ситуативный разговор;

— беседа;

— проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

— словесные (беседа, загадки);

— наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

— практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты:

К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:

— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

— объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

— пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.

В период учебного процесса:

— дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

— сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

— обобщают (по выделенным признакам);

— подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

— с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;

— подбирают предметы по заданному признаку;

— ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

— выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

— пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы.

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.

Условия реализации программы.

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Примерное тематическое планирование.

1. Развитие внимания.

Игра «Знакомство»

Приветствие разных стран

Знакомство с правилами этикета (приветствие)

Игра «Путаница»

2. Развитие восприятия.

Игра «Стрелка покружись»

Решение поставленной задачи

Игра «Фрукты-овощи»

Игра «Узнай по голосу»

3. Русский фольклор. Масленица.

Игра «Дотронься до солнышка»

Фантазийное моделирование

Читайте также:  Ребенок 9 лет как развитие

Русские народные забавы

4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.

Игра «Назови соседей»

Соедини пойдёшь и что найдешь?»

Математический диктант «Сказка по точкам»

Игра «Куда»

Источник

  • (7)

Трудно переоценить значение образования в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент развития личности, ее базовая культура.

Обучение по программе «Первые шаги» способствует всестороннему развитию личности дошкольника, так как ребёнок, занимающийся в Студии раннего развития, погружается в разные виды деятельности под руководством опытных педагогов:

— изобразительную деятельность – «Детская художественная мастерская»;

— театральную деятельность – «Кукольный театр для детей»;

— познавательную деятельность – «Логика для детей», «Окружающий мир для детей и «Основы русской традиционной культуры»;

— вокальную деятельность – «Я хочу петь для детей»;

— деятельность направленную на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сфер – «Психогимнастика для детей»;

— развитие речи – «Раз – словечко, два – словечко», «От слова к звуку»; «По дороге к азбуке»;

— танцевально–игровую деятельность – «Ритмика для детей».

Педагоги

Громова Ирина Владимировна, заведующая структурным подразделением.

Живетьева Анастасия Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Мелехина Ксения Владимировна, педагог дополнительного образования.

Патрушева Юнона Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Игонина Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования.

Акентьева Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования.

Афанасьева Юлия Юрьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Мажник Алена Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Смирнова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

I. «Детская художественная мастерская» – 72 часа.

II. «Кукольный театр для детей» – 36 часов.

III. «Логика для детей» – 36 часов.

IV. «Я хочу петь для детей» – 36 часов.

V. «Окружающий мир для детей» – 36 часов.

VI. «Основы русской традиционной культуры» – 36 часов.

VII. «Психогимнастика для детей» – 36 часов.

VIII. «Развитие речи» – 36 часов.

IX. «Ритмика для детей» – 36 часов.

Цели программы

Цель: создание условий для всестороннего развития ребёнка, через включение его в разные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование знаний, умений в переделах разделов программы.

2. Обучение приёмам умственных действий (сравнения, сопоставления, умению делать выводы, умозаключения, учить устанавливать связи между рассматриваемыми предметами).

3. Обучение приёмам и навыкам различных видов деятельности.

Развивающие:

1. Развитие жизненно необходимые навыков, требующихся для социальной адаптации детей к условиям изменяющейся действительности.

2. Содействие развитию логического мышления, воображения, сообразительности ребёнка.

3. Развитие речи, памяти, внимания, выносливости, творческих способностей.

4. Развитие способности понимать содержание музыкальных произведений разного жанра и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

5. Формирование умения оценивать себя и свои поступки.

Воспитательные:

1. Воспитание умения доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность в работе, интерес к предмету и к процессу обучения в целом.

2. Воспитание интереса к растительному и животному миру, интерес к природе, произведениям изобразительного искусства.

3. Воспитание умения слышать и слушать друг друга посредством совместного труда, умение уступать друг другу, сопереживать неудачи.

4. Воспитание интереса к занятиям физической культуры.

5. Воспитание у детей любви к музыке, желания слушать её.

Результат программы

Результатами занятий в Студии развития «Первые шаги» станет развитие у учащихся:

— навыков коммуникативного общения, ранняя социализация в обществе сверстников и взрослых;

— навыков общения и игры в группе сверстников.

Учащийся получит начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, о произведениях детской художественной и музыкальной литературы, декоративно-прикладном творчестве и элементарные представления в области живой природы, естествознания, математики.

Развитие и приобретение детьми навыков будет происходить на разных уровнях: «ознакомление», «освоение» или «углубление», в зависимости от психовозрастных особенностей детей.

Занятия разовьют у учащихся:

— устойчивое внимание; память; речь, координацию движений; мелкую моторику рук;

— музыкальные данные (чувство ритма, слух, навыки правильного интонирования и дыхания);

— эмоциональная отзывчивость (фантазия, восприимчивость ко всему новому, необычному);

— организованность, дисциплинированность, воспитанность, аккуратность;

— внимательность, активность, уверенность.

Особые условия проведения

Программы учебных блоков реализуются в течение учебного года по четырем возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Данный подход  основывается на психологических и возрастных особенностях развития детей дошкольного возраста.

Программа Студии раннего развития состоит из девяти учебных блоков, которые могут изменяться в зависимости от кадрового состава педагогов Студии раннего развития и социального запроса (пожеланий родителей).

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий требуется помещение, отвечающее всем нормам СанПиН, которое должно быть достаточно освещенным, проветриваемым и просторным. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете в Центре дополнительного образования. Оформление кабинета создает положительный эмоциональный настрой детей, комфортные условия для работы. Столы поставлены таким образом, чтобы дети могли свободно заниматься, для большинства занятий требуются: стол педагога, столы и стулья для детей.

Оборудование для кабинета:

 «Детская художественная мастерская»:

Необходимое оборудование: мольберт для показа приемов изображения.

Материалы для рисования: бела и тонированная бумага, гуашевые и акварельные краски, кисточки толстая и тонкая, баночки с водой, тряпочки, цветные карандаши.

Материалы для лепки: пластилин, дощечка для лепки, стеки.

Материалы для аппликации: белая бумага, цветная бумага, ножницы, карандаш простой, клей, линейки. Шкаф для хранения незаконченных изделий, материалов и инструментов, методических пособий. Тумбочки для просушки работ учащихся. Наглядные пособия (посуда, муляжи фруктов и цветов, игрушки), игрушки – изображения животных, изделия народных промыслов, мини-манекен.

«Кукольный театр»:

Необходимое оборудование:

· доска магнитная для крепления наглядных пособий, шкаф для хранения наглядных пособий, методических пособий;

· игрушки мягкие, пластиковые, резиновые, пальчиковые и перчаточные куклы;

· аудио и видеотехника: музыкальный магнитофон, DVD-плеер, телевизор, компьютер.

«Логика»:

Необходимое оборудование:

· доска магнитная для крепления наглядных пособий, шкаф для хранения наглядных пособий, методических пособий;

· игрушки мягкие, пластиковые, резиновые;

· магнитофон, телевизор.

«Я хочу петь»:

Необходимое оборудование:

· специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам (лампы, столы, стулья);

· цифровое пианино Casio.

«Окружающий мир»:

Необходимое оборудование:

· доска магнитная для крепления наглядных пособий, шкаф для хранения наглядных пособий, методических пособий;

· муляжи фруктов, овощей и грибов для тем: «Фрукты и овощи», «Лес и грибы. Правила поведения в лесу», «Зимние витамины. Фрукты. Ягоды»;

· игрушки мягкие, пластиковые, резиновые для тем: «Транспорт. Метро», «Специальные службы: МЧС, полиция, скорая помощь», «Мой космический корабль», «Неделя и выходные дни», «Мой дом и мой адрес», «Воздушный и водный транспорт»;

· посуда и домашняя утварь для тем: «Правила этикета. Идем в гости», «Праздник Новый год»;

· географические карты, глобус для тем: «Знакомство с окружающим миром», «Профессия – космонавт», «Проект-Марс 500», «Мой космический корабль», «Москва – столица моей Родины», «Зарубежные страны», «Наша солнечная система»;

· аудио и видео техника: музыкальный магнитофон, DVD-плеер, телевизор, компьютер.

«Основы русской традиционной культуры»:

Необходимое оборудование:

· кабинет, оформленный под русскую избу;

· балалайка «Прима»;

· лоскутное одеяло;

· народные инструменты и др.

«Психогимнастика»:

Необходимое оборудование:

· на полу ковер или коврики для детей;

· доска магнитная для крепления наглядных пособий, шкаф для хранения наглядных пособий, методических пособий;

· игрушки мягкие, пластиковые, резиновые;

· аудио и видео техника: магнитофон, DVD-плеер, телевизор, компьютер.

«Развитие речи»:

Необходимое оборудование:

· доска магнитная для крепления наглядных пособий, шкаф для хранения наглядных пособий, методических пособий;

· игрушки мягкие, пластиковые, резиновые;

· магнитофон, телевизор.

«Ритмика»:

Необходимое оборудование:

· спортивный инвентарь: маты, кегли, мячи, обручи;

· игрушки мягкие;

· аудиотехника: музыкальный магнитофон, DVD-плеер.

Источник

Читайте также:  Процесс развития ребенка дискретный