Проблемы эмоционального развития ребенка на уроке

Проблемы эмоционального развития ребенка на уроке thumbnail

МБОУ » Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Выступление на семинаре педагогов — психологов

подготовил:

педагог — психолог

первой квалификационной категории

Сергеева И.В.

Курск 2017

Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен — тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой выразительности. Одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле. Сам процесс обучения, если он проводится умело, содержательно, с привлечением ярких иллюстраций (словесных и наглядных), вызывают нужные эмоции у детей. Это делает учение интересным, радостным, продуктивным. Ведь именно в первые школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства — чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание таких чувств очень важно — ребенку легче поступать в соответствии с теми нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания.

В младшем школьном возрасте эмоции быстро сменяют друг друга (радость сменяется разочарованием, страх интересом). Младшие школьники бурно реагируют на все события, окружающие их, но отличаются лучшей чем у подростков эмоциональной устойчивостью.

Мы нередко считаем, что эмоции и чувства — это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним подготовиться.

Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Эмоции — есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Чувства имеют большое значение в психической жизни учащихся начальных классов. Как правило, у здорового ребенка 7—10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Дети по самой природе своей — большие оптимисты. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования, иногда даже по сравнительно незначительному поводу, который не может вызвать соответствующих эмоций у взрослых в даже у старших школьников. Но эта сила переживаний связана у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью чувств. Потерпев какую-либо неудачу или почувствовав обиду, младший школьник может очень расстроиться, но его печаль так же быстро и легко проходит, как и возникла, обычно не оставляя особого следа в памяти ребенка. Однако быстрая сменяемость чувств еще не говорит о полном отсутствии необходимой уравновешенности. Младший школьник нередко проявляет больше спокойствия и выдержки, чем подросток, у которого часто бывает более неустойчивое эмоциональное состояние. Но все-таки характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе.

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Основными же являются СДВГ, неврозы, аутизм.

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.

Симптомы эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:

— неуравновешенность;

— возбудимость;

— бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);

— негативизм;

— упрямство;

— неуступчивость;

— конфликтность;

— жестокость; — устойчивое негативное отношение к общению; — застревание на отрицательных эмоциях;

— отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

— эмоциональная холодность;

2. Особенности внутреннего мира:

— острая восприимчивость;

— впечатлительность;

— болезненная чувствительность;

— наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;

— тревожность;

— мнительность.

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.

Выделяют три уровня социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста.

Низкий (неблагополучие):

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении;

— избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения и деятельности;

— отсутствие понятий «хорошо-плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

— конфликтность, агрессивность.

Средний:

— недостаточная инициативность в общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— ситуативная регуляция аффективных проявлений;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и возможность ее оказания.

Высокий:

— желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;

— признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;

— умение занять себя;

— владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей.

Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки.

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Очень часто ребёнок с СДВГ плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Он невнимателен к другим людям по своей природе. Гиперактивный ребенок может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей.

Дети с СДВГ очень часто отстают в психоэмоциональном развитии, но они, как правило, стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками.

Взрослеют такие дети медленнее. Это не значит, что они вообще никогда не повзрослеют. Процесс взросления растягивается у них на более долгое время и он идет не линейно, а скачками. Молодым людям с СДВГ требуется больше времени на то, чтобы стать ответственным, и самостоятельным, больше поддержки семьи и профессиональной помощи.

Некоторые люди могут считать себя достаточно зрелыми только лет в 35. Для каких — то людей взросление по настоящему начинается с того момента, когда появляются собственные дети и они должны нести за них ответственность.

Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект. Среди них могут быть одаренные люди. Но развить интеллект в полной мере мешают нарушения развития. Существует определенное некомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом. 

Шизофрения, аутизм у детей

Шизофрения — сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя существуют различные гипотезы.

Так, отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

Аутизм — полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании.

Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью (телесного, глазами), а это не может не беспокоить родителей.

И у детей, больных шизофренией, и у детей, страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого).

Их общей особенностью является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно.

Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов.

Помощь эмоциональным детям

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности, и даже еще раньше. Хроническая усталость, семейные неурядицы подготавливают «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, а также первые минуты, первые месяцы жизни ребенка определяют многое в его эмоциональной сфере.

Стиль воспитания в семье — еще один из важных факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка. Очень важно, чтобы стиль был единым, тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не придется приспосабливаться и ловчить. Стоит обратить внимание и на то, какой стиль воспитания присутствует в вашей семье. При авторитарном, командном стиле, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и мелкому воровству. Такие дети вырастают эмоционально зажатыми, агрессивными. Они тяжело идут на контакт, уже заранее боясь других людей.

Эмоциональность у детей проявляется по-разному: некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), другие внутренне (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями.

Эмоциональные дети очень часто страдают от отсутствия физической активности. Маленьким детям подходят активные игры («Кошки-Мышки», «Прыгалки»). В них они не только будут снимать напряжение, но и научатся взаимодействию. Подобные игры также улучшают внутрисемейные отношения, делают родителей и детей ближе. Можно использовать различные «агрессивные игры», такие как «Упрямая подушка», «Минута шалости» и т.д. Кроме того, необходимо научить боязливых и агрессивных детей расслаблению, так как постоянные внутренние зажимы могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает знаний или что-то не получается, необходимо довериться интуиции, почувствовать свой путь. Собственная интуиция может подсказать удивительные психологические техники. Так одна мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, т.е. прогоняла прочь.

Однако перед тем, как применять свои педагогические находки, рекомендую посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Если акцентировать внимание ребенка на его негативных поступках, например, после каждого проступка выдавать ему значки в виде тучек, то одним из вариантов развития такого воспитательного процесса может стать то, что ребенку понравится получать эти значки. А значит и негативных поступков станет больше. Действительно, с точки зрения детской психологии, ребенку легче обращать на себя внимание негативными поступками, а быть «хорошим» трудно и не так уж весело, поэтому нужно поощрять его . Задача взрослого — помочь ребенку преодолеть все трудности, связанные с развитием. Родительская любовь и знания психолога сокращают время и силы, нужные для преодоления.

И в заключение обсуждения факторов риска нарушения психологического здоровья и эмоционального состояния в младшем школьном возрасте хочется упомянуть одну из важнейших проблем — проблему сохранения «внутреннего Ребенка». Преобладание в традиционной системе школы обучения по образцам, поощрение значимыми взрослыми в ребенке «взрослых качеств» и наказание «детских» может привести к потере контакта с «внутренним Ребенком». Однако, по мнению К. Юнга, именно Ребенок прокладывает путь к будущему преобразованию личности, синтезирует противоположности (качества характера) и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет «видеть сердцем». Потеря контакта со своим «внутренним Ребенком» может обернуться не только существенными нарушениями психологического здоровья, но и приведет к снижению способности к творчеству и продуктивности. Именно об этом писал Антуан де Сент-Экзюпери, когда рассказывал о летчике, показывавшем всем своим знакомым рисунок удава, проглотившего слона. Он задавал всем один и тот же вопрос: «Что изображено на рисунке?» Но все отвечали стандартно: «Шляпа». И летчик прятал рисунок обратно.

Действительно, многие взрослые забыли о существовании Ребенка в себе, расплачиваясь за это потерей вкуса, радости к жизни. Поэтому взрослым имеет смысл начать с себя, а потом бережно поддерживать искреннего, спонтанного, интуитивного ребенка в детях.

Источник

рассмотрим проблемы,

которые могут возникать в детском и подростковом возрасте, и характерны нормальному развитию личности. Существует ряд особенностей, которые характеризуют развитие индивидуума адекватное возрасту. В интеллектуальном развитии предполагается адекватное использование когнитивных способностей, соответствующие возрасту мыслительные процессы. Здоровое эмоциональное развитие предполагает эмоциональную устойчивость, умение контролировать тревогу и раздражение в психотравмирующих ситуациях. Поведение ребёнка, подростка, как правило, адекватно ситуации и лишено каких либо чрезмерно выраженных реакций (например, протеста) в ответ на провоцирующий фактор (замечание со стороны родителей). Социальное развитие предполагает адекватный баланс между зависимостью и автономией, достаточно гибкие отношения с взрослыми и детьми, умение использовать предшествующий опыт в формировании новых, нужных личности отношений, достаточно быструю адаптацию к новым условиям. 
Рассмотрим поведенческие, эмоциональные проблемы причины их формирования, особенности проявления в зависимости от возраста личности и попытаемся проследить динамику их развития. Развитие эмоциональных и поведенческих проблем может начинаться с единичных реакций и со временем перейти в формирование стойкого патологического процесса. 
Реакция-это кратковременный ответ на какую-либо ситуацию или внешнее воздействие. В детском возрасте часто проявляются такие отклонения в поведении, как гиперактивность и импульсивноть, оппозиционно – вызывающее поведение. 
Гиперактивность — это повышенная двигательная активности, которая может проявляться в лазании и беготне, излишней разговорчивости или постоянном неадекватном оставлении своего места во время занятий. Гиперактивные дети постоянно находятся «в движении». 
Импульсивность – это совершение необдуманных действий. Дети могут быстро отвечать на вопрос, вместо того, чтобы, не торопясь обдумать проблему, они могут навязываться или прерывать других, вмешиваться в разговоры и игры, или могут испытывать трудности в ожидании сваей очереди. Все поведенческие критерии не соответствуют возрастному уровню, так как многие из этих форм (моделей) поведения наблюдаются у нормально развивающихся детей младшего возраста. Самые ранние проявления гиперактивности и импульсивности наблюдаются в возрасте 3-4 лет. До этого возраста данные формы поведения сложно выделить из недифференцированного набора моделей поведения, которые проявляется у ребёнка до 3 лет. Гиперактивность и импульсивность часто сочетаются с нарушением внимания. Проблема нарушения внимания проявляется у ребенка в возрасте 5-7 лет. 
Невнимательность приводит к трудностям с завершением работы, к забывчивости, слабой организации и отвлекаемости, которые могут негативно влиять на функционирование детей дома и в школе. В сочетании гиперактивность, импульсивность и невнимательность представляют собой три основные симптома Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ). В возрасте 10-12 лет гиперактивность и импульсивность становятся менее выраженными и замещаются внутренним ощущением беспокойства, невнимательность наблюдается и в подростковом возрасте, компенсируется не всегда или очень медленно по мере взросления личности. Существует ряд критериев, которые позволяют четко отследить данные отклонения по отдельности и в сочетании и помогают разработать родителям совместно с психологом или психотерапевтом определённую тактику для их преодоления. При наличии подобных отклонений у личности возникает ряд трудностей, таких как трудности в обучении, дефицит социальных навыков. Трудности в обучении обусловлены не снижением интеллектуальных способностей ученика, а сложностями при сосредоточении, повышенной отвлекаемостью на внешние стимулы, трудностью длительное время находиться на одном месте. В результате неудач при обучении у личности формируется неуверенность, чувство неполноценности, вызванные негативным представлением о себе и отсутствием самоуважения. Поэтому происходит снижение социальной адаптации личности, которое проявляется в отсутствии мотивации, направленной на преодолении трудностей в обучении, в дефиците навыков решения проблем связанных с общением. 
При длительном проявлении и выраженности рассмотренных отклонений необходима консультация невролога или психотерапевта и занятия с психологом, направленные на коррекцию поведения, развитие внимания. 
Оппозиционно – вызывающее поведение может варьироваться от единичных реакций оппозиции и протеста, до выраженного оппозиционного характерологического расстройства. Оно также охватывает периоды развития с раннего детского до подросткового возраста. Оппозиционное поведение в сочетании с упрямством, с тенденциями к неповиновению приказам взрослого рассматривается, как вариант нормы во время возрастного криза 3-4 лет и может также распространяться на весь дошкольный период. Если данное поведение сохраняется на более поздних этапах развития в возрасте 8-10 лет и наблюдается увеличение частоты и интенсивности его проявлений, то в таком случае возможно формирование оппозиционно – вызывающего расстройства. Оппозиционно – вызывающее поведение часто может сочетаться с симптомами СДВГ и плохой школьной успеваемостью. Дети с подобными проблемами могут забывать приносить домашние задания, иметь низкий интерес к познавательной деятельности, обвинять в своих ошибках других. В предподростковом и подростковом возрасте данное расстройство может перейти в более глубокие формы проблемного поведения: расстройства поведения. Важно отметить, что проявление оппозиционно – вызывающего поведения всегда ограничено родителями, близким ребёнку окружением, критериями его являются неповиновение, досаждение другим, препирательства, демонстрация своего характера, упрямство, стремление перенести ответственность на другого человека и т.д. Картина данного поведения может меняться, с прохождением различных периодов развития и конфликты и конфронтации могут переходить с семьи на школу и учителей в подростковом возрасте. 
Расстройства поведения проявляются в более широких пределах (семья, школа и т.д.) в формах открытого деструктивного поведения: драки, нападения, хулиганства; скрытого деструктивного поведения: ложь, кражи, поджоги; и скрытого недеструктивного поведения: прогулы, нецензурные выражения, токсикомания. В подростковом возрасте выраженные проявления расстройств поведения, начавшиеся до 13 лет могут со временем переходить в то или иное развитие личности, то есть в психопатию.
П.Б.Ганнушкин выделил три основных критерия, позволяющие отличать расстройство личности от других видов расстройств: тотальность, относительная стабильность патологических черт характера, социальная дезадаптация. Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике расстройства личности у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, с формирующимся расстройством личности, обнаруживает свой тип характера в семье, в школе, со сверстниками и со старшими, в учёбе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Например, всюду и всегда гипертимный подросток энергичен и подвижен, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. 
Относительная стабильность черт характера проявляется в малой изменчивости в течение всей жизни. Негативные черты характера мало поддаются коррекции и часто не осознаются личностью, как требующие изменения. 
При длительном и выраженном оппозиционном поведении с тенденцией к проявлению агрессии и при появлении критериев характерных для расстройства поведения проводиться консультация психотерапевта и рассматриваются возможные варианты коррекции поведения с психологом. Подобные нарушения поведения являются очень стойкими и могут приводить со временем к антисоциальным действиям, нарушению закона и несению уголовной ответственности по достижении возраста 14-18 лет. 
Поведенческие и эмоциональные проблемы взаимосвязаны между собой. Поведенческие часто выступают на первый план и скрывают, сопровождающие их эмоциональные проблемы. 
Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.
Агрессия – это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение; агрессивное поведение: нападение, удары, укусы; вербально-когнитивный компонент: высмеивание, обзывание и т.д., которые проявляются и меняются по мере взросления личности. Агрессия проявляется у личности в возрасте от года до четырёх лет, причем тенденция развития следует от взрывных, ненаправленных вспышек к направленным атакам и от физического насилия к символическому выражению агрессии. Агрессивные реакции, которые включают приступы гнева и сопровождаются поведенческими реакциями, такими как брыкание, укусы, удары и крики, наиболее выражены в возрасте 3,5 лет, а затем постепенно исчезают. Более направленные проявления агрессии, такие как месть, малозаметны впервые годы жизни, но нарастают с течением времени и характерны для возраста 4 – 5 лет. В этом возрасте, также учащаются вербальные формы агрессии, например выражения отказа, препирательства, обзывания. После дошкольного периода агрессия в форме откровенного физического нападения как незамедлительной реакции на ситуацию идёт на убыль и поведение детей становиться всё более сложным: преднамеренным, мстительным и символическим. Проявление агрессии теперь включает в себя споры, пререкания, поддразнивания и оскорбления наряду с запугиванием, причинением вреда и проявлением жестокости. Растущий когнитивный потенциал позволяет личности в возрасте 8 –12 лет отличать намеренные провокации от случайных и реагировать на последние менее агрессивно. Способность прогнозировать ситуацию и учитывать её возможное развитие в будущем, также, позволяет им скрывать недовольство, а агрессия принимает более отложенный и сдержанный характер. В подростковом возрасте доминируют вербальные выражения агрессии в форме высмеивания, унижения, обзывания и т.д., которые могут сопровождаться выраженной аффективной реакцией с криком, с проявлением гнева. 
Следует уделять особое внимание проблемам лежащим в основе агрессивных реакций, — чувству, что тебя не любят, унизительному ощущению собственной незначительности, отвращению к самому себе. Агрессивному ребёнку нужно подсказать возможные выходы из состояния возбуждения, не подавляя реакцию, а трансформируя её в различные формы активного поведения (занятия спортом, физический труд). Психотерапия направлена на формирование новых установок, моделей (форм) поведения, повышение самооценки при индивидуальной работе с личностью или в условиях малой группы(3-5 человек). 
При выраженности и длительном проявлении агрессивных реакций, и их сочетании с гиперактивностью, импульсивностью, оппозиционно — вызывающим поведением, расстройствами поведения необходима консультация психотерапевта или невролога. Другие варианты проявления агрессии в зависимости от возраста личности рассматриваются нами, как проявления отклонений в пределах нормы. 
Реакции тревоги, страха сопровождают процесс развития и формирования личности и являются естественными при наличии незнакомой, неожиданной ситуации.
Страх — это переживание конкретной психотравмирующей ситуации, часто происходящей неожиданно для личности. Тревога- это переживание, ожидаемой психотравмирующей ситуации, которая может произойти в будущем, содержащее в себе мобилизующий компонент. Таким образом, страх как эмоциональная реакция появляется при реальных событиях, тревога сопровождает ожидание данных событий. Тревога, страх возникают у личности на ранних этапах развития и в начале не поддаются четкому разграничению. Их проявления становятся более сложными по мере взросления. Определённые тревожные реакции, такие как боязнь громких звуков или внезапных движений являются врождёнными, тогда как боязнь незнакомых людей формируется во второй половине первого года жизни, и сохраняются до 3-4 лет. Подобные примитивные тревожные реакции становятся менее выраженными в дошкольный период, но проявляются другие страхи, обусловленные опытом. В этот период проявляется страх перед совершением плохих поступков, боязнь неудачи, дорожных происшествий, пожара и т. д. Также впервые проявляются нереалистичные страхи, такие как боязнь воображаемых персонажей, животных. В возрасте 8- 12 лет наблюдается тенденция в сторону реальных страхов. Страх перед телесными повреждениями и неудачей возрастает, а боязнь приведений и чудовищ проходит. По-прежнему сохраняются иррациональные страхи — например, страх перед змеями и мышами, ночными кошмарами и вымышленными персонажами. В подростковом возрасте тревожные реакции, страхи возникают у личности в отношении конкретных ситуаций связанных с учебой, межличностными отношениями, выбором профессии. Иррациональные страхи проявляются редко, но полностью не исчезают. Таким образом, страх и тревога рассматриваются в основном, как нормальная реакция на угрозу (или ожидание угрозы), исходящую из среды. Данные состояния предупреждают личность о том, что ситуация может быть физически или психологически опасной. Существуют проявления страха и тревоги, которые более выражены и длительны по времени, не поддаются произвольному контролю и не могут быть объяснены или логически опровергнуты. В таких случаях речь идёт о тревожных расстройствах, которые отличаются от нормальной тревожности и боязливости выраженной интенсивностью, которая непропорциональна ситуации, устойчивостью, сопутствующими соматическими реакциями, снижением уровня социальной адаптации. 
При наличии подобных расстройств у личности необходим медицинский подход, то есть консультация психотерапевта, невролога. При других проявлениях тревоги и страха важна поддержка эмоционально близкого лица, которым в семье является родитель, также можно, обратится к психологу, психотерапевту. Своевременное обращение к психотерапевту способствует выявлению «крайних эмоциональных состояний», при которых тревога сопровождается проявлениями депрессии. 
Из-за тесной связи тревогу и депрессию объединили общим термином негативная (отрицательная) аффективность. Хотя негативная аффективность является общим элементом в тревоге и депрессии, каждое нарушение имеет характерные особенности. 
Депрессивная реакция, которая включает чувство печали, одиночества, волнения может проявляться при психотравмирующей ситуации и рассматриваться как отклонение в пределах нормы. Проявлениям депрессии у детей присущи определённые характеристики. 
Признаки депрессии у маленьких детей от года до 3-4 лет могут включать задержку или утрату возрастных достижений, таких как приучение к опрятности, правильный режим сна, интеллектуальный рост. У них появляется печальное выражение лица, они отводят глаза при близком контакте. Отмечается самоповреждающее поведение, например, они могут ударяться обо что-то головой, кусать, бить себя, а также самоуспокаивающее поведение, например раскачивание или сосание пальца. Требующее поведение может чередоваться с апатией и безразличием. Депрессия в возрасте 6-8 проявляется в форме раздражения, вялости, печального вида у ребёнка. Дети теряют интерес к доставляющим удовольствие занятиям или достижениям. Может отмечаться регресс в развитии, например утрата когнитивных навыков, социальная замкнутость, чрезмерная тревога при разлуке с близкими. Также отмечаются неопределённые соматические жалобы, проблемы со сном, ночные кошмары и намерения причинить себе вред. По мере того как дети приближаются к возрасту 10-12 лет, картина депрессивных проявлений всё больше становиться похожей на взрослую. Четко проявляется снижение настроения, чувство вины, стремление к самопорицанию. Утрата мотивации может влиять на интерес детей к участию в социальной и школьной деятельности. Дети могут проявлять оппозиционно – вызывающее и агрессивное поведение, которое негативно отражается на взаимоотношениях со сверстниками, на успеваемости. Могут наблюдаться нарушения питания и сна, наряду с задержками развития. По мере взросления детей проявления депрессии могут становиться более тяжелыми, повышается вероятность суицида и утраты интереса или удовольствия (ангедония). Для депрессии в подростковый период характерны перепады настроения и негативность, часто сопровождаемая прогулами занятий, плохим поведением и ухудшением успеваемости. То есть у детей и подростков депрессия часто имеет скрытый характер, и на первом месте выявляются нарушения поведения и соматические симптомы. Выделяют следующие виды депрессии, которые наблюдаются у детей и подростков. 
Наименее тяжелая форма – это расстройство приспособления с депрессивным настроением. Основной особенностью расстройства приспособления является появление, кратковременных, эмоциональных и поведенческих проблем – в данном случае печали, плаксивости чувства безнадёжности в ответ на какой либо психотравмирующий фактор. Данное расстройство может проявляться при смене привычной обстановки. 
Дистимическое расстройство характеризуется наличием пониженного настроения, которое наблюдается у подростков в течение года. У подростков негативное настроение может принимать форму скорее раздражительности, чем депрессии. Периоды депрессии могут сопровождаться, как минимум двумя специфическими симптомами, такими как потеря удовольствия от деятельности, чувства собственной бесполезности и усталости. Данное расстройство может рассматриваться как форма длительной адаптации. Также может формироваться при хронической психотравмирующей ситуации (например, конфликт со сверстниками). 
Тяжелая депрессия — представляет собой состояние, отличающееся выраженностью симптомов и относительно внезапным началом, формирующимся под воздействием стрессовой ситуации, требующее консультации врача психиатра. При выраженных и длительных проявлениях депрессии у ребёнка, подростка необходима консультация психиатра. При кратковременных депрессивных реакциях в ответ на психотравмирующее событие актуальна помощь психотерапевта или психолога. Психологическая коррекция в основном направлена на индивидуальную работу с ребёнком, на формирование позитивных установок, обучение уверенности и самоконтролю и т.д.
Эмоциональное благополучие подростка, стабильность его поведения зависят от того места, которое он занимает в семье и коллективе и определяется отношениями с родителями и сверстниками. 
Психологическое сопро?