Прогноз развития личности ребенка

Одно из направлений работы со взрослыми – повышение психологической и педагогической культуры родителей. В современных условиях, когда происходит изменения в обществе, мировоззрении людей образовательных ориентирах возникает необходимость в специальной работе с родителями, направленной на повышение их родительской компетентности.

Проблемы прогнозирования жизненного пути собственных детей находятся в центре внимания родителей. Родители думают о будущем своих детей, стремятся создать условия для развития личности и дарований. Модели будущего (осознаваемые или неосознаваемые) проявляются в разумных или неразумных ожиданиях и в конечном итоге определяют конкретные судьбы сына или дочери. Иногда воспитательные стратегии являются проекцией нерешенных психологических проблем родителей или навязанных в детстве стереотипов поведения. Поэтому особенно важно в работе с родителями уделять внимание осознанию и осмыслению взаимоотношений родителей с детьми, перехода их с неосознаваемого, нерефлексируемого уровня на уровень проектирования и планирования.

Наибольшую актуальность работа с родителями приобретает в современных условиях, когда происходят существенные преобразования образовательной практики. Появление школ с различными уровнями (лицеи, гимназии …), дошкольных учреждений (прогимназии), школ развития в системе дополнительного образования определяет активность родителей, ориентированных на успех. Подобная активность без учета интересов и склонностей детей может стать причиной эмоционально-личностных проблем в дальнейшем.

Таким образом, существует потребность в организации специальной работы с родителями, направленной на повышение их педагогической культуры, рефлексии опыта взаимоотношений с детьми. Необходимы поиски новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия. В русле этих поисков мы разработали курс «Воспитание и судьба ребенка», в котором рассматриваются проблемы, определяющие процесс воспитания детей в семье. В содержание курса включены следующие темы: биологические и социальные составляющие судьбы человека (инстинкты, темперамент, характер, социальная ситуация развития); типология жизненных сценариев и факторы их определяющие; родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка; сензитивные и критические (судьбоносные) периоды в развитии личности и их значение для дальнейшей жизни; варианты неблагоприятного развития ребенка (трудные судьбы).

Занятия с родителями могут проводиться в различных формах. На групповых занятиях анализируются конкретные ситуации, определяется их специфика, раскрываются варианты воспитательного воздействия и их модификация в изменяющихся конкретных условиях воспитания. В групповой работе следует обращать внимание родителей на позитивных сторонах развития личности ребенка, утверждать принцип его безусловного принятия. Необходимо побуждать родителей к свободному обсуждению проблем ребенка, выяснять их представление о приемах и средствах решения проблемных ситуаций в воспитании детей.

Другое направление работы с родителями – индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях (консультациях) уделяется много внимания элементам конструктивного взаимодействия и управления поведением детей. Эффективность занятий с родителями повышается, если использовать домашние задания, включающие в наблюдение, беседы с ребенком на заданную тему, отработку практических навыков. Полученные результаты, приобретенные в процессе самостоятельной работы, можно использовать в дальнейшей групповой дискуссии.

Кроме того, целесообразно применять другие формы работы (ведение дневника, написание психологической характеристики, самоотчета), которые способствуют осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания.

Работа с родителями по проблемам прогнозирования личностного развития детей является элементом в развернутой сети психолого-педагогической помощи в воспитании детей. В современных условиях актуален системный подход к педагогическому образованию родителей.

ПРОГРАММА КУРСА

Цель курса – повышение педагогической культуры родителей.

В процессе специальной работы с родителями решаются следующие задачи:

· способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;

· активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективного воспитательного взаимодействия;

· показать необходимость учета феномена судьбы в воспитании детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Лекции Практические
1. Человек и его судьба
2. Космически-планетарный аспект судьбы
3. Социальная составляющая судьбы человека
4. Биологические аспекты развития и судьба
5. Жизненный сценарий и судьба человека
6. Роль семьи в развитии личности
7. Судьбоносные периоды в жизни человека
8. Судьба – результат педагогической деятельности
  Итого

Основные темы курса

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 1018 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Изучение и прогнозирование развития личности кадета.

Критерии воспитанности.

Выполнил: воспитатель –Ю.В.Рассказов

Главная наша цель – воспитать каждого ученика культурной, творческой, активной и социально зрелой личностью. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал, в чём выражается наиболее ярко результат воспитания? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего, что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на себя, задумался над собственной судьбой».

Чтобы оценивать результативность воспитательного процесса, следить за ходом личностного развития учащихся и по мере необходимости корректировать его, мы разработали критерии воспитанности и диагностический инструментарий. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатом воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить степень соответствия помогает диагностика. Это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности. Как определяется воспитанность?

Читайте также:  Развитие ребенка с года сургут

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности или коллектива. Если степени проявления качеств присвоить условные баллы или количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами. Желательно диагностику проводить 2 раза в год – в начале и в конце года – для эффективности воспитательной работы. В процессе психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики кадетов воспитатели используют следующие методы: наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность, позволяют получить информацию о личности кадета и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности личности и т.д.

Наблюдение – целенаправленное с фиксацией количественных характеристик в дневнике воспитателя. Беседа с постановкой цели как изучения, так и воспитательного воздействия. Опросники, интервью, анкеты, тесты. Цель их – не только выявление определенных качеств личности, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для изучения индивидуального своеобразия каждого воспитанника. Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга.

Хороший материал для изучения индивидуальности кадетов и включения их в воспитательный процесс дают следующие методики:

  • недописанный тезис (предложение, рассказ, сочинение). Например, «Чтобы поступить в ВУЗ, надо…», «Хорошая жизнь – это…» и т.д.

  • метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, умный, здоровый, великодушный и т.д.

  • цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания кадетов. Например: «Дружеские объяснения», «Я ищу друга, который был бы…» и т.д. Вообще, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции воспитателя.

Однако целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике помогает получить составление «Карты личности» по методике известного психолога К.К.Платонова. Карта личности – форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую психологическую характеристику каждого кадета. Вместе с тем она – программа изучения личности, осуществляемой путём бесед, наблюдением.

Карта личности даёт возможность сжато и обобщенно зафиксировать в динамике (в т.ч. с помощью условных обозначений) наиболее существенные черты данной конкретной личности, её возможности. Карта личности в какой-то степени помогает осуществлять завет Ушинского. В предисловии к своему труду «Человек как предмет воспитания» он указывает: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей действительности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведения и отмечаются его доминирующие мотивы.

Оценки обозначаются баллами по 5-балльной системе, а мотивы – цифрами, соответствующие определенному мотиву в их перечне. Записывается это в виде дроби, где числитель – оценка, знаменатель – мотив. Например: отношение к правилам внутреннего распорядка мы оценили на «4». И хотя ученик выполняет все правила внутреннего распорядка на оценку «4», мотивы его поведения чисто приспособленческие: притворство, лицемерие, зависимость, выгода…

Поэтому по перечню мотивов мы выбираем оценку «1». Записываем «4/1» и так по всем пунктам карты личности. Затем определяем средний балл: сумма баллом 36 показателей делится на 36, тоже самое по оценкам мотивов. Например: получается средний балл за месяц «4.5/1,3». Складываем числитель и знаменатель: 4,5+1,3=5,8 и делим на 2 = 2,9.

Каждый уровень воспитанности имеет свою оценочную характеристику:

В – высокий – от 4,5 до 5 баллов

С – средний – от 3,5 до 4,5 баллов

НС – ниже среднего от 2 до 3,5 баллов

Н – низкий от 1 до 2 баллов

Таким образом полученный результат «2,9» характеризует уровень воспитанности кадета ниже среднего. В графу уровень воспитанности ставится: НС/2,9 и т.д.

Диагностика проводится по окончании каждого месяца на протяжении всего учебного года, т.е. 9 раз. В конце года можно построить график развития личности ребёнка по каждому отношению (всего 36 отношений). На каждого кадета достаточно одной страницы ученической тетради. Экономно и зримо. (см. приложение 1)

Читайте также:  Церебрум ребенку для развития

Необходимо более подробно остановиться на выявлении доминирующих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причинах поведения кадета. Как известно, одно и то же действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами. Мотивов поведения бесчисленное множество. Они могут проявляться в чувствах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а так же объясняться необходимостью выполнения того или иного действия по принуждению или по убеждению.

Учет поведения каждого ученика и мотивов его поступков позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета поведения и мотивов поступков всех кадетов являются критерием для оценки воспитательной работы.

(перечень мотивов поведения личности кадета см. в приложении)

Общий уровень воспитанности исходит из суммы баллов, которые каждый кадет набрал в ходе диагностических методик за определенный период времени. Составляется сводная карта личности изучения качеств кадета и определяется уровень воспитанности каждого кадета, учитывая мотивы его поведения. Это позволяет воспитателю, оценив таким образом своих воспитанников, анализировать и выявлять наиболее характерные недостатки и отрицательные тенденции, помогает правильно спланировать дальнейшую работу и корректив к ней. Частота такой оценки даёт гибкость в выборе форм и методов воспитательной работы, проследить изменение уровня воспитанности каждого кадета за определённый период. Ну а предстоящее очередное оценивание будет стимулировать многих воспитанников к улучшению своих показателей. Хочется отметить, что очень важно при оценке уровня воспитанности учитывать мнения педагогов и всех участников воспитательного процесса. И в заключении хочется сказать, что оценка воспитанности кадета, сам процесс – эффективное средство для стимуляции самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого кадета, формирование у него адекватной самооценки своей личности.

Приложение №1

КАРТА ЛИЧНОСТИ

кадета 5 а класса МКК

__________________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

Перечень

особенностей личности

и поведения кадета

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

март

апрель

май

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к самообслуживанию

4

Отношение к правилам внутр. распорядка

5

Отношение к кружковой работе

6

Отношение к старшим

7

Отношение к сверстникам

8

Отношение к младшим

9

Отношение к родным

10

Отношение к своим поступкам

11

Отношение к поступкам товарищей

12

Отношение к имуществу корпуса

13

Отношение к личному имуществу

14

Отношение к самовоспитанию

15

Отношение к своему будущему

16

Дисциплинированность

17

Коллективизм

18

Целеустремлённость

19

Инициативность

20

Активность

21

Организованность

22

Настойчивость

23

Совестливость

24

Стыдливость

25

Честность

26

Скромность

27

Справедливость

28

Принципиальность

29

Вежливость

30

Аккуратность

31

Общительность

32

Воздержание от хулиганства

33

Воздержание от алкоголя

34

Воздержание от токсикомании

35

Воздержание от курения

36

Воздержание от лживости

Средний балл

Уровень воспитанности

Индивидуальные итоги: сумма баллов 36 показателей делится на 36

Обозначение уровней воспитанности: В – высокий; С – средний; НС – ниже среднего; Н – низкий;

КОМАНДИР 4 ВЗВОДА ________________Ю.В.РАССКАЗОВ

Приложение №2

ПЕРЕЧЕНЬ

МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

1 группа

Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленнос-тью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрыт-ность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение.

2 группа

Честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.

3 группа

Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.

4 группа

Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное суждение норм нравственности.

5 группа

Ярко выраженные положительные мотивы: совесть, стыд, убеждённость, коллективизм, высокий уровень самосознания, самокритичность, активное суждение норм нравственности.

Приложение № 3

ХАРАКТЕРИСТИКА

УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

1. Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребёнок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встаёт на защиту тех, кто в ней нуждается.

2. Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в общественной деятельности, но самостоятельную инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них ещё не вполне сформирована.

3. Ниже среднего уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, ещё неустойчивого опыта гражданского поведения. У кадета с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную меру сил, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны воспитателя, в делах коллектива участвуют неохотно.

Читайте также:  Особенности развития логического мышления ребенка 6 лет

4. Низкий уровень воспитанности. Эту группу подростков характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У них искажённое представление о чести, достоинстве, честности, долге и ответственности, коллективизме и товариществе.

Приложение № 4

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

ВОСПИТАННОСТИ

  • Внешний вид (портрет) кадета.

  • Физическое и психическое здоровье.

  • Поведение кадета.

  • Взаимоотношение в коллективе.

  • Отношение к себе.

  • Ценностные предпочтения.

  • Креативные способности.

  • Интеллект.

  • Познавательная активность.

Источник

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз — предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося развития. Безусловно, это представляет значительную сложность без знания и анализа социальных условий жизни ребенка, понимаемых в широком смысле этого слова: в семье, в образовательном учреждении, в микросоциальной группе. Вероятностный прогноз следует привести независимо от особенностей социальных условий.

Г.В. Бурменская вводит понятия условно-вариантного прогноза развития, включающего возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития в случае реализации различных условий. В этом случае однозначный исход развития не предсказывается (что и принципиально невозможно), но определяются наиболее вероятные его линии, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо, напротив, усугублены. Такая экстраполяция касается, главным образом, ближайших возрастных этапов развития и должна учитывать всю совокупность возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

Рекомендации составляют, пожалуй, наиболее важный раздел заключения или диагноза. Они представляют обоснованную последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов, определение ведущего направления и последовательность собственно психологической коррекционной работы (использование тех или иных развивающих или коррекционных программ) с учетом не только типа отклоняющегося развития, но и специфики формирования базовых составляющих, а также хотя бы примерное определение длительности и формы коррекционно-развивающей работы.

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения при деятельности в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения с учетом особенностей развития, в том числе развития отдельных психических функций, регуляторной и мотивационной зрелости ребенка. Должны быть обоснованы, если это необходимо, изменения режима, типа или формы обучения (окончательное решение подобных вопросов должно приниматься школьным консилиумом или ПМПК).

Далее должны быть четко и ясно сформулированы оптимальные для адекватного развития ребенка изменения социальной ситуации (в том числе желаемые, психологически оправданные и возможные изменения внутрисемейных отношений), обоснованы требования к режиму, нагрузкам во внеучебное время.

В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая психологическая помощь (как по содержанию, так и по объему), должны быть даны рекомендации по обращению в соответствующее образовательное учреждение (например, в ППМС-центр, учреждение дополнительного образования), где также может быть оказана необходимая помощь в виде соответствующей кружковой работы и т.п.

Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, могут участвовать в дополнительной помощи ребенку, в том числе перечень рекомендуемых консультаций, определяются сроки повторного (динамического) обследования психологом.

Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной форме в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием проблем ребенка.

Рекомендации родителям приводятся, как правило, в рамках консультации в развернутой устной форме. В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями отказ родителей должен быть зафиксирован. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае оно должно быть переструктурировано и написано таким образом, чтобы, с одной стороны, представить информацию о ребенке в адекватном виде, с другой — не ущемлять прав ребенка.

Список литературы: Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2005. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. — М., 2005. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М., 2005. Шевандрин Н.И. Психодиганостика, коррекция и развития личности. — М., 2000.

Источник