Проблемные ситуации ребенка 5 6 лет

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАПУСТА Л.Я.

МАДОУДСКВ №10

СТ. СТАРОМИНСКАЯ.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

         Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
1•   Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

 
2•   Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

               Ситуация с огнём.
3•  В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
4•  Дым в соседней квартире. Твои действия?

               Ситуация с водой. 
5•   Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

6•  В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему

7•   Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

8•  Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

9•  Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

10•  Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

11•  В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

12•  В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

13•  Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

14•  Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

15.   Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

16.  Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

17.Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.        

18.Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

19. Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

20. Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

21. Тема: « Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

22.  Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

23. Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

24. Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

25.  Тема: «Погодные условия»

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая —  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

26.  Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

27.  Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.        

28.  Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

29.   Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.         

30.  Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

31.  Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

32.   Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Читайте также:  Сутулость ребенок 5 лет

33.  Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

34.  Тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

35.  Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

36.  Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

37.   Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

38.  Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

39.  «Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?40.  «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?41.  «Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»
42.  Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?43.  «Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

44.  «Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

45.  «Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?46.  «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?47.  «Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.48.  «Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

49.  «Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.50.  «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?51.  «Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.52.  «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Читайте также:  Мрт головного мозга ребенку 5 лет под наркозом

Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

53.  Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

54.  ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

55.  В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

56.  Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

57.  В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагогов.  

58.  . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
— Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
-А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

59.У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как бы вы поступили иначе ? Что вы скажете друг другу?

60.  .Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
— Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?

61.  .Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?

62.  Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.

63.  Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

64.  Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.
Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу.
Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Венера Рашитовна Наташе ?
Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

65.  Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
-Ты предатель.
Рома обиделся.
Как ты думаешь, почему?

66.  .Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
-Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?

  67.  В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

68.  Света выходит в раздевальную и громко говорит.
— Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света

Читайте также:  Нарисовать цветы ребенок 5 лет

69.  .Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит.
— Не нужна мне ваша добавка.
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

70.  После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
-Поправьте мне одеяло.
-Я хочу в туалет.
— А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы?

71.  Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
Никита громко сказал.
-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

   Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

 72.   Ситуация.

В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

73.   Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: «Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу». Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: «Они совсем черненькие!»;

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

  74.   Ситуация.

В группу пришел новенький — мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

 75.    Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

76.    Ситуация.

В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: » Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина».

  77.   Ситуация .

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена » Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ…»

78.  «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

       79.      «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

      80.  «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

    81.  «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

   82.  «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

83.  «…питаться только сладостями

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать  культуру еды.

Источник