Проблемы нормы развития ребенка
У каждого человека свое умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим
Ж.Ж. Руссо
Норма предполагает бесконфликтное и продуктивное выполнение личностью ведущей деятельности, удовлетворяя свои основные потребности в соответствии с требованиями социума. Норма – важный ориентир на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Понятие «норма» размыто и имеет различное значение.
Среднестатистическая норма. Большинство свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним вариантам. Однако среднее арифметическое не соответствует наиболее частому проявлению свойства. В связи с этим нельзя при оценке ограничиваться только статистической нормой.
Функциональная (индивидуальная) норма – нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности. Индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей точки зрения, проявляется так, как ему свойственно, находит удовлетворение в том, что считает правильным. Однако в ситуации абсолютизации данной нормы и невротика можно считать нормальным.
Идеальная норма (представлена в гуманистических концепциях психологии). При оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели: норма – это не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но идеала достичь невозможно, можно лишь приблизиться к нему, поэтому норма – это бесконечный процесс самореализации индивида. Идеальные нормы возникли в результате обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества и фиксировались в науках о человеке – педагогике, политике, праве и др. Отсутствие идеала или отсутствие стремления к нему – это признак ненормальности, как и наличие у человека нескольких противоречивых идеалов, быстрая их смена. Идеальные нормы заложены в определении ВОЗ здоровья человека как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Социальная норма– это общепризнанные правила, образцы поведения, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Наличие определенных общественно значимых стимулов (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в обществе. Социальная норма – изменчивый феномен во времени и пространстве.
Показатели психической нормы до конца не разработаны. Имеющиеся социологические, психологические, медицинские критерии обычно выделяют негативную сторону, которой в «норме» быть не должно. Б.С. Братусь выделяет следующее описание нормального развития человека:
а)отношение к другому человеку как к самоценности;
б) способность к любви и творчеству;
в) целетворящий характер деятельности;
г) потребность в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то);
д) способность к свободе волепроявления;
е) внутренняя ответственность перед собой и другими;
ж) обретение смысла жизни.
В специальной педагогике и психологии выделены следующие критерии нормальности ребенка:
а) уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста;
б) ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными свойствами, способностями и возможностями и способен к интеграции и преодолению отрицательных влияний со стороны собственного организма и окружения;
в) ребенок развивается в соответствии с требованиями общества.
Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия:
1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Развитие как процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека характеризуется неравномерностью, сензитивностью, непрерывностью, необратимостью, целостностью, дифференциацией и интеграцией внутренних его механизмов.
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
— цикличность психического развития;
— неравномерность психического развития;
— развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
— пластичность нервной системы;
— соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Отклоняющееся развитие – это развитие индивидуальное, во многом нестандартное, непонятное, сложное и противоречивое.Отклоняющееся развитие отличает:
— характерное снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
— трудность словесного опосредования;
— замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
Таким образом, при отклоняющемся развитии нарушается общий ход развития человека в результате каких-либо физических или психических дефектов.
Каждый дефект (лат. defectus – «недостаток») имеет свою структуру. Понятие «структура дефекта» было введено известным отечественным психологом Л.С. Выготским. Так, любое отклонение, например нарушение слуха, зрения, речи, влечет за собой вторичные отклонения, а при отсутствии соответствующей коррекционной работы еще и третичные отклонения. При разной первичной причине некоторые вторичные отклонения имеют сходные проявления, особенно в младенческом, раннем или дошкольном возрасте. У вторичных отклонений – системный характер, и их наличие становится причиной изменения всей структуры психического развития ребенка. Преодоление первичных дефектов мало поддается коррекции, когда как устранение вторичных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, нарушение формирования речи при глухоте.
I.6. Принципы и методы
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1642 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Слайд 1
Проблема нормы развития
Слайд 2
Понятие «норма» (от латинского — правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии(от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.
Слайд 3
А спекты в понимании психической нормы: 1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование). 2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования. 3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). 4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).
Слайд 4
Виды норм: 1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. 2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. 3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы. 4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. 5. Психическое здоровье — комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.
Слайд 5
Критерии, характеризующие норму психического здоровья: — соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности; — соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; — соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности; — возможность адаптации в микросоциальных отношениях; — возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств; — разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении; — критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.
Слайд 6
Основными показателями отклонений от нормы являются: 1) социальная дезадаптация ; 2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям; 3) замедление темпов развития или регресс психики. Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.
Слайд 7
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.
Слайд 8
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер . Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса , речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем. Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности. Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Слайд 9
Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.
Слайд 10
Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание. Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.
Слайд 11
Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка» Выполнила: Захарова С.Н.
Слайд 2
Актуальность исследования: в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в развитии личности в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Объект исследования – проблемы, нормы и патологии в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста. Цель исследования – определение проблемы, нормы и патологии в психическом развитии ребёнка на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска. Предмет исследования – особенности организации работы по выявлению детей дошкольного возраста с патологиями в развитии. Гипотеза исследования – процесс выявления детей дошкольного возраста с патологиями в развитии будет эффективным в том случае, если: но представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка.
Слайд 3
Структурно данная итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. В первой главе «Характеристика нормы и патологии в психическом развитии дошкольников» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора, раскрываются сущностные характеристики проблемы, нормы и патологии развития дошкольников, а также рассматривается психологический аспект проблемы аномального развития детей дошкольного возраста. Во второй главе «Эмпирическое исследование гиперактивности детей дошкольного возраста» проводится анализ психологических методов и методик, направленных на выявление гиперактивных детей на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска, разрабатываются пути помощи гиперактивным детям дошкольного возраста. В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска.
Слайд 4
Основные новообразования дошкольного возраста: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе — моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребёнка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребёнка к себе и своим возможностям. Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка, именно он является периодом фактического складывания психологических механизмов личности.
Слайд 5
Норма — это такое состояние системы, которое характеризует её как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология — крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение. Проблема нормы и её вариантов: одна из самых сложных в современной психологической науке. Проблема нормы включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной); норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.); норма регуляции; эмоциональная норма; — норма личности и т.д. Процесс обучения аномальных детей дошкольного возраста опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения — постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребёнка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребёнка.
Слайд 6
Гиперактивность (синдром дефицита внимания) – это нарушения поведения у детей дошкольного возраста. Не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами, по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребёнком. Причины возникновения гиперактивности : 1. Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; 2. Генетические факторы; 3. Негативное действие внутрисемейных отношений.
Слайд 7
Методы и методики, используемые для выделения гиперактивных детей: Анкетный опрос воспитателей и родителей. « Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская ). «Схематизация» (Р.И. Бардина). «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская ). «Корректурная проба». Сочетание двух таких методов как анкетирование взрослых (воспитателей и родителей), с одной стороны, и диагностических методик, выявляющих особенности не только внимания гиперактивных дошкольников, но дающих возможность судить об уровне развития наглядно-образного мышления и о степени сформированности предпосылок учебной деятельности даёт возможность поставить диагноз гиперактивности .
Слайд 8
— использование данных работы А.А. Рояк ; — опора на эмоциональную оценку детьми гиперактивных сверстников; — упражнения, четверостишия, на основании которых дети усваивали бы привычку делать всё достойно, благоразумно; — просвещение и обучение родителей и воспитателей, как лучше взаимодействовать с гиперактивным ребёнком. Приёмы «вхождения» гиперактивных детей в группу сверстников:
Слайд 9
Цикл занятий, направленный на вхождение гиперактивных детей в группу: 1. Беседы на темы: «Кого мы называем добрым». С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества. 2. Игры-упражнения «Варежки». Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги варежка, каждая имеет свою форму и узор, одинаковых половинок – две, они образуют пару. Задача детей — найти свою пару. 3. Игры-упражнения «Поводырь». Выполняется в парах, образованных после предыдущего упражнения. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. 4. Заучивание одной из вежливых фраз: — «Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, Здравствуйте»; — «Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день»; — «Если больше есть не в силах, скажем маме мы: «Спасибо»; — «Обидев друга шалостью, говорим: «Прости, пожалуйста»; — «Растает даже ледяная глыба от слова теплого «Спасибо»; — «И в России, и в Польше, и в Дании на прощание говорят: «До свидания»
Источник