Проблема развития ребенка в интернате
Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.
Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки интеллектуального развития, являются приоритетными в образовательной политике.
Выпускники специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида зачастую оказываются совершенно не приспособленными к реальным условиям окружающего мира. Это дети, с раннего возраста успевшие столкнуться с нищетой, стесненными жилищными условиями, преступностью, насилием. Как правило, раны, нанесенные ребенку в первые годы жизни, остаются у него навсегда. Такие дети чувствуют себя незащищенными, одинокими и беспомощными. Став взрослыми, они нередко жестоко обращаются с собственными детьми, совершают преступления, начинают употреблять наркотики.
Актуальность проблемы подготовки детей к активной жизни совершенно очевидна. Реалии современного общества таковы, что воспитанник за порогом учебного заведения оказывается в лабиринте социальных, психологических и личностных проблем. Достаточная степень профессиональной подготовленности учащегося, умения адаптироваться к различным жизненным ситуациям, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, работать в коллективе, иметь навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха, способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей, – верный залог его жизненной успешности, его социальной востребованности. Поэтому мы рассматриваем современное коррекционное образовательное учреждение как социальный институт, который призван на деле, защищать права, свободу и достоинства каждого ребёнка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного – социального развития и становления. И его задача – создать условия для успешной социализации личности учащегося, которые могут реализовываться через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Данная задача решается более успешно, когда возникает гармония двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации. Через коллективное творческое дело происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом. Под КТД подразумевается не любая деятельность, а жизненно важное общественно необходимое дело, например, социальный проект, трудовая акция, спортивные состязания.
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Методика ситуационного семейного часа позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.
В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной и трудовой деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Особенно актуально значимым и востребованным сегодня становится создание учебных программ по трудовой подготовке учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, а также их реабилитация и социальная адаптация.
В течение нескольких лет мы работаем в специальной коррекционной школе VIII вида. Большое значение придаём обучению и воспитанию детей как нормальной, полноценной личности. Для того, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, требуется постоянно обращать внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. Надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. Наша задача: помочь учащимся коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны.
Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.
Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы уделяется много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
Воспитательная работа с детьми реализуется по следующим направлениям:
• «Личностное развитие»;
• «Охрана здоровья и физическое развитие, обеспечение основ безопасности жизнедеятельности»;
• «Трудовое, экономическое воспитание и профессиональное самоопределение»;
• «Гражданско-патриотическое, правовое воспитание»;
• «Эстетическо-творческое развитие».
В комплексе с различными мероприятиями, реализуемыми в школе, осуществляются
- Спортивно-оздоровительная деятельность
Особое внимание уделяется организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, расширению кругозора воспитанников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
Учащиеся любят заниматься в спортивных секциях (лыжи, футбол, теннис, коньки, хоккей и пр.) Дети и педагоги принимают активное участие в ежегодных спортивных мероприятиях школы, района, края. Неплохой потенциал и результаты воспитанники имеют и по лёгкой атлетике.
- Трудовая деятельность
Цель: создание условий для понимания того, что труд — основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага; формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребёнка, воспитание бережного отношения к результатам труда.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Особое место занимают уроки социально-бытовой ориентировки. Многие темы предмета СБО для умственно отсталых детей-сирот являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы формирования знаний о бытовой стороне семейной жизни, навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.
На основе систематических наблюдений за детьми на занятиях по трудовой подготовке мы получили возможность проследить динамику продвижения в освоении теоретического и практического материала.
Полученные данные позволили нам дифференцированно подойти к коррекционной работе с детьми и сделать заключение о том, кто из учеников нуждается в индивидуальном подходе.
Анализируя трудоустройство выпускников нашей школы, мы убедились, что в производственных условиях удовлетворительно адаптировались в основном те из них, интеллект которых нарушен в меньшей мере.
По окончанию школы обучающиеся и воспитанники показывают высокие результаты при сдаче экзамена по предмету. На протяжении 3-х лет уровень профессионально- трудовой подготовки остаётся стабильным.
- Социализация выпускников, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе происходит через участие в различных творческих конкурсах.
- Эстетико-творческая деятельность
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и творческих способностей.
Для повышения качества воспитательной работы педагоги используют новые технологии, разнообразные формы, методы и приёмы, привлекают детей к активному участию в мероприятиях. Воспитанники школы ежегодно принимают участие в конкурсах детского творчества. В течение учебного года воспитанники школы неоднократно принимали участие в районных добровольческих акциях «Чистый двор» в рамках Весенней Недели Добра, «Туристическая тропа» и др.
- Мы отдыхаем
Целостное развитие личности ребёнка возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым, как не в период отдыха? Большое внимание в школе уделяется закаливанию детей, купанию. Купание происходит в специально обустроенном месте (бассейне), согласно графику, под руководством педагогов школы, медработника. Даже в зимний период. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов дети, сами не подозревая, развивают свои физические и моральные качества, учатся дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учатся побеждать и проигрывать. Нужно только правильно их настроить, не отталкивать, не отворачиваться от детей. Правильно организованная и спланированная работа во время отдыха решает проблему досуга, самовольных уходов и девиантного поведения детей «группы риска».
- Наши праздники
Большое значение придаётся сохранению, поиску, созданию и отработке традиций и ритуалов школы, которые объединяют всех учеников, способствуют формированию коррекционно-развивающей общешкольной среды: День знаний, День учителя, Праздник труда, Осенний бал, День инвалидов, День Матери, новогодние праздники, Рождественские встречи, Масленица, День Святого Валентина, День защитника Отечества, День птиц, 8 марта, Последний звонок, День защиты детей.
Важной особенностью воспитания ребёнка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимуляция его компенсаторных возможностей и в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.
Особое место в процессе обучения занимают педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся, среди которых и игровые технологии. Одним из видов обучающих игр, которые мы используем, стали ролевые игры, они характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели посредством сюжетно-ролевой игры мы используем следующие средства:
1. Постановка общей для группы задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
2. Обеспечение различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, покупатель и продавец, бригадир и рабочие, почтальон и получатель почты и т.д.);
3. Взаимодействие участников группы в соответствии с их ролями;
4. Введение учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
5. Обязательная оценка учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием замысла. Структурным компонентом является сюжет, содержание, роль. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль взрослого. В процессе сюжетно-ролевой игры формируются такие процессы как: мышление, воображение, память.
Из выше сказанного следует, что социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. <Андреева Г.М.>
Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности ребенка.
Для прогнозирования и выявления возможных трудностей приспособления к учебной и трудовой деятельности детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью важен психологический мониторинг состояния их здоровья, позволяющий своевременно осуществлять комплекс превентивных и восстановительных мероприятий. Среди проблем, требующих незамедлительного решения: организация воспитательного и образовательного пространства в соответствии с особенностями психофизического развития детей; формирование разновариантного образовательного процесса, способствующего выбору образовательной программы, адекватной возможностям организма детей; создание системы социально-психологического сопровождения развития детей на всех ступенях онтогенеза; сохранение и приумножение здоровья детей.
Важную роль в процессе адаптации ребенка, играет педагог. Так как именно он следит за социальной ситуацией в классе. Адаптировать ребёнка к условиям жизни в школе-интернате педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них. Для этого педагогу необходимо обладать рядом важных профессиональных умений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская Э. М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе//Гигиена и санитария. — 1984. — № 3. – С. 17-22
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С.34-37.
3. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование. — 2002. — № 1. — С.111-121.
4. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – Ростов: Феникс, 1997. – 340 с.
5. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация их деятельности/Под ред. Г. М. Иващенко. – М: НИИ семьи. – 1997.
6. Эксакуто Т.В, Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов: Феникс, 2003. – 448 с.
Источник
Психическое развитие детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, без попечения родителей — в домах ребёнка, приютах, детских домах, школах-интернатах, в настоящее время является очень острой и актуальной проблемой. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их физическое и психическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.
Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений, психическое развитие в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы. В условиях школы-интерната сужается круг общения школьников, их жизнь строго регламентирована, существует дефицит общения со взрослыми. Дети постоянно находятся в группе, где коллективные формы преобладают над индивидуальными.
Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, посвящены исследования психологов и педагогов, таких как И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.Н. Денисевич и другие.
Общеобразовательная школа-интернат (в дальнейшем интернат) — это образовательно-воспитательное учреждение, в котором созданы благоприятные условия для проживания, образования и гармоничного развития детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, детей с отклонениями в поведении и в семьях которых неблагоприятные условия жизни. Целью образования и воспитания детей в школе-интернате является формирование и развитие образованной, моральной, физически здоровой личности с лучшими качествами человека и гражданина.
В психологической литературе при изучении проблемы психического развития воспитанников интернатных учреждений очень часто встречается термин «депривация».
И.А. Фурманов отмечает, что одним из факторов, влияющих на возникновение различного рода психологических проблем у детей, являются лишения и потери. Лишения — это отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Потери — это утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности.
Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии. Он заимствован из английского языка и означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее для него пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того ограничена ли моторика человека, отлучён ли он от культуры и социума, лишён ли с раннего детства материнской любви — проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства — вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от лёгких нарушений до очень грубых поражений развития интеллекта и личности [17, c.5].
Психическое, и в особенности, личностное развитие воспитанников интернатных учреждений обусловлено влиянием депривационного синдрома.
Воспитанники интернатных учреждений, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Особая проблема — феномен «мы» в условиях интерната. Было установлено, что здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы»-чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребёнка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети, живущие в интернате, чаще всего также обособлены; они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребёнком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению.
Каждый воспитанник учреждения интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
Особая психологическая проблема-отсутствие свободного помещения, в котором воспитанник мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Особенно это важно в подростковом и юношеском возрасте, когда появляется потребность в одиночестве на некоторое время. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Потребность в одиночестве в той или иной степени присуща всем подросткам и юношам (девушкам) и, более того, является необходимой для развития личности в этом возрасте. Но у воспитанников интернатов эта потребность часто оказывается депривированной [18, с.61].
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, занимающиеся изучением становления личности подростков и юношей, воспитывающихся вне семьи, исследовали формирование образа «Я», его содержание и проявляющееся в нём отношение детей к себе. Таким образом, они рассматривали образ «Я» как итоговый продукт неразрывной деятельности трёх его сторон: когнитивной, аффективной и поведенческой. Авторы считают, что образ «Я» в интернатных учреждениях развивается не только более медленно, но и несколько иначе, по-другому, чем у детей, растущих в семье.
Самосознание — это та область психического развития, с одной стороны, являющаяся ключевой для формирования личности, а с другой — в наибольшей мере уязвимой в условиях воспитания вне положительного семейного влияния.
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.
Формальное дисциплинирование таких детей таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к пониманию,- тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Для воспитанников интернатов характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения [19, с. 190].
Н.Н. Толстых выявила, что ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации сохраняются у воспитанников на протяжении всего периода пребывания в интернате. Это ярко проявилось в особенностях формирования у них такого существенного новообразования подросткового возраста, каким является обращенность в будущее. Юношеский возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы. При сравнении временной перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в интернатах, и их сверстников из массовой школы обнаружено, что временная перспектива у последних значительно глубже, чем у их сверстников из интерната. Если для учащихся массовой школы характерно большое количество мотивов, реализация которых связана с достаточно отдаленным будущим (стремление поступить в институт, обзавестись в зрелые годы семьей, достичь успехов в профессиональной деятельности и т.п.), то у воспитанников интерната преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего (пойти поиграть в футбол, написать завтрашнюю контрольную, продолжить занятия в волейбольной секции и т. п.), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически не выраженными [20, с.45].
Если сравнить, какие стороны собственного поведения наиболее значимы для юношей и девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи, то оказывается, что для первых — это в первую очередь негативистическое противопоставление собственного поведения нормативному, собственных предпочтений — требованиям взрослых. Для выпускников интерната и детского дома, как оказалось, наибольшую значимость имеет собственное умение ловко приспособиться к ситуации. Из приведенных примеров видно, что если утверждение собственного «Я», завоевание права вести себя «как хочешь» у юношей и девушек из семьи идет через активное противопоставление себя ситуации, привычным нормам, требованиям взрослых, то у выпускников интернатов-через приспособление к этой ситуации, в чем проявляется защитный характер такого поведения, ценимого ими в себе, в своем образе «Я».
Сравнение образа «Я» в данном аспекте создает впечатление, будто воспитанники интернатов и детских домов более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это, однако же, далеко не так.
Известно, что взрослый играет большую роль в развитии личности юношей и девушек. В учреждении интернатного типа дефицит общения со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия воспитанников интернатов от отношения к ним взрослых. На фоне напряженности потребности в общении со взрослым к одновременно повышенной зависимости от взрослого особенно обращает на себя внимание агрессивность в отношении воспитанников интернатов ко взрослым. Наличие агрессивных реакций в отношении к взрослому свидетельствует о фрустированности потребности в таком общении и в сочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует своего рода потребительское отношение к взрослому, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих. Также это может быть причиной того, что у выпускников интернатов не сформирована соответствующая дистанция в общении со взрослым.
По С. Розенцвейгу, становлению адекватных форм поведения подростков и юношей в отношении к взрослым способствует нормальное протекание процесса идентификации с родителями, которое у воспитанников интернатов оказывается, безусловно, нарушенным.
В условиях интерната невозможно создать механизм идентификации, полностью повторяющий семейную идентификацию. К тому же вопрос о целесообразности замены идентификации с родителями идентификацией с воспитателем и учителем достаточно сложен и не имеет однозначного решения.
Исследования показывают, что выпускники интернатов менее успешны в решении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта. Для понимания причин возникновения описанных особенностей поведения у выпускников интернатов недостаточно указания лишь на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками как простых количественных характеристик-с другой. Необходим глубокий качественный анализ специфики общения воспитанников со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Важно учитывать, что в интернате ребенок постоянно общается с одной и той же, достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать любой ученик обычной школы. Но одновременно он не может быть, и исключен из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников при этом оказывается как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении интернатного типа можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, а с другой стороны, нельзя не видеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения [21, с.38].
Особую значимость общение со сверстниками приобретает в юношеском возрасте. В этом возрасте наличие близкого друга, оценка себя как умеющего дружить, интерес к другому человеку именно как к другу становятся содержанием наиболее важных для юношей переживаний. Как показали исследования, это оказывается весьма нехарактерным для воспитанников интернатов и детских домов. В этом проявляется существенное недоразвитие того, что в психологии носит название «интимно-личностной стороны общения».
Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является также отсутствие у него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних стадиях онтогенеза, становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома.
Что касается содержательных характеристик образа «Я», то воспитанники школы-интерната, детского дома, описывая себя, говорят главным образом о своих нравственных качествах: «лентяй», «врун», «грубый», «непослушный» и т.п. У «семейных» юношей и девушек также встречаются подобные качества, однако чаще положительные: «добрый», «трудолюбивый», «умею дружить». Отношение к себе у выпускников интерната, по сути, повторяет оценку окружающих. У их «семейных» сверстников в это время идет активный процесс становления собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, идет выработка собственных критериев оценки себя, идет, наконец, напряженная работа по преобразованию, развитию собственной личности в соответствии со своими собственными критериями. Не случайно так велик у них процент эмоционально-волевых оценок, причем среди них очень много отрицательных, в которых отражается неудовлетворенность собой в совершенно определенной сфере-сфере развития, формирования собственного «Я» [17, с.46].
Выводы по 1 главе
Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения. Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения — это структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения. Концепция сопровождения как новая образовательная технология разработана Е.И. Казаковой.
Под сопровождением мы будем понимать метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Под социально-педагогическим сопровождением мы будем понимать комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации детей; перспектив их личностного роста.
Источник