Программирование для ребенка 5 лет

Привет Хабр! Меня зовут Оксана Селендеева. Я считаю, что лучше начинать программировать с юного возраста — 4-5 лет, потому что кодинг активно развивает у детей когнитивные функции мозга, и это впоследствии помогает им отлично усваивать точные науки. А попробовать себя в программированию можно через обучающие игры. Мы с преподавателями школы программирования для детей CODDY составили такую подборку.

Для дошкольников

Box Island — мобильная 3D-игра, которая обучает основам кодирования через увлекательное приключение. Игроки путешествуют по острову Box и помогают персонажу собирать звезды, разбросанные по пустыне. Через игровой квест дети изучают основы алгоритмов, последовательностей, циклов и условных выражений, а ещё игра развивает алгоритмическое мышление и распознавание образов.

CodeKarts — приложение для подготовки дошкольников к изучению кодинга. Головоломка развивает наблюдательность, концентрацию внимания и логику. Действие игры происходит на треке: дети пишут код и составляют путь для гоночной машины. Игра доступна в двух режимах: с одним автомобилем без ограничений по времени или соревнование с самим приложением CodeKarts.

Игры в CodeKarts

ScratchJr — вводный язык программирования для детей, который помогает создавать собственные интерактивные истории и игры. Дети оживляют персонажей, чтобы они двигались, прыгали, танцевали и пели. Ребята научатся решать проблемные ситуации, разрабатывать проекты и творчески выражать свои мысли с помощью технологий.

ElChavo — бесплатная игра, разработчики которой призывают родителей учиться вместе с детьми, потому что в 21 веке программирование должно стать таким же обязательным предметом, как письмо или чтение. С помощью игры ребенок научится программировать инструкции для персонажа и управлять объектом в трёхмерном пространстве, а еще он зарабатывает очки и медали.

Константин Жучков, преподаватель курса «Программирование для самых маленьких»

FixThe Factory — головоломка с препятствиями от LEGO. Дети управляют роботом EV3RSTORM, который раскладывает батарейки на фабрике по правильным местам. Игра развивает логическое и пространственное мышление, обучает основным операциям. Я советую игру FixTheFactory, потому что у неё красивое оформление и понятные задачи. Дети решают задачки словно щёлкают орешки. А больше всего детей поражает, что в свои 4-5 они уже программируют.

SpriteBox — полномасштабная приключенческая игра, которая помогает быстро перейти к кодингу на реальном языке программирования. Обучение начинается с управления иконками, которые затем уступают текстовым командам. Дети решают головоломки и изучают последовательности, операции, циклы, а также.

Lightbot — мобильное приложение от создателей SpriteBox, которое учит программировать с помощью несложных головоломок. Ребенок пишет код и командует роботом, который может ходить, поворачиваться, прыгать и включать свет.

ПиктоМир — российская разработка для обучения детей основам программирования. В «ПиктоМире» ребёнок собирает несложную программу из пиктограмм и управляет роботом. Игра ориентирована на дошкольников, поэтому писать код не требуется.

Для школьников

Scratch — популярная игра по программированию для обучения детей от 8 до 16 лет. Она подходит для изучения алгоритмов, данных и переменных, освоения базовых понятий. Игра проста, понятна и приводит к быстрым результатам — ребенок создает мультики, анимацию, мини-игры с помощью новых навыков. Scratch учит не только программированию, но и дизайну. Для начала работы достаточно посмотреть обучающее видео или прочитать книгу «Scratch для детей».

Minecraft — любимая игра детей по всему миру. Она вдохновила корпорацию Microsoft на создание образовательной программы на её основе. Ребенок выбирает героя и пишет код, чтобы взаимодействовать с персонажем. В процессе он узнает базовые понятия программирования и научится использовать команды, чтобы управлять движениями героев в игровом мире. В Швеции Minecraft включен в школьную программу в качестве инструмента по развитию цифрового творчества. Лучше разобраться в программировании с Minecraft можно с помощью книги Крейга Ричардсона.

Александр Цегенько, преподает курс «Программирование Майнкрафт»

Minecraft развивает воображение ребенка. Он помогает детям понять, из каких материалов сделаны инструменты и вообще весь наш мир. Благодаря разделению игрового мира на кубики у детей развивается пространственное воображение. Также ребята учатся охранять природу, потому что в игре настоящие причинно-следственные связи. Если начнется пожар, то лес может полностью выгореть. Если истребить класс животных, то они перестанут появляться.

CodeMonkey — веселая и познавательная игра, в которой дети научатся программировать на реальном языке. Они будет помогать обезьянке доставать бананы и взаимодействовать с другими животными. Игра развивает творческие способности, логику, критическое мышление и навыки решения проблем с помощью IT.

Tynker — платформа с множеством обучающих курсов и игр по HTML&CSS, JavaScript, Python и другим языкам программирования. Темы постепенно усложняются — от основ кодирования ученики переходят к дизайну игры, робототехнике и дополненной реальности. Всего в Tynker около 2000 игр для начинающих и продвинутых кодеров. Также игры делятся на универсальные, для мальчиков и девочек.

Kodu — игра для визуального программирования от Microsoft. У нее простое управление с помощью иконок, уроки разбиты на инструкции и действия. С помощью Kodu можно создать 3D-игру, например, на Xbox.

Алиса Петровская, преподаватель курса «Программирование Kodu Game Lab»

Я люблю Kodu Game Lab, потому что она позволяет наглядно показать ребёнку логику программирования, развивает объемное мышление и имеет красочное оформление. Дети легко могут создать собственную игру, в которую потом можно сыграть с друзьями.

Grasshopper — мобильная игра от Google для изучения JavaScript. Дети учатся разбираться в основных понятиях программирования через визуальные головоломки. Помогает им в этом веселый кузнечик.

Code Kingdoms — игра для изучения Java и Lua. Разработчики обещают, что ребята смогут создать собственные игры и проекты в Minecraft и Roblox.В игре интересные задачи и механики, хорошая визуализация результатов, есть библиотека видеокурсов и онлайн-поддержка.

Читайте также:  Почему ребенок 5 лет сильно потеет ночью

Codecombat — это платформа для изучения информатики. Игры и курсы разработаны при поддержке учителей, чтобы изучение программирования было быстрым и качественным. Ученики пишут код, начиная с первого уровня игры, и видят, как их изменения обновляются в реальном времени. Это помогает быстро осваивать синтаксис и учит писать грамотный код.

Разработка игры в Codecombat

Андрей Фурлетов, преподает Unity 3D Python в Школе программирования для детей CODDY
Рекомендую CodeCombat — полноценный тренажер, оформленный в виде РПГ-игры, в котором плавно растет сложность, а интерес подогревается прокачкой персонажа. Ребята осваивают программистские инструменты через решение логических задач. После их выполнения становятся доступны новые, оформленные в виде лута, благодаря чему сразу хочется попробовать их в деле. Видно, что разработчики вложили в программу много труда и тестировали ее на реальных людях.

Gamefroot — простой инструмент для разработки и тестирования игр с возможностью поделиться творением с друзьями. Ребенок научится создавать анимацию и игры с современной графикой.

Arduino — программное обеспечение, которое заинтересует ребенка робототехникой. Изначально разрабатывалось для создания прототипов студентами без опыта в программировании. Позже Arduino приобрел популярность у детей и подростков, и разработчики адаптировали приложение. Оно стало ещё проще, но увлекательности не потеряло.

Flexbox Froggy — игра для изучения современного способа верстки Flexbox. Ребенок научится кодом выравнивать объекты на странице, и в этом ему поможет лягушонок Фрогги. В игре есть инструкция, как перемещать лягушат на лилии.

Интерфейс игры Flexbox Froggy

Grid Garden — похожая на Flexbox Froggy игра, которая научит писать CSS-код, чтобы вырастить морковный сад. С помощью CSS-свойств поливают огород, и чем лучше получается, тем больше урожай.

Мы рассказали не обо всех играх для детей, только о самых интересных. Чтобы выбрать подходящую для ребенка, ориентируйтесь не только на возраст, но и на характер, и способности.

Источник

Õîòèì ìû ýòîãî èëè íåò, íî îáó÷åíèå âñå áîëüøå ñòàíîâèòñÿ ïîõîæèì íà èãðó. Îñîáåííî, åñëè ðå÷ü èäåò î äåòÿõ ìëàäøåãî øêîëüíîãî èëè, òåì áîëåå, äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðåïîäàâàòåëü Áðèòàíñêîé âûñøåé øêîëû äèçàéíà Äìèòðèé Êàðïîâ ñîñòàâèë ñïèñîê ïîëåçíûõ ðåñóðñîâ äëÿ îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå ñ ðàííåãî âîçðàñòà.

Ñåãîäíÿ ïîäáîðêà ïðèëîæåíèé ïîñâÿùåíà çíàêîìñòâó ñ îñíîâàìè ïðîãðàììèðîâàíèÿ, íî âû ìîæåòå åùå ñîáðàòü îòäåëüíî ãîëîâîëîìêè, ïðîñòûå èãðû íà ðåøåíèå èãðîâûõ çàäà÷ ìûøëåíèÿ, ëàáèðèíòû, ïðîåêòèðîâàíèå ÷òîáû ðàçâèâàòü ìûøëåíèå, âíèìàíèå, àíàëèç, äèñöèïëèíó èòåðàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ïðè ðåøåíèè çàäà÷è. Âòîðàÿ ãðóïïà — òâîð÷åñêèå ïðèëîæåíèÿ, ðèñîâàëêè, ìóçûêàëüíûå ïðèëîæåíèÿ, ïðîñòûå âèäåî-ðåäàêòîðû äëÿ ðàçâèòèÿ öèôðîâîãî òâîð÷åñòâà ó äåòåé è âîñïèòàíèè èíòåðåñà ê ýëåêòðîííûì èíñòðóìåíòàì òâîð÷åñòâà. Òðåòüÿ ãðóïïà ïðèëîæåíèé — èíòåðàêòèâíûå êíèãè, ñêàçêè, àóäèî-êíèãè ðàçâèâàþùèå âåðáàëüíóþ è àóäèàëüíóþ êóëüòóðó, ðàñøèðÿþùèå ñëîâàðíûé çàïàñ è ãàðìîíè÷íî ôîðìèðóåò ëè÷íîñòü èíòåðåñóþùóþñÿ òåêñòîì, íàððàòèâíîñòüþ, ÿðêèìè âåðáàëüíûìè îáðàçàìè è èíòåðàêòèâíûì îïûòîì âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñþæåòîì.

Íîâóþ îáëàñòü çíàíèÿ, computer science, íàóêè ïðèêëàäíîãî ïðîãðàììèðîâàíèÿ è ïðîåêòèðîâàíèÿ ñòîèò íà÷èíàòü èçó÷àòü â ðàííåì âîçðàñòå — óæå ñ 4-6 ëåò, êîãäà ïðèíöèïû ìûøëåíèÿ óæå ôîðìèðóþò ïðåäñòàâëåíèÿ îá îñíîâàõ ìèðà âîêðóã, åãî ñèñòåì, ñòðóêòóð. Èãðà âñåãäà ñëóæèëà îáó÷åíèþ ðåáåíêà — ñåãîäíÿ ãëàâíûì ó÷åáíûì èíñòðóìåíòîì ñòàíîâèòñÿ ãàäæåò, ëè÷íûé ïðîâîäíèê â ìèð öèôðîâûõ çíàíèé ðåáåíêà èëè ñåìåéíûé ïëàíøåò, øêîëüíûé êîìïüþòåð.

Code.org (https://code.org/) — ïðèÿòíûé èíòåðôåéñ è ìàññà ïðîñòûõ èãð î áàçîâûõ ïðèíöèïàõ ðàáîòû ÿçûêîâ ïðîãðàììèðîâàíèÿ, âîîáùå íóæíûé, íå êîììåð÷åñêèé, îáðàçîâàòåëüíûé ïðîåêò äëÿ äåòåé.

Crayon Physics Deluxe (https://www.crayonphysics.com/) — èãðà ïðîñòî øåäåâð, ðàçâèâàåò ó ðåáåíêà èíæåíåðíîå ìûøëåíèå, ãîòîâèò ê ïîíèìàíèþ ïðîãðàììèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ â ôèçè÷åñêèõ óñëîâèÿõ ðàçëè÷íûõ ñèñòåì è ôèçè÷åñêèõ äâèæêîâ, íå ñòîëüêî ïðî ïðîãðàììèðîâàíèå, ñêîëüêî ïðî ëîãèêó ðåøåíèÿ çàäà÷ ÷åðåç èòåðàòèâíûé ïðîöåññ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé âîñïèòàòåëüíîé äèñöèïëèíîé.

Lightbot (https://lightbot.com/hocflash.html) — èãðà íà ñòàðèêå Flash, íî ñ ïðèÿòíîé ãðàôèêîé è ïðîñòûì îáó÷àþùèì ìàòåðèàëîì ïî ïîñòðîåíèþ àëãîðèòìîâ äâèæåíèÿ ðîáîòà, âíèìàíèþ ê ñöåíàðèþ è âîñïèòûâàþùåìó ïîøàãîâóþ îòëàäêó ïîâåäåíèÿ ïåðñîíàæà, ðàçâèâàåò ó øêîëüíèêà ïîíèìàíèå ïðèíöèïèàëüíûõ îñíîâ ïðîãðàììèðóåìîãî èíòåðàêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ.

CodeCombat (https://codecombat.com/) — âåòåðàí íà ðûíêå, ðàçâèâàþùèé èãðîâîå îáó÷åíèå íàñòîÿùåìó êîäó Python÷èê, JavaScript, Lua, ýêçîòèêó CoffeScript.

CodeMonkey (https://www.playcodemonkey.com/) — ïðîñòàÿ èãðà â èçó÷åíèÿ ïðèíöèïîâ ñèíòàêñèñà ÷åðåç èãðó ñ îáåçüÿíêîé.

Ceebot (https://www.ceebot.com/ceebot/index-e.php) — ñòàðåíüêèé âåòåðàí èãðîâîãî îáó÷åíèÿ óïðàâëÿòü ïåðñîíàæàìè èñïîëüçóÿ êîìàíäû C++.

Cargo-Bot (https://itunes.apple.com/ru/app/cargo-bot/id519690804..) — ïðîñòîå ïðèëîæåíèå äëÿ äîøêîëüíèêîâ è èõ IPad.

Tomorrow Corporation (https://tomorrowcorporation.com/humanresourcemachine) — èãðà â êîòîðîé ðåàëèçîâàí ïðèíöèï ïðîåêòíîãî îáó÷åíèÿ îñíîâàì ïðîãðàììèðîâàíèÿ, âû ðåøàåòå çàäà÷êè, êîòîðûå äàåò âàì èãðîâîé íà÷àëüíèê äëÿ êàæäîãî óðîâíÿ, ðåøàÿ ïàçëû âû ó÷èòåñü ñîçäàâàòü ìîäóëüíûå ôóíêöèè è èõ êîìáèíàöèè, íà îñíîâå ïðîñòåéøèõ êîìàíä.

Scratch (https://scratch.mit.edu/) — ôàêòè÷åñêè êëàññèêà äëÿ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ áóäóùåãî ïðîãðàììèñòà, ïðîäóìàííàÿ, ñ õîðîøèì ñîîáùåñòâîì è ìàññîé ïðèìåðîâ.

Kodu Game Lab (https://www.kodugamelab.com/) — áîëüøîé ó÷åáíûé ïðîåêò îò êîìàíäû Microsoft Research, äîñòóïåí áåñïëàòíî äëÿ PC è îêîëî 5$ çà âåðñèþ äëÿ ïðèñòàâêè Xbox. Ïðåëåñòü â ïðèòÿãàòåëüíîñòè äëÿ ðåáåíêà ìèðà ïðîåêòèðîâàíèÿ èãðû, åãî ìîäóëüíîñòè, ìûøëåíèÿ êàòåãîðèÿìè ñîçäàíèÿ âèðòóàëüíûõ ìèðîâ. Ìåíåå ïîëåçíà â çíàêîìñòâå ñ êîäèíãîì è ïðîãðàììèðîâàíèåì, íî áîëüøå ïîìîãàåò èçó÷àòü îñíîâû äèçàéíà èãðîâûõ ïðèëîæåíèé.

Hopscotch (https://www.gethopscotch.com/) — îáÿçàòåëüíûé èíñòðóìåíò íà Ipad ðåáåíêà, ïðèÿòíûé äèçàéí, áàçîâîå èçó÷åíèå îñíîâíûõ ïîíÿòèé êîäèíãà, âëîæåííîñòü, ïåðåìåííûå, ïðîñòûå âèçóàëüíûå ïîäñêàçêè.

ÏèêòîÌèð (https://www.piktomir.ru/) — ñòîèò îòìåòèòü è ýòîò ðîññèéñêèé ïðîåêò, ïðè÷åì ðàçðàáîòàííûé ïî òåõçàäàíèþ ÐÀÍ, íî ìíå íå íðàâèòñÿ âèçóàëüíûé äèçàéí — äîñòîèíñòâî ïðèëîæåíèÿ ýòî ðóññêèé ÿçûê, âåñüìà ñïîðíîå ïðè èçó÷åíèè îñíîâ ïðîãðàììèðîâàíèÿ â êîòîðîì àíãëèéñêèé ýòî 70% áûñòðîãî óñïåõà. Íî ïðîåêò âûçûâàåò óâàæåíèå è ïîëåçåí äëÿ äîøêîëüíèêîâ è ìëàäøèõ êëàññîâ.

RoboZZle (https://www.robozzle.com/) — ïðèëîæåíèå äëÿ ñîñòàâëåíèÿ àëãîðèòìà äâèæåíèÿ ñòðåëêè, îáó÷àåò ðåáåíêà ïîíèìàíèþ òåîðèè àëãîðèòìîâ íà ïðàêòèêå

Читайте также:  Сильный кашель с мокротой у ребенка 5 лет

Kodable (https://www.kodable.com/) — âåðîÿòíî ïîäîéäåò äëÿ ìàëûøåé, êîòîðûå ñìîãóò èãðàÿ ñîñòàâëÿòü ïðîñòûå ñöåíàðèè ïîâåäåíèÿ ìèëûõ øàðîîáðàçíûõ ïåðñîíàæåé, çíàêîìÿñü ñ ïðèíöèïàìè èíòåðàêòèâíîãî ïðîòîòèïèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ îáúåêòà.

Источник

«Давайте учить детей программированию! – призывает в своих выступлениях Митч Резник, профессор Лаборатории Медиа Массачусетского Технологического Института. – Это вид творчества, позволяющий выразить мысли и чувства, доступный человеку любого возраста». Чем раньше ребенок начнет заниматься кибер-творчеством, тем более гармоничной личностью он вырастет – считают эксперты IT. Как ребенку начать «кодить» самостоятельно, и во сколько обойдется обучение программированию с репетитором или в обучающей студии?  

Советы юных программистов

Владислав Осин увлекся программированием, наблюдая, как папа-айтишник разрабатывает сайты для заказчиков и дает консультации по программированию детям своего шефа. Мальчику было 11 лет, но он сразу понял – хочет работу как у папы. «Сначала я просто учил языки для создания простой веб-страницы. Потом начал изучать уже язык посерьезней – PHP, – делится Влад, – это язык для «оживления» сайта, который делает страницы динамичными». Влад говорит, что его родители не заплатили за обучение ни рубля – что-то черпал из недр интернета, где-то помогали папа и друзья — юные программеры, с которыми Влад объединился для взаимопомощи: «Программировать я начал на wisdomweb.ru – это сайт для начинающих. Учился на бесплатных видеоуроках, потом мне пришла идея – создать небольшую команду подростков, интересующихся программированием. Я нашел ребят, и мы вместе начали выпускать некоторые простые продукты – сделали блокнот, калькулятор». Влад считает, что любой человек может найти себя в программировании, потому что в этой сфере есть все: «Я – уже не программист, а 3D Character Artist (создатель 3D моделей). Благодаря этому, меня начали просить делать модели – я сделал фигурки киберспортсменов. Моя цель – работать в известной компании по 3D, например Blizzard или Аэроплан». Увлекаться книгами по программированию юный эксперт не советует – во-первых, информация в книгах быстро устаревает, во-вторых, лучше практики быть не может ничего. 

Увлечение математикой – с 4 лет, первый язык программирования – в 6, криптография – в 7, первая собственная программа – в 8, программа-предсказатель природных катаклизмов – в 12. И это все – Света Иванова, вдобавок ко всему попавшая в Книгу рекордов России и Европы как самый титулованный и юный программист. Будущее Света собирается связать с биоинженерными технологиями – мечтает разрабатывать продукты, полезные людям. 

14-летнего Егора Лифаря называют вундеркиндом: он – золотой медалист Всероссийской Олимпиады школьников по информатике. Однако, сам Егор предпочитает называть себя трудоголиком: мальчик говорит, чтобы достичь успеха, надо много заниматься – математикой, геометрией и программированием. И начать нужно как можно раньше. 

Во всем мире – бум курсов и школ программирования для детей и подростков. В Америке обучение детей ведется в школах, в летних лагерях, и даже детских садах, где азы коддинга постигают 5-летние малыши. В Англии, Франции и Испании программирование – уже обязательный школьный предмет. С 2013 году в младшей и средней школе Польши действует программа «Мастера Кодирования». В Японии программирование собираются ввести в начальной школах в 2020 году. В России информатика включена в перечень обязательных уроков, однако, на деле преподается не везде, а если преподается, то зачастую весьма поверхностно и посредственно. 

Обучение – в игровой форме

«Я играл в «Цивилизацию» и спустился вниз к своему отцу сказать, что из Гарварда пришло письмо…» – компьютерные игры в восприятии многих родителей – зло, от которого ребенка нужно оберегать. Однако, автор вышеуказанной фразы Марк Цукерберг как, видимо, и его родители уверены в обратном. Именно игровые методики «затягивают» детей и подростков в программирование «на раз»: обучают, развлекая, мотивируют, исключая рутину, в равной степени развивают логику и творческое начало ребенка.

Денис Голиков, автор учебников по программированию для детей, советует детям и подросткам «стартовать» со Scratch – яркого, увлекательного и невероятно доступного языка программирования. Все, что необходимо юному «кодеру» – это умение читать, считать и фантазировать: «Мой сын, который занимался Scratch в 1 и 2 классах, до сих пор не утратил этого заряда креативности – он занимается в ИЗО-студии, рисует удивительные картины, занимает первые и призовые места на городских олимпиадах по всем школьным предметам» — делится Денис Голиков. Чтобы создать динозавра или робота, снежинку или котика, а потом управлять ими, нужно разобраться с углами и градусами, построить алгоритм действий – тут и математика, и геометрия, и развитие творческого мышления, и приобретение навыков планирования. «Для создания сложных проектов необходимы знания практически по всем школьным предметам. Занятия программированием не только улучшают логическое мышление, но и развивают креативность и любознательность. Ведь Scratch – не только программирование, программа позволяет рисовать и создавать музыку», – подтверждает Денис Голиков.  

Программирование, наряду со знанием английского языка, уже называют необходимым навыком образованного человека. Эксперты говорят, что многие профессии будущего потребуют знаний в сфере IT: роботостроитель, редактор интерактивных книг, биоинформатик. В докладе Всемирного экономического форума «The Future of Jobs 2018» утверждается, что главные технологии будущего – скоростной мобильный интернет, искусственный интеллект и облачные технологии. Денис Голиков считает: «Переизбытка программистов не появится. Эта отрасль очень бурно развивается, и в наше время программировать должен уметь любой специалист с высшим образованием. Постоянно появляются новые направления АйТи, и будут появляться, поэтому без работы в 21 веке программист точно не останется».

Читайте также:  Багаж на ребенка 5 лет в самолете

Где учиться?

Вопрос по поводу обучения детей программированию, заданный в родительской группе одной соцсети, вызывает интерес – многие либо задумываются отдать ребенка в школу коддинга, либо уже отдали.

Софья Мочанова

«Лучшие школы при больших компаниях, таких как Касперский. У меня муж работает в этой сфере, и дочка захотела тоже пойти по стопам, поэтому с мужем изучали вопрос с обучением детей программированию».

Наталья Пономарева

«Сын ходит в школу «Алгоритмика», первый год. Не знаю, как в следующем году будет, но сейчас ему нравится».

Алексей Костюков

«Мой сын занимается с репетитором. Скоро один сможет. Фигачит этапы, как семечки». 

Ирина Кошева

«Школа «коддинг» — супер! На первом же занятии делали сайт. Второй курс — будет музыкальное программирование. И по цене – доступно. 4000 рублей за 4 субботы по 3 часа».

Учиться можно онлайн – есть программы, бесплатные и доступные для понимания совсем малышам и детям возраста 5-10 лет. Ресурсов – море, и вот лишь часть: Kodable — сервис, в игровой форме развивающий алгоритмическое мышление, который годится для пользователей, делающих первые шаги в программировании. Code.org — бесплатные уроки информатики, доступные для понимания детсадовцам и младшеклассникам. Lightbot – развлекательная площадка с главным героем – роботом, обучающим ребенка начальным этапам алгоритмики.  

Для подростков ресурсов еще больше: CodeMonkey – бесплатная онлайн-игра, в которой обезьянка собирает бананы.  Java Script – ресурс, позволяющий рисовать картинки. CeeBot — курс уже для подростков, которые смогут поуправлять роботами, уничтожающими фауну планеты. CodeCombat – игра – путешествие за кристаллами. 

Можно включить в образовательный минимум ресурс www.kpolyakov.spb.ru, который поможет в изучении таких языков как Delphi и Python. Проект Younico – авторские онлайн-курсы по различным направлениям. «Фоксфорд» – онлайн-школа для учеников 5-11-х классов: Python, java и Android; введение в С/С++, 8-11-е классы. Цена онлайн-курсов – от 0 до 5000 рублей в месяц в зависимости от направления и уровня сложности. 

Действительно «сильная» подготовка, как говорят эксперты, при профильных вузах: ИТМО, ЛЭТИ, Бауманка и МФТИ. Обычно выпускники таких школ, уже обучаясь, пробуют силы на олимпиадах и впоследствии имеют серьезный бонус при поступлении на профильные факультеты. Цена курсов – в среднем около 5000 рублей в месяц. 

Алексей Костырев, программист и репетитор по программированию, объясняет, на что обратить внимание при выборе: «Не надо ориентироваться на рейтинги из интернета – сеть чистят специальные люди. Первое: не торопитесь оплачивать абонемент на полгода-год, пусть ребенок отучится месяц и выскажет свое мнение. В группе не должно быть больше 8-10 детей, иначе индивидуальный контакт с каждым учеником будет минимальным. А индивидуальная работа должна быть, поскольку скорость обучения у всех детей разная. Никакой теории, никаких записей в блокноты – только проекты. И главное – ребенку не должно быть скучно, рутинно, как в обычной школе». 

Еще и еще один вариант начать обучения, правда, доступен он только детям, живущим в небольших провинциальных городках – пригласить к себе группу «Кружок». С 2017 несколько неравнодушных программеров из Москвы и Питера во главе с Александром Братчиковым колесят по городам и весям с благородной миссией – увлечь детей программированием. Город Воткинск, село Глазок, деревня Сардаял – программисты-благотворители считают: это дети мегаполисов выбирают курсы из сотен предложений, а у детей из городков и деревень выбора нет совсем, им нужно помогать. Приезжают ребята на две недели, встречаются со всеми желающими в кафе, ДК или даже школе, и вместе работают над проектами. Александр Братчиков рассказывает: «Начинать надо с очень простого и яркого, чтобы был вау-эффект, чтобы увлечь – тогда не бросят, будут сами заниматься. Вот есть такой Коля из Вязьмы – он вышел уже на серьезный уровень после нашего отъезда, делает сложные программы, и мы продолжаем общаться. Так что интерес заронить можно даже за несколько дней».   

Мнение педагога

Мы живем в цифровую эпоху, когда гаджеты от компьютеров и смартфонов до планшетов стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже маленькие дети в наши дни используют приложения в телефоне для игры, чувствуя себя как рыба в воде в мире цифровых технологий. С течением времени дети становятся все более технически подкованными, поэтому нет никаких причин, по которым они не могут изучить основы программирования с самого раннего возраста. Это позволяет не только развить навыки аналитического программирования, но и поможет им понять, хотят ли они стать программистом в будущем. 

С помощью широко представленных на рынке приложений или платформ учащиеся пишут простые программы, которые заставляют графические объекты перемещаться или дают возможность создавать простые игры, ученики изучают основные инструменты программирования — такие как циклы и условные выражения — в то же время развивая полезные навыки решения проблем. Основным преимуществом этих платформ является визуальная обратная связь с платформой, которая действительно помогает постоянно заниматься учебной программой и упражнениями.

И тем не менее оказывается, что при изучении программирования, как и любого технического предмета, так же как при изучении чего-либо еще: большое значение имеет хороший учитель. К сожалению, в большинстве школ России преподавание информатике построено слабо. Чаще всего во время этого курса дети никогда не видят, чтобы учитель, открывая текстовый редактор что-то кодировал. На уроках информатики редко обсуждают, как создается программное обеспечение с помощью кода. Возможно поэтому слова «программа», «код» остаются просто скучными понятиями без реальной цели и осознанного действия. 

Источник