Программы для развития речи у ребенка с картинками
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Изучаем действия в картинках, развивающие картинки для детей 1, 2, 3, 4 года, обучающие карточки для детей
Ребенок быстрее и лучше запоминает, если слова подкреплены наглядным материалом, картинками. Здесь мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать карточки по теме — изучаем действия в картинках для детей.
С самого рождения с малышом необходимо много и правильно разговаривать. Даже если родители по своей природе молчаливы, с ребенком они должны говорить постоянно.
Для правильного развития речи ребенка и пополнения его словарного запаса необходимо учить малышей не отдельным словам, а выражениям. При этом уделять большое внимание глаголам, так у детей быстрее сформируется правильная и красивая речь.
Например, если вы гуляя на улице увидели кошку, не говорите ребенку: «Ой смотри киса», а описывайте действия кошки: «Смотри полосатая кошечка сидит на скамейке» и т.д.
Красочные картинки с веселыми зверюшками наглядно продемонстрируют детям основные, часто употребляемые в речи глаголы и действия людей. Эти обучающие карточки-картинки подойдут для занятия с детьми начиная с 6 месяцев и до 4 -5 лет.
Как развивать речь ребенка.
1) При ознакомлении с картинками совсем маленького малыша 1-2 года, нужно предлагать ребенку назвать «Кто изображен на рисунке», «Что делает этот персонаж» и т.д.
2) Детей 2-4 лет нужно учить правильно составлять предложения и описывать картинку используя различные разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, а также задавать вопросы и давать на них ответы.
3) Дети в возрасте 4-5 лет уже могут сами подробно рассказывать о сюжете картинки.
Занятия по карточкам — действия для детей в картинках можно проводить индивидуально с одним ребенком и с группой детей в детском саду.
Все обучающие материалы на нашем сайте, для занятий с детьми дома, в детском саду или в начальных классах адаптированы для формата бумаги А4.
Данный материал представлен в виде карточек по 2 шт. на листе формата А4. Ссылка на скачивание в конце статьи.
Развивающие картинки с действиями для детей 1, 2, 3, 4 года
Развивающие картинки с действиями для детей 1, 2, 3, 4 года
Развивающие картинки с действиями для детей 1, 2, 3, 4 года
Развивающие картинки с действиями для детей 1, 2, 3, 4 года
Развивающие картинки с действиями для детей 1, 2, 3, 4 года
Карточки действия для детей в картинках «Мишка ест вкусный мед», «Зайчик купается в ванной»
Карточки действия для детей в картинках «Мышка надевает курточку» «Поросенок спит в кроватке»
Карточки действия для детей в картинках «Гусь играет на дудочке» «Волчонок шагает по траве»
Карточки действия для детей в картинка «Лягушка весело прыгает» «слоненок играет с мячиком»
Карточки — изучаем действия для детей в картинках «Собачка рисует картинку» «Курочка подметает пол»
Карточки — изучаем действия для детей в картинках «Зайчик нюхает цветочек» «Белочка моет посуду»
Карточки — изучаем действия для детей в картинках «Обезьянка чистит зубки» «Мишка умывается»
Смотрите еще по теме развивающие игры и карточки для малышей скачать и распечатать:
- Игра учим цвета для детей, как выучить цвета с ребенком
- Пазлы картинки — кубики для малышей из 4 частей
- Большие пазлы «Животный мир», развивающие пазлы для детей 2-3-4 года
- Детские картинки с животными для детей
- Лото для совсем маленьких «Игрушки и предметы для малышей»
- Домино для малышей «Игрушки»
- Вкладыши — геометрические фигуры для детей 1-2-3 года своими руками
- Развивающие кубики — картинки для малышей
Развивающий мультфильм «Учим действия» от канала Детский уголок
Изучаем действия в картинках, развивающие картинки для детей 1, 2, 3, 4 года скачать ЗДЕСЬ
Источник
Елена Хабибулина
Программа «Развитие речи детей третьего года жизни с использованием картинки»
Пояснительная записка
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Совершенствование речи детей на 3-м году жизни имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. Именно речь позволяет малышу осознанно формировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план. Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребенка в общечеловеческую культуру.
К сожалению, существуют такие случаи, когда дети к трем годам запаздывают в речевом развитии. Это может быть обусловлено множеством разных факторов. Один из них, это когда ребенок «застревает» на стадии называния предметов. Неумение говорить заставляет ребенка становиться капризным и нервным, ведь он не может выразить свои желания, а взрослые его не понимают.
Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Поэтому раннее выявление и предупреждение, а так же коррекция и диагностика наиболее актуальны в нашем современном обществе. Чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе.
В своей работе воспитателем мы столкнулись с такой же проблемой.
В начале года было проведено обследование речевого развития детей раннего возраста.
Для исследования нами был подобран стимульный материал, который включает в себя сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки предназначены для обследования связной речи, уровня владения грамматическими конструкциями, состояния словаря, особенно глагольного. Предметные картинки помогут уточнить количественную и качественную сторону словарного запаса, определить уровень владения грамматическими категориями и обследовать некоторые фонематические процессы.
Стимульный материал скомплектован из картинок дидактических пособий авторов Батяевой С. В. (Альбом по развитию речи для самых маленьких, Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н. (Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет, Стребелевой Е. А. (альбом «Наглядный материал для обследования детей»).
Результаты оцениваются по трем уровням: высокий, средний, низкий.
На основании проведенного нами диагностического исследования, которое показало недостаточное развитие речи детей, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы по развитию активной речи детей третьего года жизни.
Для реализации программы мы использовали наглядный материал – картинки.
Программа «Развитие речи детей третьего года жизни с использованием картинки»
Цель программы: способствовать развитию речи детей третьего года жизни с использованием картинки.
Задачи программы:
1) обогащение, закрепление и активизация словаря;
2) формирование грамматического строя речи;
3) развитие связной (диалогической, монологической) речи;
4) воспитание звуковой культуры речи.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает строгий учет возраста (вплоть до месяца рождения, учет типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребенка, уровня развития речевых навыков и умений.
2. Принцип доступности зависит от уровня начальной речевой подготовленности ребенка (уровень понимания речи, уровень развития обиходной речи, использование в речи облегченных слов и т. д.)
3. Принцип наглядности — привлечение различных наглядных средств (картинок) в процесс усвоения детьми знаний и способствующие формированию речи.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию речевой активности детей раннего возраста.
Основные этапы и сроки реализации программы.
Срок реализации программы сентябрь 2019г. – май 2020г.
Этап организационно-подготовительный.
1. Определить содержания деятельности по реализации задач по развитию речи детей третьего года жизни, сформировать подгруппы для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Подобрать наглядный материал (картинки) на развитие речи детей.
3. Индивидуальная консультация родителей – знакомство с данными исследования речи детей, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Этап коррекционно-развивающий.
1. Реализация задач, определённых в программе по развитию речи детей третьего года жизни.
Этап диагностический.
1. Проведение диагностической процедуры исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2. Определение дальнейших образовательных перспектив детей с нарушениями речи.
Планируемые результаты:
1. Речь является основным средством общения.
2. Ребёнок имеет достаточный активный словарь: расширение речевого репертуара за счёт обогащения словаря существительными, глаголами, прилагательными предлогами и наречиями.
3. Появление в речи двухсловной фразы.
4. По инструкции взрослого ребёнок узнаёт и правильно показывает предметы и их части на картинках, т. е. соотносит изображение и реальный предмет.
5. Вступает в диалог со взрослым (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задаёт вопросы «кто?», «что?» и ждёт ответа.
Изучена методическая литература, содержащая диагностические методики и методические рекомендации.
Занятие с детьми с задержкой речевого развития состоит из 3-х частей.
Для каждой части требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребёнка утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.
Известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулирует речевое развитие ребёнка, поэтому рекомендуется в первой части занятия предлагать задание, направленное на совершенствование движений рук.
Вторая часть занятия посвящается работе с картинками, содержание которых должно соответствовать уровню развития понимаемой ребёнком речи.
Проводя занятия, следует применять разнообразные методы для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания.
Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры: лото, игры с парными картинками. Игра проводится так, что взрослый и ребёнок в ходе её должны постоянно общаться.
Работа воспитателя строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений.
То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей третьего года жизни (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).
Коррекционно-развивающая работа проводилась как по подгруппам, так и индивидуально. Подгруппы были сформированы с учетом выделенных нами уровней развития речи. В первую группу вошли дети с низким уровнем развития. Вторую группу составили дети со средним уровнем развития.
Для всех подгрупп детей использовались общие задачи обучения.
Направление и содержание индивидуальных занятий определялось познавательными и речевыми особенностями детей по результатам констатирующего обследования.
В работе с детьми надо соблюдать ряд общепедагогических заповедей:
— во время выполнения поэтапной деятельности побуждать ребенка к посильной самостоятельности, развивать познавательную активность;
— в течение каждого занятия сохранять доброжелательный тон;
— обязательно положительно оценивать успехи ребенка;
— не раздражаться и не торопить ребенка, если он овладевает мыслительными навыками медленно;
— при проведении каждого задания придерживаться следующей последовательности:
1) выявить, может ли ребенок самостоятельно справиться с заданием;
2) направить его усилия на самостоятельный поиск;
3) дать свой образец;
4) добиваться конечного результата.
Нами был составлен перспективный план занятий по развитию речи детей третьего года жизни с использованием картинки. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятия 10-12мин., что рекомендовано СанПиНом.
За основу занятий был взят комплект пособий Закревской О. В.
1. Развивайся,малыш: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей ран. возраста.
2. Развивайся малыш: предметные картинки по развитию речи.
3. Развивайся малыш: сюжетные картинки по развитию речи.
Перспективный план занятий по развитию речи детей третьего года жизни с использованием картинки
Сентябрь 3 неделя
Рассматривание предметных картинок. Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, названный предмет и отдельные детали. Расширять активный словарь.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 1-12)
4 неделя
Рассматривание парных картинок. Учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 13-32)
Октябрь
1 неделя
Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия. Учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребенка.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 1-16)
2 неделя
Рассматривание простых сюжетных картинок. Научить ребенка видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых предложений.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 17-22)
3 неделя
Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания
Учить ребенка узнавать на картинках мальчика и девочку; отвечать полно, развернуто.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (из серии «Хорошо и плохо»; пособие 2, рис. 23-30)
4 неделя
«Игрушки»
Активизировать словарь по теме «Игрушки». Подвести ребенка к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». Приучать отвечать на вопрос полной фразой.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 33-42)
Ноябрь
1 неделя «Овощи»
Познакомить ребенка с натуральными овощами и их изображениями на картинках. Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 43-54)
2 неделя «Чего не стало»
Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов. Предметные картинки Закревская О. В. (на материале темы «Овощи»; пособие 1, рис. 43-54)
3 неделя «Семья. Люди»
Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь; сидит, стоит, прыгает; большой, старый, маленький» и др. Продолжать работу по развитию фразовой речи.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 55-61)
4 неделя «Кто что ест»
Уточнять представление ребенка о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы: «Лакает, грызет, клюет».Формировать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить ребенка давать полный ответ.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 62-69)
Декабрь
1 неделя
Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят»
Помочь ребенку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На». Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 31-38)
2 неделя «Хорошо и плохо»
Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Активизировать в речи прилагательные: «добрый, аккуратный, неряшливый, жадный, драчливый».
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 23-30)
3 неделя «Транспорт»
Учить различать по внешнему виду транспорт, показывать и называть части машины (кабина, руль, кузов, колеса, окна)
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 70-81)
4 неделя «Одежда, обувь, головные уборы»
Уточнить представление ребенка о назначении предметов одежды, обуви, головных уборов. Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 82-114)
Январь
1 неделя «Посуда»
Активизировать активный и пассивный словарь ребенка по теме «Посуда». Дать представление о назначении отдельных видов посуды.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 115-124)
2 неделя «Мебель»
Учить ребенка различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении.
Активизировать в речи глаголы «Лежать, сидеть» в повелительном наклонении (ляг, сядь, предлоги «На», «В».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 125-131)
3 неделя «Что можно гладить утюгом, что можно резать ножом»
Познакомить ребенка с назначением предметов (утюг, нож). Учить ребенка группировать предметы (картинки) по их качествам, объясняя свои действия. Активизировать в речи названия предметов и их качеств.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 132-141)
(Можно взять картинки из серии «одежда», «овощи».)
4 неделя «Чего не стало»
Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов. Предметные картинки Закревская О. В.
(на материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; пособие 1, рис. 82-114)
Февраль
1 неделя «Домашние животные»
Закреплять у ребенка слова, обозначающие названия домашних животных. Уточнять части тела животных, особенности внешнего вида.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
2 неделя «Кто еще пришел»
Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
3 неделя «Кто как ест»
Уточнять представление ребенка о том, кто, что и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
4 неделя «Кто что делает»
Активизировать в речи ребенка слова: «Бодается, царапается, фыркает, мурлычет, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, мычит».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
Март
1 неделя «Домашние животные и их детеныши»
Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. Упражнять в произнесении звукоподражаний громко — тихо; Учить использовать в ответах предлог «У», союз «А»;
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149, 156-161)
2 неделя «Дикие животные»
Закрепить в речи ребенка слова, обозначающие названия диких животных. Пояснить, что эти животные живут в лесу. Уточнить особенности внешнего вида, способа питания и места обитания.
Предметные картинки Закревская О. В.
(пособие 1, рис. 150-155, 162-167)
3 неделя «Угадай кто это»
Закреплять знания ребенка о «Диких животных». Учить узнавать их по стихотворному тексту загадок, учить рассказывать о животных.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 150-155, 162-167)
4 неделя «Домашние птицы»
Акти?