Программы для доу социального развития ребенка

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления  процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Читайте также:  Отставание в физическом развитии ребенка 9 месяцев

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

Источник

Асель Алибаева
Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Парциальные программы-программы по одному или нескольким направлениям, реализующие в рамках основной образовательной деятельности ДОУ

Набор парциальных программ определяется приоритетным направлением образовательной деятельности дошкольного учреждения. В разных дошкольных образовательных учреждениях используется от одной до нескольких специализированных программ в зависимости от вида ДОУ

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программувходят следующие разделы:

«Уверенность в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям.В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программавключает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Дружные ребята»

Автор: Р. С. Буре

Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

Задачи программы:

1. Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.

2. Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.

3. Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.

4. Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

В программе определены главные условия,обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

1. особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;

2. уважительное общение педагога с ребенком;

3. удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;

4. организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;

5. создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.

Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

В нашей библиотеке вы можете найти методические пособия:

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»

2. Л. Лихачева «Уроки этики»

3. Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова «Играем и учимся дружить»

4. Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова «Маленьким детям- большие права»

5. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (старшая группа)

6. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (подготовительная группа)

7. Л. В. Кокуева «Духовно-нравственое воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

8. В. Г. Нечаева,Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»

9. В. А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике»

10. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

Источник

Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей

Программа

«Я и ТЫ»

Подготовил воспитатель

стационарного отделения

Дмитриева Лариса Ивановна

Вязьма

2016 год

Пояснительная записка

Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Читайте также:  Развитие ребенка полтора года что умеет

С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Актуальность

Программа построена на занятиях «круг общения».

Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.

Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.

Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.

Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.

Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.

Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный,но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:

• Трудности в общении.

• Нарушение в поведении.

• Трудности эмоционального развития.

• Трудности личностного развития.

Цель программы

• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.

• Формировать детей социальных контактов и развивать способность

к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.

• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

Задачи.

• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Развивать навыки социального поведения.

• Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• Способность адаптироваться к окружающей среде.

• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.

• Воспитывать интерес к окружающим людям.

Развивать чувства понимания потребности в общении.

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).

• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

• Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Возраст участников программы от 3 до7 лет.

Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.

Наполняемость группы-10человек.

Особенности программы:

• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.

• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.

• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.

• В группе формируются свои традиции.

Условия, необходимые для реализации программы.

• Помещение для занятий.

• Реквизиты для игр.

• Музыкальное сопровождение.

• Канцелярские принадлежности.

Требования для организации занятия.

• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)

• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)

• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.

• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

• Создавать необходимые условия для личностного роста.

Принципы реализации программы.

• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.

• Принцип уважения к мнению ребёнку.

• Принцип функциональности.

• Принцип динамичности.

Личностно-ориентированное сопровождение.

• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.

• Принцип систематичности.

Предполагаемый результат

• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе

• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.

• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.

Читайте также:  Медвежонок центр раннего развития ребенка

• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

• Проявляют эмпатию и толерантность.

• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.

• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.

• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Развитие навыков коммуникативной культуры.

• Восстановление душевного равновесия.

сотрудничать и решать конфликтные ситуации,

• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Структура занятий.

• Приветствие.

Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы

• Разминка.

Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.

• Основное содержание (по теме).

2 – 3 игры, задания.

• Создание проблемной ситуации по теме занятия.

Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.

• Дискуссия.

Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.

• Рисование по теме (если необходимо).

• Проигрывание некоторых ситуаций.

Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.

• Расслабляющие упражнения.

Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.

• Прощание.

Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

• КРУГ.

• ПЕСЕНКИ.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

• ИГРЫ.

• СЛУШАНИЕ.

• ПАЛЬЧИКИ.

• КРУГ

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.

• ПЕСЕНКИ.

Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)

Очень мы рады Ирочке,

Очень рады Сашеньке …

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой,как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,

завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной

игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

• СЛУШАНИЕ.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.

• ПАЛЬЧИКИ.

Мелкая моторика – важное звено на занятиях.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

• ИГРЫ.

Игры всегда включены в занятия.Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.

Структура программы «Я и Ты»:

«Вот я какой»

«Я и эмоции»

«Я и моё окружение»

«Я и мой мир»

I блок

«Вот я какой»

Цель:

Помочь ребёнку понять себя.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»

2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.

3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).

4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.

Тематика занятий:

• Моё имя.

• Вот Я какой!

• Моё Я.

• Кто Я такой?

• Вот как Я умею.

• Я могу.

• Мы такие разные.

• Мои игрушки.

II блок

«Я и эмоции»

Цель:

Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Задачи:

1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

2. Развивать у детей эмпатию.

3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.

Тематика занятий:

• Общение и настроение.

• Путешествие на полянку весёлого настроения.

• Мы сегодня не грустим.

• Путешествие на острова Разных Настроений.

• Волшебная страна настроения.

• Мир эмоций.

• Волшебные средства понимания.

• Радуга настроений.

• Я не боюсь.

• Я удивляюсь.

• Робость.

• Хочу поделиться радостью.

III блок

«Я и моё окружение»

Цель:

Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

3. дать детям представления о мужественности и женственности.

4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Тематика занятий:

• Давай познакомимся.

• Мы принимаем правило.

• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

• Что такое хорошо и что такое плохо.

• Разные, но похожие.

• Как живёшь?

• Я и другие.

• Мы.

• Круг друзей.

• Мы играем.

• Наш дом.

IV блок

«Я и мой мир»

Цель:

Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.

Задачи:

1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.

2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

3. Способствовать самопознанию ребёнка.

Тематика занятий:

• Мир, в котором я хотел бы жить.

• Плохо быть одному.

• Мои добрые волшебники.

• Я в царстве любви.

• Наши мечты.

• Я в стране Вежливости.

• Мои друзья.

• Мои фантазии.

• Полезные и вредные привычки.

• Я в сказочном мире.

• Дом дружбы.

Направления программы.

• Знакомство.

• Создание положительного настроя в группе.

• Снятия напряжения и расслабление.

• Снятие агрессии.

• Преодоление застенчивости.

Социализация.

• Снижение тревожности.

• Выражение чувств.

Развивающие игры разного направления.

Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.

• Сказотерапия.

Источник