Профессиональная поддержка индивидуального развития ребенка
Каковы возможности профессиональной поддержки
индивидуального развития ребенка?
Дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для развития большинства способностей, которые могут стать базой для самоопределения и самореализации личности. Поэтому в системе дошкольного образования есть потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка, опираясь на его потенциальные возможности и способности.
Психолого-педагогическая поддержка позволяет педагогу разглядеть детей отстающих в усвоении образовательной программы и раскрыть детскую одаренность, которую необходимо не только раскрыть, но и понять и поддержать. Помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием его индивидуальности.
Т. к. способности проявляются в деятельности, необходимо погружать ребенка в разные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Для этого необходимо привлекать как можно разных специалистов, в том числе и специалистов разных социальных институтов (ЦВР и др.)
Каждому ребенку интересно что-то свое, поэтому нужно обеспечить условия развития для таких разных детей. Развивающаяся среда должна быть доступна, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Индивидуальное педагогическое сопровождение детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений направлено на решение следующих задачах:
— найти для каждого ребёнка занятие по душе, поддержать детскую инициативу;
— смоделировать индивидуальный маршрут достижения успешности;
— обеспечить комфортную среду общения, обучения и развития.
Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с родителями, а именно повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей
Работу с одаренными детьми ни в коем случае нельзя сводить к интенсифицированию развития ребенка, т. е к форсированию, сокращению детства, преждевременному превращению младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Интенсифицированию противопоставлял амплификацию или обогащение детского развития. Обогащенное развитие, по его мнению, может осуществляться в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».
При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
Педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.
Усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка организованная взрослым, превратилась в детскую самодеятельность.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
Разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.
Четкий мониторинг воспитателя профессионала способен определить актуальное состояние развития ребенка, выстроить программу индивидуального развития ребенка.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не программой обучения», — говорит Асмолов.
Если ребенок любит, например, рисовать, воспитатели вместе с родителями должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.
Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.
Заключение
Для осуществления индивидуального развития ребенка необходимо использовать возможности профессиональной поддержки:
· Четкий мониторинг – совместно с родителем разработка и реализация индивидуальных программ развития ребёнка (маршруты или траектории развития);
· Выявление и развитие способностей к рисованию, лепке, конструированию
· Включение в образовательный процесс различные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;
· Работа не только с детьми отстающими в усвоении образовательной программы, но с одаренными детьми, но не за счет интенсификации (форсирования развития), а амплификации (обогащения детского развития) (читайте работы );
· Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение;
· Развивающаяся среда (зонирование, ориентированное на интересы каждого);
· Сотрудничество с родителями;
· Вариативность в выборе образовательных программ;
· Социализация ребенка (привлечение специалистов других социальных институтов (музеи, библиотеки, ЦВР, театры ит. п.));
· Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня;
· Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей.
Источник
Дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для развития большинства способностей, которые могут стать базой для самоопределения и самореализации личности. Поэтому в системе дошкольного образования есть потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка, опираясь на его потенциальные возможности и способности.
Психолого-педагогическая поддержка позволяет педагогу разглядеть детей отстающих в усвоении образовательной программы и раскрыть детскую одаренность, которую необходимо не только раскрыть, но и понять и поддержать. Помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием его индивидуальности.
Т.к. способности проявляются в деятельности, необходимо погружать ребенка в разные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Для этого необходимо привлекать как можно разных специалистов, в том числе и специалистов разных социальных институтов (ЦВР и др.)
Каждому ребенку интересно что-то свое, поэтому нужно обеспечить условия развития для таких разных детей. Развивающаяся среда должна быть доступна, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Индивидуальное педагогическое сопровождение детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений направлено на решение следующих задачах:
найти для каждого ребёнка занятие по душе, поддержать детскую инициативу;
смоделировать индивидуальный маршрут достижения успешности;
обеспечить комфортную среду общения, обучения и развития.
Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с родителями, а именно повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей
Работу с одаренными детьми ни в коем случае нельзя сводить к интенсифицированию развития ребенка, т.е к форсированию, сокращению детства, преждевременному превращению младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Интенсифицированию А.В.Запорожец противопоставлял амплификацию или обогащение детского развития. Обогащенное развитие, по его мнению, может осуществляться в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».
При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
Педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.
Усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка организованная взрослым, превратилась в детскую самодеятельность.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
Разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.
Четкий мониторинг воспитателя профессионала способен определить актуальное состояние развития ребенка, выстроить программу индивидуального развития ребенка.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не программой обучения», — говорит Асмолов.
Если ребенок любит, например, рисовать, воспитатели вместе с родителями должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.
Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.
Заключение
Для осуществления индивидуального развития ребенка необходимо использовать возможности профессиональной поддержки:
Четкий мониторинг – совместно с родителем разработка и реализация индивидуальных программ развития ребёнка (маршруты или траектории развития);
Выявление и развитие способностей к рисованию, лепке, конструированию
Включение в образовательный процесс различные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;
Работа не только с детьми отстающими в усвоении образовательной программы, но с одаренными детьми, но не за счет интенсификации (форсирования развития), а амплификации (обогащения детского развития) (читайте работы А. В. Запорожца);
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение;
Развивающаяся среда (зонирование, ориентированное на интересы каждого);
Сотрудничество с родителями;
Вариативность в выборе образовательных программ;
Социализация ребенка (привлечение специалистов других социальных институтов (музеи, библиотеки, ЦВР, театры ит.п.));
Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей.
Источник
1. Личная карта педагога.
1.1. Год рождения: 12.05.1984 г.
1.2. Образование: высшее
— «Канский педагогический колледж» по специальности «Педагог коррекционно-развивающего образования». (2005 г)
— «Московский психолого-социальный университет» диплом бакалавра с отличием по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование. (2017 г)
1.3. Квалификационная категория: соответствие
1.4. Стаж педагогической деятельности: — 8 лет.
1.5. Прохождение курсов:
— «Красноярский педагогический колледж №2» по теме «Современное дошкольное образование: содержание, технологии и формы организации» в объеме 80 часов (регистрационный номер 13116 от 13.06.2012г)
— КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» по программе «ФГОС ДО как основа организации образовательного процесса в современной дошкольной организации» в объеме 72 часа (регистрационный номер 000570 от 28.10.2015г)
1.6. Методическая тема :
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
1.7. Технологии, программы, методическая литература используемые в образовательном процессе:
— методическое пособие «Занятия по развитию речи» (В.В.Гербова)
— методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» (И.А.Лыкова)
— технология гражданско-патриотического воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева);
— методическое пособие «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (Л.Н. Прохорова)
— «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» (А.И. Иванова)
— методическое пособие «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
— «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова)
— методическое пособие «Организация деятельности детей на прогулке» (И.В. Кравченко)
— методические рекомендации «ФЭМП» (И.А. Помораева, В.А. Позина)
— программа развития детей дошкольного возраста «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л.В.Куцакова)
1.8. Общественно-педагогическая деятельность:
— Деятельность в качестве секретаря в составе группы по разработке критериев качества работы сотрудников для установления стимулирующих выплат 2017.
— Деятельность в качестве секретаря в составе группы по установлению стимулирующих выплат сотрудникам 2017г.
— Наставник:
Сопровождение студентов «Канского педагогического колледжа» (в рамках сотрудничества ДО и «Канского педагогического колледжа») 2018г.
2. Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДО, наиболее значимыми я считаю такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОО; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
Воспитатель — как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. изменяется подход к программе, условиям и результатам преподавания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.
На основе оценки уровня квалификации педагога (самооценки и экспертной оценки), проведенной в МБДОУ № 10 в соответствии с положением о внутренней оценке качества образования, были выявлены дефициты собственной профессиональной деятельности в разделах «речевое развитие», «развивающая предметно-пространственная среда», и определены возможности решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов образовательной организации и возможностей внешней среды. В результате чего разработана индивидуальная программа профессионального развития педагога и портфолио, которые самостоятельно формирую исходя из проблем своей деятельности и достижений в процессе реализации целей и задач.
3. Паспорт Программы
Наименование Программы | Индивидуальная программа профессионального совершенствования на 2017-20 уч. гг. |
Разработчик программы | Долингер Галина Викторовна – воспитатель. Образование высшее. — «Канский педагогический колледж» по специальности «Педагог коррекционно-развивающего образования». (2005 г) |
Основание для разработки Программы |
|
Концепция Программы | Направленность на непрерывное саморазвитие, постоянный поиск решений профессиональной педагогической деятельности. |
Цель Программы | Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты Программы |
|
Сроки реализации программы | 2017-2020гг. I этап 2017г- организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы); II этап 2018-19гг – основной этап (практическая реализация программы); III этап 2019-20гг.аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы). |
4 . Программа профессионального совершенства.
№ пп | Мероприятия программы | Индикатор ожидаемого результата | Ожидаемые результаты | |||||||||||||||||||
2017 г. – 2019г. | 2019г. – 2020г. | |||||||||||||||||||||
Изучение литературы, связанной с проблемами профессионального развития | ||||||||||||||||||||||
1. | Изучение нормативного документа | Закон РФ «Об образовании». | Повышение профессиональной компетентности по вопросам реализации ФГОС. | |||||||||||||||||||
2. | Изучение нормативного документа | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» | ||||||||||||||||||||
3. | Изучение документа | Основная общеобразовательная программа «Успех» | ||||||||||||||||||||
4. | Изучение документа | Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ | ||||||||||||||||||||
5. | Изучение научно-методической литературы | Изучение научно-методической литературы по проблеме речевого развития дошкольников. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» | ||||||||||||||||||||
Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования | ||||||||||||||||||||||
1. | Обучение на курсах повышения квалификации. | Курсы повышения квалификации « Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» | Повышение квалификационной категории. | |||||||||||||||||||
2. | Посещение семинаров, мастер-классов, семинаров-практикумов и т. д. | Семинар-практикум «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДОУ» | Повышение профессиональной компетентности. Создание новых форм практической работы | |||||||||||||||||||
3. | Активное участие в работе вебинаров: |
| Повышение профессиональной компетенции в области ИКТ | |||||||||||||||||||
Участие в конкурсах профессионального мастерства, повышение престижа и значимости педагогической профессии. | ||||||||||||||||||||||
1. | Участие в конкурсах профессионального мастерства. | Участие в муниципальных конкурсах профессионального мастерства. | Участие в краевых, всероссийских конкурсах профессионального мастерства. | Результат | ||||||||||||||||||
— Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» — Дистанционные конкурсы профессионального мастерства | Повышение профессионального мастерства и значимости профессии. . | |||||||||||||||||||||
Участие в системе дошкольной методической работы. | ||||||||||||||||||||||
1. | Методическое объединение воспитателей дошкольных групп МБДОУ. | Презентация опыта работы «Совместное экспериментирование детей и родителей» Участие в выставке «Дидактические пособия для развития речи» | Развитие профессиональной компетентности с использованием активных методов самообразования. Повышение профессиональной компетенции. | |||||||||||||||||||
3. | Создание условий обеспечивающих реализацию ООП ДО в соответствии ФГОС. | Организация РППС группы в соответствии с обозначенными дефицитами (речевое развитие) | Повышение профессиональной компетенции. | |||||||||||||||||||
4. | Активное участие в работе профессиональной группы. | Творческая группа педагогов в рамках ГМО Участие в деятельности целевых творческих групп уровень ДОУ | Создание новых форм практической работы с дошкольниками. Обобщение опыта внедряемых инноваций. | |||||||||||||||||||
5. | Ведение персонального сайта с целью тиражирование собственного опыта | Создать банк данных инновационных идей через ведение персональной страницы на сайте. | Создание банка данных инновационных идей через ведение персонального сайта. | |||||||||||||||||||
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||||||||||||||||||||||
1. | Презентация опыта работы на муниципальном и региональном уровне. | Выступление на педагогическом совете с презентацией дидактической игры для развития речи «Коробочки с буквами» | Презентация инновационного опыта работы. | |||||||||||||||||||
Усиление ориентации образования на развитие индивидуальных способностей, поддержку детской инициативы и самостоятельности, социальной успешности воспитанников | ||||||||||||||||||||||
1. | Обеспечение участия детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. | Вовлечение не менее 50% детей в мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности. | Вовлечение не менее 60% детей в мероприятия, направленные на развитие одаренности | Участие детей в интеллектуальных творческих конкурсах, в спортивных соревнованиях. Обеспечение стабильного показателя охвата детей мероприятиями, способствующими поддержке и развитию творческой и интеллектуальной успешности. | ||||||||||||||||||
«ЧИП»
|
Совершенствование условий для развития здоровье сберегающей среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни | |||||
1. | Обеспечение условий для внедрения инновационных здоровье сберегающих технологий. | Реализация системного подхода к оздоровительной работе. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий (валеологическое образование родителей; дыхательная гимнастика; ритмопластика) | Качественная реализация здоровье сберегающих технологий. | ||
2. | Обеспечение условий для повышения индекса здоровья воспитанников. | Увеличить показатель индекса здоровья на 2% от показателя предыдущего года. | Увеличить показатель индекса здоровья на 0,5%, | Увеличение индекса здоровья. Увеличение количества не болеющих детей. | |
Проводить работу с родителями по профилактике простудных заболеваний, пользе закаливающих мероприятий. | |||||
3. | Создание условий для участия детей в спортивно- массовых, оздоровительных мероприятиях. | Увеличить охват детей спортивно-массовыми мероприятиями. Участие в городских мероприятиях, «Весёлые старты», спортивных мероприятиях в ДОУ «Олимпиада». мероприятиями. Участие в городских мероприятиях, спортивных мероприятиях в ДОУ. Городская спартакиада Городской спортивный конкурс фитнес-марафон | Участие в городских спортивных мероприятиях. | ||
Прохождение процедуры аттестации в 2018 г. | |||||
Самодиагностика, анализ результатов достижений |
Источник