Профориентация ребенка 5 лет

Мария Аникина
Открытое занятие по развитию ранней профориентации детей 4–5 лет «Город мастеров»

Возрастная группа: дети средней группы.

Виды деятельности детей: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Интегрированная форма: игра – путешествие.

Цель активизировать знания детей об окружающем мире сформировать интерес к профессиям и людям в них.

Образовательные задачи:

развивать познавательный интерес детей к знаниям о профессиях

развивать познавательный интерес детей к знаниям о предметах использующихся людьми различных профессий.

Развивающие задачи:

развивать внимание, память;

развивать связанную речь.

развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.

развивать зрительно-моторную координацию руки.

Воспитательные задачи:

— стимулировать детей оказывать дружескую поддержку;

— способствовать проявлению таких чувств как сочувствие, желание помочь;

— продолжать воспитывать умение вести диалог, выслушивая оппонента.

Методы и приемы.

1. Методы мотивации и стимуляции детей:

— вводная беседа (информационного характера) и ввод персонажа;

— создание проблемной ситуации.

2.Методы организации деятельности:

— словесные (беседа);

— наглядные (показ объектов, показ способа действия);

— практические (упражнение);

-художественные (разукрашивание раскрасок).

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

— рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование.

— презентация на тему занятия.

— разноцветные карандаши по числу детей.

-раскраски с изображением людей профессий: пожарный, строитель, повар.

— проектор, экран,

— ноутбук;

Логика образовательной деятельности

Этап Деятельность педагога Деятель-ность детей Ожидае-мые результаты

Мотива-ционно-

целевой Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я узнала, что у моего очень хорошего друга – Незнайки случилась беда. Он хотел подарить своим друзьям подарок и у него ничего не получилось».

Входит персонаж Незнайка: «Здравствуйте ребята! Да у меня ничего не получается… Хотел помочь Винтику и Шпунтику собраться тушить пожар, а что им подавать не знал и всё напутал, а она на пожар чуть не опоздали… Хотел помочь малышам построить дом они попросили черепицу носить, а я не знаю что это — они надо мной смеяться стали. А когда решил помочь нашему повару приготовить обед почему-то все малыши меня из кухни стали выгонять и говорить что я их сейчас отравлю… Ничего-то я не знаю и умею…».

Педагог: «Незнайка, я предлагаю тебе и нашим ребятам отправиться в Город Мастеров и там посмотреть, как и что делается, но мастера очень занятые люди мы посмотрим, что и как они делают и тебе объясним. Правда, ребята?» Дети здороваются с педагогом и персонажем, выслушивают проблему и соглашаются помочь Дети проявляют такие чувства как сочувствие, желание помочь;

умеют вести диалог, выслушивая оппонента

Содержа-тельно-деятель-ностный 1. На экране появляется картинка с городом.Педагог: «Ну что ж вот мы и в Городе Мастеров. А к кому первым мы пойдём, вы узнаете,когда отгадаете мою загадку:

Мы смелые работники, с водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы?. (Пожарные)»

На экране появляется изображение пожарной станции, а на его фоне пожарный и разные предметы пожаротушения.

Педагог: «Познакомьтесь, это пожарный Константин он как раз собирается на вызов, и посмотрите рядом с ним предметы нужные для тушения пожара. Незнайка ты запомнил, что нужно взять? А вот сейчас мы тебя и проверим, сыграем в игру «Надо, не надо»»

На экране появляется картинка с пожаром, а вокруг расположены различные предметы. При нажатии на нужную картинку она увеличивается, а не нужная — исчезает.

Педагог: «Незнайка ну-ка посмотри, что здесь пригодиться, а что на тушение пожара брать не надо?» Незнайка выбирает предметы и конечно ошибается.

Педагог предлагает ребятам помочь, и дети выполняют задание игры. Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает, что обязательно запомнит все необходимые предметы.

2.Педагог: «Вы хорошо справились с первым заданием, и теперь мы отправляемся к следующему мастеру,слушаете загадку: Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем. (Строители).

На экране появляется Изображение дома и стоящего рядом с ним строителя.

Педагог: Ребята посмотрите, строитель уже закончил свою работу – дом построен. Давайте внимательно рассмотрим дом и скажем, какие материалы были нужны для его постройки… После обсуждения педагог предлагает поиграть в игру «Распредели».

На экране появляется изображения дома и различных материалов Незнайка начинает распределять эти материалы, перемещая их к деталям дома и снова всё путает.

Педагог просит ребят помочь Незнайке. Дети вместе с Незнайкой распределяют материалы правильно. Незнайка благодарит детей и обещает быть внимательнее.

Педагог: «Ребята, Незнайка что-то опять загрустил, давайте его немного повеселим и все вместе сделаем физкультминутку «Шёл король по лесу»»

3.Педагог: «Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

Ну вот, мы и оказались в самом вкусном месте на кухне у повара…»

На экране появляется Кухня и повар. Педагог предлагает посмотреть, из каких продуктов и как он будет готовить суп.

На экране появляется две кастрюля рядом с ней набор продуктов, для приготовления они по очереди опускаются в кастрюлю, и «готовится» суп. Педагог предлагает Незнайке внимательно посмотреть и запомнить, а потом повторить, играя в игру «Что сначала, что потом». Незнайка не справляется с заданием, дети помогают, после чего педагог вновь просит Незнайку повторить и у него получается.

Педагог: «В Городе Мастеров живёт очень много других людей, и они настоящие мастера своего дела, ну а мы с вами заканчиваем наше путешествие и возвращаемся в наш детский сад». На экране появляется изображение групповой комнаты. Дети отгадывают загадку

Дети рассматрива-ют картинку представлен-ную на экране.

Дети выполняют задание игры «Надо, не надо»

Дети отгадывают загадку про строителя.

Дети, рассматривая картинку, отвечают какие материалы были использованы для постройки дома; выполняют задание игры «Распредели»

Дети отгадывают загадку про повара.

Дети рассматривают продукты, из которых варится суп, и запоминают, в какой последовательности их складывают в кастрюлю;

выполняют задание игры «Распредели»

Дети развивают находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность.

У детей закрепляются знания о предметах необходимых для тушения пожара.

У детей закрепляются знания о материалах из которых строят дома

У детей закрепляются знания о продуктах, из которых варится суп, и последовательность, в которой их кладут в кастрюлю.

Оценочно-рефлексив-ный Незнайка благодарит ребят за помощь, и говорит о том, что ему больше всего понравилось готовить суп, и он решил пойти в ученики к повару, что бы тоже стать Мастером. Прощается и уходит.Педагог: Ребята, вам понравилось сегодняшнее наше путешествие? Расскажите сложно или просто было помогать Незнайке? И почему? Что вам больше всего понравилось?

А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот такие раскраски с изображениями тех мастеров, с работой которых мы сегодня познакомились. Педагог раздает листочки с раскрасками детям и прощается с ними. Дети прощаются с Незнайкой, отвечают на вопросы педагога, расскраши-вают раскраски Дети умеют анализировать свою деятель-ность, контроли-ровать внимание и собствен-ное поведение, развита монологи-ческая речь.

Литература:

1. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2007.

2. Куцакова Л. В. Нравственное воспитание в деском саду. Для работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М: Мозаикм-Синтез, 2008.

3. От РОЖДНЕИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е Вераксы Т. С. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

4. Стихи с движениями. Русские народные песенки и потешки. Составитель Л. Маврина ООО «Стрекоза-Пресс» г. М. 2007г.

Источник

Анастасия Чернышева
Ранняя профориентация дошкольников

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности.

Данная методическая разработка может быть полезна педагогом дошкольных организаций.

ФГОС ДО в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» «…направлено на …формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;…».

В течение всей отечественной истории дошкольнойпедагогики трудовому воспитанию предавалось разное значение: в советские годы это была четкая, стройная система, в 90-е годы ХХв ее практически свели на нет, и только не давно снова трудовое воспитание начало приобретать важное значение.

Теоретические основы трудового воспитания в отечественной педагогике были заложены такими исследователями, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. труд – это общественно полезная деятельность, это область реализации личности. Но дошкольник еще слишком мал, что производить общественно полезный продукт.И труд данном возрасте выступает в новом качестве: он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.

В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Об этом говорили Н. Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Они отмечали важность формирования самоопределения ребёнка. А В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. А. Козлова, А. Ш. Шахматова и др. в работе по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывали то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Большая работа в рамках ранней профориентации принадлежит ознакомлению с трудом взрослых. В силу своего возраста дети не могут представить важность и полезность труда для общества. Но чем больше они будут знать о профессиях, тем ближе и понятней станет для них значимость труда. По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.

В работе дошкольных озонизаций много лет существует практика ознакомления с профессиями: это беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры.

Родители являются одними из участников образовательного процесса в дошкольной организации. Без их помощи работа педагогов бы не имела законченного смысла.Именно из семьи ребенок получает первые представления о труде: это и домашние обязанности, и профессии родителей.

Очень часто родители мало что говорят о своей работе, или же говорят о ней в негативной ключе. Но для формирования правильного отношения к профессиям необходимо показывать положительный стороны каждого труда, с чем родители чаще всего не справляются.

Родительское собрание «Организация ранней профориентации в ДОО»

Цель: расширение представлений о ранней ориентации детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать родителей на участие в жизни ДОУ.

2. Повысить педагогическую культуру родителей.

3. Привлечь родителей к раннему самоопределению детей.

4. Создать условия для выявления факторов, влияющих на формирование интересов детей в выборе будущей профессии.

Ход собрания.

Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.

Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.

Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.

Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.

Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.

В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.

Для этого в группе создается определенная среда:

• Дидактические игры.

• Настольно-печатные игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Картотека экскурсий

• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.

Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.

С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.

В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.

Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.

Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.

Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.

Источник

Все на свете мамы и папы хотят, чтобы их дети были счастливыми, успешными и востребованными. Но не все знают, что именно для этого нужно сделать. Давайте разберемся, чему мы должны научить наших детей прямо сейчас, чтобы они чувствовали себя комфортно в будущем.

Профориентация начинается в 3 года

Вся детская профориентация делится на три больших этапа.

Первый этап длится примерно с 3 до 10 лет. В это время мы должны показать ребенку многообразие возможностей, познакомить его с как можно большим количеством интересных вещей.

Второй этап — с 10 до 14 лет. Это тот самый сложный момент, когда подростки начинают отвергать родителей и нуждаются в сильном взрослом наставнике. В идеале дети к этому времени уже успели много всего попробовать, увидеть, у них есть свои интересы, увлечения. Знакомая история: в школе был очень крутой учитель биологии, в итоге полкласса пошло на биологию. Наставником может стать кто-то из друзей родителей, любимый педагог, руководитель кружка, в общем, любой значимый взрослый.

Третий этап – с 14 до 18 лет, когда подросток определился со своими намерениями и твердо уверен в том, чего он хочет. И вот тут уже надо натаскивать. С помощью репетиторов, кружков, как угодно, но сделать так, чтобы он поступил в лучший ВУЗ по своей специальности.
 

Учите ребенка учиться

Что бы нам не говорили футурологи, а конкретно предсказать каким будет общество будущего мы не можем. Но мы можем попробовать угадать тренды. И сейчас главный тренд состоит в том, что ребенка нужно научить учиться – это самое важное.

Что учит учиться? Иностранный язык, не важно, какой, потому что сначала ты зубришь-зубришь-зубришь, а потом начинаешь понимать логику. Программирование, но это для тех, кто постарше. Малышам в качестве альтернативы отлично подойдет легоконструирование, робототехника в простейшем виде, то есть те занятия, на которых ты заранее пытаешься продумать структуру своих действий.
Главный посыл: «Я не просто так чего-то делаю, а у меня есть цель!»

Нам обязательно надо научить ребенка сомневаться, правильно работать с источниками, экспериментировать, уметь вычленять суть, находить собственные новые решения. Если раньше мы жили в мире, в котором «сначала я учусь, потом я работаю», то теперь это история под названием: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентноспособен».
 

Дайте ребенку возможность пробовать все, что ему интересно

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка – это вместе с ним рассматривать этот мир. Если есть возможность – путешествуйте!  Если нет, сейчас в любом городе очень много кружков, разных интересных занятий. Нам вот это важно – показать ему всё. Не: «Я записал тебя в музыкальную школу, чтобы ты 7 лет туда ходил и ненавидел это место», а показываем ему: «Вот биология, смотри, вот математика, вот лего!»

Выбирать можно только тогда, когда ты уже все увидел. И очень важно не ругать ребёнка, если он бросает. Это очень деликатный момент, надо разобраться в причинах: если он бросает, потому что ему лень, не хочется учить, рано вставать, то это – одна история, лень мы не поощряем. А если это на самом деле, не интересно, ну что ж, ок, бросим. Примерно до 10 лет нам самое важное – насмотреться, впитать в себя информацию, и тогда потом вы увидите, как ваш ребёнок делает осознанный выбор совершенно самостоятельно.
 

Компьютерные игры – друзья, а не враги

Не ругайте ребёнка за то, что он играет в компьютерные игры. Лучше аккуратно подсовывайте ему тщательно отобранные вами – качественные, развивающие, а не войнушки-стрелялки. Они сейчас крутые и интересные, правда.  И поймите, что это же история не просто про то, что «я играю», это ещё и социальная среда. Такая вот реальность.

Выбирайте хорошую школу

Если ваш ребёнок и ваша семья в будущем планирует жить и работать в России, нет никакого смысла получать полноценное заграничное образование. Я сторонник того, чтобы вместо этого в рамках лучших университетов (Высшей школы экономики, МГУ, Бауманки и т.п.) уехать на полгода-год поучиться по программе обмена. Вот это – очень крутая история! Это не только повышает стоимость человека как специалиста, это реально меняет взгляд на мир.

Но все равно, выбирать школу нужно очень тщательно, смотреть рейтинги, опрашивать друзей и знакомых, искать лучшую. При этом, важно понимать, что такое лучшая школа. Это школа, которая не подавляет ребёнка, которая учит его не зубрить, не тупо запоминать параграф, а учит его учиться, ставить цели и находить эффективные пути для их достижения, пользоваться источниками, уметь проверять их на достоверность. А вторая важная задача школы – научить ребенка взаимодействию в коллективе. Поэтому я, кстати, не сторонник домашнего образования, если, конечно, у вас не какой-то особенный ребёнок. Дети должны учиться жить в социуме, договариваться, уметь проигрывать и выигрывать, иначе потом им, увы, будет крайне сложно жить.
 

Оставьте ребенка в покое

И самое главное: покажите ребенку все, и оставьте его в покое. Когда мама говорит: «Моему ребенку ничего не интересно», скорее всего, это несчастный ребёнок, задавленный самой мамой и средой. Прекратите требовать от ребёнка, чтобы он в возрасте 10 лет определился, кем он хочет стать. Многие из нас и в 40 не знают, чего они хотят и всю жизнь чувствуют себя несчастными. Чего вы хотите от ребёнка?

Лет в 14-15 найдите ему хорошего карьерного консультанта, которому он просто расскажет о том, что ему интересно. А специалист уже раскрутит все по цепочке. Конечно, мы, родители, хотим детям лучшего, но при этом нельзя забывать, что мы – люди из прошлого.  Мы ему скажем: «Иди в маркетинг, иди в экономисты или в юристы», а мир изменился, эти профессии уже не нужны. Да и в этом возрасте не профессию надо выбирать, а, скорее, отрасль, а в ней уже развиваться и расти.
 

Удачи!

Источник