Проект социально личностное развитие ребенка
Наталья Иванашкина
Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Моя семья — мой детский сад
1. Введение.
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, ищет новые технологии реализации социального партнерства, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг — воспитать достойного гражданина своей страны
Актуальность темы.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому и началась моя работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка был разработан творческий проект с семьей «Моя семья — мой детский сад»
Участники проекта: дети и родители старшей группы (5 — 6 лет, воспитатели, музыкальный работник. Срок реализации проекта: 1 год.
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
•Задачи: Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей; Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью; Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
• Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
• создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
• выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Результат реализации проекта. В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Возрождение и сохранение семейных традиций. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско- родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
2. Практическая часть.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми.
• Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
• Просмотр мультфильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
• Викторины по сказкам.
• Дигры “Кто старше?”, “Помоги младшим”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.
• Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг”, «Бабушка-заботушка» и др.
• Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
• Изготовление подарков для родителей.
• Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, «К нам пришли гости» и др.
• Выставка рисунков «Портрет моей мамы”, “Наша дружная семья”, «Мой папа на работе» и др.
•Занятия: “Дружная семья”, “Семейные реликвии”.
• Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.
2. Родители – дети.
• Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
• Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии, рассматривание семейного альбома.
•Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
• Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
• Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрые руки не знают скуки” (Приложение 5.2.)
• Оформление альбома «Моя семья»
3. Воспитатель – родитель.
•Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
•Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
• Индивидуальные беседы-консультации.
• Субботники “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д/сада).
• Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети
• Коллективный отдых “Всей семьей в парк”(Приложение 5.3).
• Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Как мы отдыхали летом”.
• Досуг «Поговорим о маме»
• Участие в городском мероприятии «Лучшая книга о моей семье» (Приложение 5.1.)
• Досуг «Я и моя семья»
5. Деятельность педагога.
• Изучить историю составления родословной.
• Подготовить художественную литературу по данной теме.
• Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Как лучше провести с детьми выходной день”.
• Памятка для бабушек по воспитанию внуков.
• Подготовка памяток, консультаций, анкет для родителей по повышению педагогической культуры
• Родительские собрания «Возрастные особенности детей», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Взаимодействие ДОУ с родителями», «Золотые правила воспитания» и др.
Итоговая презентация: Досуг «Я и моя семья» в рамках педагогического Дошкольного марафона города Дубны Московской области. Участие в городском смотре-конкурсе «Лучшая книга о моей семье»(Приложение 5.1.)
3. Заключение.
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
4. Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
3. Детский сад и семья рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф.ПРИЛОЖЕНИЕ: ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. III Всероссийский интернет — конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2012» https://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве «
4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. /Под ред. М. Д. Маханевой, -М.:ТЦ Сфера,2009./
5. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
6. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
7.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
8. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
9. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А.Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
5. Приложение.
5.1. Городской смотр-конкурс «Лучшая книга о моей семье»
Источник
«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста (в условиях реализации ФГОС)»
Тема: «Моя семья — мой детский сад».
1.Введение.
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, ищет новые технологии реализации социального партнерства, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг — воспитать достойного гражданина своей страны
Актуальность темы.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому и началась моя работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка был разработан творческий проект с семьей «Моя семья — мой детский сад»
Участники проекта: дети и родители старшей группы ( 5 — 6 лет), воспитатели, музыкальный работник. Срок реализации проекта: 1 год.
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
- Задачи: Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей; Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью; Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Результат реализации проекта. В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Возрождение и сохранение семейных традиций. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско- родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
2.Практическая часть.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми.
- Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
- Просмотр мультфильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
- Викторины по сказкам.
- Д⁄игры “Кто старше?”, “Помоги младшим”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.
- Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг”, «Бабушка-заботушка» и др.
- Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
- Изготовление подарков для родителей.
- Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, « К нам пришли гости» и др.
- Выставка рисунков «Портрет моей мамы”, “Наша дружная семья”, «Мой папа на работе» и др.
- Занятия: “Дружная семья”, “Семейные реликвии”.
- Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.
2. Родители – дети.
- Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
- Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии, рассматривание семейного альбома.
- Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
О.Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З.Александрова “Посидим в тишине” и др. - Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
- Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрые руки не знают скуки” (Приложение 5.2.)
- Оформление альбома «Моя семья»
3. Воспитатель – родитель.
- Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
- Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
- Индивидуальные беседы-консультации.
- Субботники “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д/сада).
- Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети
- Коллективный отдых “Всей семьей в парк”(Приложение 5.3).
- Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Как мы отдыхали летом”.
- Досуг «Поговорим о маме»
- Участие в городском мероприятии «Лучшая книга о моей семье» (Приложение 5.1.)
- Досуг «Я и моя семья»
5. Деятельность педагога.
- Изучить историю составления родословной.
- Подготовить художественную литературу по данной теме.
- Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Как лучше провести с детьми выходной день”.
- Памятка для бабушек по воспитанию внуков.
- Подготовка памяток, консультаций, анкет для родителей по повышению педагогической культуры
- Родительские собрания «Возрастные особенности детей», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Взаимодействие ДОУ с родителями», «Золотые правила воспитания» и др.
Итоговая презентация: Досуг « Я и моя семья» в рамках педагогического Дошкольного марафона города Дубны Московской области. Участие в городском смотре-конкурсе «Лучшая книга о моей семье»(Приложение 5.1.)
3.Заключение.
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
4.Список литературы
1.Закон РФ «Об образовании»
2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
3. Детский сад и семья рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф. ПРИЛОЖЕНИЕ: ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. III Всероссийский интернет — конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2012» https://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве «
4.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников./Под ред.М.Д.Маханевой, -М.:ТЦ Сфера,2009./
5. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
6. Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
8. Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
9. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
Источник