Проблемы эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Проблемы эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Дарья Гавриленкова
Проблема эмоционального развития ребёнка

Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования — одной из образовательных областей обозначено социально-коммуникативное развитие детей,в характеристике которого указывается: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (п. 2.6.).

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система создания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Теряются нравственные ориентиры. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми, а ребёнок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. С каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Общеизвестным является тот факт, что, когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребёнок.

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.

Развитие эмоциональной отзывчивости актуально и представлено в примерных программах дошкольного образования, в таких как «Детство», «Дружные ребята», «От рождения до школы» и других.

В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым.В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).

Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления, а в практическом плане наблюдается острая нехватка педагогических разработок по организации работы, направленной на формирование отзывчивого отношения детей дошкольного возраста к окружающим людям, особенно к сверстникам. Указанное противоречие определило выбор темы данного исследования и разработку научного аппарата работы.

Источник

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/626/ (дата обращения: 04.08.2020).

Не секрет:
ячейка общества – семья – претерпевает коренные
изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные
изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся
традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария –
основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется,
факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей,
зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

Читайте также:  Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

В отличие от
интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не
всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе
эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо
формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками,
а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно
общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно
было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы
услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое
количество не полных семей, да и простая не грамотность в
педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы
видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему,
воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что
современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют
общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и
зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее
активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от
2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного
образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и
консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы,
ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Начнем с первых дней
ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все
более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют
навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное
поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально
положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо
интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт
со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет.
Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе
препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду –
важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения
причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в
котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность
ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок,
условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся
общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота
походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха,
развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать
вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем
совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и
индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало –
нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное
состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя
сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное
состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают
регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям
постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности
вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания
о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще
понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и
организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители
становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что
в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни
семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно
влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее
психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию.
Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и
тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях
между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям –
чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или,
напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Необходим поиск причин,
объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции
эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило,
уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой
«Расскажи историю»- проективного исследования личности
ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли
исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой
о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна,
Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о
динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто
встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

— ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

— НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С
РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ :
ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ
СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ
РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

— СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ;

— НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ
СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с
теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались:
подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном
«изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот
может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и
взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле
методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс –
Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной
сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

— ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Читайте также:  Внутриутробный период развития ребенка лекция

— ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ
ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ
РОДИТЕЛЕЙ?

— ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС
ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ
СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

— НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО
ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

— ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК)
РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

— ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К
ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ
ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО
ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении
достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти
истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим
чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам
полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной,
архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять
просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие
эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех
мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность
родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях:
чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в
присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе
завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная
атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных
требований.

Мы можем сделать вывод,
что активное участие воспитателя и не менее активная
заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы
детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе,
успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, индивидуальный подход, СЕМЬя, эмоциональная сфера детей, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Основные направления работы по психомоторному развитию…

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…

Источник

Марина Червякова
Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не новая, но очень актуальная и привлекает внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Это связано с тем, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Так как дошкольное детство занимает только первых семь лет — это очень короткий отрезок в жизни каждого человека. Но он имеет огромное значение в жизни ребенка, так как он быстро и бурно развивается. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, что в свою очередь является основанием для дальнейшего роста. Для маленького ребенка характерно находиться в так называемом “плену эмоций” – его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, — так как не может управлять ими.

Приоритетным направлением в эмоциональном развития в дошкольников является формирование самостоятельной и активной личности.

Собрано огромное количество фактов и систематизировано много наблюдений об эмоциях, приобретён опыт экспериментального исследования.

Первое определение эмоциональных явлений в общем виде дал Вильгельм Вундт, основоположник интроспективной психологии и сенсуалистических теорий. В своих работах, он связывает эмоции с ощущениями и простейшими психическими процeccами. Титченер критиковал теорию Вундта, подвергая сомнению теорию о неисчислимом множестве чувств. Титченер считал,что человеку присущи только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.

К. Ланге утверждал, что эмоции возникают в результатe моторных изменений, которые вызываются некоторыми раздражителями. В последствии эти две теории начали рассматривать как единую. Эта теория в последствии стала называться как “теория Джемса-Ланге”. В основе которой лежит теория о том,что: мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар.

Внешний стимул достигает ствола мозга посредством органов чувств и вызывает ответную реакцию организма по двигательным нервам. Джемс разделял эмоции на две группы:

Читайте также:  Диагностика развития мышления ребенка 5 лет

1. Высшие эмоции — эмоции, связанные с эстетическими потребностями.

2. Низшие эмоции — эмоции, связанныe с состоянием гнева и страха.

Также была выдвинута «таламическая теория Коннона и Барда». В основе которой легло утверждение, что эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе человека.

Возникновение и проявление всех эмоций и чувств связано со сложной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Это определило их тесную связь с органами дыхания (“слушал затаив дыхание”, с деятельностью лицевых мышц (мимика) и сердца (“от страха сердце замерло”). Прослеживается так же неразрывная связь и с движениями всего тела (пантомима, с изменением интонаций голоса (голосовая мимика).

Изард, один из ведущих ученых в области эмоций, анализирует связь человеческие эмоции с деятельностью человека и познавательной способностью, старается объяснить, как эти эмоции образуют большую часть человеческого познания, сознания и действия. Изучая эмоции во всех аспектах, он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории.

Теория Изарда подвергалась критике отечественных психологов — А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые отечественные психологии рассматривают как основу эмоций.

Отечественные психологи придерживаются теории о том, что эмоции –это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют следующие аспекты: отражения (В. К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г. А. Фортунатов, отношения (В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон) и переживания (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров).

В дошкольном периоде у ребенка начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, который ранее отсутствовали или наблюдались в начальном состоянии. Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с появлением у него новых интересов и потребностей, интересов.

Данный вид теории подразумевает, что эмоции являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г. А. Фортунатов и П. М. Якобсон утверждают, что эмоциональные процессы, это «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для нeго объектам»

В данном периоде эмоционального развития роль эмоций в деятельности ребенка изменяется. На данном этапе у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет переживать его по поводу возможных результатов (предвидеть реакцию других людей на его поступки). Например, раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Другой пример, раньше дошкольник выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительные оценки, а теперь он ее выполняет, как бы предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Специфичность эмоций определяются переживанием событий и отношений. С. Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает.

Так постепенно ребенок начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувства посредством интонации, мимики, пантомимы, что в свою очередь помогает ему понять переживания другого человека.

Также А. Д. Кошелева утверждала, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием как мотивационной, так и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональный процесс обеспечивает их интеллектуализацию, когда он становятся более осознанным, обобщенным. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в той или иной степени может управлять выражениями эмоций.

Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По мнению, Г. И Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания.

Если говорить об исследовании эмоций большинства авторов – П. М. Якобсон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалёв, А. В. Петровский,–считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

По мнению Л. С. Выготского полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».

Так как в становлении личности ребенка огромную роль играет эмоциональная сфера, можно утверждать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, является очень важной. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».

Многие отечественные специалисты отмечали, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому основной задачей при воспитании эмоций у детей должно быть не только обучить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Отечественные психологи внесли существенный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций, хотя ещё много нерешённых проблем. Так же доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка.

Проведя анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод том, что в психолого-педагогической литературе накоплен весомый материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.

Делая вывод нельзя не отметить, что развивать и корректировать эмоциональную сферу дошкольников необходимо на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти должны быть специфичны.

Источник