Проект умственное развитие ребенка
Елена Генералова
Проект «Умственное развитие детей посредством развивающих игр» в средней группе
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Исходя целей и задач ФГОС ДОУ разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта,в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною был разработан комплекс дидактических игр.Основой которых послушили методики: Золтан Пал Дьенеш, Анатолий Залманович Зак, Джордж Кюизенер.
Дидактические игры дают возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
-Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
-Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
-Развитие творческих способностей.
-Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Вид проекта
познавательно — исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта
октябрь 2016 — май 2019
Участники проекта
дети средней группы, воспитатель Генералова. Е. С.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
— Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
— Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
— Ориентироваться на листе бумаги.
— Определять положение предмета по отношению к другому.
— Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
— Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
— Развить логические способности соответствующие данному возрасту.
Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра
«РАЗЛОЖИ ПАЛОЧКИ ПО ОБРАЗЦУ»
Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепляли знания цветового спектра.
Игры Воскобовича — это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо — соты»
Логическая игра «Чудо — крестик»
Палочки Кюизенера
С помощью палочек Кюизенера ребенок учился декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывали живой интерес детей, развивали активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша способствовали развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.
Живописцу — требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.
Игры Зака
В играх создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и –– таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное — не бояться действовать и смело творить.
«Лабиринт»
Игры – головоломки развивали пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Подбери ключ»
Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В. А. Сухомлинский
Логическая игра «Мозаика цифр»
«Головоломка Пифагора»
Делать что-то своими руками – одно удовольствие.
Геометрические конструкторы развивают руку.
Рука развивает мозг.
Логическая игра «Колумбово яйцо»
Я слышу — и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.
Игра «Зоркие глазки» — это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.
Настольно – печатные игры
Настольные игры вызывали интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствовали развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
Логическая игра «Лото — ассоциации»
Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. ”
Я. А. Каменский
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ
ОТ _____________________________ ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В. ____________
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
Выполнила:
Антошкина П.Ф.
воспитатель I категории
Актуальность проблемы. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.
В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.
Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
— изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;
— выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Объектом – является воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.
Гипотеза исследования.Мы предположили, что включение дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет способствовать наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
-использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;
-диагностика развития детей;
-включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
-анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.
Условия:
-обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
-правильное определение главной цели дидактической игры;
-необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
-использовать в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.
Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;
-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);
-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.
Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.
Познавательная значимость состоит в том, что:
-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.);
-соблюдение правил и игровых действий;
-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.
Ожидаемый результат к концу реализации проекта.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.
Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.
Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный) | |||
Подготовительные мероприятия | 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого- педагогической литературы. 2. Внедрение передового педагогического опыта по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей. 3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию. 4. Повышение квалификации педагога. 5. Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-7лет. 6. Разработка перспективного плана работы. 7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей. 8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | 1 год работы по проекту | |
II ЭТАП – рабочий (внедренческий) | |||
| |||
Социально – личностное развитие | |||
Ребенок и окружающий мир | |||
Социализация Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Кто больше вспомнит»; Д/и «Что было до …»; Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Найди игрушку»; Д/и «Найди похожую»; Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; Д/и «Художник»; Д/и «Путешествие по комнате». | Безопасность Д/и «Путешествие»; Д/и «Где что можно делать»; Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Правила поведения»; Д/и «Собери светофор»; Д/и «Говорящие дорожные знаки»; Д/и «Знай и выполняй правила движения». | ||
Познавательно-речевое развитие | |||
ФЭМП Д/и «Сложи узор»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Сходства-отличия»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Где что лежит?» Д/и «Подбери по форме»; Д/и «Какой цифры не стало?»; Д/и «Пройди к домику». | Развитие речи Д/и «Найди нестандартную фигуру»; Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»; Д/и «Назови группу одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; Д/и «Назови части предметов»; Д/и «Олины помощники»; Д/и «Необычная песенка». | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Художественное творчество Д/и «На что это похоже»; Д/и «Волшебная краска»; Д/и «Собери букет»; Д/и «Раскрась по образцу»; Д/и «Большие — маленькие»; Д/и «Дорисуй»; Д/и «Чего не хватает?». | Музыкальное творчество Д/и «Музыканты»; Д/и «Угадай инструмент»; Д/и «Кто быстрее»; Д/и «Делай как я»; Д/и «Учись танцевать»; Д/и «Музыкальные загадки». | ||
Циклы занятий Игры на развитие речи: «Пустите в теремок», «Подбери по форме»», «Кто больше назовёт?» «Закончи предложение», «Похоже – не похоже», «Кто пойдёт – пусть возьмёт» Игры на ориентировку в пространстве: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Художник», «Путешествие по комнате». Игры по безопасности: «Пешеходы и транспорт», «Дорожные знаки», «Где что можно делать?», «Автомобиль», «Польза и вред», «Какой знак спрятан?». Игры для развития художественного творчества: «Собери букет», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Раскрась по образцу». Игры с геометрическими фигурами, цифрами: «Геометрическая мозаика», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт?», «Уберём цифры»», «Задумай число», Игры по ознакомлению детей с окружающим: «Парашютисты», «Времена года», «Школа», «Мышеловка», «Кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Музыка для кукол», «Что из чего сделано?». | Учить слушать и понимать короткие рассказы; -формировать эмоциональную отзывчивость; -способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность; -развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь. Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность; -закреплять пространственные представления(слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади(за), далеко, близко, между, рядом; -формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. Расширять представления детей о правилах дорожного движения; -формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; -формировать элементар- ные представления о способах взаимодействия с растениями и животными; -учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении; -знакомить с правилами поведения в лесу. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал; -формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества; -учить рисовать любую игрушку; -развивать познавательные способности. Расширять знания о геометрических фигурах; -упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника; -дать понятие об образовании чисел в пределах 10; -формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей. Научить детей сравнивать и группировать предметы; -закреплять умение выделять характерные признаки предметов; -научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением; -учить согласовывать движения со звуками; -развивать интерес к музыкальным инструментам; -углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса. | Просмотр эпизодов сказок; составление с детьми сказки по схеме; индивидуальная работа; НОД. Прогулка, самостоятельная деятельность, беседа. НОД, Прогулка, Индивидуальная работа, беседа. Свободная игровая деятельность, НОД, Организация игр вне занятий. Индивидуальная работа, НОД, Прогулка, Самостоятельная деятельность, Загадывание загадок. НОД, Совместная игровая деятельность. | 2-3 год работы по проекту (младший дошкольный возраст) 3-5 год работы по проекту (старший дошкольный возраст) |
| |||
1. Предварительная работа | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы | |
2. Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально — творческих способностей детей | Консультации и беседы | В течение всего периода |
3. «Успехи детей» | Показ достижений детей | «День открытых дверей» | 2 раза в год |
3. БЛОК – работа с педагогами | |||
1. Выступление на педагогическом совете | Повышение общей культуры педагогического коллектива | Доклады, презентации | В течение всего периода |
2. Выступление на РМО, на конференции в МРИО | Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер — класс», публикации | В течение всего периода |
III ЭТАП – коррекционный (внедренческий) | |||
1. Анализ и корректировка | Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми | В конце каждого учебного года | |
IV ЭТАП – обобщающий | |||
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом | В конце каждого учебного года |
2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати |
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
ВЫВОДЫ
Зная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения, нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей.
У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Позитивная динамика развития воспитанников за последние 3 года
Осуществление развития умственных способностей на современном этапе, возможно при проведении строгого анализа уровня знаний детей. В течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития умственных способностей детей в начале и в конце учебного года, для выявления стартовых возможностей детей при осуществлении образовательного процесса. Осуществляю личностно – ориентированную модель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных методов и приемов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, веселые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно — образовательного процесса.
Общие результаты мониторинга интеллектуального развития детей через дидактическую игру
за 3 года
Критерии | 2010-2011 уч.г. (спис. 25) | 2011-2012 уч.г. (спис. 25) | 2012-2013 уч.г. (спис. 25) | |||||||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||||||||||
Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | Кол-во дет. | % | |
Дидактические игры | 3 | 12 | 20 | 80 | 2 | 8 | 4 | 16 | 20 | 80 | 1 | 4 | 6 | 24 | 18 | 72 | 1 | 4 |
Количество детей:
2010 — 2011 уч. год (средняя группа) – 25 человек
2011 — 2012 уч. год (старшая группа) – 25 человек
2012 — 2013 уч. год (подготовительная группа) – 24 человек
МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ЗА 3 ГОДА
Литература
1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;
2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников» — М., 1984;
3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;
4. Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10;
5. Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;
6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» — М., Просвещение, 1992 г.;
7. Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;
8. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;
9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;
10. Эльконин Д.Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.
Источник