Проектирование программы индивидуального развития личности ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Программа индивидуального развития
« Я – успешная личность»
ученицы 7 класса МБОУ «Ухманская средняя общеобразовательная школа»
Павловой Марии Андреевна
Автор программы: Константинова Тамара Николаевна
классный руководитель 7 класса
учитель истории и обществознания
1. Пояснительная записка
Воспитание – один из важнейших факторов развития и саморазвития личности. Именно в саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой, так как все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются прижизненно. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Основная цель педагога – воспитание гармонично развитой личности. Быть личностью, значит иметь активную жизненную позицию, стремиться к самосовершенствованию. Помочь в становлении личности должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие учащегося, развитие его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений.
Чтобы воспитание было эффективным, необходимо знать как физиологические, так и психологические особенности своих учеников. Поэтому актуально, что наставник должен составить индивидуальную программу развития с учетом этих особенностей и стараться воплотить ее в жизнь.
Основание для написания программы развития данной ученицы
1). Павлова Мария – это ученица, обладающий творческими способностями, развитию которых препятствуют её скромность, стеснительность и неуверенность в себе;
2). Ученица способна на более многогранное формирование личности в различных видах внеклассной деятельности. Данная программа признана помочь повышению активности и самооценки Павловой Марии для реализации своего творческого потенциала.
Цель и задачи программы
Цель:
способствовать развитию творческой и успешной личности, повышать активность ребёнка, формировать уверенность в себе путём вовлечения его в разнообразную внеклассную деятельность.
Задачи:
воспитывать и развивать свободную личность, готовую к творчеству;
поощрять инициативу и развивать способности в самых различных видах деятельности;
отслеживать достижения в развитии ребёнка.
2. Содержание программы
Основные мероприятия.
1. Диагностические исследования психологических особенностей личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
2. Использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия обучающегося).
3. Проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств обучающегося, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания обучающегося.
4. Дальнейшее изучение возможностей продвижения обучающегося на пути собственного развития; проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
5. Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по профилактике и коррекции поведения (нравственные классные часы, вовлечения в коллективные творческие дела и т.д.).
6. Взаимодействие с социальным педагогом по совместной реализации поставленных задач (наставничество, психологические тренинги).
7. Работа с родителями (Посещение на дому; наблюдение и индивидуальные консультации).
Основными принципами работы программы являются:
учёт современных требований;
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Этапы и сроки реализации программы:
Подготовительный этап (сентябрь 2014 – декабрь 2014)
Диагностический этап (январь 2015 – февраль 2015)
Развивающий этап (март 2015)
Обобщающий этап (май 2015)
Ожидаемый результат:
Это творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов, верить в свои возможности и силы, стремление к самореализации, стремление к активной жизненной позиции.
Данные ученицы
Фамилия: Павлова
Имя: Мария
Отчество: Андреевна
Дата рождения: 12 января 2001 года
Родители:
Мать: Павлова Марина Владимировна,
ЗАО « Акконд», кондитер
Отец: Павлов Андрей Васильевич,
Военизированная охрана « Чувашавтотранс»
Состав семьи: 5 человек: бабушка, мама, папа, сестренка.
Краткая характеристика
Мария – ученица 7 класса МБОУ «Ухманская СОШ».
В данной школе обучается с 1 сентября 2008 года. За период обучения в 1-7 классах Мария показала себя трудолюбивой, ответственной, старательной, скромной ученицей. Но её скромность и неуверенность в своих способностях мешают развитию богатого творческого потенциала. Она стеснительна, что мешает проявлять активность и является причиной заниженной самооценки ученицы. По характеру это общительный, добрый, спокойный человек, который всегда придёт на помощь другому. Семья, где воспитывается Мария полная, благополучная. Родители активно посещают мероприятия и родительские собрания.
Деятельность по реализации программы
Подготовительный этап
Цель:
выявление особенностей развития и самооценки ребёнка
1.Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
2. Беседа с родителями
3. Посещение ребёнка на дому
4. Комплексная проверка здоровья ребёнка
5. Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий
Средства: работа с социальным педагогом, беседа с родителями, посещение на дому, установление отношений, основанных на доверии и взаимопонимании в семье.
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка
Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей. Корректировка воспитательного процесса по отношению к ребенку с учетом результатов исследования. Совершенствование способов работы с ребенком.
Методы педагогической диагностики:
1) Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел;
2) Оценка того или иного мероприятия;
3) Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении ребенка;
4) Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, анкетирования, тестирования.
2. Индивидуальная работа с родителями.
3. Контроль над ходом реализации программы.
4. Рефлексия.
1. Анкетирование ребёнка: — «Самооценка» — «Школа и я» — «Твой характер» — «Укажи своё место на лесенке» — «Моё свободное время»
2. Анкетирование родителей 3. Диагностика уровня развития личности ребёнка 4. Итоги диагностики
Ожидаемый результат:
— знание особенностей характера и темперамента личности;
— информирование родителей о выявленных особенностях ребёнка;
— составление диаграмм, схем и графиков, отражающих личностное развитие ребёнка
Развивающий этап
Цель:
реализация индивидуальной программы развития ребёнка на основе психодиагностических данных.
Основные направления совместной деятельности
Цель
совместной деятельности Формы совместной деятельности
Направления реализации программы
Название направлений | Задачи | Формы работы | Ответственные |
«Познай себя» | Создание положительного эмоционального настроя ученицы | Индивидуальные беседы с ученицей, тестирование «Довольна ли ты собой?», «Какая ты есть?». | Классный руководитель |
Организация методической помощи, консультирование по данной проблеме | Индивидуальные беседы с ученицей. — тренинг «Будь уверена в себе!»; | Классный руководитель | |
Диагностика психологического состояния ученицы, определение типа темперамента, формирование устойчивой психологической среды | Проведение тренингов, часов общения, анкетирование обучающегося («Самооценка», «Кто я есть в этом мире?», «Мой темперамент»). | Классный руководитель, социальный педагог | |
Изучение положения ученика в классном коллективе, организация коррекционной работы на материалах диагностики | Проведение социометрии среди обучающихся класса, индивидуальная работа с ученицей. | Классный руководитель, социальный педагог | |
«Здоровье – родник жизни» | Диагностика физического состояния ученицы и определение оптимального для ученицы группы физического и спортивного развития | Индивидуальные беседы с ученицей, родителями, медсестрой, консультации с социальным педагогом Проведение анкетирование учащейся («Вы и ЗОЖ») — беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»; | Классный руководитель, социальный педагог |
Воспитание здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам | Посещение спортивной секции (теннис), участие в школьных и районных соревнованиях ( «Лыжня России»), классные часы, индивидуальные беседы | Классный руководитель | |
Организация коррекционной работы на материалах диагностики | Индивидуальная работа с ученицей, родителями беседа о режиме дня «С утра до вечера». | Классный руководитель, социальный педагог | |
«Учись учиться» | Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащейся, учебной мотивации и отношения к учебным предметам | Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам» проекты — участие в интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок»; «Чувашская ласточка» — | Классный руководитель, учителя-предметники |
Развитие читательского интереса и читательских умений учащейся | Посещение библиотеки, беседы с библиотекарями | Классный руководитель, библиотекарь, родители | |
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов, чувства здоровой конкуренции. | Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Мое мнение о классе» | Классный руководитель, родители. | |
«Ни дня без доброго дела» | Формирование у ученицы представлений об общечеловеческих нормах морали и опыта общения, основанных на гуманистических принципах | Индивидуальные беседы, классные часы, анкетирование «Ценностные ориентиры», «Школьники и культура», «Добрый ли ты человек?» | Классный руководитель, родители |
Воспитание интереса к самой себе, желания самосовершенствоваться | Индивидуальные беседы, классные часы | Классный руководитель, родители | |
Воспитание гражданской ответственности, уважения к окружающему миру (людям, животным) | Классные часы, индивидуальные беседы акция «Книга в подарок» | Классный руководитель, родители | |
Соблюдение этикета, тактичности и деликатности в отношениях с окружающими, формирование коммуникативности | Классные часы | Классный руководитель, родители | |
«Дерзай, ты талантлива » | Формирование потребности ученицы к проявлению своих творческих способностей, их совершенствования | Участие в коллективных творческих делах класса и школы, различных творческих конкурсах школьного, районного, республиканского уровня | Классный руководитель |
Воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению, организация дополнительного образования обучающегося | Посещение различных секций по интересам | Классный руководитель, родители | |
Создание ситуации успеха для ребенка | Индивидуальная работа с учащейся, родителями | Классный руководитель | |
«Семья и школа» | Изучение семьи учащейся, диагностика психологического климата в семье | Индивидуальные беседы с учащейся, родителями, анкетирование, посещение семьи, беседа «Я и мои родители»; классный час «Традиции моей семьи»; | Классный руководитель |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей | Родительские собрания, индивидуальные консультации . Родительские собрания: — «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка». Дни открытых дверей | Классный руководитель | |
Организация совместного досуга родителей и ученицы. | Участие в коллективных творческих и спортивных мероприятиях класса и школы | Классный руководитель, учитель физкультуры | |
«Ты гражданин» | Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к национальным традициям и обычаям своего народа, любви к Родине, готовности ее защитить | Классные часы по патриотическим темам, встреча с ветеранами войны, тимуровская работа | Классный руководитель, |
Воспитание уважительного отношения к своим близким людям, истории семьи и рода. | Составление родословной, изучение истории семьи | Классный руководитель, родители | |
Привлечение к активной общественной работе на благо родного края, села. | Участие в экологических субботниках, уборке урожая, работа на пришкольном участке | Классный руководитель |
Ожидаемые результаты: — повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы; — участие в городских, республиканских мероприятиях и конкурсах; — проявление инициативы в организации внеклассной работы; — сформирована уверенность в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности
Обобщающий этап
Цель:
обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития
1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка 2. Само-презентация ребёнка «Мой успех»
Ожидаемый результат:
— понимание полученных результатов, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
— понимание того, за счёт чего можно повысить темп развития ребёнка;
— составление графиков динамики развития личности
Достижения в развитии Павловой Марии
1.Олимпиада по русскому языку и литературе 4 место районный
2.Олимпиада по обществознанию 3место районный уровень
3.Школьные соревнования « Лыжные гонки»- 2 место
Список использованной литературы.
- Классный руководитель. Научно- методический журнал №5-2005, 2008
- https://klass-sapognikova.narod.ru/p12aa1.html
- https://site2v.narod.ru/p6aa1.html
Источник