Проблема социально коммуникативного развития ребенка
Любовь коренева
Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников.
Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС ДО»
«Умение ребёнка позитивно
общаться позволяет ему
комфортно жить
в обществе людей…»
Л. С. Выготский
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОСДО являются следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитиеспособности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
— использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
— реализация общеобразовательной программы;
— обогащение предметно-пространственной среды.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как — личностно- развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание направлено:
— на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОСДО к основным компетенциям педагога:
— Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
— Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
— Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
— Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
— Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
Младший дошкольный возраст
— Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
— Организация сюжетных игр;
— Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
— Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
— Игры с моделированием;
— Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
— Организация сюжетно-ролевых игр;
— Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
— Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
— Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
— Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
— Использование метода проектов.
— Использование метода коллекционирования.
— Использование театрализованной деятельности.
— Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
— Самостоятельная деятельность детей.
3.Инновационные формы работы с родителями:
— Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
— Вечера вопросов и ответов;
— Родительские гостиные;
— Тренинги по запросам родителей;
— Клубы по интересам;
— Родительские конференции;
— Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
— Творческие выставки и фотовыставки;
— Тематические вечера и викторины;
— Совместные досуги;
— Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
— Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
— Совместное создание мини-музеев.
4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным,при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
— Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
— Обучение умению слушать и слышать другого;
— Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
— Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
— Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
— Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
— Формирование чувства симпатии между участниками общения;
— Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
— Обучение умению детей владеть собой;
— Развитие умения анализировать ситуацию;
— Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Источник
Проблемы социально-коммуникативного развития
старших дошкольников с ОНР.
При работе с детьми с ОВЗ мы сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, низким уровнем социальной адаптации, недостаточной сформированностью социальных умений. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Особенно остро эти проблемы стоят у дошкольников с ОНР. Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии определенных нарушений в личностно-эмоциональной сфере ребенка – это повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обиженного и почувствовать, что испытывает другой.
Специфика нарушений процесса социальной адаптации детей с ОНР обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания личности других людей.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- содержание игр изменилось, часто дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Все эти особенности препятствуют формированию социально-коммуникативных умений дошкольников. Поэтому работа педагога должна быть направлена на их развитие:
- умение организовывать общение:
- включающее умение слушать собеседника,
- умение эмоционально сопереживать,
- проявлять эмпатию,
- умение решать конфликтные ситуации;
- умение пользоваться речью;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Реабилитационная функция работы педагога должна быть направлена на создание условий развития социальных умений дошкольников. К ним относятся социальная ситуация развития, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная игровая деятельность, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Нами были рассмотрены и сопоставлены проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников и особенности психофизического развития дошкольников.
Проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР | Особенности психофизического развития дошкольников с ОНР |
— трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; | — общая соматическая ослабленность; — речевая недостаточность; |
— напряжённые отношения со сверстниками; — замкнутость, застенчивость, нежелание публичности; | — дети критичны к своему дефекту; |
— неумение собирать, анализировать и оценивать материал; — неумение решать проблемные или конфликтные ситуации; | — у детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания; — дети отстают в развитии словесно-логического мышления; |
— неумение задавать вопросы, вести беседу; | — низкий познавательный интерес к окружающей жизни; |
— дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. | — низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников. |
В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
Решая проблему социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, целью нашей работы стало развитие коммуникативных навыков, направленных на сверстника. Это обогащение опыта совместной деятельности и расширение форм общения между детьми.
Нами были поставлены следующие задачи:
- развитие связной диалогической и монологической речи;
- развитие навыков ситуативно-делового общения;
- развитие умения выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета;
- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивный потенциальный словарь стал активным, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык! Другое дело — сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Для достижения наилучших результатов в вопросе формирования речевых навыков применяются различные технологии. Одной из которых является «Утренний сбор» (программа «Сообщество»), автор Колин Бейн. Данная технология рассчитана на детей школьного возраста. Нами были взяты элементы «Утреннего сбора» и адаптированы к работе с дошкольниками.
Соотношение проблем социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ и задач, решаемых с помощью «Утреннего сбора» показано в таблице.
Проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР | Задачи, решаемые с помощью технологии «Утренний сбор» |
— трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; | — развитие словарного запаса; — развитие стремления у детей выражать свое отношение к окружающему, умение самостоятельно находить для этого различные речевые средства; |
— напряжённые отношения со сверстниками; | — создание комфортного социально-психологического климата в детском коллективе; |
— неумение решать проблемные или конфликтные ситуации; | — умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать; — умение адекватно реагировать на реплики, обращаясь непосредственно друг к другу; — умение решать проблемные или конфликтные ситуации; — развитие саморегуляции; |
— замкнутость, застенчивость, нежелание публичности; | — приобретение опыта публичного выступления; |
— неумение собирать, анализировать и оценивать материал; | — умение анализировать и оценивать излагаемый материал; |
— неумение задавать вопросы, вести беседу; |
— умение запрашивать информацию; — умение работать с изученной информацией; |
— дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. | — формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. |
Представляем этапы и задачи технологии.
Технология «Утренний сбор»
- Сбор (звонит колокольчик)
- Выбор приветствия, приветствие
- Обмен информацией (новости)
- Заслушивание сообщения
- Обсуждение, вопросы по сообщению
- Групповая деятельность (игра)
- Пожелания на предстоящий день
В совместной деятельности с детьми мы ввели традицию собираться в круг под звон колокольчика. Это время мы назвали – «Время круга».
Для установления эмоционального контакта мы начинаем «Время круга» с приветствия. Нами подобраны различные приветствия: вербальные и невербальные. Приветствуя друг друга, дети выражают чувство радости от встречи, высказывают комплименты, пожелания.
Следующий этап – обмен информацией или «Ежедневные новости». Часто новости предлагаются не в чистом виде, а зашифрованные в виде символов или картинок. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
— о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
— о плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);
— об особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников. Таким образом, тематика новостей может быть самой разнообразной, но, как правило, она совпадает с тематической неделей и задаёт настроение дальнейшей беседе, а так же настраивает детей на активное общение между собой.
Третий и наиболее значимый этап – заслушивание сообщений. Основной темой данного этапа являются «Добрые дела». Выступающий определяется заранее и вместе с педагогом или с помощью родителей готовит сообщение. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. На этом же этапе возможна работа над проектами:
— обсуждение темы будущего проекта, постановка проблемы;
— обмен информацией по теме проекта;
— презентация проекта, обсуждение результатов работы.
Четвёртый этап утреннего сбора – групповая игра. На этом этапе проводятся игры на развитие социально-коммуникативных навыков, на развитие умений решать проблемные ситуации, на развитие навыков саморегуляции, укрепление дружеских чувств и т.д. После окончания игры необходимо с детьми сделать вывод. Обсудить, что получилось, а что нет.
Последний этап – пожелания на предстоящий день. В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
Может показаться, что на утренний сбор уходит много времени. Но можно с уверенностью сказать, что это не так. Всё зависит от находчивости и компетентности воспитателя. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу доброжелательности и коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
Утренний Сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимым в коллективе. Утреннее общение для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас. И самое главное решаются задачи развития социально-коммуникативной компетентности.
Источник