Программы по эстетическому развитию ребенка

Программы по эстетическому развитию ребенка thumbnail

Данная программа предназначена для детей 6 лет.

Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органичного вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства.

Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.

Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.

Данная программа модульная. В программе обучения 4 модуля:

  • Модуль «Музыкальная азбука»
  • Модуль «Развитие речи»
  • Модуль «Рисование»
  • Модуль «Ритмика»

.

Педагоги

Жигалкина Ирина Анатольевна – заведующая отделением «Раннего эстетического развития», преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.

Образование: высшее. Окончила Павлодарское музыкальное училище имени П.И.Чайковского, специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер, артист ансамбля.
Павлодарский университет, 2005 г. Специальность: «Музыка и пение». Квалификация: Учитель музыки и пения, преподаватель музыкального инструмента.
Магистратура: Педагогическое образование. Направление: музыкально-компьютерные технологии.

Данькова Валентина Владимировна – преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.

Образование: среднее-специальное. Окончила Барабинское музыкальное училище, 1972 г. Специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Бондаренко Ольга Николаевна – преподаватель учебного предмета «Развитие речи», высшей квалификационной категории.

Образование: высшее. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, 2002 г. Специальность: «Логопедия». Квалификация: преподаватель педагогики и психологии детства.

Белоусов Вадим Андреевич – преподаватель учебного предмета «Рисование», без категории.

Образование: средне-специальное. Окончил Новосибирский колледж культуры и искусств, 2014 г. Специальность:»Изобразительное искусство«. Квалификация: Руководитель коллектива декоративно-прикладного творчества, преподаватель.

Плотникова Александра Анатольевна – преподаватель учебного предмета «Ритмика», без категории.

Образование: высшее.

Расписание

Расписание уроков:

Музыкальная азбука 13:45-14:10

Развитие речи           14:15-14:40

Рисование                 14:45-15:10

Ритмика                    15:15-15:40

Содержание программы

Срок освоения Программы «Раннее эстетическое развитие» для детей, поступивших в школу в возрасте 6 лет – 1 год.
Образовательный процесс осуществляется в виде групповых и мелкогрупповых занятий, праздников, игровых программ, концертных выступлений.

Режим занятий: Продолжительность занятий для детей 6 лет – 25 минут, с перерывами между занятиями 5 мин.

Учебный модуль «Музыкальная азбука» направлен на формирование музыкальных навыков, элементарных музыкальных представлений, расширению общего кругозора детей дошкольного возраста. Формирование базовых знаний и умений для последующего включения детей в учебный процесс и успешной адаптации в различных социальных ситуациях. Программа направлена на получение детьми дошкольного возраста первичных знаний в области музыкального искусства, умений ориентироваться в звуковой сфере окружающей действительности – мире природных звуковых явлений, живых голосов и т.п.; в художественных способах и формах отражения окружающей действительности – средствах выразительности разных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, литература); в эмоциональной сфере звуковых явлений (от простейших звуков до музыкальных произведений).

Учебный модуль «Развитие речи» направлен на овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Учебный модуль «Рисование» направлен на знакомство дошкольников с первичными знаниями о изобразительном искусстве, об элементарных способах работы с различными художественными материалами и техниками. Программа способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области изобразительного искусства и владение разнообразными художественными материалами и техниками дает детям дошкольного возраста свободу самовыражения.

Учебный модуль «Ритмика» направлен на приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной культуре через музыкальное движение и танец. Программа направлена на знакомство детей раннего и дошкольного возраста с первичными знаниями о пластике человеческого тела, взаимосвязи музыки и движения. Программа «Ритмика» способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области музыкально-ритмического движения дают широкие возможности для самовыражения учащихся.

Цели программы

Цель программы –формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области искусств.

Задачи программы:

Образовательные:

  • выявление и развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую игровую деятельность;
  • формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • овладение разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом;
  • использование разных способов образования слов;
  • приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие
    исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
  • развитие социально-коммуникативных навыков детей;
  • развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти, мелкой моторики рук;
  • общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
  • развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
  • развитие навыков рисования по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;

Воспитательные:

  • формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях у детей;
  • формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
  • формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, хореографии, слова;
  • приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, работать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и учащимися);

Результат программы

Результаты освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» по учебным предметам должны включать:

Музыкальная азбука:

  • развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
  • умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для детей дошкольного возраста диапазоне;
  • петь выученные в течение учебного года песни;
  • различать на слух высоту, длину, громкость звука;
  • В произведении определять характер (в общих чертах), темп (быстрый, медленный), лад (мажор, минор).
  • знать музыкальные жанры (марш, песня, танец), уметь их определять.

Развитие речи:

  • употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
  • правильно, отчетливо произносить и различать на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки;
  • определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • уметь поддерживать беседу.

Рисование:

  • смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
  • передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.

Ритмика:

  • приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, танцевать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и обучающимися);
  • двигаться в соответствии с характером музыки её динамическими и метроритмическими особенностями, построением музыкального произведения;
  • ориентироваться в пространстве, групповых построениях, перестроениях;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • усвоение основной музыкальной терминологии;

В целом у детей разовьются личностные качества:

  • коммуникативные навыки творческого общения;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями;
  • воспитание в детях открытости, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Особые условия проведения

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет музыки, оснащенный звукозаписывающей и воспроизводящей видео и аудиозаписи оборудованием, фортепиано, стульчиками и лавочками для детей, детскими музыкальными инструментами;
2. Кабинет хореографии, оснащенный зеркалами, специальным напольным покрытием, фортепиано, аудиоаппаратурой, спортивным инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
3. Кабинет для рисования оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи, технические рисунки, а также живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
4. Кабинет для развития речи оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по развитию речи преподаватель должен иметь настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи,наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

Методическое обеспечение:
1. Учебные рабочие программы, нотные сборники и учебники по предметам: ритмика, музыкальная азбука, рисование, развитие речи.
2. Подборка аудиоматериалов.
3. Подборка видеоматериалов.

Кадровое обеспечение:
1. Преподаватели имеют среднее-специальное или высшее образование по направлениям хореография, музыкальное, изобразительное искусство, логопедия.
2. Концертмейстеры имеют среднее-специальное или высшее образование.

Все преподаватели регулярно повышают свою квалификацию, посещая различного уровня семинары и конференции, мастер-классы и курсы. Проходят аттестацию каждые 5 лет.

Источник

Рекомендована                                                                    Утверждаю:

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                                                  Составитель:

 педагог дополнительного образования

Гореликова Татьяна Владимировна

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: ознакомительный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Художественно-эстетическая

АКТУАЛЬНОСТЬ

Практика показала, что тематика и содержание программы на данный момент актуальны, поскольку соответствует современной действительности и социальному заказу.  Деятельность нацелена  на вариативность используемого материала, позволяющую развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Соприкосновение с искусством рисования и лепки оказывает на ребенка сильное эмоциональное и познавательное воздействие, развивает творческое воображение, совершенствует мелкую моторику.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

От современного человека требуется особая  эстетическая культура, умение использовать ее в повседневной жизни, быту. Поэтому развивать ее надо начинать с дошкольного возраста.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Сформированность высокого уровня эстетического восприятия и практического применения навыков по рисованию и лепке.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.Повысить интерес  детей к искусству лепки и рисования.  

2.Сформировать каждого учебного года достаточный запас продуктивных                      навыков согласно содержанию данной программы.                                                                                                                3.Развивать творческий потенциал детей 5-6 лет через данные занятия.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа адаптирована к возрастным, индивидуальным  особенностям детей, их склонностям и интересам, пожеланиям родителей. В занятия внесены элементы игровой мотивации, художественное слово. Учитывается опыт и возможности каждого ребенка, поощряется творчество, самостоятельность.  Используется в занятиях разнообразная продуктивная художественная деятельность (работа с пластилином, различные средства рисования).

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ

В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5-6 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на один учебный год.

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Форма занятий занимательная.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут

с октября по апрель (включительно)

1 подгруппа:

Начало занятий в 18часов 30 минут – окончание в 19 часов.

2 подгруппа:

Начало занятий в 19часов 10 минут – окончание в 19часов 40 минут

Содержание дополнительной образовательной программы

РИСОВАНИЕ

Тема «Рисование восковыми карандашами, свечой и акварелью»

Дети знакомятся со способами рисования восковыми карандашами, свечой в сочетании с акварелью. Детей увлекает неожиданный эффект, «волшебство» преображения рисунка.

Тема  «Рисование мятой бумагой и гуашью»

Дети открывают для себя неожиданное свойство мятой бумаги – она может рисовать как кисть, при чем рисунок получается своеобразным.

Тема  «Рисование  пластилином, зубной пастой».

Детям нравится результат  —  яркие, объемные рисунки радуют их, пробуждает фантазию, интерес к рисованию.  

Тема  «Рисование ватными дисками,  ватными палочками и гуашью».

В Необычность материала, его скульптурность в сочетании с гуашью, делает простые рисунки выразительными и яркими.

Тема  «Рисование салфетками, гуашью и акварелью, пищевым красителем».

В течение  занятий дети открывают для себя особенную технику рисования. Сжатые салфетки, покрываются краской, придавая рисунку особенную выразительность, выпуклость.

Тема «Рисование  — выдувание краски».

В рисовании таким способом детей очень привлекает сам процесс, действо и конечно же сам результат, который зависит от воображения ребенка и его фантазии.

Тема «Рисование клеевой кистью, гуашью и солью».

Жесткая клеевая кисть делает примитивный детский рисунок своеобразным, интересным, а соль придает выразительность.

Тема «Рисование по трафарету»

Способ рисования клеевой кистью простой, но результат впечатляет детей, придает уверенность в своих возможностях.

ЛЕПКА

На занятиях дети не только лепят скульптурные композиции, но учатся  пластилинографии — рисунку пластилином.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Высокий уровень навыков работы с различными художественными материалами и средствами, стимулирующий в последствии сформированность интереса и успешную деятельность детей в художественно-эстетической области.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Перспективный план на год.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наличие методической литературы, технического обеспечения.

Техническое оснащение занятий(обеспечивается родителями)  

  • Наборы цветной бумаги, картона.
  • Наборы бумаги для акварели и гуаши.
  • Наборы салфеток.
  • Наборы ватных дисков и ватных палочек.
  • Наборы пластилина.
  • Комплект гуашевых красок.
  • Комплект акварельных красок.
  • Комплекты восковых мелков, свечек.
  • Кисти клеевые.
  • Кисти художественные №1,№3, №5.

Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год

Для детей 5 лет

Тема занятия

СЕНТЯБРЬ

Дата

РИСОВАНИЕ

Дата

ЛЕПКА

1.

«Улитка» (восковые карандаши, акварель)

«Улитка на листочке» (объемная)

2.

«Ладошки» (гуашь)

«Мухомор» (налеп)

3.

«Букет астр» (зубочистки)

ОКТЯБРЬ

1.

«Ваза с цветами»(гуашь)

«Овощи на тарелке» (объем)

2.

«Яблоко и груша» (гуашь)

«Ветка рябины» (налеп)

3.

«Клен и ель» (гуашь по мокрому)

«Корзина с грибами» (налеп)

4.

«Медведь с Колобком» (гуашь)

«Заяц с Колобком» (объем)

НОЯБРЬ

1.

Рисование по сказке «Колобок»

«Лист дерева» (налеп)

2.

«Осенний лес»(акварель)

«Котенок» (объем)

3.

«Черное дерево» (гуашь)

«Лягушонок» (налеп)

4.

«Лягушонок» (продолжение)

ДЕКАБРЬ

6.

«Черное дерево» (гуашь продолжение)

«Кошка и мышка» (налеп)

7.

«Зайчик под елкой» (ватные диски)

«Кошка и мышка» (продолжение)

8.

«Зайчик под елкой» (продолжение)

«Обезьянка» (объем)

9.

«Обезьянка» (гуашь)

«Снегурочка» (объем)

ЯНВАРЬ

1.

«Нарядная елка» (гуашь)

«Снеговик» (налеп)

2.

«Снеговик под деревом» (диски, гуашь)

«Клоун» (объем)

3.

«Снеговик» (продолжение)

«Кот со сметаной» (объем)

4.

«Зимнее дерево» (салфетки, соль)

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зимнее дерево» (продолжение)

«Синичка» (налеп)

2.

«Снегирь на ветке» (гуашь, диски)

«Сова на ветке» (налеп)

3.

«Снегирь на ветке» (продолжение)

«Дети гуляют» (объем)

4.

«Гвоздика» (акварель)

«Волшебная птица» (налеп)

МАРТ

1.

«Тюльпаны» (гуашь)

«Подснежник» (налеп)

2.

«Подснежники» (гуашь)

«Птичка на ветке» (налеп)

3.

«Подснежники» (продолжение — гуашь)

«Весна» (налеп)

4.

«Скворец на ветке» (гуашь)

«Весна» (налеп — продолжение)

5.

«Скворец на ветке» (гуашь продолжение)

АПРЕЛЬ

1.

«Космос» (салфетки, соль, гуашь)

«Кошечка» (налеп)

2.

«Весенняя березка» (гуашь)

«Кошечка» (продолжение)

3.

«Весенняя березка» (продолжение)

«Птенчик» (из киндера)

4.

«Маки» (гуашь)

«Букет цветов» (налеп)

«Букет цветов» (продолжение)

Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год

Для детей 6 лет

Дата

                      Тема занятия

СЕНТЯБРЬ

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА

1.

2.

3.

4.

ОКТЯБРЬ

1.

2.

3.

4.

НОЯБРЬ

1.

2.

3.

4.

ДЕКАБРЬ

6.

7.

8.

9.

ЯНВАРЬ

1.

2.

3.

4.

ФЕВРАЛЬ

1.

2.

3.

4.

МАРТ

1.

2.

3.

4.

5.

АПРЕЛЬ

1.

2.

3.

4.

5.

Источник

Читайте также:  Задачи физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста