Проблемы развития ребенка в современной семье
Аннотация.
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы — все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка. Обнажается множество социальных проблем: рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.
От успешного решения проблем современного воспитания зависит судьба подрастающего поколения.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Кокорева Варвара Викторовна,
воспитатель
ГБОУ Школа 1527, г. Москва
«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Роль родителей в семье очень важна, особенно в первые годы жизни ребенка. Они отвечают за моральную и материальную поддержку своих детей. Мама и папа обеспечивают безопасность детей, становятся хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.
Если супружеская пара проявляет уважение друг к другу, не допуская конфликтов, то дети вырастут приспособленными к взрослой жизни. К сожалению, выполнение данных функций проблематично для большинства родителей.
Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители:
Вседозволенность. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но, может привести к психическому стрессу у родителей.
Постоянная усталость родителей от работы. Не возможность уделить своему чаду достаточно внимания. Ребенок начинает чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.
Желание родителей сделать ребенка лучше, чем они сами. В следствии это бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Дети становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей и отказываются принимать какие-либо решения в собственной жизни.
Финансовые затруднения в семье. Не только эмоционально дети зависят от родителей. Также дети могут чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.
Не возможность родителей справится со своими стрессовыми ситуациями. Это так же может негативно повлиять на детей. Они могут приобрести различные страхи, не чувствуя поддержки.
В помощь родителям существует несколько научно обоснованных советов, что бы вырастить хорошо воспитанных и счастливых детей.
Необходимо понимать ребенка. Не стоит воспитывать своих детей на примере других семей, так как каждый ребенок индивидуален и стиль воспитания, подходящий для одного ребенка, может не подходить для другого. Метод воспитания зависит от личности.
Например, детям, плохо справляющимся со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, а адаптированный к общественной среде ребенок может пострадать от чрезмерного контроля.
Шутить и играть с детьми обязательно! Это повышает творческие навыки ребенка. Детям будет проще общаться в дальнейшем с людьми.
Перестаньте искать совершенство в своем ребенке или в себе. Это усиливает стресс и снижает уверенность в себе. Каждый индивидуален. Старайтесь уменьшить давление на себя и ребенка, чтобы жить счастливее и спокойнее.
Известно, что родители, постоянно выражающие негатив, или обращаются грубо с детьми, в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Уменьшение количества гнева в доме снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе.
Теплые, доверительные отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.
Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования доказывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.
Дети учатся всему у своих родителей. Успешность воспитания зависит от активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни своего ребенка. Чем больше любви и заботы окружает ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.
Воспитание в современной семье должно начинаться с родителей. Семья берет на себя ответственность прививать ребенку какие-либо качества. Невозможно научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая самим такими качествами. Дети прекрасно чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.
Воспитание детей, как и семьи – не постоянный праздник с безудержным удовольствием, а огромная и постоянная работа.
Работа начинается с первой секунды появления человечка на свет. Первые радостные чувства, дарованные ему: любовь, забота, ласка – это уже воспитательный процесс, идущий в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.
Сегодня обучение малышей начинается уже с рождения. Их окружают картинками, пособиями, стимулируя развитие. Современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.
Деспотический стиль воспитания
Строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Часто выдвигают завышенные требования. У детей дошкольного возраста характер ещё не сформировавшийся, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание — это свобода. Малыш спорит со своими родителями, делает все, что ему запрещают. Многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства. Проблема здесь — это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.
Либеральный стиль воспитания
Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. За основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.
Равнодушие
Опасное воспитание ребёнка в современном мире по методу равнодушия. Это, наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.
Демократический стиль воспитания
Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате ребенок может получить жизненные знания, более объективно понимая, что такое добро и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора.
Выходит, что современное воспитание детей — это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное — уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.
Родители должны научиться понимать и принимать чувства маленького человека, его мироощущение, желания, все это индивидуально. Признавая за ребёнком право на свое «я», направляйте его – это основная задача семьи, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Поэтому, чем раньше родители начнут расти вместе со своими детьми, тем лучше.
Ежедневно ребенок должен постигать и видеть азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.
Дети прежде всего должны быть детьми. С первых мгновений жизни семья окружает их заботой, безграничной любовью и лаской. Малыш чувствует себя желанным и любимым в семье.
Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Родительская любовь должна быть безусловной, и тогда наши дети будут избавлены от внутреннего личностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно. Помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.
Список используемой литературы:
Володина Л. О. “Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: от замысла к концепции” М:Институт эффективных технологий 2014 г.
Выготский Л.С. «Психология развития ребенка: учебное пособие» М:Академия 2006 г.
Лазарев А.А. «Семейная педагогика: учебное пособие» М:Академия 2005 г.
Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение: учебное пособие» М:Просвещение 1992 г.
Макаренко А.С. «Лекция о воспитании» М.:Учпедгиз 1950 г.
Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога” М:Педагогика-пресс 1992 г.
Сухомлинский В.А. “ Родительская педагогика” Западно-Сибирское книжное издательство 1985 г.
Источник
Деньчева Oльга
Проблемы воспитания в современной семье
Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А Сухомлинский
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни — основная и главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к реалиям социальной действительности. Семья — первый и значимый воспитательный институт в жизни каждого малыша.
В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции — большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.
Каковы же реальные проблемы современной семьи?В основном они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие — как само собой разумеющееся, третьи — с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, — одна из самых актуальных проблем современной педагогики.Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому — через воспитание в родителях умения любить. Оказывается,это совсем не просто: научиться любить своих деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.
Растут дети,и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Родители — это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семьей главной задачи — воспитания детей. Но эти условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах,если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные занятия
Известно,как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению,дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения, речь и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.
Немаловажный вопрос в воспитании нового поколения играет и технологический прогресс. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют нашим детям куклы, машинки, конструкторы и мячи. У многих ребят уже в дошкольном возрасте появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой. Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как в какой — то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения или развития, а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т. п. Сегодня притягательность компьютера или планшета не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Маленький ребенок — очень чувствительный организм, все физиологические системы которого развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия и игры на компьютере, постоянно увеличивающаяся информационная нагрузка могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор все более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают ее. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Теле воздействия формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей
Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.
Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм.Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод впервые годы совместного проживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца. Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья— специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности». Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.
Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы,которые возникают при этом:
“Ребенок напоказ”.Все сказано этими строками:
“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии,то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В. Я. Стоюнин
“Ребенок — помеха”. Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки, так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока. “Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. ” П. Ф. Лесгафт ” Ребенок — центр вселенной” Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет, с которой я ехала в транспорте — дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише,что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать!” Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения? “Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ”. Д. Дидро Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания.
Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.
Многие современные родители ставят перед детьми завышенные требования. В два года он должен говорить по английски, в три — научится читать и т. д При этом у ребенка остается все меньше времени на игру. Это большое заблуждение. Учитывая особенности дошкольного возраста, многие педагоги считают средством воспитания игру. Она развивает ловкость, сообразительность, возбуждает и укрепляет физические силы ребенка. Игры должны быть коллективными и индивидуальными. Взрослым следует поощрять игры, а по возможности руководить им но очень осторожно, чтобы не стеснять фантазию детей. У ребенка нужно вырабатывать бережное отношение к игрушкам. Игрушки должны быть развивающими, играя с ними дети должны учиться. Взрослым надо играть с детьми в игры с элементами полезного труда в кругу семьи. Эти игры — труд не требуют от ребенка большого напряжения, но обычно имеют результаты. В таких играх ребенок получает первые необходимые трудовые навыки. Труд ребенка в семье должен быть по возможности разнообразен. Надо отмечать успехи ребенка, оценивать результаты труда. Необходимо давать детям посильные поручения с самого раннего возраста, в противном случае родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок не хочет убирать игрушки после игры и т. д. Из таких детей часто вырастают неряхи.
Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.
Климат в семье — индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с родителями. Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, постоянного контроля, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений. Родители должны создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребенка, удовлетворять его естественные потребности, обеспечивать безопасность малыша, воспитывать в любви и заботе. Часто приходится сталкиваться с двумя противоположными проблемами: есть семьи, где дети находятся под гиперопекой со стороны родителей, а есть семьи, где дети страдают дефицитом внимания. Две крайности, которых хотелось бы избежать в воспитании нового поколения. Современная молодежь должна быть мобильной, активной и самостоятельной. Это диктует время.
Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.
Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.
Источник