Проект по развитию детей в доме ребенка
Инна Михайлова
Проект «Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка»
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
В начале 2015г., в рамках проекта по эмоциональному развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, под руководством педагога – психолога Гальцовой П. С. была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели: Гусева Л. А., Михайлова И. А., Мешкова Г. И.
Целью творческой группы было создание условий для социализации детей, воспитывающихся в доме ребенка, расширение их представлений об окружающем мире и эмоциональных состояниях.
В течение года нами были изучены теоретические работы и экспериментальные исследования известных психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Г. Мещерякова и др. Они утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.
Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.
К большому сожалению, приходится согласиться, что в условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз.
Но, в то же время, период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.
Учитывая выше сказанное, мы поставили задачу найти на практике эффективные пути реабилитации эмоциональной сферы, создать условия для социализации и развития коммуникативных связей детей 1 –ой группы д/р №7.
Для обогащения восприятия и расширения кругозора детей мы разработали и провели цикл досуговых развлечений на свежем воздухе в соответствии с временами года.
Во время проведения досугов мы стремились:
• Эмоционально вовлекать детей в игровую ситуацию,
• Знакомить детей с сезонными развлечениями,
• Активизировать речевую активность детей,
• Расширять и закреплять представления о разнообразии эмоций
Было разработано 4 конспекта посвященных временам года.Проведено 3 тематических досуга: весна, лето, осень
Мероприятия были составлены с учетом особенностей интеллектуального и эмоционального развития детей 2-3 лет. Для этого мы воспользовались психолого – педагогическими методиками Н. Ф. Губановой, М. Б. Зацепиной, М. Ю. Картушиной, Н. П. Метлова, Е. Н. Соляник, С. Н. Теплюк, а также консультациями воспитателей, работающих с данными детьми, музыкального и физкультурного руководителей. Были выполнены необходимые условия для благоприятной эмоциональной обстановки, соблюдены нормы и правила межличностного общения. Использовались игры и упражнения, направленные на расширение представлений об эмоциональных состояниях.
Таким образом,были достигнуты следующие результаты:
— небольшое количество детей позволило полностью вовлечь каждого в игровую ситуацию и дать возможность индивидуально каждому ребенку проявить свои эмоции;
— успешный результат игры доставлял детям громадное удовольствие, вызывая эмоциональное вдохновение, бурную радость, и самое главное – требование повторения игры;
— проявление детьми сопереживания игровым персонажам дало возможность познакомиться им с новыми эмоциональными состояниями,такими как: симпатия, сочувствие, гордость и стыд;
— всплеск эмоций стимулировал проявление речевой активности детей в соответствии с переживаниями;
— количество и интенсивность коммуникативных проявлений увеличивалось;
— наблюдалась настойчивость в стремлении к контактам со взрослыми и сверстниками.
В последующем наблюдении за детьми в процессе их самостоятельной деятельности отмечалось повышенное проявление инициативы к совместным действиям и общению. Наблюдался более яркий эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие у детей самого себя и окружающей действительности.
Выводы, планы
Занятия получили положительные отзывы специалистов дома ребенка и воспитателей 1 группы
Запланировано продолжение разработки и проведения досуговых мероприятий на свежем воздухе, углубление знаний детей о природных явлениях, расширение представлений об окружающем мире на фоне опыта совместной деятельности со взрослым в эмоционально насыщенных ситуациях.
Источник
Проект социальной направленности
«Тепло добрых сердец»
С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.
Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения.
Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».
В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».
Основные положения концепции:
- Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
- Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
- Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.
В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:
1. Гендерное воспитание.
2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.
Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.).
Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.
Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:
- физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
- трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
- интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
- гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
- эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
- нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
- эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
- благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)
Актуальность проекта
Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.
Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.
Цель проекта: гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.
Задачи проекта:
- Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
- Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Формировать потребность в саморазвитии
- Развитие творческих способностей.
Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.
Реализация проекта
Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.
Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.
Имеющиеся средства, ресурсы и условия
В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.
Необходимые средства
Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:
- приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
- закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
- изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
- приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
- приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
- закупки канцелярских принадлежностей,
- оплаты транспортных расходов,
- организации чаепития,
- закупки интеллектуальных игр.
Срок реализации проекта
На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).
Рабочий план реализации проекта
№ п/п | Сроки реализации | Направление работы |
1 | сентябрь | 1. Привлечение воспитанниц к участию в проекте «Тепло добрых сердец». 2. Создание эмблемы «Тепло добрых сердец» участниками проекта (воспитанницами). 3. Проведение цикла бесед с воспитанницами о психологических особенностях пожилых людей; 4. Проведение занятий по развитию эмоциональной компетентности у воспитанниц детского дома. 6. Определение группы ветеранов ВОВ для сотрудничества в рамках проекта. 7. Самостоятельное размещение электронной версии проекта на официальном сайте детского дома (https://detdom.goodideas.su) и сайте управления налоговой службы по Белгородской области (deti.r31.nalog.ru) . |
2 | октябрь | -Оказание помощи в домашних делах, уборке огорода ветеранам Великой Отечественной войны. -Участие в субботнике на территории Дома ветеранов. — Подготовка концертного мероприятия ко Дню пожилых людей. |
3 | ноябрь | 1. Обращение в социальную защиту населения администрации Прохоровского района, с целью выявления адресов детей- инвалидов. 2. Проведение цикла бесед (занятий) с воспитанницами о психологических особенностях детей- инвалидов 3. Проведение концерта в Доме ветеранов ко Дню пожилых людей, вручение открыток. |
4 | декабрь | Изготовление новогодних подарков своими руками для детей- инвалидов и проживающих в Доме ветеранов (в детском доме и Воскресной школе). |
5 | январь | 1. Посещение квартир детей — инвалидов, вручение подарков, игрушек сувениров от воспитанниц детского дома. Проведение психологом совместных игр. 2. Вручение подарков жителям Дома ветеранов. |
6 | февраль | 1. Организация мероприятия для воспитанниц и детей- инвалидов, посвященного творчеству Натальи Абрамцевой. 2. Подготовка творческих работ к выставке «Герои сказок Натальи Абрамцевой». |
7 | март | 1.Организация выставки рисунков воспитанниц детского дома и детей- инвалидов в библиотеке Н.И. Рыжкова (п. Прохоровка). 2. Проведение совместных интеллектуальных игр для воспитанниц и детей- инвалидов, настоятелем Петропавловского храма. |
8 | апрель | 1. Оказание помощи в домашних делах, ветеранам войны. 2. Совместное участие воспитанниц и жителей Дома Ветеранов в областной акции «Зеленая столица» (высадка саженцев деревьев и цветочной рассады). 3. Праздничное чаепитие на Пасхальной неделе в детском доме. |
9 | май | 1. Организация встреч с ветеранами ВОВ с приглашением на мероприятия детей- инвалидов. 2. Организация совместного возложения цветов воспитанниц и ветеранов ВОВ к памятнику победы «Звонница», «Вечному огню». 3. Подведение итогов реализации проекта. 4. Выпуск методического журнала детского дома «Воспитатель» по данной тематике. 5. Публикация отчета о реализации проекта на сайте детского дома, в областном вестнике социальной защиты населения Белгородской области. 6. Паломническая поездка воспитанниц и жителей Дома ветеранов по святыням России: «Коренная Рождество-Богородичная пустынь» (Курская область). |
Результат проекта:
В процессе реализации проекта 20 воспитанниц детского дома из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, побывают в реальных жизненных условиях, приобретут навыки сотрудничества и общения с пожилыми людьми и детьми- инвалидами, ветеранами ВОВ. В процессе данной деятельности наши воспитанницы научатся жить в согласии с окружающими людьми, что так необходимо для их духовного развития, социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Реализация проекта поможет воспитанницам осознать, что надо уметь не только брать, но и отдавать. Своей заботой, теплом, добрыми поступками согревать людей обиженных судьбой, проявляя милосердие и заботу. Паломнические поездки расширят кругозор их участников, познакомят с духовной культурой и историей святых мест Белгородской и Курской областей.
Дальнейшее развитие проекта.
Данный проект имеет перспективу развития, которое будет заключаться в закреплении налаженных связей. Есть идея проведения совместных творческих занятий для воспитанниц детского дома и детей с ограниченными возможностями, проведение православных праздников.
В целях дальнейшего взаимодействия с Домом ветеранов планируется выпуск поздравительных настенных газет к праздникам, обмен опытом.
В рамках дальнейшего взаимодействия с ветеранами ВОВ (жителями Прохоровского района) планируется выпуск журнала детского дома «Летопись военных лет».
Данный проект включен в число победителей всероссийского грантового конкурса «Православная инициатива – 2011» и получил финансовую поддержку для его реализации.
Источник