Профессиональное развитие личности ребенка
Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.
Что влияет на саморазвитие личности ребенка?
Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?
1. Опыт отношений
Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.
Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.
Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.
2. Преодоление трудностей
Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.
Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.
Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата.
Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».
3. Семейные традиции
Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.
Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества.
Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.
4. Свобода выбора
Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.
Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.
Методы саморазвития ребенка
1. Игры
Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.
Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?
А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.
2. Творчество
Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.
У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.
Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.
3. Общение
Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.
Совет. Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.
К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.
И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.
Как развивать в ребенке самостоятельность?
Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.
Дошкольный возраст
Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.
Начальная школа
На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.
Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».
Средняя школа
Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.
Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.
Старшие классы
Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду.
Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.
P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение».
Источник
Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.
Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.
Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:
— Малыш приобретает навыки самоконтроля.
— Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.
— Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».
— Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.
Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.
Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.
На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).
Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.
Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.
Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.
Источник
Дошкольное детство.Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.
Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.
Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.
Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий
Младший школьный возраст.Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессиизначимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.
Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.
Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.
Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляютсяпрофессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Подростковый возраст— это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению:
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намеренияи профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность.Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.
В 14— 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.
Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Юность.В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.
Молодость(до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:
■ совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
■ инициирование повышения в должности и смена работы;
■ выбор смежной специальности или новой профессии.
Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
Зрелость.Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, Индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека.
Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.
Все эти профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.
Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта и достижений снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения, «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.п.
Пожилой возраст.Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К55 ~ 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Наступает тревожное время, в одночасье разрушаются десятилетиями складывавшиеся стереотипы, образ жизни. Профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство — все становится невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в формементоринга — наставничества, передачи профессионального опыта. Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение «профессиональной беспризорности», дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.
Источник