Проектирование программы индивидуального развития личности ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

Читайте также:  Опросник для родителей по речевому развитию ребенка

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

                         Программа индивидуального развития 

                                 « Я – успешная личность»

ученицы 7 класса МБОУ «Ухманская средняя общеобразовательная школа»

Павловой Марии Андреевна

Автор программы: Константинова Тамара Николаевна

классный руководитель 7 класса

учитель истории и обществознания

1.      Пояснительная записка

Воспитание – один из важнейших факторов развития и саморазвития личности. Именно в саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой, так как все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются прижизненно. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Основная цель педагога – воспитание гармонично развитой личности. Быть личностью, значит иметь активную жизненную позицию, стремиться к самосовершенствованию. Помочь в становлении личности должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие учащегося, развитие его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений.

 Чтобы воспитание было эффективным, необходимо знать как физиологические, так и психологические особенности своих учеников. Поэтому актуально, что наставник должен составить индивидуальную программу  развития с учетом этих особенностей и стараться воплотить ее в жизнь.

Основание для написания программы  развития данной ученицы

1). Павлова Мария – это ученица, обладающий творческими способностями, развитию которых препятствуют её скромность, стеснительность и неуверенность в себе;

Читайте также:  Ребенок с ранним развитием как называется

2). Ученица способна на более многогранное формирование личности в различных видах внеклассной деятельности. Данная программа признана помочь повышению активности и самооценки Павловой Марии для реализации своего творческого потенциала.

Цель и задачи программы

Цель:

способствовать развитию творческой и успешной личности, повышать активность ребёнка, формировать уверенность в себе путём вовлечения его в разнообразную внеклассную деятельность.

 Задачи: 

воспитывать и развивать свободную личность, готовую к творчеству; 

поощрять инициативу и развивать способности в самых различных видах деятельности; 

 отслеживать достижения в развитии ребёнка.

2.      Содержание программы

Основные мероприятия.    

1. Диагностические исследования психологических особенностей личности  ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений  совместной деятельности.

2. Использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых  (поступки, психические состояния и действия обучающегося).

3. Проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств обучающегося, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания обучающегося.

4. Дальнейшее изучение возможностей продвижения обучающегося  на пути  собственного развития; проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.

5. Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по профилактике и коррекции поведения (нравственные классные  часы,  вовлечения в коллективные творческие дела и т.д.).

6. Взаимодействие с социальным педагогом по совместной реализации поставленных задач (наставничество, психологические тренинги).

7. Работа с родителями (Посещение на дому; наблюдение и индивидуальные консультации).

Основными принципами работы программы являются:

учёт современных требований; 

учёт возрастных особенностей; 

доступность;

последовательность;

системность;

эффективность;

личностно-ориентированный подход; 

сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Этапы и сроки реализации программы:

Подготовительный этап (сентябрь 2014 – декабрь 2014)

Диагностический этап (январь 2015 – февраль 2015)

Развивающий этап (март 2015)

Обобщающий этап (май 2015)

Ожидаемый результат:

 Это творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов, верить в свои возможности и силы, стремление к самореализации, стремление к активной жизненной позиции.

Данные ученицы

Фамилия: Павлова

Имя: Мария

Отчество: Андреевна

Дата рождения: 12 января 2001 года

Родители:

Мать: Павлова Марина Владимировна,

ЗАО « Акконд», кондитер

Отец: Павлов Андрей Васильевич,

Военизированная охрана « Чувашавтотранс»

Состав семьи: 5 человек: бабушка, мама, папа, сестренка.

Краткая характеристика

 Мария – ученица 7 класса МБОУ «Ухманская СОШ».

В данной школе обучается с 1 сентября 2008 года. За период обучения в 1-7 классах Мария показала себя трудолюбивой, ответственной, старательной, скромной ученицей. Но её скромность и неуверенность в своих способностях мешают развитию богатого творческого потенциала. Она стеснительна,  что мешает проявлять активность и  является причиной заниженной самооценки ученицы. По характеру это  общительный, добрый, спокойный человек, который всегда придёт на помощь другому. Семья, где воспитывается Мария полная, благополучная. Родители активно посещают мероприятия и родительские собрания.

Деятельность по реализации программы

Подготовительный этап

Цель:

выявление особенностей развития и самооценки ребёнка

1.Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)  
2. Беседа с родителями

3. Посещение ребёнка на дому

4. Комплексная проверка здоровья ребёнка
5. Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий

Средства: работа с  социальным педагогом, беседа с родителями, посещение на дому, установление отношений, основанных на доверии и взаимопонимании в семье.
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка

 Диагностический этап

 Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.  Корректировка воспитательного процесса по отношению к ребенку с учетом результатов исследования. Совершенствование способов работы с ребенком.

Методы педагогической диагностики:

1) Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел;

2) Оценка того или иного мероприятия;

3) Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении ребенка;

4) Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, анкетирования, тестирования.

2. Индивидуальная работа с родителями.

3. Контроль над ходом реализации программы.

4. Рефлексия.

1. Анкетирование ребёнка: — «Самооценка» — «Школа и я» — «Твой характер» — «Укажи своё место на лесенке» — «Моё свободное время»
2. Анкетирование родителей 3. Диагностика уровня развития личности ребёнка 4. Итоги диагностики
Ожидаемый результат:

— знание особенностей характера и темперамента личности;

— информирование родителей о выявленных особенностях ребёнка;

— составление диаграмм, схем и графиков, отражающих личностное развитие ребёнка

Развивающий этап

Цель:

 реализация индивидуальной программы развития ребёнка на основе психодиагностических данных.

Основные направления совместной деятельности

 Цель

совместной деятельности  Формы совместной деятельности 
 

                                           Направления реализации программы

Название направлений

Задачи

Формы работы

Ответственные

 «Познай себя»

Создание положительного эмоционального настроя ученицы       

Индивидуальные беседы с ученицей, тестирование «Довольна ли ты собой?», «Какая ты есть?».    

Классный  руководитель

Организация методической помощи,  консультирование по данной проблеме

Индивидуальные беседы с ученицей. — тренинг «Будь уверена в себе!»; 
           

Классный  руководитель

Диагностика психологического состояния ученицы, определение типа темперамента, формирование устойчивой психологической среды     

Проведение тренингов, часов общения, анкетирование обучающегося («Самооценка», «Кто я есть в этом мире?», «Мой темперамент»).

Классный  руководитель, социальный педагог

Изучение положения ученика в классном коллективе, организация коррекционной  работы на материалах диагностики    

Проведение социометрии среди обучающихся класса, индивидуальная работа с ученицей.     

Классный  руководитель, социальный педагог

«Здоровье – родник жизни»

Диагностика физического состояния ученицы и определение оптимального для ученицы группы физического и спортивного развития       

Индивидуальные беседы с ученицей, родителями, медсестрой, консультации с социальным педагогом

Проведение анкетирование учащейся  («Вы и ЗОЖ») — беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»;

Классный  руководитель, социальный педагог

Воспитание здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам

Посещение спортивной секции (теннис), участие в школьных и районных соревнованиях ( «Лыжня России»), классные часы, индивидуальные беседы    

Классный

руководитель

Организация коррекционной  работы на материалах диагностики 

Индивидуальная работа с ученицей,  родителями      

беседа о режиме дня «С утра до вечера».

Классный руководитель, социальный педагог

«Учись учиться»

Изучение и развитие  интеллектуальных способностей учащейся, учебной мотивации и отношения к учебным предметам    

Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»

проекты — участие в интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок»; «Чувашская ласточка» —

Классный  руководитель, учителя-предметники

Развитие читательского интереса и читательских умений учащейся    

Посещение библиотеки, беседы с библиотекарями  

Классный  руководитель, библиотекарь, родители

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов,  чувства здоровой конкуренции.     

Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Мое мнение о классе»

Классный руководитель, родители.

«Ни дня без доброго дела»

Формирование у ученицы     представлений об общечеловеческих нормах морали  и опыта общения, основанных на гуманистических принципах

Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Ценностные ориентиры», «Школьники и культура», «Добрый ли ты человек?»     

Классный  руководитель, родители

Воспитание интереса к самой себе, желания самосовершенствоваться   

Индивидуальные беседы, классные часы

Классный  руководитель, родители

Воспитание гражданской ответственности, уважения к окружающему миру (людям, животным)   

Классные часы, индивидуальные беседы

акция «Книга в подарок» 

Классный  руководитель, родители

Соблюдение этикета, тактичности и деликатности в отношениях с окружающими, формирование коммуникативности           

Классные часы

Классный  руководитель, родители

«Дерзай, ты талантлива »

Формирование потребности ученицы к проявлению своих творческих способностей, их совершенствования

Участие в коллективных творческих делах класса и школы, различных творческих конкурсах школьного, районного, республиканского уровня

Классный руководитель

Воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению, организация дополнительного образования обучающегося           

Посещение различных секций по интересам          

Классный  руководитель, родители

Создание ситуации успеха для ребенка  

Индивидуальная работа с учащейся,  родителями

Классный  руководитель

«Семья и школа»

Изучение семьи учащейся, диагностика психологического климата в семье

Индивидуальные беседы с учащейся, родителями, анкетирование, посещение семьи, беседа «Я и мои родители»; классный час «Традиции моей семьи»;

Классный  руководитель

Организация психолого-педагогического просвещения родителей     

Родительские собрания, индивидуальные консультации .

 Родительские собрания: — «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка». Дни открытых дверей 

Классный  руководитель

Организация совместного досуга родителей и ученицы.

Участие в коллективных творческих и спортивных мероприятиях класса и школы

Классный  руководитель, учитель физкультуры

«Ты гражданин»

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к национальным традициям и обычаям своего народа, любви к Родине, готовности ее защитить     

Классные часы по патриотическим темам, встреча с ветеранами войны, тимуровская работа

Классный  руководитель,

Воспитание уважительного отношения к своим близким людям, истории семьи и рода.  

Составление родословной, изучение истории семьи    

Классный  руководитель, родители

Привлечение к активной общественной работе на благо родного края, села.   

Участие в экологических субботниках, уборке урожая, работа на пришкольном участке          

Классный   руководитель

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности у аутичного ребенка

Ожидаемые результаты: — повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы; — участие в городских, республиканских мероприятиях и конкурсах; — проявление инициативы в организации внеклассной работы; — сформирована уверенность в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности

Обобщающий этап

Цель:

обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития

1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка 2. Само-презентация ребёнка «Мой успех»
Ожидаемый результат:

— понимание полученных результатов, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;

 — понимание того, за счёт чего можно повысить темп развития ребёнка;

— составление графиков динамики развития личности

Достижения в развитии Павловой Марии 
1.Олимпиада по русскому языку и литературе 4 место районный

2.Олимпиада по обществознанию 3место районный уровень
3.Школьные соревнования « Лыжные гонки»- 2 место
 

     Список использованной литературы.

  1. Классный руководитель. Научно- методический журнал №5-2005, 2008
  2. https://klass-sapognikova.narod.ru/p12aa1.html
  3. https://site2v.narod.ru/p6aa1.html

Источник