Процесс развития ребенка френе
Библиографическое описание:
Акулич-Дудко, Т. Ю. Сущность технологии дошкольного образования С. Френе / Т. Ю. Акулич-Дудко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/834/ (дата обращения: 25.01.2021).
В
статье представлены материалы исследования педагогического наследия
С. Френе, французского педагога-реформатора XXв. На основе анализа
трудов ««Новая
французская школа», «Формирование личности ребёнка и
подростка», «Обращение к родителям»,
«Педагогические инварианты», «Психология эмоций и
воспитание»
раскрывается сущность воспитания детей дошкольного возраста по
технологии С. Френе.
Ключевые слова:
педагогика
сотрудничества, развитие личности ребенка, «разведка
на ощупь», свободный труд, «свободные тексты»,
индивидуальное планирование, естественный метод обучения родному
языку, альтернативная модель образования.
Селестен
Френе
(1896-1966),
один из
выдающихся педагогов-реформаторов
ХХ века,
сторонник Свободного воспитания, создатель авторской, альтернативной
технологии воспитания дошкольников. Педагогика
С. Френе
многогранна в своих направлениях воспитания детей и заслужила
множество названий,
характеризующих
её с той или иной стороны педагогического потенциала:
педагогика
сотрудничества, педагогика свободного труда, педагогика свободного
воспитания, педагогика творчества.
Сегодня
актуальность всех этих направлений в образовании возрастает,
а вместе с
ними и интерес к педагогике С.
Френе.
Положительный
опыт ее реализации за рубежом, несомненно, следует использовать в
решении проблем модернизации отечественного образования.
С.Френе воплотил самые
прогрессивные педагогические идеи на практике,
применив
самые эффективные методы,
которыми и
сегодня пользуются многие педагоги. Организация рабочих уголков для
свободного труда детей (мастерские), метод проектов, планирование,
«свободные тексты», естественный метод обучения языку и
счету – составляющие технологии дошкольного воспитания С.
Френе. Однако, эти методические приемы в современной дошкольной
практике используют в отрыве от целостной педагогической системы С.
Френе. Главной чертой педагогических открытий педагогов-новаторов
является системность, но при воспроизведении, как часто и бывает, она
распадается на набор неплохих дидактических средств.
Вероятно,
понимание педагогики С. Френе как набор педагогических инструментов
определено недоступностью информации об их научно-теоретическом
обосновании. В своих ориентированных на практику произведениях С.
Френе, обращаясь к своим приверженцам, отправлял их к специальным
источникам, посвящённым теоретическому обоснованию педагогической
значимости его методов [4], но у нас в стране эти источники
оказываются большей части общественности недоступны в силу их
иностранного происхождения.
Главная цель дошкольной
педагогики С. Френе является обеспечение
ребенку естественной здоровой среды обитания, создание новых
организационных форм занятий и нового педагогического инструментария,
чтобы воспитать
в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразит среду.
Дошкольная педагогика С.
Френе основывается на следующих позициях:
1. Гуманизация дошкольного
воспитания и образования. Ребенок, с его индивидуальностью,
интересами и потребностями, –
главное действующее лицо воспитательного процесса.
2. Развитие и становление
личности ребенка через естественную потребность к познанию
окружающего мира по средствам свободной трудовой деятельности. Не
игра, а труд (физический, интеллектуальный, художественный) –
самый важный
элемент в структуре становления детской личности.
3.
Сочетание возрастного и индивидуального подходов. Видеть в каждом
ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые характерны для
данного возрастного этапа. Достижения ребенка оцениваются с позиции
4.
Единство семейного и общественного воспитания. Согласно возрастной
периодизации, предложенной С. Френе, период с рождения до двух лет –
это период воспитания в семье. Но и на последующих этапах
жизнедеятельности ребенка предусмотрено прямое участие родителей в
развитии и воспитании родителей: совместная деятельность детей,
педагогов и родителей на занятиях и в общественном труде на основе
сотрудничества и партнерства.
5.
Взаимосвязь содержания педагогического процесса с организацией
развивающей среды. Даже самая лучшая программа не может быть
полноценно реализована без создания для ребенка развивающей
естественной среды.
С. Френе вводит в
психолого-педагогический словарь совершенно новое понятие «разведка
на ощупь». В
работе «Обращение к родителям» он подчеркивает, что «на
любом этапе
жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании
принципа познания на ощупь, который важнее всех научных методов»[6].
«Разведка на ощупь» — это
основной метод постижения окружающей среды, приобретения жизненного
опыта и выработки модели поведения. Говоря современным научным
языком, психологическая теория развития личности по С. Френе основана
на положении о том, что ребенок способен воспринимать стимулы
окружающей среды и реагировать на них в процессе поведения и
деятельности в соответствии со своими индивидуальными потребностями,
интересами и склонностями. При целенаправленной «разведке на
ощупь» данные способности мобилизируются и являются основой для
динамичного и гармоничного развития личности человека.
В свою педагогическую
практику С. Френе вводит совершенно инновационные для того времени
методические приемы, такие как “свободные тексты», общий
сбор и индивидуальное планирование, творческие мастерские, проект,
естественный метод обучения языку и счету.
«Свободные тексты»
–
это описание события,
которое ребенка впечатлило. В детском саду еще не все дети умеют
писать, поэтому чаще всего они были выполнены в виде рисунка или
аппликации. Воспитатель или родители внизу делали надписи со слов
ребенка. Свободные тексты в дальнейшем служили основой естественного
метода обучения родному языку, пособием по обучению чтению и письму.
По мнению С. Френе, «свободные тексты» также выполняют
роль психологических тестов, с помощью которых можно глубже узнать
внутренний мир ребенка.
Заслугой
С. Френе заключается так же в том, что он разработал авторский метод
естественному обучению чтению и счету.
Чтение становится логическим продолжением устной речи и рисования. В
рамках метода естественного обучения чтению учащийся начинает с
интересных для него слов и предложений. С самого начала важное
значение придается связи содержания и техники. При написании
предложений и слов в работу вступает процесс анализа и синтеза.
Начиная с целого слова (глобальный подход), ребенок разбирает букву
за буквой. Наконец, он несколько раз отпечатывает (прописывает) это
слово. Кроме того, им интересно познакомиться со словами и
предложениями, которыми заняты другие дети в группе. Это дает
возможность группе создать общий запас слов. Познание
«на ощупь» порождает
интенсивную работу мысли и способствует без каких-либо упражнений
запоминанию большего количества слов. Он не только узнает их по
написанию, но уже связывает с определенным понятием. Узнавание и
понимание
происходят параллельно, как две составляющие одного процесса.
В
целом, педагогическая концепция С. Френе дошкольного воспитания
представляет собой антропоцентристскую образовательную модель
альтернативного типа и свободный, гуманистический тип воспитания.
Ребенок сам определяет темп и направление развития, а взрослые
предоставляют для этого ему максимальные возможности и выбирают
соответствующие методы и приемы.
Изучение
и анализ дошкольной педагогики С. Френе позволил сделать нам
следующие классификационные параметры:
Уровень и
характер применения:
общепедагогический.
Философская
основа: гуманистическая,
природосообразная.
Методологический
подход: гуманистический,
личностно-ориентированный, деятельностный.
Ведущие
факторы развития:
социогенные, психогенные
Научная
концепция освоения опыта:
Ассоциативно-рефлекторная
(развитие на ощупь).Развивающая
(стадия обживания).Деятельностная
(стадия труда).
Преобладающие
средства: вербальные,
наглядные, действенно-практические.
Подход
к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий:
педоцентрический, личностно-ориентированный.
Направление
модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе:
на основе гумманизации и демократизации отношений.
Вид
социально-педагогической деятельности:
технология поддержки, воспитательная, социализирующая.
Преобладающие
методы и приемы:
трудовые,
творческие, развивающие, интерактивные, метод свободного выбора.
Организационные
формы:
альтернативная, групповая
и индивидуальная.
Детские сады, работающие по
технологии С. Френе, распространены во Франции, Германии,
Нидерландах, Испании. Созданы и успешно работают экспериментальные
детские сады в России. Но, к сожалению, технология дошкольного
воспитания является С. Френе малоизученной и не нашла достойного
применения в дошкольной педагогике и практике. Хотя, несомненно,
технология дошкольного воспитания С. Френе, является достойной
альтернативой в процессе гуманизации отечественного образования, в
поиске оптимальных технологий и методик повышения
учебно-воспитательного процесса и улучшения жизнедеятельности
дошкольных учреждений.
Литература:
1.
Селевко
Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.2/ Г.К. Селевко.-
М.НИИ школьных технологий, 2006.- 815с.
2.
Френе
С.
Избранные
педагогические
сочинения:
Пер.
с
фр.
– М.,
1990. – с.
31-245.
3.
Freinet C. Essai de psychologie sensible appliquee
a
l’education.
Neuchatel
/ C.Freinet. – 1966. – 157 p.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное воспитание, дошкольная педагогика, естественный метод обучения, ребенок, естественное обучение, индивидуальное планирование, отечественное образование, родной язык, свободное воспитание, свободный труд.
Похожие статьи
Дошкольная педагогика в системе образования на современном…
Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников…
Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной…
в воспитании детей», «Полихудожественное воспитание», «История художественного образования в России: региональный аспект» и др.
Обращение к произведениям народного искусства в ДОО органично и объясняется особенностями дошкольного возраста.
Создание условий для развития естественно-научных…
Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей…
Практические возможности интеграционного обучения…
ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания…
Современный подход в системе обучения второму языку…
обучение английскому языку, дошкольное образование, факторы, физиологическое развитие, развитие мышления, роль родителей.
иностранный язык, английский язык, ребенок, дошкольный возраст, язык, обучение, родная речь, родной язык, иностранный язык…
Образование, воспитание и обучение как единое целое
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика. Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей.
Исторические взгляды и современные подходы патриотического…
патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.
Поликультурное образование детей дошкольного возраста
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и…
Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая…
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Источник
Занимательная методика Френе
В России сейчас настоящий бум методик раннего развития. Раньше все знали только о Никитиных и что-то краем уха слышали о Марии Монтессори. Сейчас повсеместно можно встретить приверженцев методики Гленна Домана и Масару Ибука, и тех, кто досконально изучил методику Зайцева и Макато Шичиды. А вот о занимательной методике Френе в России знают совсем и совсем немного, и очень даже зря.
Селестен Френе родился в 1896 года в маленьком городке на юге Франции. Учился он в простой деревенской школе, однако проявил незаурядные способности и решил стать учителем, для чего отправился учиться в Ниццу, но окончить обучение ему так и не удалось. Началась первая мировая война… Свою авторскую методику обучения и воспитания детей Френе разработал в 24 года! И тогда же открыл собственную школу.
Френе создал прообраз программированного обучения – обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый ученик составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.
Г.Селевко
В ней не было зубрежки и как таковой жесткой программы, зато была собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.
Френе были близки и интересны многие идеи воспитания, такие как: идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании, система реформированных школ X. Литца в Германии. Однако его педагогическая концепция в корне отличалась. Решающее значение в его методике имел опыт, который приобретает ребенок в школе, в семье, в процессе общения с окружающими.
Учебная работа в школе Френе часто выглядит как цепь творческих актов, что повышает самостоятельность и заинтересованность детей, прививает вкус к приобретению новых знаний, дает почувствовать радость открытия.
Б.Вульфсон
Френе был убежден, что педагог должен развивать ребенка, помогать ему раскрывать свои потенциальные возможности, а как личность ребенок создает себя сам.
В школе Френе нет учебников, поскольку они навязывают взрослую точку зрения, и нет оценок, поскольку они не могут служить точным критерием знаний и умений ребенка. Зато в школе Френе ребенок волен сам выбирать себе одноклассников для каждого занятия. Дети учатся планировать свой день и распоряжаться своим временем. Согласитесь, это очень важное умение для современного мира.
По методике Френе дети учатся самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю, если это им необходимо. Каждый урок – опыт или эксперимент. Зачем читать скучный параграф учебника, когда можно самолично посмотреть, как замерзает вода в пруду, или самостоятельно проверить, сколько времени требуется ростку, чтобы пробиться сквозь землю и превратиться в то или иное растение.
Как выглядел день в школе Френе?
В первой половине дня одна группа учеников самостоятельно училась, в то время как остальные дети работали в саду или на огороде, на кухне или в мастерских. И до обеда же обсуждались «свободные тексты», то есть сочинения на свободную тему, в которых дети рассказывали о своих мечтах, друзьях, семье и проводились консультации по другим предметам.
«Задача школы — культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного — в чтении, у другого — в математике, у третьего — в рисовании, у четвертого — организаторские способности».
С. Френе
А во второй половине дня ученики играли, занимались спортом и работали в мастерских. А вечером подводились итоги дня. Примечательно, что для каждого класса и для каждого ученика была разработана специальная программа, то есть по сути, обучение было индивидуальным. На прохождение программы давалось 2-3 недели, после которых воспитанник должен был отчитаться о пройденном и узнанном. Такой подход дисциплинирует.
Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант – это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях, ни у какого народа.
- Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
- Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
- Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
- Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы им приказывали.
- Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
- Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
- Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
- Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
- Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
- Естественным занятием для ребенка является не игра, а труд.
- Нужно как можно меньше говорить.
- Наказание – всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
- Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т.е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
- В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
Источник