Программы по эстетическому развитию ребенка
Данная программа предназначена для детей 6 лет.
Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органичного вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства.
Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.
Данная программа модульная. В программе обучения 4 модуля:
- Модуль «Музыкальная азбука»
- Модуль «Развитие речи»
- Модуль «Рисование»
- Модуль «Ритмика»
.
Педагоги
Жигалкина Ирина Анатольевна – заведующая отделением «Раннего эстетического развития», преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.
Образование: высшее. Окончила Павлодарское музыкальное училище имени П.И.Чайковского, специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер, артист ансамбля.
Павлодарский университет, 2005 г. Специальность: «Музыка и пение». Квалификация: Учитель музыки и пения, преподаватель музыкального инструмента.
Магистратура: Педагогическое образование. Направление: музыкально-компьютерные технологии.
Данькова Валентина Владимировна – преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.
Образование: среднее-специальное. Окончила Барабинское музыкальное училище, 1972 г. Специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер.
Бондаренко Ольга Николаевна – преподаватель учебного предмета «Развитие речи», высшей квалификационной категории.
Образование: высшее. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, 2002 г. Специальность: «Логопедия». Квалификация: преподаватель педагогики и психологии детства.
Белоусов Вадим Андреевич – преподаватель учебного предмета «Рисование», без категории.
Образование: средне-специальное. Окончил Новосибирский колледж культуры и искусств, 2014 г. Специальность:»Изобразительное искусство«. Квалификация: Руководитель коллектива декоративно-прикладного творчества, преподаватель.
Плотникова Александра Анатольевна – преподаватель учебного предмета «Ритмика», без категории.
Образование: высшее.
Расписание
Расписание уроков:
Музыкальная азбука 13:45-14:10
Развитие речи 14:15-14:40
Рисование 14:45-15:10
Ритмика 15:15-15:40
Содержание программы
Срок освоения Программы «Раннее эстетическое развитие» для детей, поступивших в школу в возрасте 6 лет – 1 год.
Образовательный процесс осуществляется в виде групповых и мелкогрупповых занятий, праздников, игровых программ, концертных выступлений.
Режим занятий: Продолжительность занятий для детей 6 лет – 25 минут, с перерывами между занятиями 5 мин.
Учебный модуль «Музыкальная азбука» направлен на формирование музыкальных навыков, элементарных музыкальных представлений, расширению общего кругозора детей дошкольного возраста. Формирование базовых знаний и умений для последующего включения детей в учебный процесс и успешной адаптации в различных социальных ситуациях. Программа направлена на получение детьми дошкольного возраста первичных знаний в области музыкального искусства, умений ориентироваться в звуковой сфере окружающей действительности – мире природных звуковых явлений, живых голосов и т.п.; в художественных способах и формах отражения окружающей действительности – средствах выразительности разных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, литература); в эмоциональной сфере звуковых явлений (от простейших звуков до музыкальных произведений).
Учебный модуль «Развитие речи» направлен на овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Учебный модуль «Рисование» направлен на знакомство дошкольников с первичными знаниями о изобразительном искусстве, об элементарных способах работы с различными художественными материалами и техниками. Программа способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области изобразительного искусства и владение разнообразными художественными материалами и техниками дает детям дошкольного возраста свободу самовыражения.
Учебный модуль «Ритмика» направлен на приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной культуре через музыкальное движение и танец. Программа направлена на знакомство детей раннего и дошкольного возраста с первичными знаниями о пластике человеческого тела, взаимосвязи музыки и движения. Программа «Ритмика» способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области музыкально-ритмического движения дают широкие возможности для самовыражения учащихся.
Цели программы
Цель программы –формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области искусств.
Задачи программы:
Образовательные:
- выявление и развитие творческих способностей детей;
- создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую игровую деятельность;
- формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности;
- приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
- овладение разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом;
- использование разных способов образования слов;
- приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие
исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
- развитие социально-коммуникативных навыков детей;
- развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти, мелкой моторики рук;
- общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
- развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
- развитие навыков рисования по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
Воспитательные:
- формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях у детей;
- формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
- формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, хореографии, слова;
- приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, работать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и учащимися);
Результат программы
Результаты освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» по учебным предметам должны включать:
Музыкальная азбука:
- развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
- умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для детей дошкольного возраста диапазоне;
- петь выученные в течение учебного года песни;
- различать на слух высоту, длину, громкость звука;
- В произведении определять характер (в общих чертах), темп (быстрый, медленный), лад (мажор, минор).
- знать музыкальные жанры (марш, песня, танец), уметь их определять.
Развитие речи:
- употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
- правильно, отчетливо произносить и различать на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- составлять по образцу простые и сложные предложения.
- уметь поддерживать беседу.
Рисование:
- смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
- передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.
Ритмика:
- приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, танцевать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и обучающимися);
- двигаться в соответствии с характером музыки её динамическими и метроритмическими особенностями, построением музыкального произведения;
- ориентироваться в пространстве, групповых построениях, перестроениях;
- приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
- усвоение основной музыкальной терминологии;
В целом у детей разовьются личностные качества:
- коммуникативные навыки творческого общения;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание в детях открытости, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Особые условия проведения
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет музыки, оснащенный звукозаписывающей и воспроизводящей видео и аудиозаписи оборудованием, фортепиано, стульчиками и лавочками для детей, детскими музыкальными инструментами;
2. Кабинет хореографии, оснащенный зеркалами, специальным напольным покрытием, фортепиано, аудиоаппаратурой, спортивным инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
3. Кабинет для рисования оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи, технические рисунки, а также живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
4. Кабинет для развития речи оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по развитию речи преподаватель должен иметь настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи,наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
Методическое обеспечение:
1. Учебные рабочие программы, нотные сборники и учебники по предметам: ритмика, музыкальная азбука, рисование, развитие речи.
2. Подборка аудиоматериалов.
3. Подборка видеоматериалов.
Кадровое обеспечение:
1. Преподаватели имеют среднее-специальное или высшее образование по направлениям хореография, музыкальное, изобразительное искусство, логопедия.
2. Концертмейстеры имеют среднее-специальное или высшее образование.
Все преподаватели регулярно повышают свою квалификацию, посещая различного уровня семинары и конференции, мастер-классы и курсы. Проходят аттестацию каждые 5 лет.
Источник
Рекомендована Утверждаю:
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Составитель:
педагог дополнительного образования
Гореликова Татьяна Владимировна
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: ознакомительный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Художественно-эстетическая
АКТУАЛЬНОСТЬ
Практика показала, что тематика и содержание программы на данный момент актуальны, поскольку соответствует современной действительности и социальному заказу. Деятельность нацелена на вариативность используемого материала, позволяющую развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Соприкосновение с искусством рисования и лепки оказывает на ребенка сильное эмоциональное и познавательное воздействие, развивает творческое воображение, совершенствует мелкую моторику.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
От современного человека требуется особая эстетическая культура, умение использовать ее в повседневной жизни, быту. Поэтому развивать ее надо начинать с дошкольного возраста.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Сформированность высокого уровня эстетического восприятия и практического применения навыков по рисованию и лепке.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1.Повысить интерес детей к искусству лепки и рисования.
2.Сформировать каждого учебного года достаточный запас продуктивных навыков согласно содержанию данной программы. 3.Развивать творческий потенциал детей 5-6 лет через данные занятия.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа адаптирована к возрастным, индивидуальным особенностям детей, их склонностям и интересам, пожеланиям родителей. В занятия внесены элементы игровой мотивации, художественное слово. Учитывается опыт и возможности каждого ребенка, поощряется творчество, самостоятельность. Используется в занятиях разнообразная продуктивная художественная деятельность (работа с пластилином, различные средства рисования).
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5-6 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на один учебный год.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Форма занятий занимательная.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут
с октября по апрель (включительно)
1 подгруппа:
Начало занятий в 18часов 30 минут – окончание в 19 часов.
2 подгруппа:
Начало занятий в 19часов 10 минут – окончание в 19часов 40 минут
Содержание дополнительной образовательной программы
РИСОВАНИЕ
Тема «Рисование восковыми карандашами, свечой и акварелью»
Дети знакомятся со способами рисования восковыми карандашами, свечой в сочетании с акварелью. Детей увлекает неожиданный эффект, «волшебство» преображения рисунка.
Тема «Рисование мятой бумагой и гуашью»
Дети открывают для себя неожиданное свойство мятой бумаги – она может рисовать как кисть, при чем рисунок получается своеобразным.
Тема «Рисование пластилином, зубной пастой».
Детям нравится результат — яркие, объемные рисунки радуют их, пробуждает фантазию, интерес к рисованию.
Тема «Рисование ватными дисками, ватными палочками и гуашью».
В Необычность материала, его скульптурность в сочетании с гуашью, делает простые рисунки выразительными и яркими.
Тема «Рисование салфетками, гуашью и акварелью, пищевым красителем».
В течение занятий дети открывают для себя особенную технику рисования. Сжатые салфетки, покрываются краской, придавая рисунку особенную выразительность, выпуклость.
Тема «Рисование — выдувание краски».
В рисовании таким способом детей очень привлекает сам процесс, действо и конечно же сам результат, который зависит от воображения ребенка и его фантазии.
Тема «Рисование клеевой кистью, гуашью и солью».
Жесткая клеевая кисть делает примитивный детский рисунок своеобразным, интересным, а соль придает выразительность.
Тема «Рисование по трафарету»
Способ рисования клеевой кистью простой, но результат впечатляет детей, придает уверенность в своих возможностях.
ЛЕПКА
На занятиях дети не только лепят скульптурные композиции, но учатся пластилинографии — рисунку пластилином.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Высокий уровень навыков работы с различными художественными материалами и средствами, стимулирующий в последствии сформированность интереса и успешную деятельность детей в художественно-эстетической области.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Перспективный план на год.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наличие методической литературы, технического обеспечения.
Техническое оснащение занятий(обеспечивается родителями)
- Наборы цветной бумаги, картона.
- Наборы бумаги для акварели и гуаши.
- Наборы салфеток.
- Наборы ватных дисков и ватных палочек.
- Наборы пластилина.
- Комплект гуашевых красок.
- Комплект акварельных красок.
- Комплекты восковых мелков, свечек.
- Кисти клеевые.
- Кисти художественные №1,№3, №5.
Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год
Для детей 5 лет
Тема занятия | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||
№ | Дата | РИСОВАНИЕ | Дата | ЛЕПКА | |
1. | «Улитка» (восковые карандаши, акварель) | «Улитка на листочке» (объемная) | |||
2. | «Ладошки» (гуашь) | «Мухомор» (налеп) | |||
3. | «Букет астр» (зубочистки) | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | «Ваза с цветами»(гуашь) | «Овощи на тарелке» (объем) | |||
2. | «Яблоко и груша» (гуашь) | «Ветка рябины» (налеп) | |||
3. | «Клен и ель» (гуашь по мокрому) | «Корзина с грибами» (налеп) | |||
4. | «Медведь с Колобком» (гуашь) | «Заяц с Колобком» (объем) | |||
НОЯБРЬ | |||||
1. | Рисование по сказке «Колобок» | «Лист дерева» (налеп) | |||
2. | «Осенний лес»(акварель) | «Котенок» (объем) | |||
3. | «Черное дерево» (гуашь) | «Лягушонок» (налеп) | |||
4. | «Лягушонок» (продолжение) | ||||
ДЕКАБРЬ | |||||
6. | «Черное дерево» (гуашь продолжение) | «Кошка и мышка» (налеп) | |||
7. | «Зайчик под елкой» (ватные диски) | «Кошка и мышка» (продолжение) | |||
8. | «Зайчик под елкой» (продолжение) | «Обезьянка» (объем) | |||
9. | «Обезьянка» (гуашь) | «Снегурочка» (объем) | |||
ЯНВАРЬ | |||||
1. | «Нарядная елка» (гуашь) | «Снеговик» (налеп) | |||
2. | «Снеговик под деревом» (диски, гуашь) | «Клоун» (объем) | |||
3. | «Снеговик» (продолжение) | «Кот со сметаной» (объем) | |||
4. | «Зимнее дерево» (салфетки, соль) | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | «Зимнее дерево» (продолжение) | «Синичка» (налеп) | |||
2. | «Снегирь на ветке» (гуашь, диски) | «Сова на ветке» (налеп) | |||
3. | «Снегирь на ветке» (продолжение) | «Дети гуляют» (объем) | |||
4. | «Гвоздика» (акварель) | «Волшебная птица» (налеп) | |||
МАРТ | |||||
1. | «Тюльпаны» (гуашь) | «Подснежник» (налеп) | |||
2. | «Подснежники» (гуашь) | «Птичка на ветке» (налеп) | |||
3. | «Подснежники» (продолжение — гуашь) | «Весна» (налеп) | |||
4. | «Скворец на ветке» (гуашь) | «Весна» (налеп — продолжение) | |||
5. | «Скворец на ветке» (гуашь продолжение) | ||||
АПРЕЛЬ | |||||
1. | «Космос» (салфетки, соль, гуашь) | «Кошечка» (налеп) | |||
2. | «Весенняя березка» (гуашь) | «Кошечка» (продолжение) | |||
3. | «Весенняя березка» (продолжение) | «Птенчик» (из киндера) | |||
4. | «Маки» (гуашь) | «Букет цветов» (налеп) | |||
«Букет цветов» (продолжение) |
Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год
Для детей 6 лет
№ | Дата | Тема занятия | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
НОЯБРЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
ЯНВАРЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
МАРТ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
АПРЕЛЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Источник