Профессиональный массаж ребенку в 2 года
Считается, что детский массаж разительно отличается от взрослого. Процедура помогает повысить естественные защитные функции организма, направлена на укрепление мышечного каркаса, улучшает кровоснабжение, снимает напряжение. Процедура может носить лечебный или общеоздоровительный характер, часто назначается детям с заболеваниями центральной нервной системы.
Показания и противопоказания
Если ребенку рекомендуют детский оздоровительный массаж, показания могут быть следующие:
- Повышенный мышечный тонус.
- Нарушение осанки, диагностируется у школьников, подростков.
- Плоскостопие, неправильное развитие конечностей, аномалии строения костной ткани.
- Патологии центральной нервной системы: ПЭП, ДЦП.
- Позднее развитие речи, задержка психомоторного развития, РАС, РДА, другие нарушения.
- Синдром Дауна, хромосомные аномалии, врожденные травмы, гипоксия.
- Различные травматические повреждения, полученные в процессе родовой деятельности, другим путем.
Сеансы назначают при других показаниях, считают необходимым для нормального развития в педиатрии. Проводят с целью укрепления иммунитета в сезон вирусов, простуд. Преимуществом считают:
- относительную безопасность;
- легкость проведения.
Нет необходимости давать малышу медикаменты, вызывающие привыкание, корректировать образ жизни, ограничивать подвижность. Процедура взывает приятные эмоции.
Противопоказаниями считают:
- Непереносимость контакта с посторонним человеком, когда малыш реагирует на прикосновения бурно, неадекватно.
- Наличие на кожных покровах повреждений обширного характера: высыпания, раны, язвы, признаки грибковой инфекции.
- Психическое состояние, склонность к истерии, непонимание действий – может усугубить существующие проблемы.
Не делают детям, чувствительным к прикосновениям чужого человека. Находясь в напряжении, мышцы могут пострадать от воздействия, возникнет боль.
Когда малыш выдает неадекватную реакцию, слишком бурную, стоит сделать следующее:
- показать действия, объяснить, что они неопасны;
- подключить маму, она сможет успокоить;
- прекратить действия, сделать паузу.
Восприятие зависит от различных факторов, когда массаж делают впервые, ребенок может выдать неадекватную реакцию. Вторая процедура пройдет спокойнее.
Основные отличия
Общий, оздоровительный и лечебный массаж для детей – разные вещи. Техника проведения, предписания, предназначения – отличия процедур.
Рассмотрим показатели, проведем сравнительный анализ:
Общий: | Помогает избавить младенца от повышенного мышечного тонуса, улучшает кровоток в организме, снимает напряжение. Проводят с профилактической целью. |
Оздоровительный или укрепляющий: | Повышает естественные защитные функции организма, помогает снять напряжение мышц, показан при силовых нагрузках, занятиях спортом. Стимулирует восстановление организма. |
Лечебного характера: | Выступает в качестве дополнения, усиливает действие медикаментов, физиотерапевтических процедур. Направлен на борьбу с определенной проблемой, используется при лечении болезней неврологического, психического, иного характера. Показан пациентам с нарушениями координации движений. |
Процедура лечебного характера назначается курсом, повторяется с определенной периодичностью. Результат от проведения носит накопительный характер. Сочетается с приемом препаратов, лечебной физкультурой.
Назначить, рекомендовать к проведению, может врач-педиатр. Продолжительность воздействия определяет доктор. Массажист может внести коррективы в схему лечения, изменить ее, увеличив или сократив продолжительность лечения.
Алгоритм действий
Сделать массаж ребенку непросто, потребуется уложить малыша, обеспечить неподвижность тела, головы, конечностей, фиксировать положение.
Сильное напряжение мышц считается поводом для отказа от проведения сеанса. Повышенная температура, признаки простуды, гриппа, инфекции — противопоказания.
Действия массажиста, поэтапное описание:
- Проводить сеанс лучше дома, больничный антураж добавит нервозности.
- Мама должна присутствовать, поможет снять напряжение, будет держать голову малыша, успокоит.
- Приход массажиста лучше запланировать на вторую половину дня, после сна, до обеда.
- Кормить младенца перед процедурой не стоит, сделать это лучше за час, полтора до массажа.
- Специалист приходит в дом, моет руки несколько раз, наносит масло на кожу ребенка, приступает к действиям.
- После завершения, повторяет манипуляции, в среднем на массаж уходит полчаса.
- Ознакомительный сеанс может длится 15 минут, продолжительность зависит от реакции.
Считается, что использовать масло, крем не обязательно. Кожа новорожденного мягкая, эластичная. Если покровы сухие, прибегают к помощи косметики, она смягчает, увлажняет, предотвращает травматизацию покровов.
Когда речь идет о детях старшего возраста, использовать можно:
- косметические средства натурального происхождения: органические масла, без консервантов, красителей;
- кремы, предназначенные для ухода, нейтрального состава;
- аптечные средства: Вазелиновое масло, Цинковая мазь.
Внимание!
Использовать присыпку не стоит, нарушает движения рук, сводит усилия специалиста к нулю, забивает поры кожи, нарушает клеточное дыхание.
Мама может сама сделать дочери или сыну массаж, носить он будет общий характер. Проведение процедур лечебной направленности – дело специалиста.
Если хотите приучить ребенка к процедуре, разминайте тело ежедневно, без усилий, не причиняя боли. Он привыкнет к массажу, поймет, что это безопасно, приятно.
Техники выполнения
Общий массаж ребенку делают с помощью техники, которая не отличается высокой сложностью. Родители могут освоить движения самостоятельно.
Приемы, методика движений:
Поглаживание. | Техника подходит детям, страдающим повышенной возбудимостью. Применяется в отношении новорожденных. Заключается в выполнении легких, поглаживающих движений. Прикосновения приятные, расслабляющие. Производить их лучше поверхностью ладони. Движения помогают ускорить тормозные процессы, происходящие в коре головного мозга. Такой массаж проводят вечером, перед сном, сеанс улучшает кровоснабжение, нормализует процессы клеточного обмена. |
Растирание. | Техника подходит малышам, страдающим нестабильностью нервной системы. Растирать тело стоит несколькими пальцами, прикасаясь к коже ладонной поверхностью кисти. Движения интенсивные, круговые, от кисти к плечу. Растирание помогает улучшить ток крови, снять напряжение мышц. Кожу растирают до появления красноты, можно чередовать движения. Недопустимым считается причинение боли, возникающие при сильном давлении. |
Разминание. | Техника интенсивного воздействия, осуществимая соприкосновением трех пальцев с кожной поверхностью. Указательным, средним, безымянным пальцами массажист прикасается к телу, интенсивно разминает кожу. Техника помогает снять напряжение, стимулировать приток крови, расслабляет, улучшает процессы дренажа. Сочетается с разминанием, поглаживанием, вибрацией. |
Вибрация. | Техника направлена на проработку определенных точек тела. Выполнять вибрацию можно тремя пальцами, поверхностью ладоней, кисти, ладонной поверхностью пальцев. Массажист давит на участок тела, осуществляя вибрационное движение. Снижает степень воздействия, меняя точку. Вибрацию сочетают с другими техниками. Сильное воздействие причинит боль. Умеренное не принесет вреда. |
Ошибки родителей и специалистов
Когда процедура делается ребенку в поликлиники, специалист старается быстрее закончить, выполнить задачу, не обращая внимания на реакцию малыша. Результатом действий считается неприятие контакта, негативные эмоции, связанные с болью, раздражением.
Сеанс, который родитель проводит малышу сам, может быть выполнен неправильно. Результат будет низким. Лучше сочетать самостоятельные действия с работой специалиста. Присутствие поможет запомнить, воспроизвести движения.
Использование большого количества косметики сведет труды к нулю. «Сцепление» будет нарушено, движения специалиста не принесут желаемого результата. Низкий эффект разочарует.
Сильное воздействие причиняет боль, малыш выдает негативную реакцию – плачет. Напряжение сказывается на результативности. Массажист не может полноценно провести процедуру, курс увеличивается, эффект снижается.
Родители могут сделать ребенку общеукрепляющий массаж, лечебный выполнить под силу специалисту. Не стоит пытаться своими силами воздействовать на область шеи, сердца, почек. Прорабатывайте позвоночник, разминайте мышцы тела, конечностей, контролируя степень воздействия.
Детский массаж считается эффективной методикой оздоровительного, леченого характера. Воздействие на кожные покровы улучшает состояние организма, помогает стимулировать кровообращение, повысить иммунитет, сопротивляемость вирусам, бактериям. У массажа есть показания, действовать лучше под руководством специалиста. Проводить сеансы курсом, с разрешения педиатра.
Источник
Гимнастика и массаж
Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В конечном итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения среды.
Отсутствие или ограничение движений особенно неблагоприятно сказывается на растущем детском организме.
Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, при этом усиливается деятельность сердца и легких. А поскольку кровообращение у ребенка интенсивнее, чем у взрослых, становится понятным значительный эффект от физических упражнений именно в детском возрасте.
Особенно благотворно физические упражнения воздействуют на нервную систему. Недаром говорят, что гимнастика мышц – это прежде всего гимнастика нервов. У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена.
По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему педиатр так подробно расспрашивает родителей, когда и как ребенок начал держать головку, поворачиваться, ползать, стоять, ходить. Правильное физическое развитие одновременно способствует и умственному развитию.
Гимнастические упражнения с ребенком второго года жизни позволяют решить следующие задачи:
• научить малыша правильно ходить. Годовалый ребенок нередко теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом. Полноценные самостоятельные шаги у малыша появляются после развития координации движений рук.
Для формирования у ребенка правильной ходьбы нужно приучать его ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, то есть учить ходить по ограниченной по бокам поверхности (ходьба по скамейке, доске, дорожкам шириной от 10–30 см (рис. 1)):
• воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5–2 см в начале второго года жизни до 15–20 см – в конце). Чем выше поверхность, тем она должна быть шире;
• избежать плоскостопия. Правильному формированию стопы способствует ходьба босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик (рис. 2));
• формировать правильную осанку. Этому способствует подлезание под различные предметы (скамью, палку, веревку, обруч), расположенные на высоте 25–30 см, упражнения на поднятие прямых рук (рис. 3, 4));
• воспитывать координацию движений (вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы и другие упражнения; рис. 5, 6).
Большое внимание, как и на первом году жизни, нужно уделять так называемым общеразвивающим упражнениям.
Проводя гимнастические упражнения с ребенком старше одного года, придерживайтесь следующих правил:
• старайтесь включать в работу все группы мышц (спины, живота, плечевого пояса, рук, ног);
• чередуйте упражнения и отдых;
• меняйте исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животе, спине).
С детьми от года до полутора лет занятия физкультурой желательно проводить после второго сна, через день. Их длительность должна составлять 8—10 минут.
Нельзя проводить занятия сразу после болезни ребенка (после ангины в течение 10 дней, после пневмонии – в течение 20 дней), если малыш болен, плачет.
Одежда для занятий не должна затруднять движений, например, это могут быть маечка и трусики. Заниматься гимнастикой лучше босиком. Комнату перед занятием нужно проветрить.
Зимой малыш может заниматься, стоя на коврике перед открытой форточкой, а летом – перед открытым окном или балконом.
При выполнении ребенком упражнений внимательно следите за его дыханием. Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом, в то время как хорошее, глубокое дыхание улучшает кровообращение. Физические упражнения ускоряют обменные процессы в организме, улучшают усвоение питательных веществ, повышают аппетит. Кроме того, активное занятие взрослого с ребенком способствует формированию речи малыша.
Занимаясь с ребенком гимнастикой, помните и о том, что в этом возрасте у детей еще слабый опорно-связочный аппарат стопы, поэтому спрыгивание с высоты может вызвать деформацию свода стопы.
На рисунках 7—18 представлены упражнения, которые можно предложить ребенку второго года жизни. Комплекс упражнений, предназначенный для ребенка младше 1 года 2 месяцев, должен включать также массаж спины и живота.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
В таблице 1 приведены комплексы упражнений 2 , рекомендуемые для занятия гимнастикой в детских учреждениях.
Таблица 1
Дети второго года жизни с удовольствием выполняют все гимнастические упражнения, воспринимая их как интересную игру «Игровое» звучание можно придать любому гимнастическому упражнению, например, предложив ребенку «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птичка». Но в любом случае все упражнения должны выполняться с использованием специального пособия, которое обусловливает точность выполнения движений.
В развитии ребенка второго года жизни важную роль продолжает играть массаж.
Массаж благотворно влияет не только на тот участок тела, на который производится непосредственное воздействие, но и на весь организм. Массаж улучшает тканевый обмен веществ, совершенствует регуляцию кроветворения, усиливает кровообращение. Кожа становится упругой, мышцы – эластичными.
Детям второго года жизни делают следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрация.
Поглаживание — легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью руки. Поглаживание усиливает общий обмен веществ, оказывает успокаивающее действие.
Растирание — более интенсивное поглаживание. Оказывает положительное воздействие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, повышается их эластичность и сократительная способность.
Разминание — прием, аналогичный растиранию. Но при разминании происходит еще более глубокое воздействие на организм.
Похлопывание — ряд коротких ритмичных похлопываний, поочередно совершаемых тыльной стороной сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.
Вибрация — движения, вызывающие легкое ритмичное сотрясание тела ребенка. Применяется преимущественно при массаже чересчур упитанных малышей.
Основным видом массажа для детей раннего возраста (1–3 года) является поглаживание, начинающее и заканчивающее комплекс. Массировать ребенка нужно легко и нежно. Во время массажа рук и ног им следует придать состояние наибольшего покоя (легкое полусгибание). Массаж рук производится в направлении от кисти к плечу и подмышечным впадинам, массаж ног – от стопы к паховой области. При массаже ног избегают толчков в области коленного сустава, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота надо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины – поясницу (область почек).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Гимнастика и массаж
Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся к ней ближе всего.В коже заложены множества нервных окончаний (рецепторов).
Гимнастика и массаж
Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при
Массаж и гимнастика
С этой недели вы можете делать ребенку массаж, сочетая его с гимнастикой. Массировать ребенка нужно ежедневно не более 2 минут, затем можно приступать к гимнастическим упражнениям. Сеанс гимнастики продолжайте не более 5 минут, у малыша при этом должно
Массаж и гимнастика
После массажа приступайте к новому гимнастическому упражнению, которое будет способствовать совершенствованию двигательных навыков вашего малыша.
Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить ваш палец и начинайте тянуть
Массаж и гимнастика
Проводите массаж малыша как обычно. Помассируйте его ручки, ножки, животик, грудку, спинку. Затем проделайте такие упражнения:1. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить кольца (или большие пальцы взрослого), пусть малыш крепко удерживает их.
Массаж и гимнастика
Продолжайте развитие и закрепление физических умений вашего малыша с помощью массажа и гимнастических упражнений, которые на этом этапе необходимо несколько усложнить. При этом упражнения для конечностей и туловища должны перемежаться с
Массаж и гимнастика
«Ручки и ножки» — это упражнение, во время которого малыш захватывает рукой свою ножку. Задача состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка желание дотронуться руками до ножек.Когда малыш лежит на спинке, наденьте ему на ножку яркий носочек (можно к
Массаж и гимнастика
Продолжайте укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка.По-прежнему ежедневно проводите массаж и гимнастику. К комплексу упражнений, который вы использовали раньше, на данном этапе необходимо добавить упражнения, стимулирующие развитие ног и
Массаж и гимнастика
С этой недели вы можете делать ребенку массаж, сочетая его с гимнастикой. Массировать ребенка нужно ежедневно не более 2 минут, затем можно приступать к гимнастическим упражнениям. Сеанс гимнастики продолжайте не более 5 минут, у малыша при этом должно
Массаж и гимнастика
После массажа приступайте к новому гимнастическому упражнению, которое будет способствовать совершенствованию двигательных навыков вашего малыша.
Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить ваш палец и начинайте тянуть
Массаж и гимнастика
Проводите массаж малыша как обычно. Помассируйте его ручки, ножки, животик, грудку, спинку. Затем проделайте такие упражнения:
1. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить кольца (или большие пальцы взрослого), пусть малыш крепко удерживает их.
Массаж и гимнастика
Продолжайте развитие и закрепление физических умений вашего малыша с помощью массажа и гимнастических упражнений, которые на этом этапе необходимо несколько усложнить. При этом упражнения для конечностей и туловища должны перемежаться с
Массаж и гимнастика
«Ручки и ножки» – это упражнение, во время которого малыш захватывает рукой свою ножку. Задача состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка желание дотронуться руками до ножек.
Когда малыш лежит на спинке, наденьте ему на ножку яркий носочек (можно к
Массаж и гимнастика
Продолжайте укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка.По-прежнему ежедневно проводите массаж и гимнастику. К комплексу упражнений, который вы использовали раньше, на данном этапе необходимо добавить упражнения, стимулирующие развитие ног и
Массаж и гимнастика
После массажа выполняйте освоенные упражнения, увеличивая количество их повторений.На этом этапе гимнастический комплекс пополняют новые упражнения: повороты вправо и влево из положения сидя, бросание мячика, перекладывание игрушек, стояние при
Массаж и гимнастика
Что это такое?
Массаж и гимнастика — очень популярные методы оздоровления и раннего развития ребенка. Конечно, речь идет не о «взрослых» массажных и гимнастических упражнениях, а о специальных системах для детей первого года жизни. Объединение
Источник