Проблемы возрастного развития ребенка
Проблемы возрастного развития.
1.1.Предмет и методы возрастной психологии.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на
протяжении всей жизни человека. Мы посмотрим путь от рождения до семнадцати лет.
Здесь выявляются закономерности и факты детского развития.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, —
акцент на динамике развития, поэтому ее называют генетической («генезис» —
происхождение) психологией.
Связь с другими отраслями психологии
С общей психологией: где исследуются психические функции (восприятие, память,
речь и т.д.). В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой
функции, изменения на разных этапах возраста. В психологии личности: где
рассматривается мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные
ориентации. А возрастная психология отвечает, когда эти образования появляются у
ребенка и их особенности в каждом возрасте. С социальной психологией связь
возрастной психологии дает возможность проследить зависимость развития и
поведения ребенка от групп, в которые он входит (семья, детская, школьная
компания) С педагогической психологией: процесс взаимодействия ребенка и
взрослого в воспитании и обучении. Но это с точки зрения учителя, а в возрастной
психологии – с точки зрения ребенка.
В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех
детей. Но при этом оговаривается и возможные отклонения от линии развития.
Возрастная психология – особая область психологических знаний, где
рассматривается процесс развития ребенка, она дает характеристику разных
возрастных периодов и, следовательно, оперирует некоторыми понятиями, как
«возраст» и «детство». Возраст или возрастная психология – это цикл детского
развития, имеющий свою структуру и динамику.
Сейчас отметим два момента:
1. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом
отдельного ребенка. Возрастная психология со своим неповторимым содержанием –
особенности развития психических функций и личности ребенка, особенности его
взаимоотношений с окружением и главной для него деятельностью – имеет
определенные границы. Но эти границы «подвижные», особенно в подростковом
возрасте.
2. Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая, по
сути, является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду.
Детство – является историческим периодом, его содержание и продолжительность
изменялись на протяжении веков: в первобытном строе – очень короткий период
времени; в средние века – уже подольше; детство современного ребенка –
растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности (копирует в
играх взрослых, семью, профессию). Традиционно детская психология – как
некоторая часть возрастной – от рождения до 7 лет (процесс развития ребенка);
7-10 лет – младший школьник, это тоже период детства; с 10 до 15 лет –
подростковый возраст «затянувшегося детства».
1.2.Методы исследования детского развития.
1. Метод срезов используется в больших детских группах, с помощью конкретных
методик изучается определенный аспект развития (уровень развития интеллекта). В
результате получаются данные, характерные для этой группы детей (одного
возраста, обучающихся по одной программе).
2. Сравнительный метод использует несколько срезов. Данные по каждой группе
сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития
наблюдаются и чем они обусловлены, например, изучение интеллекта отличатся в 5
лет от младшего школьника в 9 лет, отличается от среднего школьника в 13 лет.
Сравниваем детей одного возраста по этапам, обучающимся по разным программам.
Первая задача – были определены возрастные тенденции развития интеллекта, берем
различный возраст. Вторая задача рассматривает: зависит ли развитие интеллекта
от типа обучения.
Где более эффективные данные, там лучше результат, развивается эффективность
обучения.
Подбирая группы, психологи «уравнивают» другие существенные различия между
детьми: следят, чтобы в группах было одинаковое число девочек и мальчиков; чтобы
дети были здоровы в психическом развитии. Те данные, которые получаются –
являются средними или среднестатистическими.
3. Лонгитюдный метод – продольное исследование: здесь прослеживается развитие
одного и того же ребенка в течение длительного времени; он позволяет выявить
более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах
возраста, которые могут охватываться поперечными срезами.
4. Наблюдение бывает сплошное (когда интересуют все особенности поведения), но
чаще выборочное наблюдение, которое исследует некоторые особенности. Требования
к наблюдению:
1) цель (схема) – что увидеть, описать явления, как зафиксировать;
2) объективность наблюдения: описывается сам факт, фраза или реакция, а не все
субъективное истолкование;
3) систематичность наблюдения (чтобы увидеть характерное, а не сиюминутное);
5. Эксперимент – максимально приближенное к привычным условиям действия.
Констатирующий эксперимент – определяет уровень и особенности развития детей в
настоящее время: это и личностное развитие в общении с окружающим и
интеллектуальное развитие. Каждый эксперимент предполагает набор более
конкретных методик.
Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и
косвенных методов. К последним методам относятся проективные методы. Они
основаны на принципе проекции – перенесение на других людей своих собственных
потребностей, отношений, качеств. Так, например, рисунок – описание у
«двоечника» печальное, у «отличника» — успех. Тот же механизм проявляется в
окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методики завершения рассказа), в
продолжение фраз (методики неоконченных предложений).
Отношения между детьми, сложившиеся в классе, позволяет определить
социометрический метод (- звезды, — мало выборов, — предпочитаемые, —
изолированные,- отвергаемые).
Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик –
стандартизированных тестов (тест Векслера, тест Бине).
Формирующий эксперимент. Благодаря созданию специальных условий, в нем
прослеживается динамика развития определенной психической функции.
1.3.Факторы развития психики ребенка.
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие
ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления
биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделяемое от природы определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития
– и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным,
много достигнет или окажется посредственностью. Среда – условие изначально
предопределенного развития. В рамках биологизаторского направления возникла
теория рекапитуляции, основная идея которой заимствование из эмбриологии.
Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования
проходит путь от простейшего двухклеточного организма до человека.
Э. Геккелем в XIX сформирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие)
представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
По Штерну – развитие психики ребенка представляет собой повторение основных
стадий эволюции и этапов культурно-исторического развития:
Первые месяцы жизни – стадия млекопитающих;
Шесть месяцев и дальше – высшие млекопитающие (обезьяны);
Дошкольники – начальные ступени человеческого состояния, первобытные народы;
Школьники – усвоение человеческой культуры;
Например, дети строят замки в песке – это хозяйство в древней пещере; плач ночью
ребенка это проявление первобытности: лес-опасность; рисунки подобны наскальным
рисункам.
Второе направление, идеи философа Джона Локка. Ребенок появляется на свет с
душой чистой, как белая восковая доска. На ней воспитатель может написать все,
что угодно и ребенок вырастит таким, каким его хотят видеть взрослые.
Социологизаторские идеи были созвучны идеологии – что нужно, то и формируем.
Оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая значимость другого. Кроме
того, процесс развития личности ребенка лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий, то есть, у ребенка нет собственной активности.
Что понимается под социологизаторским и биологизаторским фактором развития в
настоящее время?
1. Биологизаторский фактор включает в себя, прежде всего наследственность:
темперамент, задатки способностей. Центральная нервная система функционирует по
— разному:
Сильная и подвижная нервная система
Процесс возбуждения — Холерик Уравновешенные процессы возбуждения и торможения —
Сангвиник Сильная, но малоподвижная
Преобладают процессы торможения — Флегматик Слабая нервная система, ранимость —
Меланхолик
Наследственные задатки придают своеобразие, процессу развития способностей,
облегчая или затрудняя его.
Слух – постоянные занятия – развиваются специальные способности Легко усваивает
все на лету – зависит от способностей
Все это развивается в деятельности
Кроме того, кроме наследственности еще и внутриутробное развитие ребенка очень
важно, отсутствие родовых травм.
Второй фактор среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка
опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой
деятельности и характеру, определяющих систему воспитания детей.
1.4.Развитие и обучение.
Социальная среда – это общество, его культурные традиции, преобладающая
идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения.
Социальная среда – это и ближнее социальное окружение: родители, воспитатели,
друзья, учителя. С возрастом социальное окружение расширяется. В подростковом
возрасте сильно влияние социальных групп – через средства массовой информации и
т.п. Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Например, дети,
воспитывающие в лесу, так называемые «Маугли».
Существует сензитивный путь развития – период наибольшей чувствительности к
определенного рода воздействиям. Так, например, развитие речи от года до 3-х
лет. Например, этические представления и нормы – легче усвоить в дошкольном
возрасте, основы науки – в младших классах.
Л.С. Выготский считает, что в этот период влияние сказывается на всем процессе
развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие же периоды условия
нейтральны или тормозят ход развития. Л.С. Выготский говорил о том, что ведущая
роль обучения в психическом развитии, то есть овладеть чем-то можно только в
процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне
общественной среды. Когда высшая психическая организация формируется в процессе
обучения совместной деятельности ребенка с взрослыми, она – в зоне ближайшего
развития (в совместной деятельности). Когда эти процессы сформируются, можно
определить активный уровень развития интеллекта (потенциальная возможность). То
есть единство и биологического формирования, и социального.
Таким образом, психическое развитие ребенка определяется на каждом этапе
развития при определенных моментах биологических и социальных.
Литература
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. – М.:Изд-во УРАО, 2000.-176 с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Проблемы возрастного
развития»:
1. Что изучает возрастная психология?
2. В чем своеобразие методов исследования, используемых в возрастной психологии.
Расскажите о наблюдении, эксперименте.
3. В чем суть биологизаторского направления развития психики ребенка?
4. В чем суть социологизаторского направления развития психики ребенка?
5. В чем положительные моменты объединения развития и обучения.
Тестовые задания по теме «Проблемы возрастного развития»:
1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей, это а)
воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация.
2. Целенаправленное формирование потребностей ребенка и очеловечивание его
желаний, это а) воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация
личности.
Источник
Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)!
Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.
Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.
Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть. Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье). А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.
Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.
Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму. Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.
Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.
Кризис новорожденности
При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.
В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.
Кризис 1 года
В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.
Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.
В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.
Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)
Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.
В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.
Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.
Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)
В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.
Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.
В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.
Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)
Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.
Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.
Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.
А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.
Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)
Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.
Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.
Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!
Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.
Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.
Если Вы дочитали статью до конца и она вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Психология для всех!»
Источник