Проблемы развития индивидуальности ребенка
ЭССЕ
«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
Сергеева Людмила Павловна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»,
п. Некрасовское, Ярославская область.
2017 год
ЭССЕ
«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы.»
Ральф Эмерсон
Как же вырастить поколение думающих, инициативных людей, готовых к новым великим открытиям?
Трудно говорить о поддержке инициативы детей, если сам педагог пассивен; говорить о развитии индивидуальности, если сам педагог не является индивидуальностью. Именно это, на мой взгляд, есть первоначальная проблема, над которой стоит задуматься.
Для многих педагогов, родившихся в Советском Союзе, проблема индивидуальности особенно актуальна. Вспомним своё пионерское детство: «не выскакивай», «не выделяйся», «будь, как все во всем – в поведении, в одежде». Напрашивается вопрос: «Просто ли стать и быть индивидуальностью, если эти слова на протяжении многих лет ты слышал практически каждый день?» Ответ: «Не просто!» А профессия уже выбрана: ты решил стать педагогом и других вариантов не рассматриваешь. Как быть? В твоих руках судьбы детей, и это не громкие слова. Ведь оттого, какие педагоги будут рядом с ребенком на его жизненном пути, во многом зависит, насколько интересным и инициативным человеком станет он сам. А мы знаем, что индивидуальность и инициативу надо поддерживать и развивать, только тогда это станет жизненной позицией человека. Вот и рождается решение – меняться самому. На это уходит немало времени. Но надо идти в ногу с этим временем, если хочешь сыграть значимую роль в жизни своих воспитанников.
Ты учишься, в чем-то «ломаешь» себя ради поставленной цели, может быть, даже страдаешь, ведь все новое рождается в муках. Проходит время, и начинаешь замечать, что уже можешь высказывать смело свое мнение, вносить свои предложения и не боишься ошибиться, не боишься осуждения, как это было раньше, там, в СССР. Уже можешь надеть то, что раньше – никогда! Постепенно происходит смена сознания. Меняются взгляды на жизнь и на все, что тебя окружает. Ты становишься для себя новым, совсем другим человеком. Жизнь начинает играть яркими красками. И первые, с кем ты делишься этой разноцветной палитрой, — дети. Научившись без страха и оглядки выбирать сам, ты учишь этому детей: «Выбери, каким способом мы с тобой сегодня будем составлять сказку, — прошу я ребенка, — коллаж, трафареты или кляксы?» И ребенок выбирает то, что его наиболее заинтересовало, то, где, возможно, он может лучше себя реализовать и проявить.
На занятии по развитию коммуникативных способностей и мелкой моторики в подготовительной к школе группе я предлагаю детям выбрать вид деятельности, который их больше заинтересовал. Дети выполняют коллективную работу «Подарок Деду Морозу», изготовление открытки, на бумажной основе которой изображено большое сердце, сделанное из пластилина: кто-то стал прикреплять пуговицы на пластилиновую основу, другие выбрали фигурные дыроколы, а третьи стали приклеивать разноцветные фигурки, украшая бумажную часть открытки.
А вот индивидуальное занятие по автоматизация звука. Подготовлен план проведения занятия, игры на закрепление данного звука. Но вот приходит ребенок, и ты видишь, что настроение у него совсем не такое, как ты ожидал, и эмоционального отклика на предложенную ему игру нет. Что делать? Приходится перестраиваться на ходу. И ты говоришь ему: «Во что бы ты хотел поиграть сегодня?»
— А заниматься не будем? – спрашивает ребенок.
— Не будем, — отвечаю я, — будем играть. Ты согласен?
Восторгу ребенка нет предела. Но я-то знаю, что те игры, которые он сам сейчас выберет, позволят мне решить все поставленные задачи по данной проблеме: произойдет и закрепление звука, и его дифференциация. Все это обязательно случится, так как все игры и пособия, которые есть в кабинете, легко адаптируются на решение любой задачи. Но ребенку это неведомо, и он самозабвенно погружается в игру, веря в то, что он просто играет, а педагог играет вместе с ним.
… Последняя песчинка в песочных часах, отсчитывающих время занятия, падает вниз.
— А можно я не пойду в группу и еще немного поиграю? – спрашивает ребенок…
Не это ли та лакмусовая бумажка, которая показывает, что здесь ребенку комфортно, здесь считаются с его мнением, слышат его желание, позволяют ему быть самим собой.
Ситуация успеха – это один из стимулов поддержки у дошкольников интереса к деятельности. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Именно в такой ситуации успеха оказывается ребенок, погружаясь в мир игры, где главным помощником педагога является среда. Поэтому нам, педагогам, необходимо помнить о тех важных четырёх параметрах, которые выделяются как главные в статье Т.Г.Шмиса «Среда как третий учитель».
А. Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. » Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги — все взрослые, которым не безразлична его судьба, должны помогать ему в этом и поддерживать его.
Когда ребёнок чувствует себя свободным в своих высказываниях, имеет возможность выбора, видит одобрительные жесты педагога, получает похвалу, не боится задавать вопросы, выходя за рамки заданной на занятии ситуации – при условии такого взаимодействия педагога с детьми мы можем верить в то, что будущее нашей страны – в руках небезразличных и инициативных людей.
Очень хочется, чтобы те взрослые, кто имеет хоть малейшее отношение к воспитанию и развитию детей, помнили строки из стихотворения Лориса Малагуцци, психолога, педагога, основателя Реджио-педагогики, педагогики, которая позволяет детям не только развивать свою индивидуальность и инициативу, но и делает их счастливыми открывателями мира:
«У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.
У ребенка
сто языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит:
сотня есть».
Источник
Ïîíÿòèå èíäèâèäóàëüíîñòè ðàâíîçíà÷íî ïî çíà÷åíèþ ïîíÿòèÿì åäèíè÷íîñòè, íåïîâòîðèìîñòè, íåïîõîæåñòè îäíîãî ÷åëîâåêà íà äðóãîãî. Èíäèâèäóàëüíîñòü — ýòî âîçìîæíîñòü äåéñòâîâàòü ïî ñîáñòâåííîé ïðîãðàììå, ïðèíèìàòü ñîáñòâåííûå ðåøåíèÿ.  ýòîì ñìûñëå èíäèâèäóàëüíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü ðàíî — óæå â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè. Ðåáåíîê ñàì ïðîòÿíóë ðó÷êè ê ìàòåðè, ñàì âûíóë ïóñòûøêó èçî ðòà…
Íî, êàê èçâåñòíî, ÷åëîâåê âî ìíîãèõ ñèòóàöèÿõ äîëæåí ñîáëþäàòü îïðåäåëåííûå îáùåñòâåííûå òðåáîâàíèÿ èëè äåéñòâîâàòü ïî ïðèíóæäåíèþ äðóãîãî ÷åëîâåêà. Ñîïðîòèâëåíèå òàêîìó ïðèíóæäåíèþ — è åñòü ïðîÿâëåíèå èíäèâèäóàëüíîñòè!
Ïðàâäà, îñîçíàåòñÿ ýòî ñàìèì ðåáåíêîì êàê âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíîãî è íåçàâèñèìîãî äåéñòâèÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Ñíà÷àëà èíäèâèäóàëüíîñòü âûðàæàåòñÿ â äåéñòâèè, â ïåðâîì íåïîñëóøàíèè, ïåðâîì óïðÿìñòâå, à çàòåì è â ñëîâàõ «ß ñàì». È ïðîÿâëÿåòñÿ îíà òåì ÿð÷å, ÷åì áîëüøå ó ÷åëîâåêà ðàçâèòà ñïîñîáíîñòü âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè, ïîíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü äåéñòâèÿ, ïðîòèâîñòîÿòü øàáëîíó, ñòåðåîòèïó ïîâåäåíèÿ. Ýòî âñåì èçâåñòíîå «ß ñàì!» — íè ÷òî èíîå, êàê ïðîÿâëåíèå îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ëþäÿì, ê ìèðó, ê âîçìîæíîñòè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ íèìè. Îíî ñîñòîèò â óìåíèè îöåíèâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, àíàëèçèðîâàòü êîíêðåòíóþ ñèòóàöèþ ñ ó÷åòîì ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, â óìåíèè ñòàâèòü öåëü è äîñòèãàòü åå.
Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü ïðàâî ïðîÿâëÿòü ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, íî åñòü è âîçìîæíîñòü ïîòåðÿòü åå. Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ýòèì ïðàâîì íà èíäèâèäóàëüíîñòü âëàäåþò ðîäèòåëè ðåáåíêà, êîòîðûå óæå ïðîøëè ýòîò èçâåñòíûé æèçíåííûé ïóòü. Íà ýòîì ïóòè è ó íèõ áûëà âîçìîæíîñòü ïåðåæèòü íàëè÷èå ýòîãî ïðàâà ÷åëîâåêà — áûòü ñàìèì ñîáîé. Êàê îíè åãî ïåðåæèëè? Ïîñìîòðèòå, êàê îíè îòíîñÿòñÿ ê âíóòðåííåìó ìèðó ñâîåãî ðåáåíêà, êàê âîçäåéñòâóþò íà íåãî.
Ñòåïåíü òàêîãî âîçäåéñòâèÿ ìîæåò áûòü ðàçíîé. Ïðè î÷åíü ñèëüíîì âîçäåéñòâèè ìîæíî ãîâîðèòü î ïîãëîùåíèè âçðîñëûì âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà, ÷àñòî ýòî íàçûâàåòñÿ ñèìáèîçîì. Ïðåäåëüíûì âûðàæåíèåì åãî ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïñèõè÷åñêàÿ, íî è ôèçè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü ÷åëîâåêà îò ÷åëîâåêà. Åñòü ôàêòû, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î òîì, ÷òî ó ðåáåíêà, êîòîðîãî èç-çà ôèçè÷åñêèõ íåäîñòàòêîâ ïîñòîÿííî íîñÿò íà ðóêàõ, íå ðàçâèâàåòñÿ äàæå àâòîíîìíàÿ òåðìîðåãóëÿöèÿ, êàçàëîñü áû, åñòåñòâåííàÿ ôóíêöèÿ îðãàíèçìà. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ðîäèòåëè äàæå ïðè âûçäîðîâëåíèè ñâîåãî ÷àäà ïðîäîëæàþò îòíîñèòüñÿ ê íåìó êàê ê îñëàáëåííîìó, æàëåþò åãî è… íå äàþò íè÷åãî äåëàòü ñàìîìó, äàáû îí ëèøíèé ðàç íå íàïðÿãàëñÿ. Ðåçóëüòàò — ïîëíàÿ çàâèñèìîñòü îò ðîäèòåëåé, íåóìåíèå ïðèíèìàòü ñîáñòâåííûõ ðåøåíèé.
Öåííîñòü èíäèâèäóàëüíîñòè ñêëàäûâàåòñÿ èç áûòîâûõ îòíîøåíèé, â êîòîðûõ âîïëîùàþòñÿ öåííîñòè äðóãîãî, öåííîñòè ñàìîãî ÷åëîâåêà. Ýòî ïðîèñõîäèò â ëþáîì äåéñòâèè. Âîò ðåáåíîê ñëîìàë èãðóøêó, è íà÷àëèñü óïðåêè, âïëîòü äî óïðåêà â íåáëàãîäàðíîñòè. À îí ïðîñòî õîòåë ïîñìîòðåòü, êàê óñòðîåíî… È âîò íåëüçÿ èãðàòü â ìÿ÷, íåëüçÿ ñòó÷àòü ìîëîòêîì, íåëüçÿ äðóæèòü ñ ýòèì ìàëü÷èêîì è ñ ýòîé äåâî÷êîé, íåëüçÿ âûñêàçûâàòü ñâîå ìíåíèå.  êîíöå êîíöîâ, ýòî çàêàí÷èâàåòñÿ ðàçî÷àðîâàíèåì âî âçðîñëîé æèçíè. À ðîäèòåëè òîëüêî óäèâëÿþòñÿ — ìû æå ãîâîðèëè, êàê íàäî ïîñòóïàòü, ïî÷åìó æå îí òàêèì âûðîñ — íè÷åãî íå õî÷åò è íå óìååò äåëàòü, íå óìååò âåñòè ñåáÿ ñ ëþäüìè — çàñòåí÷èâûé, ó âñåõ íà ïîâîäó èäåò? Ðàçâå ìû ýòîìó åãî ó÷èëè?
Ïðîñòî îí íå íàó÷èëñÿ ïîñòóïàòü ïî-ñâîåìó, íå ðàçâèëèñü ñïîñîáíîñòè, òå ñàìûå, êîòîðûå äàþò ÷åëîâåêó ñèëû áûòü ñàìèì ñîáîé, è èíäèâèäóàëüíîñòü ñòàëà áåçëèêîñòüþ.
×òî æå ýòî çà ñïîñîáíîñòè? Ñàìàÿ âàæíàÿ èç íèõ — ñïîñîáíîñòü âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà. ×åðåç åå ðàçâèòèå ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü âèäåòü ìèð áîëåå ìíîãîãðàííûì, ÿðêèì, áåñêîíå÷íî ìåíÿþùèìñÿ, âûõîäÿùèì çà ðàìêè øàáëîíîâ è ñòåðåîòèïîâ. Áëàãîäàðÿ ýòîé ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ïåðåâîïëîùåíèÿ, ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ðåàëüíûé øàíñ íàéòè ñåáÿ, ñòàòü ñàìèì ñîáîé.
Óæå â äåòñòâå ÷åðåç ÷óâñòâà âçðîñëûõ ðåáåíîê íà÷èíàåò âîñïðèíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü ñâîèõ äåéñòâèé: çàìàõèâàòüñÿ íà ìàìó íåëüçÿ, à îòìàõíóòüñÿ îò ìóõè ìîæíî. Óñâàèâàåò ðåáåíîê è íåîäíîçíà÷íîñòü ñâîéñòâ âåùåé — ïàëî÷êîé ìîæíî êàê ëîæêîé åñòü ïîíàðîøêó, à ìîæíî èñïîëüçîâàòü åå â êà÷åñòâå ãðàäóñíèêà.
 âîçðàñòå îò 1 äî 3 ëåò ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî þìîðà êàê ïðîÿâëåíèå îòíîøåíèÿ ê ìíîãîçíà÷íîìó èñïîëüçîâàíèþ âåùè, ê âîçìîæíîìó ñóùåñòâîâàíèþ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ íà ýòó âåùü — íàïðèìåð, íàäåë ðåáåíîê ñïåöèàëüíî íîñîê íà ðóêó è ñìååòñÿ, äîâîëåí ñâîåé øóòêîé.
Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ïðîèñõîäèò â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå, ãäå âñå ñîäåðæàíèå ïîä÷èíåíî ðàçâèòèþ ýòîé ñïîñîáíîñòè è âîîáðàæåíèÿ. Îí óæå ìîæåò ñêàçàòü «ÿ — âðà÷» èëè «ÿ — ìàìà» è âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì ñ îêðóæàþùèìè, â çàâèñèìîñòè îò âûáðàííîãî.
 áîëåå ïîçäíåì — ìëàäøåì øêîëüíîì — âîçðàñòå ïîÿâëÿåòñÿ ðåôëåêñèÿ, êîòîðàÿ îáîãàùàåò ýòó ñïîñîáíîñòü íîâûìè âîçìîæíîñòÿìè, ñâÿçàííûìè ñ âûäåëåíèåì ñâîåãî âíóòðåííåãî ìèðà è âîçäåéñòâèåì íà íåãî. Ïîÿâëÿåòñÿ ïëàíèðîâàíèå, îñíîâàííîå íà ïðåäâèäåíèè ñâîåãî áóäóùåãî è áóäóùåãî äðóãîãî. Ýòî î÷åíü âàæíîå ïðèîáðåòåíèå, ò. ê. ïîÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïîíèìàíèå äðóãîãî â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè, íî è â ïåðñïåêòèâå áóäóùåãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íèì.
Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñïîñîáñòâóåò îñâîåíèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íîðì ìîðàëè è íðàâñòâåííîñòè, ò. ê. ðîñò ñàìîñîçíàíèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó ÷åëîâåêà îñîáåííîãî ïðåäñòàâëåíèÿ î ñâîéñòâàõ ïñèõè÷åñêîé ðåàëüíîñòè, îáîáùåíèåì ýòèõ ñâîéñòâ â îáðàçå äðóãîãî.
Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî èíäèâèäóàëüíîñòü ÷åëîâåêà ïðîÿâëÿåòñÿ òåì â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì âûøå ñòåïåíü ðàçâèòèÿ åãî ñïîñîáíîñòè ïîíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü äåéñòâèÿ, ýòî ïîìîãàåò ïðîòèâîñòîÿòü øàáëîíó, ñòåðåîòèïó ïîâåäåíèÿ, äàåò íà÷àëî òâîð÷åñòâó.
Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå ëþäè îòêàçûâàþòñÿ ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì îò ñîáñòâåííîé èíäèâèäóàëüíîñòè, ïðîæèâàÿ, ïî ñóòè, ÷óæóþ æèçíü. Îñíîâíîå ïåðåæèâàíèå, âûçûâàåìîå òàêîé æèçíüþ, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åëîâåê èñïûòûâàåò â îñíîâíîì íåãàòèâíûå ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì — çàâèñòü, çëîñòü, ðàçäðàæåíèå, âñåãäà êàæåòñÿ, ÷òî êòî-òî çàíèìàåò åãî ìåñòî â æèçíåííîì ïðîñòðàíñòâå. Ðàçâèòîé æå èíäèâèäóàëüíîñòè äðóãèå ëþäè íå ìåøàþò áûòü ñîáîé.
Ïîýòîìó ãîâîðÿ ñâîåìó ÷àäó â î÷åðåäíîé ðàç «íåëüçÿ», çàäóìàéòåñü, ìîæåò áûòü Âû âñòàëè íà åãî ïóòè ê ïîèñêó ñåáÿ.
Источник
РЕФЕРАТ
Тема: «Развитие индивидуальности ребёнка»
Содержание
Ведение
1. Индивидуальность и ее проявления
2. Развитие детского характера
3. Развитие индивидуальных способностей ребёнка
4. Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта… Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!
Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.
У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили?
1. Индивидуальность и ее проявления
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными они не становятся. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида – неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Индивидуальные свойства личности – это не то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма.
Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» или «я – мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.
Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
2. Развитие детского характера
Способности дарованы ребенку при рождении, их развитие проходит по своим четким законам. Нельзя ускорить процесс развития, если способности спят и не востребованы. Нет неспособных детей (принимаются во внимание интеллектуально полноценные дети), есть нераскрытые способности и нетерпение взрослых. Одни способности развиты более, другие менее. Отсюда и деление детей и взрослых людей на гуманитариев и аналитиков. Деление условное, просто в определенный момент у ребенка были замечены способности к анализу, и они в большей степени развивались и поощрялись, а склонность к художественному восприятию не принималась во внимание, акценты были расставлены в пользу математических возможностей.
Возможности включают в себя способность самостоятельно решать собственные проблемы, ранний опыт и успехи, приносящие ребенку активность и заинтересованность, уверенность и осознание себя как человека уверенного и компетентного.
Однако детский характер может претерпевать некоторые изменения под благоприятным или неблагоприятным воздействием окружающего мира. Индивидуальные черты характера в силу определенных условий могут быть ослаблены, но не изжиты вовсе. Поэтому, как правило, стремление изменить характер ребенка терпит неудачи. А если попробовать найти другой подход?
Не переделывать и искоренять, а понять и пойти на компромисс. Поиск и выработка решений способствуют укреплению взаимопонимания, устраняют изнурительные трения, способствуют развитию способностей и активизируют процесс познания. Родители и дети могут обладать разными характерами, но это не должно мешать их общению.
Источник