Программы физического развития ребенка в доу

самсонова наталья
Программа по физическому воспитанию дошкольников «Расту и развиваюсь»

СОГБУ СРЦН «ИСТОК»

Программа физического

воспитания дошкольников

«Расту

и развиваюсь»»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ НА 2016 ГОД

АВТОР –СОТАВИТЕЛЬ:

Самсонова Наталья Валентиновна

.

Современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Основными причинами оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем связанных с охраной и укреплением здоровья детей отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами как Закон РФ » Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»,» Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

«Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических так и психических, интеллектуальных, духовно- нравственных качеств. Обучаясь движениям ребенок приобретает знания необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должна базироваться и на основанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно — оздоровительной деятельности.

Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей » Крепыши», для детей 3-7 лет, СОГБУ » Исток» является документом регламентирующим организацию образовательного процесса.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации «, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций «, решение методического совета СОГБУ » Исток»

Значимость программы:

Программа «Крепыши» — это комплексная система воспитания ребенка дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Использование различных методик,традиционных программ и инновационных методов для укрепления и сохранения здоровья детей. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка. Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Вид программы:

Модифицированная.

Новизна программы:

Существует множество программ имеющих физкультурное оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий ориентированных на профилактику детей нашего центра.

Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни и других форм физкультурно- спортивно- оздоровительной работы.

Цель программы: Совершенствование двигательной деятельности детей.

Задачи программы:

Оздоровительные задачи:

1) Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.

2) Повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи:

1) Формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями.

2) Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

1) Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.

2) Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для выполнения поставленных оздоровительно- воспитательных задач программыиспользуются технологии:

Корригирующая ритмическая гимнастика.

Динамические и оздоровительные паузы.

Релаксационные упражнения.

Хороводы, различные виды игр.

Занимательные разминки.

Пальчиковая гимнастика.

Для успешной реализации программныхзадач используются занятия по содержанию:

Традиционные.

Круговые тренировки.

Игровые.

Занятия — путешествия.

Обучающие.

Познавательные.

Ведущей формой организации обучения являются как групповая так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в усвоении материала может быть различной.

Допускается ограничение поставленных задач для детей испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.

Основные направления программы.

Профилактическое:

Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

Предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное:

Организация здоровьесберегающей, развивающей среды.

Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 6 месяцев.

Продолжительность занятий 20 минут.

3анятия проводятся 2 раза в неделю, всего 48 занятий.

Содержание программы.

Профилактика и коррекция нарушения осанки.

Теоретический материал:

Знакомство детей с упражнениями формирующими осанку и их значение.

Правила безопасности при их выполнении.

Практический материал:

Специальные упражнения в положении сидя, стоя направленные на воспитание правильной осанки с предметами и без них.

Специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине направленные для укрепления мышц спины, брюшного пресса с предметами и без них.

Подвижные игры направленные на воспитание правильной осанки.

Упражнения на расслабление.

Общеразвивающие упражнения из различных исходных положениях для всех мышечных групп с предметами и без них.

Профилактика и коррекция плоскостопия.

Теоретический материал:

Знакомство детей с упражнениями направленнымина укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы.

Для чего надо заботиться о здоровье своих ног.

Практический материал:

Специальные упражнения в исходном положении лежа.

Специальные упражнения с мячом.

Специальные упражнения выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочки).

Специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.

Игры разной степени подвижности закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений.

Совершенствование двигательных умений.

Теоретический материал:

Техника безопасности во время бега и ходьбы.

Вовремя бега и ходьбы соблюдать дистанцию.

Практический материал:

Игры и упражнения на развитие двигательных навыков.

Упражнения в ползании.

Ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках.

Формирование навыка рациональной техники бега.

Совершенствование ходьбы добиваясь непринужденности и красоты походки.

Развитие физических качеств.

Теоретический материал:

Общие сведения о технике безопасности во время проведения игр.

Практический материал:

Игры направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, подвижности в суставах, ловкости).

Критерии оценки уровня освоения программы, оценочные материалы.

Комплексная оценка здоровья дошкольниковстроится на следующихпоказателях:

1. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

2. Физическое развитие:

Оценка физического развития.

Физическая подготовленность.

3. Показатели состояния осанки и свода стопы.

4. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.

Эмоциональность.

Моторика.

Внимание.

Память.

Психологическая адаптация.

Читайте также:  Роль сказки в нравственном развитии ребенка

Оценка осуществляется по 5-бальной системе:

1 балл- ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла- ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания,

3балла- ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого,

4 балла- ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания,

5 баллов- ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить какому уровню соответствует развитиеконкретного ребенка на данном этапе:

Высокий уровень — более 4,5 балла.

Средний уровень — 3- 4,4 балла.

Низкий уровень — менее 2,9 балла.

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностика физического развития детей.

Открытое итоговое занятие с показом детьми различных методов оздоровления.

Диагностика проводится 2 раза.

Цели диагностики:

На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом индивидуализации.

На конец года: определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Оформление результатов начальной диагностики для детей 3-7 лет.

п/п

Ф. И. О.

ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины, силы мышц брюшного пресса. Оценка физической подготовленности по динамическим и статистическим телам Соблюдает

правильную

осанку

выполняя

физические

упражнения. Итоговый показатель по каждому ребенку.

Январь Июнь Январь:Июнь Январь Июнь Январь: Июнь

1

2

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Оформление результатов итоговой диагностики для детей 3-7 лет.

п/п Ф. И. О.

ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины, силы мышц брюшного пресса. Оценка физической подготовленности по динамическим и статистическим телам Соблюдает

правильную

осанку

выполняя

физические

упражнения. Итоговый показатель по каждому ребенку.

Январь Июнь Январь:Июнь Январь Июнь Январь: Июнь

1

2

Итоговый показатель по группе

(среднее)

Структура занятий.

При создании программы стремились разработать такую систему, которая бы развивала детей физически и одновременно решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела бы связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.

Продолжительность занятия- 20 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Вводная часть :

Занимательная разминка- 4 минуты.

Основная часть:

ОРУ- 4-5 минут.

ОВД — 5-6 минут.

Веселый тренинг — 2 минуты.

Подвижная игра — 4 минуты.

Заключительная часть:

Игра малой подвижности (или упражнение на расслабление)— 1 минута.

Программа «Крепыши» для детей от 3 до 7 лет.

Рассчитана для детей младшего и среднего дошкольного возраста) смешанная группа) по обучению элементам лечебной физкультуры. Реализуется по Программе дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности» Крепыш «

КАЛЕНДАРО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Занятие

№ Тема занятия Общее

кол-во

занятий

Январь 1- 2 » Солнышко» 2

3-4 » Вьюга » 2

5-6 » Веселые мячики » 2

7-8 » Здоровячки » 2

Февраль 1 -2 » Снеговички » 2

3 -4 » Космическое путешествие » 2

5-6 «Стройняшки » 2

7-8 » Веселая физкультура » 2

Март 1-2 » Ветер » 2

3-4 » Веселая игрушка » 2

5-6 » Путешествие сороконожки » 2

7-8 » Капель » 2

Апрель 1 -2 » Весенний дождик » 2

3-4 » Любим бегать и играть » 2

5-6 » Журавлики » 2

7-8 » Цветик — семицветик » 2

Май 1 -2 «Красно — солнышко » 2

3-4 » Скакалочка » 2

5-6 » Веселый мяч » 2

7 -8 » Крепыши » 2

Июнь 1-2 » Держи осанку » 2

3 -4 » Волшебное колечко » 2

5-6 » Гимнасты » 2

7-8 » На лесной полянке » 2

Источник

Ирина Горюнова
Рабочая программа к основной образовательной программе ДОУ «Физическое развитие»

Составитель:

Горюнова И. Л.,

инструктор по физическому развитию

Орел 2016

Содержание рабочей программы:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительнаязаписка….…. 3

1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы….

1.1.2. Принципы и подходы реализации рабочей программы…

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

1.2. Планируемые результаты…

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности….

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие»

2.2. Описание воспитательно- образовательного процесса по реализации образовательной области «Физическое развитие»

2.2.1. Описание вариативных форм, методов и средств образовательного процесса…

2.2.3. Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области

«Физическое развитие»

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы….

2.4. Взаимодейстивие участников воспитательно- образовательного процесса…

2.5. Описание части образовательной деятельности, формируемой

участниками образовательного процесса….

2. 6. Связь с другими образовательными областями….

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально- технического обеспечения рабочей программы…

3.2. Программно – методический комплекс…

3.3. Расписание занятий…

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Главной задачей рабочая программа, является создание программного документа, помогающего инструктору по физической культуре ДОУ организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Даная РП составлена для работы с детьми от 3 до 7 лет по физическому воспитанию. Основанием для разработки РП является основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная педагогическим коллективом МБДОУ №85. При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы, регламентирующие функционирование системы дошкольного образования в РФ:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014г. №08-249;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

• Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13;

• Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» города Орла

• Положение о рабочей программе.

РП определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 3 до 7 лет, и обеспечивает развитие детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

Разработка программыосуществлена в соответствии с:

• Федеральным законом «Об образовании в Р. Ф.» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

• Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;

• Конвенцией о правах ребенка;

• Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

Читайте также:  Дидактические игры на речевое развитие ребенка с зпр

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164.

И представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Шолохова, Т. С. Комаровой, М. А. Васильев, методического пособия Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду».

Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Инструктору по физической культуре следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.

Цель данной программы предполагает создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации;

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно — гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

1.1.2. Принципы и подходы реализации рабочей программы.

РП основывается на следующих научно обоснованных подходах:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Рабочей Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами.

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Младшая группа. В младшем дошкольном возрасте дети наиболее подвижны их движения хаотично и не координированы. Задача физического воспитания в этом возрасте — развить у детей интерес к процессу движения. Главным направлением работы является создание условий для творческого освоения эталонов движения детьми в различных ситуациях. Большинство занятий направлено на освоение основных движений: ходьба, бега, прыжков, лазания, ловли и броски мяча, равновесию. Основные движения тесно сочетаются с подвижными играми. Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой задействован известный персонаж «Зайка серенький сидит». Широко используется в занятиях упражнения на подражания, птичка летает, зайчик скачет. Все это создает благоприятные условия для развития двигательных навыков и физических качеств.

Средняя группа. Этот возраст является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В развитии основныхдвижений детей происходят заметные качественные изменения: возрастает естественность и легкость их выполнения. На этом фоне особое внимание уделяется индивидуальным проявлением детей к окружающей их действительности. Воспитывается устойчивый интерес к различным видам движений, к выполнению элементов выразительного образа двигательного действия. Формируется обобщенные представления о возможностях основного движения для включения его в различные виды деятельности. Особое значение приобретают совместные сюжетно — ролевые игры. Они становятся в этом возрасте ведущим видом деятельности. На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и беге, пытается осваивать более сложные движения. В обучении используются разнообразные игровые упражнения и игры.

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. Детям шестого года жизни доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. На шестом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. К шести годам дети владеют всеми способами катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль, совершенствуется техника выполнения ползания и лазания, бега, различных видов прыжков.

Подготовительная к школе группа. К семи годам у детей увеличивается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок. Отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости. В подготовительном возрасте дети способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр. Также отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости. Дошкольники способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности.

1.2. Планируемые результаты.

В соответствии с ФГОС ДО требования к планируемым результатам освоения ООПДО устанавливаются в виде целевых ориентиров «на выходе» из раннего и дошкольного возраста, которые конкретизированы с учетом возрастных возможностей детей в целевом разделе ПООПДО с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

К трем годам ребенок:

– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

Читайте также:  Интерес к центру развития ребенка

–владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения; – проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

– с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

К семи годам:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Целевые ориентиры основной образовательной программы МБДОУ, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ, учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

3-4 года;

умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление;

умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя;

равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;

может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;

может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

4-5 лет

принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м;

устроиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);

— ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны;

выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

5-6 лет

умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку; направление и темп.

умеет лазать но гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменение темпа;

может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см) с разбега (не менее 100 см, в высоту с разбега (не менее 40 см, прыгать через короткую и длинную скакалку;

умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча;

выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;

умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

умеет кататься на самокате;

участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

6-7 лет

выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега —180 см: высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель;

умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2 -3 круга на ходу, в две шеренги после расчета па «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения;

выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

следит за правильной осанкой;

участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).

Источник