Профиль развития и поведения ребенка
Профиль когнитивного развития ребенка |
---|
|
Общий диагностический протокол для определения риска расстройств аутистического спектра (РАС) |
|
Анализ наследственного характера заболевания |
|
Развитие социальной сферы |
|
Скрининговые методы |
|
Профиль когнитивного развития ребенка
Батарея тестов Кауфманов (Kaufman Assessment Battery for Children, 2nd edit.). Данный метод представляет собой батарею заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития и академических достижений у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. Он включает задания, относящиеся к нескольким шкалам: шкала сукцессивной обработки информации, шкала симультанной обработки информации, невербальная шкала, шкала достижений, шкала планирования и общий показатель теста. Существенным достоинством теста Кауфманов является его опора на нейропсихологическую модель и большое разнообразие шкал, показывающих профиль интеллектуального развития. Тест Кауфманов не был адаптирован на русском языке, в связи с этим представляется оправданным использовать только шкалы невербального интеллекта.
Психолого-образовательный профиль, 3-е издание (PEP-3) (Schopleretal., 2004). Данный тест предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков. В тесте используются следующие шкалы: когнитивное вербальное / превербальное развитие; экспрессивная речь; понимание речи; мелкая моторика; крупная моторика; зрительно-моторная имитация. Каждой шкале соответствует набор заданий. Сумма баллов по каждой шкале переводится в возраст развития психической функции.
Тест Векслера — детский вариант предназначен для тестирования интеллектуальных способностей у детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. Тест был адаптирован на русском языке и стандартизирован на отечественной выборке. Тест включает 11 субтестов, позволяющих измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровень сохранности интеллекта.
Нейропсихологическое обследование проводится с использованием альбома для нейропсихологического тестирования ребенка. Целью обследования является качественная оценка профиля развития высших психических функций, выявление сохранных и нарушенных звеньев.
Общий диагностический протокол для определения риска расстройств аутистического спектра (РАС)
План диагностического обследования при аутизме (Autism diagnostic sobservation scheduale — ADOS-2) является стандартизированным методом оценки социального поведения. ADOS-2 позволяет дать качественную и количественную квалификацию имеющихся симптомов относительно критериев, используемых в DSM-4 и МКБ-10 для постановки диагноза аутизм и аутистический спектр расстройств. План обследования включает в себя последовательность стандартных ситуаций, провоцирующих ребенка на взаимодействие с интервьюером. Оценивается общение, социальное взаимодействие, игра, стереотипные формы поведения. ADOS-2 состоит из четырех модулей, в каждом из которых предусмотрен свой протокол. Выбор модуля зависит от уровня общего и речевого развития ребенка. Время проведения обследования 30-45 минут. Методика была переведена на русский язык и адаптирована.
Интервью для диагностики аутизма (ADI-R) представляет собой полуструктурированное интервью, предназначенное для получения всего объема информации, необходимой для выявления черт развития, характерных для РАС. Применение ADI-R предполагает участие опытного клинического интервьюера, а также родителя или воспитателя, хорошо знакомого с историей развития и с актуальным поведением пациента. Ограничением применения методики является ментальный возраст испытуемого до 2 лет. В последнем случае надежность методики снижется, ее применение оказывается не оправданным. Время проведения интервью и оценки его результатов — 1,5 —2,5 часа.
Анализ наследственного характера заболевания
Генограмма семьи представляет собой графическую запись информации о семье. Основной целью использования генограммы в клинической практике является выявление случаев наследуемого заболевания, что представляет собой важный этап дифференциальной диагностики при РАС. При составлении генограммы особый акцент необходимо ставить на выяснение особенностей психического и физического статуса всех членов «расширенной» семьи.
Развитие социальной сферы
Шкала адаптивного поведения Вайнеленд представляет собой полуструктурированное интервью, позволяющее оценить 4 основные сферы: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию и моторные навыки. В методике также представлена шкала дезадаптации. Результатом применения методики является составление профиля адаптации с указанием сильных и слабых сторон и определением возрастного эквивалента. Уровень адаптации квалифицируется как низкий, умеренно низкий.
Социально-коммуникативный опросник. Скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Анкета заполненяется родителем или опекуном. Опросник состоит из 40 вопросов в формате данет.
Скрининговые методы
Модифицированная анкета для определения риска аутизма у детей раннего возраста — это скрининговая методика, позволяющая определить риск развития аутистической симптоматики у детей раннего возраста. Анкета состоит из 23 вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Подсчет баллов состоит в определении количества ответов, не совпадающих с ключом. Время проведения обследования — 10 минут
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник
Психообразовательный профиль — психологический тест, предназначенный для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Является одним из популярных методов диагностики детского аутизма и нарушений психического развития.
Предложен в 1979 году (англ. Psychoeducational profile; PEP)[1], в 1990 году был пересмотрен (англ. Psychoeducational profile revised; PEP-R)[2], в настоящее время используется третья версия теста (англ. Psychoeducational profile: 3rd edition; PEP-3), предложенная в 2005 году[3].
Описание теста[править | править код]
В этой методике подан ориентир на две шкалы: «Шкалу развития» и «Шкалу поведения».
Тест — для детей от 6 месяцев до 7 лет. Его можно применять и для тех детей до 12 лет, по которым можно говорить, что некоторые их функции находятся на уровне, который ниже уровня первоклассника (также отдельно такой профиль для подростков / молодежи и для взрослых).
Этот тест возможен для выяснения степени осложнений в поведении между людьми (установление контактов и эмоциональные реакции), в игре, в способе реагирования на внешние стимулы, а также для степени осложнения развития речи.
К концу тестового исследования показатели ребёнка размещают за 7 сферами, которые касаются развития, и за 4 сферами, которые связанные с
поведением.
Кроме выводов «сформирован»/ «не сформирован» введен третий вывод «формируется» (с учётом ближайшей зоны развития).
Этот третий вывод делают тогда, когда ребёнок только частично понимает, что надо сделать с данной задачей, или не имеет достаточного умения,
чтобы это сделать хорошо. Ребёнок может проявлять определённое ощущение того, как это можно сделать, или даже частично это делать, но особым
образом.
«Шкала развития» указывает на уровень развития ребёнка по сравнению с ровесниками. Элементы «Шкалы Поведения» представляют особую
систему, их объединяют функции, характерные для аутизма. Целостность нетипичного поведения (или проявлений, связанных с осложнениями умений ребёнка) оценивают количественно и качественно. К каждой из семи сфер развития подобрано задачи с разной степенью трудности. Ещё одной из главных черт теста является его гибкость, необязательность соблюдения определённой последовательности задач при диагностировании.
Элементы Шкалы Развития распределены по 7 сферам развития. Умение в этих сферах проверяют по 131 задачей:
1) подражание (16 заданий),
2) перцепция (13 заданий),
3) мелкая моторика (16 заданий),
4) общая моторика (18 заданий),
5) зрительно-двигательная координация (15 заданий),
6) познавательные функции (26 заданий);
7) коммуникация; активное вещание (27 заданий).
Шкала поведенческих проявлений имеет целью распознавания нетипичных способов поведения, характерных для аутизма: 42 задача этой шкалы
разделена на 4 части:
1) установление контактов и эмоциональной реакции,
2) игра и заинтересованность предметами,
3) реакция на стимулы,
4) речь.
Цель — определить способность устанавливать зрительный контакт, выяснения нетипичного использования материалов, чрезмерного интереса запахами и вкусом вещей, нетипичным употреблением слов или нескоординированного поведения во время обследования.
Способ оценки: в столбцах, которые касаются поведения исследователь отмечает оценку: удовлетворительно, умеренно неудовлетворительно, неудовлетворительно, а в столбцах, где оценивают развитие — сформирован, формируется, не формируется.
Сильные характеристики теста — его гибкость, необязательность соблюдение определённой последовательности задач при диагностировании, что
соответствует психическим особенностям детей с расстройствами аутистического спектра. Диагностические показатели фиксируют во время выполнения ребёнком заданий в игровой форме, а также — в случае его специфического поведения. Большое преимущество теста также — в том, что он учитывает два характерных для аутизма аспекта: задержку развития и нетипичное поведение.
Итогом теста является создание профиля, позволяет определить, которому биологическому возрасту соответствует состояние сформированности
той или иной психической функции в каждого конкретного ребёнка. Результаты исследования являются основой разработки индивидуальной учебной программы.
Важное преимущество теста — ориентир не только на определение определённого состояния сформированности определённых функций, но и на диагностику развития, на те процессы, которые ещё только формируются (что сопоставимо с идеей Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития).
Примечания[править | править код]
- ↑ Schopler, E., & Reichler, R. J. (1979). Individual assessment and treatment for autistic and developmental disabled children: Vol. 1. Psychoeducational profile. Baltimore: University Park Press.
- ↑ Schopler, E., Reichler, R. J., Bashford, A., Lansing, M. D., & Marcus, L. M. (1990). Individual assessment and treatment for autistic and developmental disabled children: Vol. 1. Psychoeducational profile revised (PEP-R). Austin: Pro-Ed.
- ↑ Schopler, E., Lansing, M. D., Reichler, R. J., & Marcus, L. M. (2005). PEP-3 psychoeducational profile(3rd ed.). Austin: Pro-Ed.
Источник
Психолого — педагогическое диагностирование направлено на определение уровня школьной зрелости ребенка, особенностей психофизиологического его развития, необходимых для вхождения ребенка в систему новых школьных отношений овладения новой социальной ролью ученика.
Принято определять готовность к обучению ребенка в школе по комплексу факторов, которые характеризуют его физическое, функциональное и психическое состояние.
Выделяют три основных параметра, определяющих готовность к школе
:
• Во-первых, это состояние общего развития. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Интерес представляет, как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить действия в уме.
• Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возрасте, яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но и но и произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Между тем умение сосредоточиться сколько — нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, необходимо выработать к моменту поступления в школу.
• В-третьих, формирование мотивов, побудивших к обучению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который дошкольники к школе. Речь идет о действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Из ходя из вышесказанного, можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимают под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров, и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включается уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития; формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимается сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации; преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психических процессов.
Исследования ребенка по перечисленным критериям может выступать как интегративный показатель готовности ребенка к школьному обучению.
Источник
На ты с аутизмомГринспен Стенли
Профиль развития ребенка
Всестороннее обследование позволяет составить индивидуальный профиль, который учитывает особенности развития ребенка и служит основанием для разработки индивидуальной терапевтической программы. Профиль развития должен охватывать все функциональные сферы, а не только те, которые наиболее явно связаны с симптомами, вызывающими беспокойство. Например, неспособность дошкольника символически выражать разнообразные эмоциональные интересы и темы в ролевых играх и разговорах существенна не менее, если даже не более, чем его склонность к стереотипным действиям и самостимуляции. Те области, в которых ребенок силен, тоже могут иметь большое значение при разработке терапевтической программы. Например, хорошие навыки визуально-пространственного мышления могут помочь ребенку с серьезными нарушениями речи взаимодействовать с другими, учиться и рассуждать.
Полный профиль развития позволяет специалисту рассмотреть каждое функциональное нарушение в отдельности, изучить его возможные причины и не поддаваться искушению предположить (пока не отброшены все прочие варианты объяснения), что проблемы непременно связаны друг с другом и являются проявлениями одного синдрома. Например, дети с нарушениями моторики часто хлопают в ладоши, когда они взволнованы или когда их нервная система перегружена. Многие нарушения развития, в том числе детский церебральный паралич, мышечная гипотония, диспраксия, а также расстройства аутистического спектра, сопряжены с нарушениями моторики и, иногда, с хлопаньем в ладоши. Но этот симптом часто считают присущим исключительно расстройствам аутистического спектра. Аналогичным образом, слишком слабые или резкие реакции на раздражители наблюдаются при разных нарушениях и отклонениях развития, а не только при расстройствах аутистического спектра. Поскольку профиль развития учитывает индивидуальные отклонения, дети с одним и тем же диагнозом могут иметь очень разные профили, а у детей с разными диагнозами они могут быть похожими.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [4]
После исследований Л. С. Выготского и Ж. Пиаже об умственном развитии ребенка в психологии установилось мнение, что в старшем дошкольном и первом школьном возрасте происходит глубокое изменение мышления –
42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
В развитии ребенка в раннем детстве возникает тенденция к самостоятельности, за которой лежит не только отделение себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Возникновение личных желаний перестраивает
От развития ребенка – к развитию науки
Параллель между научными трудами Пономарева и Пиаже приводит к любопытным выводам: наблюдается удивительная конвергенция между учеными, творящими в разных частях планеты в одно время, даже если они незнакомы с основными трудами
1.1. Общие закономерности развития ребенка
Тем, кто за нас в ответе,
Давно пора понять:
Мы маленькие дети,
Нам хочется гулять!
«Приключения Электроника»
Детство людей, в сравнении с другими живыми существами, чрезвычайно длинное. Период, когда молодой человек сохраняет
Проблемы этического развития ребенка[45]. С. Г. Якобсон
Систематическое исследование этического развития детей начинается с середины 20-х годов нашего века.Существенной вехой в разработке этой области является выделение разных объектов исследования, открывавшее
Этапы психосексуального развития ребенка
Откуда берутся мальчики и девочки?Это самый трудный вопрос воспитания. Поскольку религия всегда причисляла его к греху, он традиционно замалчивается в семье, смущает и детей, и родителей.Из всех тайн, которые мы старательно
§ 12. Стадии культурного развития ребенка
Наблюдения, которые мы только что изложили, убеждают нас, что развитие ребенка безусловно нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. Как мы сказали выше, в процессе своего развития ребенок «перевооружается»,
Теория развития мышления ребенка
Господствующая в современной зарубежной психологии общая концепция развития наложила глубокий отпечаток и на господствующее в ней понимание развития мышления. Типичным для понимания путей развития мышления у ряда таких крупных
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
В онтогенезе возникновение и развитие речи может быть предметом непосредственного наблюдения психолога.Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Однако это никак не означает, что
Программа развития ребенка
Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с контрольными школами.Результаты:• Более ответственные• Более уверенные в
Стадии развития ребенка и родительские подтверждения
Стадия 1. «Быть», от 0 до 6 мес.Я рада, что ты – живой.Ты принадлежишь нам, ты наш.То, в чем ты нуждаешься, важно для меня.Я рада, что ты – это ты.Ты можешь расти со своей скоростью.Я люблю тебя и охотно, добровольно о тебе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под
Уровень развития ребенка-дошкольника
Вначале я приведу таблицу, разработанную французским психологом Ж. Пиаже. Она рекомендована специалистам всех стран, которые создают национальные версии образовательного телевизионного проекта «Улица Сезам».Табл. 1 Профиль
Источник