Проект по теме физическая культура и развития ребенка
Алсу Халиуллина
Проект по физическому развитию в ДОУ
ПРОЕКТ
«В здоровом теле — здоровый дух.»
Направление проекта: «Физическая культура»
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура»
Выполнила:Халиуллина А. Ф.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»
Гиппократ
Актуальность: ухудшение здоровья подрастающего поколения (по данным НИИ гигиены и охраны детей, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья). У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлении о здоровом образе жизни, о спорте (по результатам анкетирования было выявлено что только 5 родителей средней группы из 25 ведут здоровый образ жизни, спортивными и подвижными играми увлекаются немногие, утреннюю гимнастику вместе с ребенком делают только вот эти 5 родители)
Анализ работ исследователей данной проблемы, собственный опыт, показали, что ребенок уже в младшем дошкольном возрасте способен заботиться о собственном здоровье. Но важно, чтобы дети были не просто помещены в здоровье сохраняющую среду, но и сами бы умели сохранять, созидать здоровье.
Гипотеза : Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с созданием комфортных условий для занятий физической культурой в ДОУ и дома.
Проблема — поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Обоснование проблемы :
1. неосведомлённость родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми
2. недостаточность знаний родителей и детей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
3. невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье
Тип проекта: познавательно — оздоровительный
Участники проекта: дети средней группы, инструктор по физической культуре, воспитатели группы семьи воспитанников.
По времени проведения: краткосрочный (декабрь).
Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации детей среднего дошкольного возраста и их родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально – значимых личностных качеств.
Задачи проекта:
• пропаганда здорового образа жизни;
• создание комфортных условий для занятии физической культурой дома и в ДОУ
• поддержать интерес у детей к физкультурно – оздоровительным занятиям
Формы организации деятельности:
• игровые;
• практический
• наглядные;
• словесные.
Методы проекта:
• Тематические физкультурные занятия;
• Праздники, досуги, развлечения
Ожидаемый результат:
• У детей сформировалась представление о здоровом образе жизни;
• У родителей расширились знания о здоровом образе жизни и сформировалась представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка
• Создали комфортные условия для проведения физкультурных занятий в ДОУ и дома. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»
• Повысился интерес детей к физкультурным занятиям и спорту;
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации.
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
I Этап – подготовительный
(1 неделя декабря)
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. опроос детей на тему «Что понимают они под словом «здоровье»
3. Анкетирование родителей;
4. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
5. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий, развлечений и режимных моментов
6. подготовить стихи, пословицы, поговорки и песни для детей о здоровом образе жизни (Стихотворение Чайковского «Мойдодыр», «Йогерек су, йомшак су», музыка для ритмических физкультурных упражнений и пословицы)
II этап — практический
(2 неделя 2015г.)
Работа с детьми
1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий, режимных моментов (утренняя гимнастика с предметами (гимнастическая палка, закаливающие процедуры (дыхательная,зрительная гимнастика, гимнастика после сна, витаминизация, проведение физкультурных занятии (2 раза в неделю) и 1 раз в неделю на свежем воздухе и проведение каждый день при благоприятных климатических на свежем воздухе подвижных игр.)
2. познавательная деятельность (беседы на тему «чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Мои зубки,глазки,ушки»)
3. Художественно – эстетическая деятельность (фотовыставка из физкультурных занятий, чтение стихотворении К. Чуйковского «мойдодыр» и обсуждение его в группе, проведение подвижных игр «зайка серый умывается», «Чебурашка» «утята» под ритмичскую музыку).
4. Речевая деятельность (ознакомление пословицами и поговорками и здоровом образе жизни)
Работа с родителями
• консультация по итогам анкетирования в виде папки – передвижки на тему о здоровом образе жизни «Профилактика плоскостопия, осанки», «Значение подвижных игр ««Иртэнге гимнастика бала белэн», «Активный отдых зимой»
• буклет на тему «Профилактика осанки»
• день открытых дверей – посещение родителей занятий по физической культуре
5. Оформление фотогазеты «В здоровом теле — здоровый дух».
6. Выставка картин «Что полезно, что вредно»
III этап — заключительный
(3 неделя декабря 2015 г.)
1. Проведение физкультурного развлечения «У нас в гостях Мойдодыр»
2. презентация проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Результативность:
• сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;
• осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
• повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
1) Тематический план проекта «В здоровом теле – здоровый дух» (приложение 1).
3) Анкета для родителей «Растём здоровыми» (приложение 3).
4) Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия, осанки, активный отдых зимой, иртэнге гимнастика бала белэн, (приложение 4).
5) Фотогазета «Мы со спортом дружим».
6) фотовыставка из занятий и физкультурных развлеченийю.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
• Агапова И. А. «Спортивные сказки и праздники для дошкольников», Москва, 2011 г.
• Мулаева Н. Б. «Конспекты – сценарии по физической культуре для дошкольников», Санкт – Петербург, 2010г.
• Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 6-7 лет», Москва, 2010г.
• Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2011г.
• Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2012г.
• Журнал «Инструктор по физической культуре» №7, 2012г.
• Журнал «Инструктор по физической культуре» №9, 2012г
Приложение 1
Тематический план проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Дата Мероприятие участники
01.12 Открытие недели «В здоровом теле — здоровый дух»
средняя группа
04.12 1. Анкетирование родителей
средняя группа
05-08.12 1. Подбор материала и физкультурного оборудования для проведе рижимных моментов и физкультурных занятий и развлечений. средняя группа
14.12-19.12 проведении режимных моментов (утрення гимнастика, закаливающие процедуры, чтение литературы на тему «В здооровом теле — здоровый дух»», проведении НОД) средння группа
14-26.12 Консультации родителей на тему » В здоровом теле — здоровый дух» с редняя группа
21.12 Фотовыставка средняя группа
23.12 Прведение физкультурно -оздоровительно развлечения на тему «У на в гостях Мойдодыр» средняя группа
25.05 составление фотогазеты » В здоровом теле — здоровый дух» средняя тгруппа, воспитатели и родители
25.12-28.12 Составление презентация — проекта инструктор физической культуры
Приложение 2
Анкета для родителей детей средней группы.
1. Укажите, как проявляется двигательная активность Вашего ребенка:
— утренняя гимнастика
— подвижные игры
— спортивные игры (элементы футбола, хоккея и т. д.)
— катание на санках, лыжах, коньках (зимой, велосипеде, самокате (летом).
2. В какие подвижные игры любит играть Ваш ребенок?
3. Как в домашних условиях ребенок занимается физическими упражнениями:
— охотно, с удовольствием
— не охотно
— не выполняет.
4. Какими физическими упражнениями Вы занимаетесь совместно с ребёнком:
— занимаюсь с ребенком утренней гимнастикой
— вместе играем в подвижные игры.
5. Уделяете ли вы внимание профилактике нарушений позвоночника и плоскостопия? Как?
6. Кто в большей степени влияет на двигательную активность ребенка в семье:
— отец
— мать
— оба родителя
— братья и сестры
— никто.
7. Как часто вы занимаетесь физическим воспитанием ребенка:
— систематически
— в выходные дни
— во время отпуска
— не занимаюсь
— затрудняюсь ответить.
8. Что мешает вам активно заниматься физическим воспитанием своего ребенка:
— дефицит свободного времени
— недостаток знаний и умений в области физического воспитания детей
9. Беседуете ли Вы с ребенком о пользе занятий физическими упражнениями:
— да
-нет
-иногда
10. Какие физкультурный инвентарь и спортивное оборудование имеются для вашего ребенка дома?
11. С каким инвентарем чаще всего занимается Ваш ребенок?
12. Как Вы закаляете своего ребенка в домашних условиях:
— облегченная форма одежды на прогулке
— босо хождение
— обливание ног прохладной водой
— полоскание горла водой комнатной температуры
— прогулка в любую погоду
13. Что способствует формированию у вашего ребенка культурно – гигиенических навыков:
— личный пример
— беседы
— объяснения.
14. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня:
— да
— не всегда
— нет.
Если не соблюдает, то почему?
15. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д. ?
Спасибо Дорогие Родители за уделенную вниманию»
Результаты анкетирования родителей
«Какое место занимает физкультура в вашей семье»
Приложение 4
Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия
1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения.
2. У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
3. Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
4. Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной системы, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.
5. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагается ребенку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте, бревну, доске, веревке.
6. Полезно ходить босиком по различным поверхностям.
Физкультура для детей 4-5 лет
В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4-5 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки — ходьба на носках, а затем на пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия, а уже затем переходить к основной части занятий.
«Повороты» — стоя,ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
«Наклоны» — сидя, ноги скрестить «по-турецки», прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше,хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.
«Неваляшка» — лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.
«Подпрыгивание с поворотом» — ноги слегка расставлены,руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.
«Приседание с мячом» — ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть — мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.
«Переложи мяч» — ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.
Выполнять физические упражнения с детьми можно как каждый день, так и через день в удобное для родителей время — эти факторы принципиально не влияют на положительный результат.
Источник
Проект по физкультуре на тему: Проект «Физическая культура – здоровые дети» |
Проектная работа по физической культуре
Каждый ребенок хочет действовать.
Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении.
Вокруг — захватывающий мир для исследования.
Эти три представления являются основными для работы с детьми.
М. и Р. Снайдер
Школа совместно с семьей должна проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. В процессе систематических занятий физическими упражнениями совершенствую деятельность внутренних органов, всесторонне развиваю физические качества, дети овладевают рядом жизненно необходимых навыков. Вместе с тем в детском коллективе воспитываю следующие качества: организованность, дисциплинированность, смелость, выносливости чувство дружбы, товарищества. В планомерном физическом воспитании детей систематические занятия с разнообразными физическими упражнениями сочетаю с правильным режимом учебы и отдыха и качественными санитарно-гигиеническими условиями жизни, воспитываю гражданскую ответственность и веду работу по профилактике асоциальных проявлений. В настоящее время в обществе стоит проблема, дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, поэтому я, как учитель физической культуры мотивирую, заинтересовываю, организовываю и провожу работу по физическому воспитанию, удовлетворяя интерес детей к физической культуре и спорту. Это достигаю следующими методами: ответы на вопросы, беседы о спортивных событиях, ярких выступлениях российских спортсменов, знакомство детей с оздоровительным воздействием физической культуры, разъясняю, какой эффект в формировании жизненно важных навыков и умений дают систематические занятия физическими упражнениями.
Методический паспорт учебного проекта.
Название проекта – «Физическая культура – здоровые дети».
ФИО –Баркова Екатерина Анатольевна, учитель физической культуры
Год разработки учебного проекта —2015г.
Опыт использования (Степень распространения)
Все классы школы.
Проблема проекта: в последние время идёт снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни. Вследствие этого ухудшается здоровье подрастающего поколения.
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, физическое развитие и воспитание школьников.
Задачи:
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах):
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности;
профилактика асоциальных проявлений.
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: поисковая, творческая.
Сфера применения результатов: социологический, культурологический, спортивный, оздоровительный.
Используемые технологии: художественные, спортивные.
Форма продуктов проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, газеты, стендовый доклад, групповой или личный отчет проектантов.
Способ объединения результатов на презентации: мероприятие, состязание.
Виды презентации: защита докладов, рефератов, конкурс рисунков, плакатов, оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Российский спорт», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни».
Класс или возраст детей: все классы школы.
Предметная область: Основная предметная область (физическая культура) и дополнительные предметные области (основы безопасности жизнедеятельности и окружающий мир).
Темы учебно-тематического плана предмета.
Уроки физической культуры отличаются большим разнообразием игр и упражнений, эстафетами. Учащиеся на уроке должны получить некоторые теоретические сведения о физической культуре, здоровом образе жизни, понимать значение физических упражнений, знать основные правила гигиены и поведения, уметь применять эти умения и навыки на практике в повседневной жизни.
Примерная тематика раздела «Теоретические сведения» на уроках физической культуры.
Правила безопасного поведения в местах занятий по физическому воспитанию (в спортивном зале, на спортивной площадке).
Правила поведения во дворах, на игровых площадках, школьных спортивных площадках во внеурочное время.
Правила нашего класса на уроках физкультуры.
О значении физической культуры для здорового образа жизни.
Двигательный режим школьника.
Меры предупреждения опасности на водах, в парках, во дворе, дома.
Требования к одежде на занятиях в различных условиях.
Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы.
Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня для здоровья.
Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня для учебы и отдыха.
Особенности урока физкультуры в начальных классах
Правила выполнения комплекса упражнений гигиенической гимнастики.
Правила выполнения комплекса упражнений для формирования правильной осанки.
Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания при беге.
Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью.
Правила выполнения тестов для оценки физической подготовленности.
Здоровый образ жизни, его значение для человека и преимущество по сравнению с нездоровым образом жизни.
Закаливание и его влияние на организм.
Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния зимой.
Профилактика детского травматизма.
Оказание доврачебной помощи при легких травмах (ушибах, ссадинах, потертостях и др.).
Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Первая помощь при ушибах.
Первая помощь при вывихах, растяжениях связок, переломах.
Первая помощь при открытых ранах.
Первая помощь при укусах насекомых.
Первая помощь при отравлениях.
Первая помощь при ожогах.
Первая помощь при солнечных и тепловых ударах.
Первая помощь при отморожениях.
Первая помощь при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, желудок, ухо, нос.
Искусственное дыхание при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, желудок, ухо, нос.
Значение физической культуры в жизни современного человека.
Соблюдение режима дня.
Утренняя гигиеническая гимнастика.
Физкультминутки и физкультурные паузы на уроках.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Личной гигиене младших школьников.
Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки.
Правила дыхания.
Цели обучения, развития, воспитания
Для реализации цели физической культуры учащихся общеобразовательной школы сформулировал базовые задачи, в число которых входят:
формирование у школьников мотивации к занятиям физической культурой;
обучение их умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры;
формирование понимания смысла занятий личной физической культурой.
Формирование мотивации основывается на следующих потребностях:
физиологических (активные двигательные действия);
в безопасности (от боли, неприятных ощущений, страдания, гнева, неустроенности);
в социальных связях (идентификация в коллективе, социальная причастность к определенной группе, дружба, привязанность и др.);
в самоуважении (достижение успеха, признание со стороны окружающих, одобрение старших, в том числе учителя);
в самоактуализации (реализация индивидуальных возможностей, способностей, понимание и осмысление окружающего мира).
Обучение знаниям, умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры подразумевает владение следующими умениями:
самостоятельно поставить цель занятий личной физической культурой;
выбрать адекватные средства и методы достижения поставленной цели;
самостоятельно организовать занятие личной физической культурой;
технически верно выполнить физические упражнения;
осуществить контроль, оценку реакции своего организма на тренировочную нагрузку.
Приращение в ЗУН и специфические умения
Формирование у школьников понимания смысла занятий личной физической культурой подразумевает:
— постижение сущности явлений, лежащих в основе выполняемого двигательного действия или упражнения;
— знание закономерностей возникновения и развития этих явлений;
— установление устойчивых связей между отдельными явлениями, возникающими в процессе занятий личной физической культурой.
Режим работы
урочно-внеурочный
Техническое оснащение — интернет, поселковая и школьная библиотеки, музеи, видеофильмы о спорте, о профилактике вредных привычек, о воспитании здорового образа жизни, спортивный зал.
Учебно-методическое оснащение — учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички для учителя. «Правила дорожного движения», «Профилактика Вредных привычек», «Мы и спорт и физкультура».
Информационное оснащение – печатные и электронные статьи, книги, аудио и видео о спорте, вредных привычках, беседы с учителями, родителями, специалистами в этой области.
Кадровое оснащение – классные руководители, учитель физической культуры, муниципальные служащие, тренер секций, библиотекари, родители.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап
На уроке физической культуры ученики в беседе со мною выявляют причины нежелания детей заниматься спортом, физическими упражнениями, рассматриваем ситуации, к которым может привести это. Я предлагаю принять участие в проекте «Физическая культура – здоровые дети», после чего формирую нескольких групп для участия в проекте внутри класса. Намечаем план и распорядок деятельности, распределяем нагрузку между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта становятся: полученные теоретические знания; соревнование «День Здоровья!».
2. Планирование работы.
План:
определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, интернет, беседы с учителями, родителями.
поиск информации по здоровому образу жизни, необходимости занятий спортом, профилактики вредных привычек в Интернете и литературных источниках;
определение объёма работы каждого участника проекта;
аналитическое обобщение полученных результатов;
определение состава участников групп, в зависимости от тематической работы внутри неё:
создание символики и девиза команд;
защита проекта в ходе выполнения поисковых.
На этом этапе вырабатываю план действий, распределяю обязанности и определяю сроки работы поэтапно, планирую способ сбора и анализ информации, планирую форму итогового представления результата.
Каждая группа получает задание:
Доклады о здоровом образе жизни.
Доклады о вредных привычках и их профилактике.
Газеты «Здоровый образ жизни».
Сочинения «Физкультура и спорт в моей семье».
3. Сбор информации.
Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр видеофильмов, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.
4. Анализ информации.
Во внеурочное время учащиеся делятся со мной результатами своей поисковой деятельности, я корректирую, уточняю высказывания, помогаю выделить главное, подвожу детей к определению вывода.
5. Презентация результатов проектной деятельности.
Результатом данной проектной деятельности соревнование «День Здоровья!».
РЕЗУЛЬТ: в процессе участия в проекте учащиеся понимают значимость и необходимость занятий физической культуры. При подготовке и участии в соревнованиях дети развиваются физически, в них воспитывается самостоятельность, инициатива, повышается чувство ответственности, проявляется коллективизм, развиваются коммуникативные навыки. Готовясь к соревнованиям, учащиеся хорошо усваивают правила игр, знакомятся с рядом новых игр и эстафет, многие из которых используются в их повседневной игровой деятельности, идёт сплочение учащихся, родителей и школы в активной оздоровительной спортивной деятельности.
Источник