Профилактика тяжелой реакции на госпитализацию у ребенка 1 года жизни
А. – большой 1. левый желудочек
Б. – малый 2. правый желудочек
3. легочная артерия
4. аорта
5. верхние и нижние полые вены
6. 4 легочные вены
(А-1,4,6; Б-2,3,5)
Соответствие возраста частоте пульса:
А.-новорожденный 1.70-80
Б.- грудной 2. 90-100
В.-5 лет 3.110-120
Г.-10 лет 4.120-140
(А-4; Б-3; В-2; Г-1)
Соответствие возраста уровню нервно — психического развития:
A.-18 мес. 1. способен управлять своими эмоциями,
Б.-5 лет учитывать ситуацию, стиль общения
B.-3-4 года 2. чертит карандашом вертикали,
Г.-6-7 лет горизонтали
Д.-З года 3.самостоятельно застегивает пуговицы, завязывает
шнурки
4.активно развивается память и интеллект
5.формируется чувство «Я»
(А-2; Б-3; В-4; Г-1; Д-5)
Соответствие возраста кратности дневного сна:
A.-до 5 мес. 1. 3 раза
Б.-5-10 мес. 2. 4 раза
B.-10 мес.-1,5 года 3. 2 раза
Г.-2-3 года 4. 1 раз
(А-2; Б-1; В-3; Г-4)
Соответствие групп здоровья критериям:
А.- 1 группа 1. функциональные расстройства
Б.- 2 группа 2. хронические заболевания с редкими
В.- 3 группа обострениями
Г.- 4 группа 3. без отклонений в состоянии здоровья
Д.- 5 группа 4.хронические заболевания с частыми обострениями
5.хронические заболевания в состоянии декомпенсации
(А-3; Б-1; В-2; Г-4; Д-5)
51. Соответствие возраста умениям:
А. — 1-2 месяца 1.ходит
Б. — 2-4 месяца 2.ползает
В. — 3-5 месяцев 3.сидит
Г. — 4-6 месяцев 4.переворачивается на живот
Д. — 5-7 месяцев 5.переворачивается на бок
Е. — 11-12 месяцев 6.удерживает голову
(А-6; Б-5; В-4; Г-3; Д-2; Е-1)
52. Соответствие возраста физиологическим изгибам позвоночника:
А.- 2 мес. 1.поясничный лордоз
Б. -6 мес. 2. шейный лордоз
В. — 12 мес. 3. грудной кифоз
4.грудной лордоз
5.не имеет изгибов
(А-2; Б-2,3; В-1,2,3)
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ СОМАТИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ
1.Палатная медицинская сестра по номенклатуре специальностей считается как:
+специалист сестринского дела
-специалист лечебного дела
-организатор сестринского дела
2.Тактика медсестры приемного отделения при обращении пациента без направления врача:
+вызвать дежурного врача
-вызвать машину скорой помощи
-отправить больного за направлением в поликлинику
+оказать пациенту необходимую медицинскую помощь
3.Транспортировка тяжелобольного из приемного покоя в отделение проводится:
-на лифте в сопровождении санитара
+на каталке
-пешком в сопровождении медицинской сестры
4.Функции медсестры процедурного кабинета:
+выполнение лечебно-диагностических мероприятий
-подготовка больных к обследованиям
-снятие КГ
5.Реакция на госпитализацию ребенка в возрасте 3 месяцев оценивается как нормальная, если он:
+плачет в ответ на болевые раздражения
-спит больше обычного
-не дает «комплекса оживления»
-проявляет повышенную двигательную активность
6.Профилактика тяжелой реакции на госпитализацию у 3-х месячного ребенка предполагает:
-раздельное пребывание матери с младенцем
+нахождение ребёнка на руках у матери, укачивание его, напевание
-выполнение травмирующих процедур в кроватке
7. Реакция на госпитализацию оценивается как патологическая (тяжелая), если ребенок в возрасте 3 лет:
-громко плачет во время лечебных процедур
-выбрасывает предложенные ему игрушки
+длительно монотонно плачет
8. Реакция ребенка в возрасте 10 лет на госпитализацию оценивается как патологическая, если отмечается:
-фантазия и страхи
+регресс поведения
-агрессия
9. Тактика сестринского вмешательства при тяжелой реакции на госпитализацию:
+увеличить время пребывания родителей с ребенком
-рекомендовать родителям не посещать ребенка в течение нескольких дней
+рекомендовать родителям принести любимую игрушку
-рекомендовать родителям купить много новых игрушек
10. Реакция на госпитализацию оценивается как нормальная, если ребенок в возрасте 5 лет:
+сопротивляется лечебным процедурам
-боится темноты
-жалуется на «кошмарные» сны
+отмечается бессонница
11. Профилактика тяжелой реакции на госпитализацию 5- летнего ребенка предполагает:
-отказ от выполнения травмирующих процедур
+проведение терапевтической игры
-назначение барбитуратов
+доверительное отношение к ребенку
12.Тактика сестринского вмешательства при тяжелой реакции ребенка на госпитализацию:
+подружить ребенка с ровесниками
-потребовать строгого выполнения распорядка дня
+создать условия для занятий «хобби», продолжение учебы
-назначить барбитураты
13. Реакция на госпитализацию считается нормальной, если подросток:
+не признает факта болезни
+не выполняет больничного распорядка
-отказывается от общения, замкнут
-отказывается от выписки из стационара
14.Тактика медицинской сестры, направленная на профилактику тяжелой реакции подростка, на госпитализацию:
-ограничить общение пациента со сверстниками
+проводить терапевтическую игру
-выполнять травмирующие процедуры без предварительной подготовки
+создать доверительное отношение
15.Терапевтическая игра применяется с целью:
+подготовки ребенка к травмирующим процедурам, операциям
+преодоления страхов ребенка, связанных с лечением
-способствования физическому развитию ребенка
-создания условий для творчества
16. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры детского отделения:
+выполнять независимые сестринские вмешательства
-назначать на диагностические исследования
-отменять неэффективное лечение
+взаимодействовать с родителями ребенка
+соблюдать лечебно-охранительный режим отделения
-заменять один препарат аналогичного действия другим
17. Последовательность стадий поведения ребенка во время расставания с родителями:
1.стадия отрицания
2.стадия протеста
3.стадия отчаяния
(2; 3; 1)
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДОМОВ РЕБЕНКА
Комплексная оценка состояния здоровья детей
1.Основной раздел работы медсестры дошкольного учреждения:
-организация и динамическое наблюдение за физическим развитием детей
+динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей в возрасте от 2-х до 7 лет
-осуществление реабилитационного лечения
-планирование противорецидивного лечения
2.Повторное острое заболевание без осложнений наблюдается при адаптации:
-тяжелой степени
+средней степени
-легкой степени
-промежуточной степени
3. Острая стадия адаптации ребенка к школе характеризуется:
-речевой активностью.
-сохранением аппетита
+отрицательными эмоциональными реакциями при расставании с матерью
-нарушением аппетита
4.Специфическую профилактику ОРЗ в период адаптации следует проводить:
-с момента поступления в детский сад в течение 1 месяца
-за 1-2 недели до поступления в детский сад
+с момента поступления в детский сад в течение 1-2 недель
-за 1-2 недели до поступления и в течение 1-2 недель посещения ДДОУ
5.Ведущий критерий III группы здоровья:
-оценка физического состояния
-оценка резистентности организма
+отсутствие или наличие хронической патологии
-оценка нервно-психического состояния
6.Уровень резистентности организма ребенка определяется:
+кратностью острых заболеваний, перенесенных в течение года
-тяжестью острых заболеваний
-длительностью и тяжестью заболеваний
-кратностью обострений заболевания
7.Ребенок 4 лет за последний год перенес ОРЗ 3 раза. Оцените его резистентность:
+нормальная
-сниженная
-низкая
-средняя
Рекомендуемые страницы:
Источник
Лекция 12
12.1 Реакция детей на госпитализацию и адаптация к медучреждению
Все дети, не достигшие семилетнего возраста, страдают от лишения родительской заботы и надзора. Особенно тяжело это переживают дети первых трех лет жизни, наиболее ощутимо в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. В первые три месяца младенец слабо реагирует на смену обстановки, если режим ухода за ним и кормления не меняется. Последнее замечание объясняется тем фактом, что в таком возрасте (до трех месяцев) ребенок не способен замечать никаких изменений за пределами его непосредственных контактов. Напротив, в последующий период развития ребенок чутко реагирует на нарушение привычных контактов с окружающими людьми и предметами.
Выделяют три фазы адаптации ребенка к стационару или детскому учреждению:
1. Фаза «протеста»: ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, испытывает признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит, и плачем провожает.
2. Фаза «отчаяния» наступает через несколько дней. Ребенок погружается в себя, становится замкнутым, может нарушится сон, аппетит и т.д. Могут появиться патологические привычные действия – например, сосание пальцев.
3. Фаза «отчуждения»: ребенок может утратить интерес к родителям и стать безразличным к тому, навещают они его или нет.
Естественно, не у всех детей наблюдается такая фазность реакций. То, каким образом адаптируется ребенок к новым условиям, зависит от адекватности привязанности к матери, опыта посещения чужих домов и т.д. Наиболее ярко эти фазы могут быть выделены у детей от 6 месяцев до 4 лет. У всех детей наблюдаются признаки стрессовой реакции, причем у 2/3 стресс сопровождается реакцией тревоги, а у 1/3 – гнева. По мере угасания ориентировочной реакции отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, нарушается речевая активность. У плохо адаптированных детей возникают психосоматические реакции – тахикардия, тахипноэ, снижение массы тела.
Подобные изменения могут наблюдаться при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение. Срыв приспособления к яслям, например, проявляется в среднем на 4-й день в виде различных заболеваний или преневротических реакций. Благоприятная адаптация завершается между 11-м и 24-м днями после поступления в детское учреждение.
Поступление ребенка в больницу – такой же отрыв от семьи, как поступление в детское учреждение, однако имеются существенные отличия: ребенок становится объектом болезненных манипуляций и процедур, его ограничивают в общении, движении. Кроме того, у больного ребенка изначально меньше резервов для адаптации, чем у здорового.
Реакция ребенка на госпитализацию зависит от следующих факторов:
· Возраст ребенка
· Семейные отношения
· Продолжительность госпитализации
· Число и характер предшествующих поступлений в стационар
· Природа заболевания
· Подготовка перед поступлением в стационар
· Посещение родителей
· Проводимые лечебные процедуры
· Реакции родителей на факт госпитализации ребенка
· Восприятие ребенком госпитализации
Бурмистрова Н.И. выделила три группы детей по их реакции на госпитализацию:
1. Дети с негативной реакцией на госпитализацию, которые реагируют возбуждением, плачем, нарушением сна, отказом от игрушек.
2. Дети с вялой, заторможенной реакцией, спокойно реагирующие на поступление в больницу.
3. Уравновешенные дети, адекватно реагирующие на госпитализацию.
Лангмейер и соавт. описали три стадии адаптации ребенка к больнице:
1. Стадия «протеста», «первичного отчаяния» или выраженной первичной дезадаптации. Она представляет собой проявление стрессовой реакции, которая возникает у ребенка в ответ на отрыв от привычной обстановки. Может длиться от нескольких часов до нескольких дней и недель.
2. Стадия неустойчивой адаптации. Характеризуется значительным снижением степени психоэмоционального напряжения, которая поддерживается лишь сильным желанием ребенка вернуться домой. Эта стадия длится несколько дней и более, и может продолжаться в течение всего срока пребывания ребенка в стационаре.
3. Стабильная адаптация – благоприятный итог адаптации, продолжение стадии неустойчивой адаптации. Характеризуется исчезновением эмоционального дисстресса в связи с госпитализацией.
Показана зависимость длительности адаптационного периода от возраста ребенка. Так, наиболее болезненно госпитализацию переживают дети первых двух лет жизни, когда средний период адаптации составляет 9-10 дней. На 3-4-м году жизни этот показатель уменьшается до 4-5 дней и постепенно снижается, достигая 1-2 дней к 15 годам.
Успешность адаптации к стационару зависит от представления детей о болезни. С возрастом происходит постепенная эволюция взглядов ребенка на причины болезни. Так, в норме до 7 лет у ребенка болезнь связывается со сверхъестественными силами; между 7 и 10 годами дети начинают осознавать, что болезнь находится внутри организма (интернализация представлений о болезни); начиная с 11 лет, у детей формируется представление о множественности причин заболеваний и различной предрасположенности к ним людей. В возрасте от 4 до 16 лет 2/3 детей рассматривают болезнь как наказание за плохое поведение или результат пренебрежения какими-то правилами. Дети с трудом воспринимают различие между болью, причиненной болезнью, и болью, связанной с лечебными мероприятиями, которые часто также воспринимаются как наказание за проступки.
Негативная эмоциональная реакция родителей на предстоящую госпитализацию ребенка также отражается на процессе адаптации и коррелирует с эмоциональными трудностями у детей, помещенных в стационар. Наличие в семье хронически больного также отрицательно сказывается на адаптации ребенка к госпитализации.
По некоторым данным, у 25% детей наблюдается эргопатический и сенситивный тип отношения к болезни, у 16% — гармонический, у 10% — тревожный тип. Часто возникает анозогнозическая и гипонозогнозическая реакция, однако у 25% встречается гипернозогнозическая реакция.
Невозможность посещения школы во время госпитализации также может негативно сказываться на состоянии ребенка, что обусловлено отрывом от сверстников, опасностью социальной изолиции и нарушением привычного стереотипа жизни.
Кроме всего перечисленного, реакция ребенка на поступление в больницу зависит от его личностных особенностей и отношений с врачом и средним медперсоналом, отношений с группой сверстников, с которой сталкивается ребенок в больнице.
Пути смягчения реакции ребенка на госпитализацию:
1. Посещение детей родителями и другими родственниками. Хотя при этом могут наблюдаться и негативные последствия (дети могут становиться более напряженными и еще больше скучать по дому), во многих исследованиях показано, что свободное посещение детей родителями благоприятно сказывается на адаптацию к стационару.
2. Создание полустационарной помощи. Такая форма организации лечения позволяет максимально сохранить связь с семьей и снизить негативные эмоциональные последствия, связанные с лечением.
3. Адекватное информирование ребенка о предстоящем обследовании и лечении. Ребенка необходимо готовить не только к болезненным манипуляциям, но и к тривиальным процедурам. Это позволяет снизить у ребенка уровень тревоги, который порой связан с неправильным представлением о предстоящей диагностической или лечебной процедуре. Кроме этого, полезно проводить разъяснительную работу и с родителями, что также благотворно может отразиться на реакциях ребенка.
12.2 Особенности внутренней картины болезни у детей
По мнению Исаева Д.Н. (2000), основными составляющими внутренней картины болезни (ВКБ) у детей являются:
1. Уровень интеллектуального функционирования. Этот компонент ВКБ определяет, насколько адекватно ребенком воспринимается его физическое «Я», насколько ребенок способен правильно интерпретировать и систематизировать возникающие у него симптомы: общий дискомфорт, болевые ощущения, нарушения функций органов и т.д. Недостаточный уровень интеллектуального функционирования (например, у маленьких детей или умственно отсталых) может приводить как к анозогнозии, так и к гипернозогнозии.
2. Знание о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концепции здоровья трудно построить представление о болезни. Дети 4-9 лет здоровьем считают просто отсутствие болезни, а старшие дети описывают здоровье, как приятное состояние – «чувствовать себя превосходно». Устойчивые представления о вероятности заболевания у детей возникает к 7 годам. Интересно, что девочки и старшие дети больше опасаются расстроить здоровье, чем мальчики и младшие дети. Оценивая здоровье, дети 9-11 лет больше ориентируются на соматическое благополучие, подростки 12-14 лет – на социальную активность.
Для формирования ВКБ важны знания детей о внутренних органах. Дети думают, что количество органов у разных детей разное: дети 4-6 лет считают, что их не меньше трех, 15-16-летние называют до 13. Половина детей упоминает кости, сердце, кровеносные сосуды и кровь. По-разному оценивается и степень важности различных органов: на первое место дети ставят сердце, затем (с 9-10 лет) мозг и, наконец, желудок. 1/7 детей жизненно важными считают легкие, нос, глотку и рот. Если старшие дети судили о значимости органов по их участию в жизнедеятельности организма, то младшие – по тому времени, которое требовалось для ухода за ними – например, ноги назывались в связи с постоянной обязанностью мыть их. До 60% детей 4-6 лет относительно верно определяют расположение сердца, относительно других органов это удается редко.
Для формирования ВКБ важны представления детей о болезнях. Немногие больные 8-12 лет понимают разнообразие причин заболеваний, они еще не могут учитывать ни состояние организма, ни качество возбудителя. Как указывалось выше, многие дети считают болезнь наказанием за проступки и погрешности.
3. Понимание детьми универсальности и необратимости смерти. Формирование адекватной ВКБ требует понимания того, что смерть – окончательное завершение жизни. Половина дошкольников в своей речи используют такие слова, как «смерть» или «покойник». Одни дошкольники никак не реагируют на произнесенное слово «смерть», другие не знают его значения, третьи имеют очень ограниченное представление о смерти. Дети при столкновении со смертью животных или насекомых игнорируют ее или обнаруживают необычные реакции, избегая контакта или радуясь смерти маленького существа. Понятия смерти как окончательного прекращения жизни у детей такого возраста нет, они понимают ее как долгий отъезд или сон. 20% дошкольников 5-6 лет считают, что смерть животных обратима, а около 30% детей этого возраста предполагают наличие сознания у животных после их смерти. Смерть родителя из-за магического мышления дошкольник интерпретирует как результат своих желаний, что нередко приводит к чувству вины. Смерть родителей для дошкольника – не только разлука с защищающими эмоционально значимыми фигурами, но и покинутость ими. Разнообразие реакций дошкольника, соприкоснувшегося со смертью, зависит от прежних переживаний, религиозности и культуры семьи, от привязанности ребенка к умершему члену семьи и уровня развития ребенка.
Дети 5-9 лет склонны персонифицировать смерть либо идентифицировать ее с умершим человеком или животным. Они думают, что смерть невидима, стремится быть незамеченной, прячется на кладбище – то есть смерти приписываются черты одушевленного существа. Особенности реагирования ребенка на смерть определяются культурой, религиозным воспитанием и стилем психологической защиты.
Школьники имеют более реальное представление о смерти и признают, что смерть может случиться в любой момент. Причиной смерти они называют конкретные воздействия: ножи, пистолеты, рак, сердечные приступы, возраст. Однако школьники не в полной мере осознают смерть, особенно сталкиваясь с собственным тяжелым заболеванием. Состояние выраженной тревоги не позволяет им осмыслить происходящее. Лучше всего их истинные переживания, связанные со смертью, передают их фантазии, игры, рисунки.
Подростки, уже имеющие отвлеченное мышление, уже принимают мысль о собственной смерти. Чтобы преодолеть тревогу, вызванную этим знанием реальности, они фактически игнорируют смерть, провоцируя опасные для жизни ситуации – в гонках на мотоциклах, экспериментах с наркотиками, отказываясь от назначений врачей при тяжелых заболеваниях и т.д. 20% подростков верят в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и еще 20% — в смерть как прекращение физической и духовной жизни. Подростки реагируют на смерть различно: осознают, отвергают, любопытствуют, презирают, отчаиваются.
4. Опыт жизни и перенесенных заболеваний. В построении ВКБ участвует весь приобретенный опыт, особенно перенесенные ранее болезни. Жизненный путь ребенка невелик, ему труднее, чем взрослому, сопоставить текущую ситуацию с ранее пережитыми обстоятельствами. Поэтому то, что пережито ребенком недавно, может наложить серьезный отпечаток на ВКБ. Отрицательную роль в формировании ВКБ могут сыграть наблюдаемые ребенком обострения тяжелых заболеваний у живущих совместно родственников. Собственные болезни, перенесенные в раннем детстве, не откладывают значительного отпечатка на переживании текущего расстройства, в то время как недавние болезни, воспринятые как угроза, оказывают значительное влияние. На формирование ВКБ ребенка может повлиять атмосфера беспокойства и тревоги, царящая в семье из-за предполагаемого или развившегося у него заболевания.
Информацию о болезни дети могут получить из различных источников – от родителей, сверстников, учителей, СМИ. Для ребенка наиболее значимы сведения, которые он получает от родителей. Утрированное беспокойство о ребенке, проявляемое тревожными родителями, может привести к возникновению неадекватной пессимистичной оценке заболевания. Для детей с тяжелым хроническим заболеванием особое значение имеет врач, в этих случаях информация от родителей менее существенна. Поэтому медработникам необходимо учитывать, что любое их суждение о болезни может быть воспринято ребенком на веру и стать составной частью ВКБ.
5. Особенности эмоционального реагирования. У детей как с преморбидными, так и с развивающимися в процессе болезни тревожными, истероидными и другими чертами личности, с эмоциональной лабильностью или эксплозивностью формируются те или иные преобладающие эмоции, мотивации и направленность интересов, которые определяют ВКБ. Эмоциональное отношение может определять одно из трех типов ВКБ – гипонозогнозический (с недооценкой симптомов и чрезмерных позитивных ожиданий от лечения), гипернозогнозический (с преувеличением тяжести расстройства и неверием в успех лечения) и нормонозогнозический (прагматический – с реальной оценкой болезни и ее прогноза, хорошим контактом с врачом и комплаенсом).
6. Половая принадлежность. Зависимость формирования ВКБ от пола была доказана у детей, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой, лейкозом и другими болезнями. Оказалось, что самооценка и конфликтность у больных бронхиальной астмой у мальчиков ниже, чем у девочек с аналогичным диагнозом. У девочек чаще, чем у мальчиков, вытесняется представление о болезни. Девочки, болеющие лейкозом, быстрее адаптируются к изменению жизни, связанному с тяжелым расстройством, чаще при этом испытывают опасения за свое будущее.
7. Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. Госпитализация ребенка сопровождается отрывом от родителей, учебных и иных занятий, переживанием разочарования из-за невозможности продолжить привычную активность. У детей до 11 лет само помещение в больницу, даже без связанных с лечением неприятностей, побуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед больницей подготовку. Понимание школьниками пользы лечения не меняет их отрицательного отношения к больнице, что может искажать ВКБ. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, отношений в семье, продолжительности стационирования, природы заболевания, посещения родителей и их реакций, процедур, средств, смягчающих тревогу.
8. Отношение родителей к госпитализации. У родителей может возникнуть чувство вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с плохим прогнозом, безразличное отношение к болезни и ее отрицание. Переживания родителей часто вызывают у ребенка аналогичные чувства, которые и ложатся в основу ВКБ.
9. Влияние медицинского персонала. Врач, обследуя, подготавливая к госпитализации, операциям, оказывает на ребенка психологическое воздействие. Его доброжелательность, понятные разъяснения, использование необходимых средств, уменьшающих болезненность манипуляций, положительно влияют на ВКБ. Недоучет же детских представлений о болезни и лечении может привести к формированию неадекватной ВКБ.
10. Восприятие симптомов болезни и представления о ней позволяет врачу понять, что больше всего тяготит ребенка, от чего он страдает. Особенно важно знать, каковы представления ребенка о болезни, поскольку эти знания можно использовать для психокоррекции. У детей ВКБ формируется в основном на эмоционально-чувственном уровне (неосознаваемом), а не на логическом (сознательном) уровне. Правильно диагностируя ВКБ врач способен произвести определенную ее коррекцию, что позволяет снизить эмоциональный дискомфорт ребенка в связи с диагностическими и лечебными процедурами, а также сформулировать адекватные представления у ребенка о своем заболевании.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология. Д.Н. Исаев.- СПб.: Речь, 2004
2. Карсон, Р. Анормальная психология. Р. Карсон, С. Минека.- СПб.: Питер, 2004.- 1168 с.
3. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. Р. Комер. – Прайм-Еврознак, 2007.- 640 с.
4. Лакосина, В.М. Клиническая психология. В.М. Лакосина.– М.: Речь, 2005.- 412 с.
5. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Э. Мэш, Д. Вольф. – Прайм-Еврознак, 2007.- 512 с.
6. Перре, М. Клиническая психология. М. Перре, У. Бауманн. – СПб.: Питер, 2002.- 1312 с.
7. Сидоров, П.И. Клиническая психология. П.И. Сидоров, А.В. Парняков.- М., 2002
Источник