Проект развитие эмоционально волевой сферы ребенка
Проект «Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста»
для детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность нашего инновационного проекта обусловлена существованием противоречий между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии личности ребенка и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях дошкольного обучения.
В отечественной психологии структурной основной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи – психологи (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконин), установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди низ занимают перцептивные и мыслительные действия. В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Именно раннее и дошкольное детство считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) считают сенсорное развитие одной из основных сторон дошкольного воспитания. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Конечно, каждый ребенок в своей жизни, так или иначе, сталкивается с многообразием форм, красок, свойств предметов, знакомится с произведениями искусства и воспринимает все это даже без целенаправленного воздействия. Но если такое усвоение и познание происходит стихийно и спонтанно, то оно очень часто оказывается поверхностным и неполноценным без разумного педагогического руководства. Именно здесь и необходимо сенсорное воспитание – последовательное ознакомление с сенсорной культурой человека.
Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи. Начинать лучше всего с упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности, т.к. данный вид чувствительности, по мнению Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одним из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.
В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.
Краткий анализ теоретических источников по проблематике реализуемого мною проекта подтверждает и расширяет наши представления о важности сенсорного развития ребенка. Например, Ильина М.В. в своем пособии «Чувствуем, познаем, размышляем» ведет речь о развитии сенсорных систем, о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета и других свойств предмета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
Янчук М.В. в пособии «Игротренинги с использованием сенсорных модулей» представляет конспекты тренингов эмоционального развития с использованием сенсорных модулей, которые позволяют педагогам комплексно воздействовать на органы чувств и вестибулярные рецепторы различными методическими приемами.
Хухлаева О.В. и Хухлаев О.Е. привлекают внимание к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции в книге «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» рассмотрены содержание психологического здоровья, представлена организованная структура психологической поддержки дошкольников и описаны групповые развивающие занятия для различных возрастных групп.
А представленные в сборнике «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программы Крюковой С.В. помогают решить задачи по развитию эмоциональной сферы детей, умению понимать и распознавать эмоциональное состояние, созданию положительного эмоционального фона, развитию коммуникативных навыков.
На основе проанализированного мною теоретического материала и некоторых собственных наработок я решила составить новую программу на тему: «Психологическое сопровождение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых тренингов в сенсорной комнате», так как поставленные мною задачи не могли быть решены путем использования уже имеющейся подходящей программы развития и коррекции. Анализ таких предшествующих программ дал возможность создать новую рабочую программу на основе комбинирования и включения авторских занятий. Все компоненты в новой программе методологически и методически совместимы и дополняют друг друга, что дает отличную возможность качественно проработать цели и задачи реализуемой мною программы.
Учитывая то, что в нашем детском саду, благодаря выигранному гранту, было приобретено необходимое оборудование для создания сенсорной комнаты, разработанная программа предоставляет уникальную возможность для организации эффективной деятельности в данном направлении
Программа Проекта «Эмоционально-волевое развитие дошкольников» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Основные цели и задачи Проекта:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Основные принципы
- опора на различные анализаторы функциональных систем;
- комплексное воздействие;
- личностная активность;
- поэтапное формирование умственных действий;
- учет зоны ближайшего развития.
Психологические средства, используемые в работе с детьми.
- Наблюдение
- Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
- «Тест руки»
- Тест «Несуществующее животное»
- Методика «Эталоны»
Коррекционно-развивающие:
- Игровая терапия
- Импровизация
- Сказкотерапия
- Релаксация
- Ароматерапия
- Музыкотерапия
- Цветовое восприятие
- Тактильное восприятие
Реализация программы Проекта осуществляется в период с 02 сентября 2012 года по 30 мая 2013 года. Комплектование группы сенсорного развития осуществлялось на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определялся наличием какого-то одного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе. Серия коррекционно-развивающих занятий разработана для детей 5-6 лет и включает в себя три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный. Программа сенсорного развития состоит из 36 занятий, проводимых один раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).
Настоящая программа состоит как из релаксационных, так и из коррекционно-развивающих занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Диагностический блок (описание промежуточных результатов).
Исходя из полученных данных исследования, мы выяснили, что 7% (3 ребенка) испытуемых из 46 детей старших групп имеют низкие показатели по развитию сенсорных эталонов и представлений о форме, цвете и свойстве предметов, 9% (4 ребенка) имеют высокий показатель агрессивной направленности личности и 5% (2 ребенка) имеют несколько завышенный показатель тревожности и нервного напряжения. В связи с этим, мы решили организовать коррекционно-развивающую группу с составом из 9 детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты
После цикла развивающих занятий дети научатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации, использовать навыки саморегуляции и релаксации, для управления своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, для восстановления душевного равновесия. Также игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.
Практическая значимость реализации Проекта.
Все занятия программы, представленные в проекта в виде готовых конспектов, являются комплексом различных развивающих методик и могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса в детском саду, так и включаться в основную программу детского сада. Разработки по проекту могут служить и основой для создания собственных программ с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Несомненной ценностью программы проекта является четкая логика построения, психологическая обоснованная последовательность проведения игровых тренингов, занятий и упражнений. Представленный материал по проекту можно использовать не только в детских садах, но и в процессе домашнего воспитания, а также в работе различных центров дошкольного развития.
Риски Проекта и меры по их устранению.
В ходе работы над Проектом я могу столкнуться с рядом трудностей: во-первых, составленная мною программа коррекции и развития эмоциональной сферы не была ранее апробирована и используется впервые в практической деятельности, поэтому в ходе реализации возможны изменения плана занятий или их корректировка, во-вторых, сенсорное восприятие у детей старшего дошкольного возраста возможно развито поверхностно и неполноценно, что требует дополнительных мероприятий по развитию сенсорной культуры детей.
Календарно-тематический план по Проекту
№ | Месяц | Вид деятельности | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Психодиагностическое обследование | Тест тревожности «Выбери нужное лицо» «Тест руки» Тест «Несуществующее животное» Методика «Эталоны» |
2. Игровые сеансы | «Знакомство с волшебной комнатой» «Страна Фантазия» «Цветное настроение» Сказкотерапия | ||
2 | Октябрь | 1. Семинар-практикум с педагогами | «Использование сенсорных модулей для комплексного воздействия на органы чувств детей дошкольного возраста» |
2. Игровые сеансы | «Большое Путешествие» Музыкальная мозаика «Необитаемый остров» «Пуговичное озеро» | ||
3 | Ноябрь | 1. Игровые сеансы | «Дружба начинается с улыбки» «Помощь друзей» «С кем я хочу дружить» Сказкотерапия |
4 | Декабрь | 1. Консультация с элементами тренинга для родителей | «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»» |
2. Игровые сеансы | «Наши ощущения» «В мире запахов» «Будьте внимательны» «Прогулка по волшебному лесу» | ||
5 | Январь | 1. Игровые сеансы | «Давайте представим» «Я – хозяин своих чувств» «Маленькие привидения» «У страха глаза велики» |
6 | Февраль | 1. Открытое занятие в детском саду | «Мастерица Искорка» |
2. Игровые сеансы | «Каменный город» «Каменный город» (продолжение) «Волшебный лес» «Волшебный лес» (продолжение) | ||
7 | Март | 1. Игровые сеансы | «Путешествие на голубую звезду» «Путешествие в страну «Что Я могу» «Морское путешествие» «Путешествие на необитаемый остров» |
8 | Апрель | 1. Открытое занятие в детском саду | «Сквер Анютиных глазок» |
2. Игровые сеансы | «Город Цветов» «Улица Васильков» «Парк Хризантем» «Аллея Незабудок» | ||
9 | Май | 1. Игровые сеансы | «Енот» «Насекомые» «Полет птиц» «Котята» |
2. Итоговая психодиагностика | Тест тревожности «Выбери нужное лицо» «Тест руки» Тест «Несуществующее животное» |
Список литературы:
1. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. – М.: АРКТИ, 2006 .
2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: Генезис, 2005.
3. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
5. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. — М.: Генезис, 2003.
6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005.
7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
8. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительные группы / авт.-сост. М. В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2012.
9. Ильина М.В. чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
Источник
Проект развития эмоционально-волевой сферы «Путешествие в мир эмоций»
Автор: Филиппова Наталья Евгеньевна, психолог ДОУ №19 «Светлячок».
Развитие эмоционально — волевой сферы- один из важнейших аспектов воспитания ребенка.
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства. И человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека.
Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность ,и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту .Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать.»
По мнению А.В.Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличии от его познавательного развития.
Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С, Выготский и А.В, Запорожец только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Актуальность проекта:
Очень важно эту проблему обсуждать и решать так как у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально -приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, агрессивность, гиперактивность застенчивость, замкнутость.
Программа проекта:
Цель проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-выявить особенности эмоционально-волевой сферы детей.
-уточнить представления детей о эмоциональных состояниях: радость, горе, гнев, страх, удивление.
— сплотить детей в совместной деятельности.
-научить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам), понимать чувства свои и других людей и рассказывать об этом, переключаться с одного эмоционального состояния в другое(противоположное)
-научить детей снимать эмоциональное напряжение формировать адекватные способы выражения гнева.
-развить рефлексию детей: умение осознавать свои эмоции и чужие эмоции, чувства.
Образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Участники проекта:
Дети подготовительной интегрированной группы(6-7) лет, родители, воспитатели, педагог-психолог
Продолжительность проекта:
Ноябрь-январь
Гипотеза:
Предположительно, проект «Путешествие в мир эмоций» позволит сформировать у детей-дошкольников представления о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе и способах их выражения. Позволит развить способности понимать свои чувства и чувства других детей (взрослых). Познакомит детей с конструктивными способами управления собственного эмоционального состояния.
Познакомит и обучит доступным методам для детей само регуляции, а также способам снятия или снижения эмоционального состояния, способам разрешения конфликтных ситуаций.
Проект «Путешествие в мир эмоций» реализовывался в три этапа.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Формы работы | Задачи | Срок реализации |
Начальная диагностика детей интегрированной подготовительной группы эмоционально-волевой сферы с помощью -метод наблюдения, а также методик: -Графическая методика «Кактус» (групповая форма) -методика эмоциональной идентификации Е.И. Изотовой (индивидуальная форма) | 1.Подобрать методическую литературу 2.Наглядный материал для Детей 3.Разработать план занятий проекта с детьми 4.Разработать план работы проекта с педагогами и родителями | ноябрь |
Основной этап | ||
Проведение цикла занятий по развитию эмоциональной сферы детей интегрированной подготовительной группы | -язык мира и эмоций -страна цвета -город радости и веселья -в городе Радости только добрые слова -Остров Страха -смешные жители острова Страха -Пещера гнева -Обиженная деревня -Гора стыда -мы владеем разными эмоциями | декабрь |
Заключительный этап | ||
Повторная диагностика Детей интегрированной подготовительной группы эмоционально-волевой сферы с помощью методик: -Графическая методика «Кактус» -методика эмоциональной идентификации Е.И. Изотовой -метод наблюдения в игре | Определить особенности эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной интегрированной группы. (агрессия) Умение определять основные эмоции людей (радость, грусть, гнев, страх, удивление др.) | январь |
Ожидаемые результаты:
-у воспитанников сформируются знания об эмоциях человека.
-воспитанники научаться узнавать эмоции по пиктограмме (схематичное изображение эмоций)
-воспитанники научаться выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой.
-воспитанники станут лучше понимать эмоциональное состояние других людей; застенчивые дети получат возможность быть услышанными и замеченными агрессивные -узнают о способах как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.
-родители глубже осознают свою роль в благополучии ребенка.
Продукты проекта:
-Фотоматериалы
-конспект проекта
-консультации для родителей:
«Эмоциональное благополучие ребенка в семье.»
«Как помочь агрессивному ребенку?»
«Как помочь застенчивому ребенку?»
— изготовление (совместно с детьми):
— «волшебной шляпы»
— «шкатулки добрых слов»
— «ведро для обид»
-пополнение материала в «Уголок настроения» и «Уголок уединения»
— настольного театра эмоций
— игры для детей, направленные на снятие эмоционального напряжения
(Материал для воспитателей группы)
Заключение
Детям очень понравилось путешествовать по миру эмоций, там они узнали, что все эмоции важны для человека. В путешествии дети были активны и заинтересованы. Проект позволил сформировать у детей-дошкольников представления о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе и способах их выражения. А также позволил развить способности понимать свои чувства, и чувства других людей, обучил доступным методам само регуляции, а также способам снижения эмоционального напряжения; способам разрешения конфликтных ситуаций. Дети стали более сплоченными в играх, они научились конструктивному способу управлению гнева, разрешению конфликтов.
Источник