Проект социальное развитие ребенка
Наталья Иванашкина
Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Моя семья — мой детский сад
1. Введение.
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, ищет новые технологии реализации социального партнерства, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг — воспитать достойного гражданина своей страны
Актуальность темы.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому и началась моя работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка был разработан творческий проект с семьей «Моя семья — мой детский сад»
Участники проекта: дети и родители старшей группы (5 — 6 лет, воспитатели, музыкальный работник. Срок реализации проекта: 1 год.
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
•Задачи: Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей; Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью; Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
• Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
• создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
• выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Результат реализации проекта. В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Возрождение и сохранение семейных традиций. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско- родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
2. Практическая часть.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми.
• Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
• Просмотр мультфильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
• Викторины по сказкам.
• Дигры “Кто старше?”, “Помоги младшим”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.
• Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг”, «Бабушка-заботушка» и др.
• Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
• Изготовление подарков для родителей.
• Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, «К нам пришли гости» и др.
• Выставка рисунков «Портрет моей мамы”, “Наша дружная семья”, «Мой папа на работе» и др.
•Занятия: “Дружная семья”, “Семейные реликвии”.
• Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.
2. Родители – дети.
• Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
• Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии, рассматривание семейного альбома.
•Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
• Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
• Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрые руки не знают скуки” (Приложение 5.2.)
• Оформление альбома «Моя семья»
3. Воспитатель – родитель.
•Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
•Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
• Индивидуальные беседы-консультации.
• Субботники “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д/сада).
• Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети
• Коллективный отдых “Всей семьей в парк”(Приложение 5.3).
• Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Как мы отдыхали летом”.
• Досуг «Поговорим о маме»
• Участие в городском мероприятии «Лучшая книга о моей семье» (Приложение 5.1.)
• Досуг «Я и моя семья»
5. Деятельность педагога.
• Изучить историю составления родословной.
• Подготовить художественную литературу по данной теме.
• Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Как лучше провести с детьми выходной день”.
• Памятка для бабушек по воспитанию внуков.
• Подготовка памяток, консультаций, анкет для родителей по повышению педагогической культуры
• Родительские собрания «Возрастные особенности детей», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Взаимодействие ДОУ с родителями», «Золотые правила воспитания» и др.
Итоговая презентация: Досуг «Я и моя семья» в рамках педагогического Дошкольного марафона города Дубны Московской области. Участие в городском смотре-конкурсе «Лучшая книга о моей семье»(Приложение 5.1.)
3. Заключение.
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
4. Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
3. Детский сад и семья рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф.ПРИЛОЖЕНИЕ: ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. III Всероссийский интернет — конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2012» https://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве «
4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. /Под ред. М. Д. Маханевой, -М.:ТЦ Сфера,2009./
5. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
6. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
7.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
8. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
9. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А.Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
5. Приложение.
5.1. Городской смотр-конкурс «Лучшая книга о моей семье»
Источник
Лариса Азарова
Проект «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель,
родители воспитанников.
Автор проекта: воспитатель — Азарова Л. П.
Тип проекта:
• По направленности деятельности участников – практико — ориентированный
• По продолжительности – долгосрочный (учебный год)
• По составу участников – групповой.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, приобретается первоначальный опыт социальных отношений. Необходимость работы по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста назрела давно, так как что дошкольное воспитание в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако, особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками,но и в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.
Цель проекта: создание условий для самопознания ребёнка, его гармоничного взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нём добрых чувств, стремления к сотрудничеству.
Задачи проекта:
1. Развитие у детей уверенности в себе и своих силах.
2. Формирование умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды.
3. Принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах, потребностях.
4. Развитие умения формулировать суть проблемы, конфликта и возможных путей его разрешения.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Развитие понимания взаимозависимости и необходимости людей друг для друга.
Ожидаемые результаты: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Научить детей воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Сформировать у детейэтически ценные формы и способы поведения в отношениях с людьми: умения устанавливать и поддерживать контакты,кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Формы реализации проекта
Iэтап — подготовительный:
— Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала и дидактических пособий.
— Разработка плана занятий с детьми, форм работы с родителями.
— Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
— Составление перспективного плана мероприятий.
IIэтап — основной:
— ООД
— Беседы
— Игры и игровые упражнения
— Художественно – творческая деятельность
— Чтение художественной литературы
IIIэтап — заключительный:
— Подведение итогов реализации проекта
— Выставка детских работ «Волшебная страна эмоций»
— Создание фотоальбома «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
План реализации проекта:
ООД : «Разгляди себя в зеркале», «Что между нами общего», «Твоя любимая игрушка» «Любимая игрушка друга», «Спорящие лица», «Учимся выражать эмоции», «Улыбка делает чудеса», «Друзья», «Портрет друга», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Мимические признаки эмоций», «Твои поступки и чувства других», «Какой ты, что тебе нравится?», «Грусть, радость, спокойствие», «Вместе с друзьями», «О дружбе»
Беседа по теме : «Поможем себе победить злость», «Улыбка делает чудеса»,
«Друзья», «Ссора», «Твои поступки и чувства других», «Красивое -безобразное», «Робкий», «Смелый», «Совместные игры»
Игры,игровые упражнения: «Говорящее зеркало», «Узнай, про кого я расскажу», «Водяной», «Найди меня», «Потерянные вещи», «Радио», «Кто поет?», «Узнай по голосу», «Узнай на вкус», «Винегрет», «Разбери по зернышку», «Зеркало», «Пожалуйста», «Похвали себя», «Скажи хорошо о своем товарище», «Скажи другу комплимент», «Спина к спине», «Разорви круг», «Я — разведчик», «Настроение», «Я — модельер», «Чья любимая вещь?», «Найди хозяина», «Общий круг», «Клубочек», «Что нам нравится осенью (зимой, весной, летом?».
Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных времен и народов, поссорившихся детей, материала на темы «Грусть», «Радость», «Спокойствие», «Печаль», «Горе», «Злость», «Гнев», «Страх».
Художественная литература: А. Барто «Мой сосед — Иван Петрович», рассказ Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», рассказывание сказки Аксакова «Аленький цветочек», чтение рассказа Л. Н. Толстого «Птичка», сказки А. Н. Толстого
«Приключение Буратино», русской народной сказки «У страха глаза велики»,
Житков «На льдине», Л. Толстого «Котенок», стихотворение Е. Серова «Нехорошая история», Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Заучивание пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.
Оценка результатов деятельности: дети обладают чувством собственного достоинства, проявляют достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий, активно познают действительность, чувствуют уверенность в своих силах. Сформирована положительная самооценка, способность адекватно, в том числе и критически, оценивать результаты собственных действий и действий других. Понимают своё и окружающих людей эмоциональное состояние, делятся своими чувствами и переживаниями, с уважением и терпимо относятся к людям, независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, способны оказать помощь и принять её от других, владеют разными формами и средствами общения.
Методическая литература: Громова Т. В. Страна Эмоций. 2009.
Князева О. Л. Я –ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. — М.: Мозаика — Синтез, — 2003 .
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: ГЕНЕЗИС, 2006.
Ковалец И. В. Азбука эмоций Владос 2004 г.
Мирилова, Т. Л. Эмоциональное развитие ребёнка. –Волгоград: Корифей, 2009. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003 Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида
Межгрупповой проект по социальному развитию детей «Права детей среди людей»
Автор:
Евтеева Л.В.
Воспитатель I КК
г. Борисоглебск, 2018
Информационная карта проекта
Вид, тип проекта: межгрупповой, социальный, краткосрочный.
Цель: создание педагогических условий по формированию правовых основ ребёнка-дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Формирование навыков общения.
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
- Повышение уровня коммуникативной компетентности.
- Систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей.
- Активизация желания искать пути разрешения проблемных ситуаций.
- Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.
- Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросах правового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.
Краткое содержание проекта:
Накопление информационной базы по теме ранней социализации детей (правовое воспитание) 3 – 7 лет.
Обогащение стимулирующим активизирующим дидактическим материалом.
Обучение дошкольников необходимым коммуникативным навыкам.
Организация и проведение совместной деятельности в режимных моментах, направленных на воспитание правового сознания дошкольников.
Отражение знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой, театрализованной).
Возраст детей: 3 – 7 лет.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в повседневной жизни).
Ожидаемые результаты:
— повышение уровня правовой культуры родителей, педагогов и воспитанников;
— формирование навыков нравственного поведения;
— повышение социальной компетентности дошкольников;
— расширение кругозора воспитанников;
— оптимизация использования ТСО;
— проявление положительных эмоций от участия в публичных выступлениях, от стремления к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;
— вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности:
Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная — позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс правового воспитания дошкольников.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения;
- элементарный анализ;
- метод моделирования и конструирования;
- метод проектной деятельности;
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать;
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
- решение логических задач;
- экспериментирование.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
- метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
План реализации
Первый этап – подготовительный
- Составление плана деятельности.
- Подбор наглядной стендовой информации для родительского уголка.
- Подбор художественных произведений для чтения, обсуждения с детьми.
- Разработка конспектов бесед, занятий.
- Подбор материала для деловой игры с педагогами.
Второй этап – основной
Действия родителей:
-Знакомятся с наглядной информацией в родительском уголке.
— Подбирают необходимый материал по просьбе педагога (фотографии, вырезки из журналов…).
— Принимают участие в оформлении выставки рисунков «Моя семья».
Действия педагога:
— Стимулирует интерес детей, используя метод опроса.
— Планирует дальнейшую деятельность.
— Создает условия для проектной деятельности (предметно-развивающая среда).
— Предлагает творческие домашние задания:
сфотографироваться всей семьей, нарисовать семью.
— Организует выставку рисунков, фотовыставку.
— Проводит беседы с детьми в кругу (открытые вопросы, закончи предложение).
— Общается с детьми в свободной деятельности: читает детям, учит с детьми стихи, загадки; рассматривают фотоальбомы, иллюстрации, организует игровую деятельность.
Действия детей:
— Отвечают на вопросы, задают сами.
— Слушают, наблюдают, рисуют, рассказывают, играют, общаются с родителями, сверстниками, педагогами.
-Делают выводы, обобщают, учатся анализировать, сравнивать, составлять рассказы.
— Помогают воспитателю в оформлении выставок, стенгазеты.
— Высказывают свое мнение, рассуждают.
— Учат стихи.
Третий этап – Методический день
Методический день, посвященный Всемирному дню детей и дню принятия Конвенции о правах ребенка.
Цель: формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Программа методического дня
Предварительная работа: оформление в группах информационных стендов для родителей; выпуск стенгазеты «Мои права».
Взаимодействие с детьми
10.00 — 10.10 радиогазета «Наши права»
Группа: младшая «Право на семью»
Мероприятия:
Беседа: «С кем ты живешь?»
Рассматривание семейных фотографий, разучивание потешек о семье.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Чтение РНС «Теремок», «Три медведя».
С/р игры «Приходите в гости к нам», «Дочки-матери»
Ответственные: воспитатели.
Средняя: «Мы такие разные»
Мероприятия:
Лепка «Угощения для друга».
Конструирование «Дом, в котором я живу».
С/р игры «Семья», «Больница».
Д/и «Позови ласково», «Радио», «Обратись с просьбой».
Творческие игры: «Когда я стану взрослым».
Чтение стихотворений А.Барто
Ответственные: воспитатели
Старшая: «Поляна детства» (технология выбора)
Мероприятия:
Рисование на тему «Моя мечта»
Рассказывание сказок: «Гуси- лебеди», «Морозко», «12 месяцев», «Красная Шапочка», «Три поросенка».
Д/и «Сочиняем сказку», «Придумай другой конец сказки»
Викторина «Назови имя героя сказки».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Ответственные: воспитатели
Подготовительная: «Наши права и обязанности»
Мероприятия:
Беседа «Что такое обязанность, что такое право?»,
«Я – гражданин России»
Игра-интервью «Расскажи о себе», «Что такое дружба?»
Д/и «Кто из героев нарушает право?», «Хорошо-плохо».
Домашнее задание: рассмотреть свидетельство о рождении, паспорт.
Выставка книг познавательного содержания (энциклопедии, словари, карты…)
Чтение: «Гадкий утенок» Г.К.Андерсен
С/р игры: «Школа, библиотека»
Ответственные: воспитатели
Взаимодействие с педагогами.
Деловая игра «По страницам Конвенции и декларации».
Рекомендации: «Методы работы с детьми по правовому воспитанию».
Цель: обновление содержания и методов работы с детьми по правовому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности.
Взаимодействие с родителями.
Консультация: «Азбука прав и ответственности»
Информационный листок: «Декларация о правах ребенка»
Приложение:
Радиогазета «Наши права»
20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на развитие, защиту от насилия и эксплуатации.
Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.
Права и обязанности живут рядышком. Если есть права, то есть и обязанности. И не надо об этом забывать.
Сегодня, ребята, вы прогуляетесь по страницам ваших любимых сказок и посмотрите: где любимых героев обижают – значит, там нарушаются их права, а где они веселы, счастливы, смеются – там права соблюдаются.
Закон пошел бродить по белу свету.
У него особые приметы:
Кодекс, Декларация и право,
Конституция и разные уставы.
Их знать должны студенты,
Учителя и президенты.
Все должны их исполнять
И прав друг друга не лишать.
3. Чтоб дети учились и развивались,
Чтобы права их не нарушались,
Мы учим закон, прилагая все силы,
Ведь именно нам жить в России!
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Деловая игра с педагогами
«По страницам Конвенции и Декларации»
Подготовила: Евтеева Л.В.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?»- обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключений, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
Задание
Выделите права, которыми пользуются дети в соответствии с российским законодательством.
Право на образование
Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и востоновления здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право на создание семьи.
Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право на свободу мыслей, совести, религии.
Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Право на личную жизнь.
Право пользования, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
И для этого выбираются ведущие для дошкольников виды деятельности: игровая и художественно – продуктивная.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.
Игра «Волшебный сундучок».
Чтобы подвести итог я предлагаю ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть.
Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
-Что за документ? О каком праве он вам напоминает?
(Право на имя)
Сердечко
-Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
Домик
-Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)
Конверт
-О чем напоминает этот конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма)
Букварь
-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу)
Игрушечный утенок и утка
-О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть с мамой)
Все люди — маленькие и взрослые — имеют права, и никто не в праве их нарушать.
Я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь, и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди… и выпустите птичку на волю.
Сейчас вы почувствовали, как это приятно о ком — то заботиться – и как это ответственно.
Я надеюсь, что тема деловой игры никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что-то нужное и новое.
Источник