Проблемы с ребенком в 3 года дома
Какие проблемы и трудности возникают при воспитании ребенка 3-х лет
Принято считать, что самый трудный период в развитии ребенка — подростковый, когда он из опекаемого и зависимого детства вступает в самостоятельную жизнь. Однако не менее важным и трудным является кризис трехлетнего возраста у ребенка, который психологи определяют как переломный момент в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок мысленно отделяет себя от матери и понимает сущность своего «Я». Он определяет свое место в окружающем мире и осознает свою самостоятельность и индивидуальность. Особенностью трехлетнего возраста, достоверным показателем процесса взросления является тот факт, что ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и воспринимает себя как личность, то есть у него появляется самоосознание.
Трудности в воспитании ребенка 3-х лет — это не патология, а необходимая и неизбежная реальность. В сознании ребенка происходит процесс формирования личности, становление основных черт характера, определяется отношение к членам семьи и окружающим людям, развивается способность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в игре и повседневной жизни. Установление таких сложных отношений и многообразных связей почти всегда протекает непросто.
Недаром это явление было названо психологами «кризисом трехлетнего возраста» и впервые было описано известным австрийским психологом Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Рассказывая о том, какие проблемы ребенка 3-х лет проявляются ярче всего, Келер выделила следующие симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
Проблемы с ребенком в 3 года: советы родителям по правильному воспитанию
Еще недавно послушный и ласковый малыш неожиданно становится маленьким тираном, превращающим самое простое дело в преодоление полосы препятствий: «то на прогулку не соберешь, то домой не загонишь», «то суп не буду, то кашу не хочу», «на улице летняя жара, а он на прогулку только в резиновых сапогах собирается», «всегда так любил купаться, а теперь в ванну не загонишь».
Каждая мама может привести тысячи подобных примеров таких психологических проблем детей 3-х лет: упрямство, непослушание, своеволие и стремление поступать вопреки логике ставят родителей в тупик, вызывают растерянность и порою бессилие. А маленький строптивец как будто радуется одержанным победам и продолжает нарушать родительские запреты, объявляя себя в состоянии войны с окружающими.
Как реагировать на капризы ребенка 3-х лет: отшлепать, поставить в угол, лишить сладкого? Применение строгих воспитательных мер — самый простой и самый ненадежный способ преодоления кризисного противостояния.
Прежде всего, вы должны понять, что иметь дело со строптивым упрямцем тяжело не только вам. Больше всего страдает сам малыш, который неожиданно обрел независимость, но не знает, как распорядиться ею. Он хочет многое делать сам, но одновременно требует от окружающих, чтобы все происходило по его желанию. Стремление ребенка к самостоятельным поступкам надо уважать, но не следует потакать ему во всем, подавляя детский бунт выполнением всех его условий.
Самый главный совет родителям детей 3-х лет – наберитесь терпения, постарайтесь проанализировать ситуацию и понять, что привело к конфликту. Если причина его раздражения вам понятна, то скандал можно подавить в зародыше.
Как реагировать на капризы ребенка 3-х лет и бороться с ними
Иногда в конфликте виновата сама мама. Пообещала малышу поиграть с ним в прятки, а сама заболталась с подружкой по телефону. Малышу обидно, и мирная семейная обстановка накаляется от нежелания крохи выполнять мамины просьбы и от стремления поступать наоборот. Умная и справедливая мама знает, как бороться с капризами ребенка в 3 года и как поступить в таком случае: надо попросить у малыша прощения, и конфликт будет исчерпан. Если извиниться перед крохой вы считаете ниже своего достоинства, значит, между вами никогда не будет равных и доверительных отношений, а с возрастом дистанция между ребенком и родителями лишь увеличится.
Иногда причиной проблем родителей с детьми 3-х лет служит усталость или переутомление малыша, избыток впечатлений от посещения цирка (зоопарка, театра), недостаточное внимание к нему со стороны родителей. Отнеситесь с пониманием и участием к его проблемам, не раздражайтесь в ответ на его капризы, а обнимите и приласкайте бунтаря, чтобы он не чувствовал себя одиноким и покинутым. Психологи утверждают, что ребенок в стрессовом состоянии нуждается в тесном физическом контакте с близким человеком. Даже в тех случаях, когда малыш противится вашей ласке, не отступайте, а обнимите его крепко и нежно, чтобы в надежных маминых объятиях он обрел покой и убежище от всех бед.
Помните о том, что в головном мозге ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и разбушевавшийся малыш не может успокоиться даже тогда, когда причина конфликта уже ликвидирована и забыта. При возникновении проблем в воспитании ребенка 3-х лет помогите ему справиться с эмоциями, самостоятельно сделать это он не может.
[includeme file=”wp-content/plugins/include-me/goog-left.php”]
Нередко конфликт возникает на пустом месте, без малейшего повода и причины, когда ребенок негативно относится к любым просьбам и предложениям взрослых, требует выполнения самых абсурдных желаний и своей несговорчивостью доводит всю семью до белого каления. Иногда он специально провоцирует скандал в общественном месте, чтобы вынудить мать пойти на уступки и выполнить его требование под влиянием «зрителей». Вам, наверное, доводилось наблюдать подобные сцены в магазине, когда ребенок (свой или чужой) просто валится на пол и заливается ревом, добиваясь покупки вожделенной игрушки или запретного лакомства. Как бы ни кипело все внутри, как бы ни хотелось прилюдно отшлепать скандалиста, сохраняйте спокойствие и совершайте необходимые покупки. Потом предложите малышу подняться и пойти домой или на детскую площадку. В случае отказа поворачивайтесь и выходите из магазина. Оставшись наедине с незнакомыми людьми, бунтарь сразу превратится в пай-мальчика и последует за вами. Если каждый раз в подобной ситуации вы будете удовлетворять все его требования, чтобы не вызывать осуждения у окружающих, малыш научится манипулировать вами и станет добиваться исполнения желаний недозволенными способами. В родной семье эти способы окажутся действенными, а в детском коллективе такой номер не пройдет, и взаимоотношения с ровесниками грозят перейти в противостояние.
Когда маленький скандалист требует выполнения очередной прихоти, старайтесь сохранять спокойствие и объяснить, по какой причине его требование не может быть выполнено. При возникновении проблем с ребенком в 3 года не «клеймите его позором», не взывайте к совести, а серьезно, но доступно обрисуйте создавшуюся ситуацию. Ребенок должен понять, что любящая мама недовольна его поведением и сердится на него. Так он приобретает новый эмоциональный опыт и познает, что любой человек может одновременно испытывать противоречивые чувства: «мама меня любит, но сейчас рассержена на меня».
Маленького ребенка можно легко и просто отвлечь от конфликта, переключив его внимание на что-нибудь другое: начать рассказывать сказку, показать красивую собачку, попросить помощи в поисках пропавшей перчатки и т. д.
Чем старше становится ребенок, тем меньше подходит для него этот способ. Возможно, для мамы переключить внимание капризули на другой предмет проще, чем разрешить конфликт путем переговоров. Но тем самым вы мешаете ребенку находить выход из трудных ситуаций, и в дальнейшем он станет уворачиваться от неприятных переживаний и необходимости правильного выбора. А вот умение разобраться в конфликте и найти оптимальное решение пригодится ребенку и в дальнейшей жизни.
Как научить ребенка 3-х лет слушаться родителей
К счастью, кризисный период недолог. И переход ребенка на качественно новый уровень развития личности завершается формированием нового мироощущения, пониманием собственных желаний и намерений и умением анализировать и объяснять их. А самостоятельность и независимость от взрослых приобретают новые черты и базируются уже не на своеволии и упрямстве, а на приобретенных навыках и умении выполнять действия без посторонней помощи. Малыш становится способным оценивать свои поступки, он гордится успехами и переживает неудачи, но не всегда адекватно относится к ним: иногда чрезмерно хвастается удачным делом или громко рыдает из-за испорченного рисунка.
Хвастовство в этом возрасте — характерная черта психологического развития ребенка, помогающая ему повысить собственную самооценку, и не следует грубо и резко обрывать «хвастунишку».
Однако надо соблюдать границы, пересечение которых грозит приписыванием себе несуществующих заслуг и побед.
Недостаточное признание его успехов со стороны взрослых, а то и постоянные придирки и обвинения в лености и неспособности делают ребенка неуверенным в себе, подавляют инициативу из-за боязни сделать что-нибудь неправильно и превращают его в пассивного исполнителя.
Как научить ребенка 3 лет слушаться родителей, при этом не давя на малыша? Доброжелательное и заинтересованное отношение взрослых к его делам поможет ребенку осознать ценность и неповторимость своей личности, объективно оценивать способности и возможности и не бояться выступать с инициативой и предложениями.
Как справиться с капризами ребенка 3-х лет и найти с ним общий язык
Критический период в своем развитии проходят все малыши-трехлетки, а вот его течение зависит в первую очередь от понимания взрослыми тех сложных превращений и изменений, которые претерпевает психика ребенка. Нервная система малыша еще недостаточно зрелая, поэтому приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Если малыш окружен любящими людьми, которые понимают и поддерживают его в это непростое для него время, то негативные стороны поведения сглаживаются и нивелируются повышенной заботой и вниманием взрослых. Сложности и перекосы в отношениях преодолеваются взаимными усилиями, и кризис исчерпывает себя, едва начавшись.
Другое дело, когда у родителей не хватает ни терпения, ни желания разбираться с «психологическими тонкостями», и они требуют от ребенка беспрекословного послушания и строгого выполнения правил поведения. Происходит борьба по принципу «кто кого», но победителя в ней не бывает. На стороне взрослых физическая сила, которую они применяют, чтобы сломить упрямство и сопротивление ребенка. И малыш из-за опасения наказаний подчиняется или с помощью обмана и выдумки пытается защититься от вмешательства в свой внутренний мир. Так нарушается связь между родителями и ребенком, происходит отчуждение, от которого страдают обе стороны. Чтобы найти общий язык ребенком в 3 года, относитесь к малышу с уважением в любом возрасте. Пусть он еще маленький, но он не ваша собственность, а самостоятельная личность и имеет право на уважение. Чувство самоуважения обязательно должно сформироваться у ребенка, так же как и повышение самооценки — это очень важно для дальнейшего развития личности.
Как же справиться с капризами ребенка 3-х лет, если трехлетний малыш не проявляет самостоятельности, а продолжает оставаться «под маминым крылом», не испытывая желания выбраться на волю? У такого спокойного «ангелочка», возможно, нарушено самосознание, и он не чувствует границ собственной личности. А это уже серьезный повод для обращения к психоневрологу. Чем раньше специалист определит проблему, тем проще будет избежать нежелательных последствий с помощью развивающих игр, занятий и особого родительского внимания.
Источник
В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.
Светлана Смирнова
Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».
Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.
В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:
- Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
- Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.
Как проявляется кризис 3 лет
Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.
- Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
- Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
- Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
- Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
- Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
- Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.
В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.
Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.
Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.
И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.
Как помочь ребёнку легче пережить кризис
Научите правильно выражать злость
Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.
Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.
Алгоритм такой:
1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.
2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».
3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.
4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.
Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»
Определите границы
Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.
Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.
Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.
Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:
1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.
2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.
3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.
Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.
4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.
В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.
Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.
Источник