Профилактика тяжелой реакции на госпитализацию у ребенка 1 года жизни

 А. – большой                              1. левый желудочек

 Б. – малый                                    2. правый желудочек

                                                       3. легочная артерия

4. аорта

5. верхние и нижние полые вены

6. 4 легочные вены

 (А-1,4,6; Б-2,3,5)

Соответствие возраста частоте пульса:

А.-новорожденный            1.70-80

Б.- грудной                          2. 90-100

В.-5 лет                                3.110-120

Г.-10 лет                              4.120-140

 (А-4; Б-3; В-2; Г-1)

Соответствие возраста уровню нервно — психического развития:

A.-18 мес.                                1. способен управлять своими эмоциями,

Б.-5 лет                                         учитывать ситуацию, стиль общения

B.-3-4 года                              2. чертит карандашом вертикали,

Г.-6-7 лет                                      горизонтали

Д.-З года                                      3.самостоятельно застегивает пуговицы, завязывает

шнурки

4.активно развивается память и интеллект

5.формируется чувство «Я»

 (А-2; Б-3; В-4; Г-1; Д-5)

Соответствие возраста кратности дневного сна:

A.-до 5 мес.                                   1. 3 раза

Б.-5-10 мес.                                    2. 4 раза

B.-10 мес.-1,5 года                       3. 2 раза

Г.-2-3 года 4. 1 раз

(А-2; Б-1; В-3; Г-4)

Соответствие групп здоровья критериям:

А.- 1 группа                                 1. функциональные расстройства

Б.- 2 группа                                 2. хронические заболевания с редкими

В.- 3 группа                                 обострениями

Г.- 4 группа                                 3. без отклонений в состоянии здоровья

Д.- 5 группа                                 4.хронические заболевания с частыми обострениями

5.хронические заболевания в состоянии декомпенсации

(А-3; Б-1; В-2; Г-4; Д-5)

51. Соответствие возраста умениям:

А. — 1-2 месяца                             1.ходит

Б. — 2-4 месяца                             2.ползает

В. — 3-5 месяцев                           3.сидит

Г. — 4-6 месяцев                           4.переворачивается на живот

Д. — 5-7 месяцев                           5.переворачивается на бок

Е. — 11-12 месяцев                  6.удерживает голову

 (А-6; Б-5; В-4; Г-3; Д-2; Е-1)

52. Соответствие возраста физиологическим изгибам позвоночника:

А.- 2 мес.                                      1.поясничный лордоз

Б. -6 мес.                                      2. шейный лордоз

В. — 12 мес.                                   3. грудной кифоз

4.грудной лордоз

5.не имеет изгибов

 (А-2; Б-2,3; В-1,2,3)

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ СОМАТИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

1.Палатная медицинская сестра по номенклатуре специальностей считается как:

+специалист сестринского дела

-специалист лечебного дела

-организатор сестринского дела

2.Тактика медсестры приемного отделения при обращении пациента без направления врача:

+вызвать дежурного врача

-вызвать машину скорой помощи

-отправить больного за направлением в поликлинику

+оказать пациенту необходимую медицинскую помощь

3.Транспортировка тяжелобольного из приемного покоя в отделение проводится:

-на лифте в сопровождении санитара

+на каталке

-пешком в сопровождении медицинской сестры

4.Функции медсестры процедурного кабинета:

+выполнение лечебно-диагностических мероприятий

-подготовка больных к обследованиям

-снятие КГ

5.Реакция на госпитализацию ребенка в возрасте 3 месяцев оценивается как нормальная, если он:

+плачет в ответ на болевые раздражения

-спит больше обычного

-не дает «комплекса оживления»

-проявляет повышенную двигательную активность

6.Профилактика тяжелой реакции на госпитализацию у 3-х месячного ребенка предполагает:

-раздельное пребывание матери с младенцем

+нахождение ребёнка на руках у матери, укачивание его, напевание

-выполнение травмирующих процедур в кроватке

7. Реакция на госпитализацию оценивается как патологическая (тяжелая), если ребенок в возрасте 3 лет:

-громко плачет во время лечебных процедур

-выбрасывает предложенные ему игрушки

+длительно монотонно плачет

8. Реакция ребенка в возрасте 10 лет на госпитализацию оценивается как патологическая, если отмечается:

-фантазия и страхи

+регресс поведения

-агрессия

9. Тактика сестринского вмешательства при тяжелой реакции на госпитализацию:

+увеличить время пребывания родителей с ребенком

-рекомендовать родителям не посещать ребенка в течение нескольких дней

+рекомендовать родителям принести любимую игрушку

-рекомендовать родителям купить много новых игрушек

10. Реакция на госпитализацию оценивается как нормальная, если ребенок в возрасте 5 лет:

+сопротивляется лечебным процедурам

-боится темноты

-жалуется на «кошмарные» сны

+отмечается бессонница

11. Профилактика тяжелой реакции на госпитализацию 5- летнего ребенка предполагает:

-отказ от выполнения травмирующих процедур

+проведение терапевтической игры

-назначение барбитуратов

+доверительное отношение к ребенку

12.Тактика сестринского вмешательства при тяжелой реакции ребенка на госпитализацию:

+подружить ребенка с ровесниками

-потребовать строгого выполнения распорядка дня

+создать условия для занятий «хобби», продолжение учебы

-назначить барбитураты

13. Реакция на госпитализацию считается нормальной, если подросток:

+не признает факта болезни

+не выполняет больничного распорядка

-отказывается от общения, замкнут

-отказывается от выписки из стационара

14.Тактика медицинской сестры, направленная на профилактику тяжелой реакции подростка, на госпитализацию:

-ограничить общение пациента со сверстниками

+проводить терапевтическую игру

-выполнять травмирующие процедуры без предварительной подготовки

+создать доверительное отношение

15.Терапевтическая игра применяется с целью:

+подготовки ребенка к травмирующим процедурам, операциям

+преодоления страхов ребенка, связанных с лечением

-способствования физическому развитию ребенка

-создания условий для творчества

16. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры детского отделения:

+выполнять независимые сестринские вмешательства

-назначать на диагностические исследования

-отменять неэффективное лечение

+взаимодействовать с родителями ребенка

+соблюдать лечебно-охранительный режим отделения

-заменять один препарат аналогичного действия другим

17. Последовательность стадий поведения ребенка во время расставания с родителями:

1.стадия отрицания

2.стадия протеста

3.стадия отчаяния

 (2; 3; 1)

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДОМОВ РЕБЕНКА

Комплексная оценка состояния здоровья детей

1.Основной раздел работы медсестры дошкольного учреждения:

-организация и динамическое наблюдение за физическим развитием детей

+динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей в возрасте от 2-х до 7 лет

-осуществление реабилитационного лечения

-планирование противорецидивного лечения

2.Повторное острое заболевание без осложнений наблюдается при адаптации:

-тяжелой степени

+средней степени

-легкой степени

-промежуточной степени

3. Острая стадия адаптации ребенка к школе характеризуется:

-речевой активностью.

-сохранением аппетита

+отрицательными эмоциональными реакциями при расставании с матерью

-нарушением аппетита

4.Специфическую профилактику ОРЗ в период адаптации следует проводить:

-с момента поступления в детский сад в течение 1 месяца

-за 1-2 недели до поступления в детский сад

+с момента поступления в детский сад в течение 1-2 недель

Читайте также:  Прикус у ребенка 1 год и 6 месяцев

-за 1-2 недели до поступления и в течение 1-2 недель посещения ДДОУ

5.Ведущий критерий III группы здоровья:

-оценка физического состояния

-оценка резистентности организма

+отсутствие или наличие хронической патологии

-оценка нервно-психического состояния

6.Уровень резистентности организма ребенка определяется:

+кратностью острых заболеваний, перенесенных в течение года

-тяжестью острых заболеваний

-длительностью и тяжестью заболеваний

-кратностью обострений заболевания

7.Ребенок 4 лет за последний год перенес ОРЗ 3 раза. Оцените его резистентность:

+нормальная

-сниженная

-низкая

-средняя

Рекомендуемые страницы:

Источник

Лекция 12

12.1 Реакция детей на госпитализацию и адаптация к медучреждению

Все дети, не достигшие семилетнего возраста, страдают от лишения родительской заботы и надзора. Особенно тяжело это переживают дети первых трех лет жизни, наиболее ощутимо в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. В первые три месяца младенец слабо реагирует на смену обстановки, если режим ухода за ним и кормления не меняется. Последнее замечание объясняется тем фактом, что в таком возрасте (до трех месяцев) ребенок не способен замечать никаких изменений за пределами его непосредственных контактов. Напротив, в последующий период развития ребенок чутко реагирует на нарушение привычных контактов с окружающими людьми и предметами.

Выделяют три фазы адаптации ребенка к стационару или детскому учреждению:

1. Фаза «протеста»: ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, испытывает признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит, и плачем провожает.

2. Фаза «отчаяния» наступает через несколько дней. Ребенок погружается в себя, становится замкнутым, может нарушится сон, аппетит и т.д. Могут появиться патологические привычные действия – например, сосание пальцев.

3. Фаза «отчуждения»: ребенок может утратить интерес к родителям и стать безразличным к тому, навещают они его или нет.

Естественно, не у всех детей наблюдается такая фазность реакций. То, каким образом адаптируется ребенок к новым условиям, зависит от адекватности привязанности к матери, опыта посещения чужих домов и т.д. Наиболее ярко эти фазы могут быть выделены у детей от 6 месяцев до 4 лет. У всех детей наблюдаются признаки стрессовой реакции, причем у 2/3 стресс сопровождается реакцией тревоги, а у 1/3 – гнева. По мере угасания ориентировочной реакции отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, нарушается речевая активность. У плохо адаптированных детей возникают психосоматические реакции – тахикардия, тахипноэ, снижение массы тела.

Подобные изменения могут наблюдаться при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение. Срыв приспособления к яслям, например, проявляется в среднем на 4-й день в виде различных заболеваний или преневротических реакций. Благоприятная адаптация завершается между 11-м и 24-м днями после поступления в детское учреждение.

Поступление ребенка в больницу – такой же отрыв от семьи, как поступление в детское учреждение, однако имеются существенные отличия: ребенок становится объектом болезненных манипуляций и процедур, его ограничивают в общении, движении. Кроме того, у больного ребенка изначально меньше резервов для адаптации, чем у здорового.

Реакция ребенка на госпитализацию зависит от следующих факторов:

· Возраст ребенка

· Семейные отношения

· Продолжительность госпитализации

· Число и характер предшествующих поступлений в стационар

· Природа заболевания

· Подготовка перед поступлением в стационар

· Посещение родителей

· Проводимые лечебные процедуры

· Реакции родителей на факт госпитализации ребенка

· Восприятие ребенком госпитализации

Бурмистрова Н.И. выделила три группы детей по их реакции на госпитализацию:

1. Дети с негативной реакцией на госпитализацию, которые реагируют возбуждением, плачем, нарушением сна, отказом от игрушек.

2. Дети с вялой, заторможенной реакцией, спокойно реагирующие на поступление в больницу.

3. Уравновешенные дети, адекватно реагирующие на госпитализацию.

Лангмейер и соавт. описали три стадии адаптации ребенка к больнице:

1. Стадия «протеста», «первичного отчаяния» или выраженной первичной дезадаптации. Она представляет собой проявление стрессовой реакции, которая возникает у ребенка в ответ на отрыв от привычной обстановки. Может длиться от нескольких часов до нескольких дней и недель.

2. Стадия неустойчивой адаптации. Характеризуется значительным снижением степени психоэмоционального напряжения, которая поддерживается лишь сильным желанием ребенка вернуться домой. Эта стадия длится несколько дней и более, и может продолжаться в течение всего срока пребывания ребенка в стационаре.

3. Стабильная адаптация – благоприятный итог адаптации, продолжение стадии неустойчивой адаптации. Характеризуется исчезновением эмоционального дисстресса в связи с госпитализацией.

Показана зависимость длительности адаптационного периода от возраста ребенка. Так, наиболее болезненно госпитализацию переживают дети первых двух лет жизни, когда средний период адаптации составляет 9-10 дней. На 3-4-м году жизни этот показатель уменьшается до 4-5 дней и постепенно снижается, достигая 1-2 дней к 15 годам.

Успешность адаптации к стационару зависит от представления детей о болезни. С возрастом происходит постепенная эволюция взглядов ребенка на причины болезни. Так, в норме до 7 лет у ребенка болезнь связывается со сверхъестественными силами; между 7 и 10 годами дети начинают осознавать, что болезнь находится внутри организма (интернализация представлений о болезни); начиная с 11 лет, у детей формируется представление о множественности причин заболеваний и различной предрасположенности к ним людей. В возрасте от 4 до 16 лет 2/3 детей рассматривают болезнь как наказание за плохое поведение или результат пренебрежения какими-то правилами. Дети с трудом воспринимают различие между болью, причиненной болезнью, и болью, связанной с лечебными мероприятиями, которые часто также воспринимаются как наказание за проступки.

Негативная эмоциональная реакция родителей на предстоящую госпитализацию ребенка также отражается на процессе адаптации и коррелирует с эмоциональными трудностями у детей, помещенных в стационар. Наличие в семье хронически больного также отрицательно сказывается на адаптации ребенка к госпитализации.

Читайте также:  Анемия легкой степени у ребенка 1 год

По некоторым данным, у 25% детей наблюдается эргопатический и сенситивный тип отношения к болезни, у 16% — гармонический, у 10% — тревожный тип. Часто возникает анозогнозическая и гипонозогнозическая реакция, однако у 25% встречается гипернозогнозическая реакция.

Невозможность посещения школы во время госпитализации также может негативно сказываться на состоянии ребенка, что обусловлено отрывом от сверстников, опасностью социальной изолиции и нарушением привычного стереотипа жизни.

Кроме всего перечисленного, реакция ребенка на поступление в больницу зависит от его личностных особенностей и отношений с врачом и средним медперсоналом, отношений с группой сверстников, с которой сталкивается ребенок в больнице.

Пути смягчения реакции ребенка на госпитализацию:

1. Посещение детей родителями и другими родственниками. Хотя при этом могут наблюдаться и негативные последствия (дети могут становиться более напряженными и еще больше скучать по дому), во многих исследованиях показано, что свободное посещение детей родителями благоприятно сказывается на адаптацию к стационару.

2. Создание полустационарной помощи. Такая форма организации лечения позволяет максимально сохранить связь с семьей и снизить негативные эмоциональные последствия, связанные с лечением.

3. Адекватное информирование ребенка о предстоящем обследовании и лечении. Ребенка необходимо готовить не только к болезненным манипуляциям, но и к тривиальным процедурам. Это позволяет снизить у ребенка уровень тревоги, который порой связан с неправильным представлением о предстоящей диагностической или лечебной процедуре. Кроме этого, полезно проводить разъяснительную работу и с родителями, что также благотворно может отразиться на реакциях ребенка.

12.2 Особенности внутренней картины болезни у детей

По мнению Исаева Д.Н. (2000), основными составляющими внутренней картины болезни (ВКБ) у детей являются:

1. Уровень интеллектуального функционирования. Этот компонент ВКБ определяет, насколько адекватно ребенком воспринимается его физическое «Я», насколько ребенок способен правильно интерпретировать и систематизировать возникающие у него симптомы: общий дискомфорт, болевые ощущения, нарушения функций органов и т.д. Недостаточный уровень интеллектуального функционирования (например, у маленьких детей или умственно отсталых) может приводить как к анозогнозии, так и к гипернозогнозии.

2. Знание о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концепции здоровья трудно построить представление о болезни. Дети 4-9 лет здоровьем считают просто отсутствие болезни, а старшие дети описывают здоровье, как приятное состояние – «чувствовать себя превосходно». Устойчивые представления о вероятности заболевания у детей возникает к 7 годам. Интересно, что девочки и старшие дети больше опасаются расстроить здоровье, чем мальчики и младшие дети. Оценивая здоровье, дети 9-11 лет больше ориентируются на соматическое благополучие, подростки 12-14 лет – на социальную активность.

Для формирования ВКБ важны знания детей о внутренних органах. Дети думают, что количество органов у разных детей разное: дети 4-6 лет считают, что их не меньше трех, 15-16-летние называют до 13. Половина детей упоминает кости, сердце, кровеносные сосуды и кровь. По-разному оценивается и степень важности различных органов: на первое место дети ставят сердце, затем (с 9-10 лет) мозг и, наконец, желудок. 1/7 детей жизненно важными считают легкие, нос, глотку и рот. Если старшие дети судили о значимости органов по их участию в жизнедеятельности организма, то младшие – по тому времени, которое требовалось для ухода за ними – например, ноги назывались в связи с постоянной обязанностью мыть их. До 60% детей 4-6 лет относительно верно определяют расположение сердца, относительно других органов это удается редко.

Для формирования ВКБ важны представления детей о болезнях. Немногие больные 8-12 лет понимают разнообразие причин заболеваний, они еще не могут учитывать ни состояние организма, ни качество возбудителя. Как указывалось выше, многие дети считают болезнь наказанием за проступки и погрешности.

3. Понимание детьми универсальности и необратимости смерти. Формирование адекватной ВКБ требует понимания того, что смерть – окончательное завершение жизни. Половина дошкольников в своей речи используют такие слова, как «смерть» или «покойник». Одни дошкольники никак не реагируют на произнесенное слово «смерть», другие не знают его значения, третьи имеют очень ограниченное представление о смерти. Дети при столкновении со смертью животных или насекомых игнорируют ее или обнаруживают необычные реакции, избегая контакта или радуясь смерти маленького существа. Понятия смерти как окончательного прекращения жизни у детей такого возраста нет, они понимают ее как долгий отъезд или сон. 20% дошкольников 5-6 лет считают, что смерть животных обратима, а около 30% детей этого возраста предполагают наличие сознания у животных после их смерти. Смерть родителя из-за магического мышления дошкольник интерпретирует как результат своих желаний, что нередко приводит к чувству вины. Смерть родителей для дошкольника – не только разлука с защищающими эмоционально значимыми фигурами, но и покинутость ими. Разнообразие реакций дошкольника, соприкоснувшегося со смертью, зависит от прежних переживаний, религиозности и культуры семьи, от привязанности ребенка к умершему члену семьи и уровня развития ребенка.

Дети 5-9 лет склонны персонифицировать смерть либо идентифицировать ее с умершим человеком или животным. Они думают, что смерть невидима, стремится быть незамеченной, прячется на кладбище – то есть смерти приписываются черты одушевленного существа. Особенности реагирования ребенка на смерть определяются культурой, религиозным воспитанием и стилем психологической защиты.

Школьники имеют более реальное представление о смерти и признают, что смерть может случиться в любой момент. Причиной смерти они называют конкретные воздействия: ножи, пистолеты, рак, сердечные приступы, возраст. Однако школьники не в полной мере осознают смерть, особенно сталкиваясь с собственным тяжелым заболеванием. Состояние выраженной тревоги не позволяет им осмыслить происходящее. Лучше всего их истинные переживания, связанные со смертью, передают их фантазии, игры, рисунки.

Читайте также:  Дальнозоркость и астигматизме у ребенка в 1 год

Подростки, уже имеющие отвлеченное мышление, уже принимают мысль о собственной смерти. Чтобы преодолеть тревогу, вызванную этим знанием реальности, они фактически игнорируют смерть, провоцируя опасные для жизни ситуации – в гонках на мотоциклах, экспериментах с наркотиками, отказываясь от назначений врачей при тяжелых заболеваниях и т.д. 20% подростков верят в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и еще 20% — в смерть как прекращение физической и духовной жизни. Подростки реагируют на смерть различно: осознают, отвергают, любопытствуют, презирают, отчаиваются.

4. Опыт жизни и перенесенных заболеваний. В построении ВКБ участвует весь приобретенный опыт, особенно перенесенные ранее болезни. Жизненный путь ребенка невелик, ему труднее, чем взрослому, сопоставить текущую ситуацию с ранее пережитыми обстоятельствами. Поэтому то, что пережито ребенком недавно, может наложить серьезный отпечаток на ВКБ. Отрицательную роль в формировании ВКБ могут сыграть наблюдаемые ребенком обострения тяжелых заболеваний у живущих совместно родственников. Собственные болезни, перенесенные в раннем детстве, не откладывают значительного отпечатка на переживании текущего расстройства, в то время как недавние болезни, воспринятые как угроза, оказывают значительное влияние. На формирование ВКБ ребенка может повлиять атмосфера беспокойства и тревоги, царящая в семье из-за предполагаемого или развившегося у него заболевания.

Информацию о болезни дети могут получить из различных источников – от родителей, сверстников, учителей, СМИ. Для ребенка наиболее значимы сведения, которые он получает от родителей. Утрированное беспокойство о ребенке, проявляемое тревожными родителями, может привести к возникновению неадекватной пессимистичной оценке заболевания. Для детей с тяжелым хроническим заболеванием особое значение имеет врач, в этих случаях информация от родителей менее существенна. Поэтому медработникам необходимо учитывать, что любое их суждение о болезни может быть воспринято ребенком на веру и стать составной частью ВКБ.

5. Особенности эмоционального реагирования. У детей как с преморбидными, так и с развивающимися в процессе болезни тревожными, истероидными и другими чертами личности, с эмоциональной лабильностью или эксплозивностью формируются те или иные преобладающие эмоции, мотивации и направленность интересов, которые определяют ВКБ. Эмоциональное отношение может определять одно из трех типов ВКБ – гипонозогнозический (с недооценкой симптомов и чрезмерных позитивных ожиданий от лечения), гипернозогнозический (с преувеличением тяжести расстройства и неверием в успех лечения) и нормонозогнозический (прагматический – с реальной оценкой болезни и ее прогноза, хорошим контактом с врачом и комплаенсом).

6. Половая принадлежность. Зависимость формирования ВКБ от пола была доказана у детей, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой, лейкозом и другими болезнями. Оказалось, что самооценка и конфликтность у больных бронхиальной астмой у мальчиков ниже, чем у девочек с аналогичным диагнозом. У девочек чаще, чем у мальчиков, вытесняется представление о болезни. Девочки, болеющие лейкозом, быстрее адаптируются к изменению жизни, связанному с тяжелым расстройством, чаще при этом испытывают опасения за свое будущее.

7. Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. Госпитализация ребенка сопровождается отрывом от родителей, учебных и иных занятий, переживанием разочарования из-за невозможности продолжить привычную активность. У детей до 11 лет само помещение в больницу, даже без связанных с лечением неприятностей, побуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед больницей подготовку. Понимание школьниками пользы лечения не меняет их отрицательного отношения к больнице, что может искажать ВКБ. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, отношений в семье, продолжительности стационирования, природы заболевания, посещения родителей и их реакций, процедур, средств, смягчающих тревогу.

8. Отношение родителей к госпитализации. У родителей может возникнуть чувство вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с плохим прогнозом, безразличное отношение к болезни и ее отрицание. Переживания родителей часто вызывают у ребенка аналогичные чувства, которые и ложатся в основу ВКБ.

9. Влияние медицинского персонала. Врач, обследуя, подготавливая к госпитализации, операциям, оказывает на ребенка психологическое воздействие. Его доброжелательность, понятные разъяснения, использование необходимых средств, уменьшающих болезненность манипуляций, положительно влияют на ВКБ. Недоучет же детских представлений о болезни и лечении может привести к формированию неадекватной ВКБ.

10. Восприятие симптомов болезни и представления о ней позволяет врачу понять, что больше всего тяготит ребенка, от чего он страдает. Особенно важно знать, каковы представления ребенка о болезни, поскольку эти знания можно использовать для психокоррекции. У детей ВКБ формируется в основном на эмоционально-чувственном уровне (неосознаваемом), а не на логическом (сознательном) уровне. Правильно диагностируя ВКБ врач способен произвести определенную ее коррекцию, что позволяет снизить эмоциональный дискомфорт ребенка в связи с диагностическими и лечебными процедурами, а также сформулировать адекватные представления у ребенка о своем заболевании.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология. Д.Н. Исаев.- СПб.: Речь, 2004

2. Карсон, Р. Анормальная психология. Р. Карсон, С. Минека.- СПб.: Питер, 2004.- 1168 с.

3. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. Р. Комер. – Прайм-Еврознак, 2007.- 640 с.

4. Лакосина, В.М. Клиническая психология. В.М. Лакосина.– М.: Речь, 2005.- 412 с.

5. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Э. Мэш, Д. Вольф. – Прайм-Еврознак, 2007.- 512 с.

6. Перре, М. Клиническая психология. М. Перре, У. Бауманн. – СПб.: Питер, 2002.- 1312 с.

7. Сидоров, П.И. Клиническая психология. П.И. Сидоров, А.В. Парняков.- М., 2002

Источник