Про журавля для ребенка 5 лет

Елена Сундукова
Цикл НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Журавли»
Конспект №1
Цель: Формирование способностей детей удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием птиц окружающего мира.
Задачи:
1. Познакомить детей с птицами — Журавли.
2. Вызвать у детей желание беречь и сохранять птиц.
Оборудование:
1. Иллюстрации и фотографии птиц.
2. Видеофильм и аудиозапись.
3. Бумага для рисования, сухая пастель, салфетки.
Методы обучения:
Словесные: рассказ педагога о птицах, живущих в нашей полосе, о конкретной птице Журавле, прелагаемой для рисования, о том, где птица живет, чем питается, какой образ жизни ведет.
Наглядные: рассматривание иллюстраций и фотографий птиц под руководством педагога. Просматривание видеофильма о журавлях (педагог обращает внимание детей на особенности птиц – их размер, окраску перьев, форму клюва, длину ног и хвоста).
Практическая игра: прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, человека, где бы он не находился, — в лесу или парке, в поле или на берегу моря – постоянно окружают птицы. Их красивые голоса радуют нас по всюду. Мы любим птиц и потому, что они из года в год на своих крыльях приносят нам весну.
Я предлагаю вам послушать пение разных птиц и отгадать, чьи голоса вам знакомы. (Слушание аудиозаписи «Звуки леса», ответы детей).
Народные художники очень любили изображать птиц. В сказках и поверьях птицы – символ света, радости и счастья. Герои сказок отправляются в путь на жар-птице. Птицы приносят добрые весточки. Птицы очень красивые, умные и храбрые. Изображения птиц встречаются в росписях на деревянных изделиях, в вышивках, кружевах, пряниках.
Я хочу вам рассказать о птицах, которых зовут Журавли.
Журавль — птица знаменитая. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу. Это птицы довольно больших размеров, с вытянутым телом и длинными прямыми ногами. Они отличаются вытянутым, длинным клювом. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны.
Встречаются почти во всех участках планеты. В нашей стране обитает семь видов журавлей, из которых наиболее распространен серый журавль (стерх). Окраска ее перьев серая с черными и белыми участками. В полете шея и ноги вытянуты. Летящая стая птиц обычно имеет вид клина. Повсеместно редки и требуют охраны.
Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах, в заболотистых местах поросшие камышом, тростником, кустарником.
Гнезда они строят на больших расстояниях друг от друга. Обычно их в гнезде два яйца, и второе яйцо часто бывает легче первого. Когда птенцы подрастают, вся семья начинает вылетать на кормежку в другие места. Питаются журавли ягодами, молодыми побегами травянистых растений, семенами, но не брезгают и насекомыми.
Танцуют все журавли — и серые, и красавки, и черные. Журавли, прежде чем начать танцевать, издают протяжные и приятные звуки, затем кланяются друг другу, хлопают крыльями и начинают прохаживаться, с каждой минутой убыстряя и убыстряя темп. При этом каждое движение птиц наполнено изяществом и грацией. Журавли танцуют не только весной, а в любое время года.
Физкультминутка: Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Плавные движения руками с большой амплитудой наклоны вперед; прогнувшись, приседания (2-3 раза).
В конце лета — начале осени журавли начинают собираться в одном месте, чтобы лететь к местам зимовки. Места сбора повторяются из года в год. К этому времени молодые журавлята уже довольно уверенно летают и могут вместе с родителями отправляться в это дальнее путешествие. В октябре стаи выстраиваются знаменитым «журавлиным клином» и улетают. Перелет осуществляется только днем на большой высоте. Впереди летит вожак стаи, на которого ориентируются все остальные, издавая при этом не менее знаменитое «журавлиное курлыканье». Их красивые, немного грустные голоса не похожи на те, которыми они переговариваются. Весной, возвращаются с зимовки журавли, как и многие птицы, на свои постоянные места гнездовий.
Журавли охраняются во всем мире и занесены в «Международную Красную книгу» и «Красную книгу России». Специально для охраны журавлей создан Хинганский заповедник (Дальний Восток (Амурская область).
В России делаются попытки разведения черных журавлей в питомнике Окского заповедника (Рязанская область). Эти птицы, очень нуждаются в помощи и защите человека.
Конспект №2
Цель: Развивать и совершенствовать навыки и умения художественно-творческих способностей через использование техники рисования пастелью.
Задачи:
1. Развивать умения детей передавать в рисунке композицию и пропорции птиц.
2. Развивать у детей навыки цветоведения и цветовосприятия, мелкую моторику рук, пространственное мышление.
3. Закреплять технические умения рисования пастелью.
Оборудование:
1. Иллюстрации и фотографии птиц.
2. Видеофильм и аудиозапись.
3. Бумага для рисования, сухая пастель, салфетки.
Методы обучения:
Словесные: рассказ педагога о птицах, живущих в нашей полосе, о конкретной птице Журавле, прелагаемой для рисования, о том, где птица живет, чем питается, какой образ жизни ведет.
Наглядные: рассматривание иллюстраций и фотографий птиц под руководством педагога. Просматривание видеофильма о журавлях (педагог обращает внимание детей на особенности птиц – их размер, окраску перьев, форму клюва, длину ног и хвоста).
Практическая игра: прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о Журавлях. Посмотрим, этих красивых птиц на слайдах нашего видеофильма. Как вы думаете, какую форму имеет туловище птицы?
Дети: Овальное туловище.
Воспитатель: Обратите внимание на длинную шею и маленькую круглую голову. А какого цвета Журавль?
Дети: Птица серого цвета, а хвост и кончики крыльев – черного. На голове как будто шапочка – красного цвета.
Воспитатель: Ребята, а что еще вы увидели у журавля необычное?
Дети: У птицы длинные тонкие ноги.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать Журавля мелками сухой пастели. Вспомним основные правила рисования пастелью.
Дети: 1. Наброски рисунка мы сделаем мелком пастели. Графический карандаш при рисовании пастелью не используется. 2. Чтобы раскрасить лист бумаги мелок пастели необходимо положить «на бочок» и растереть пальчиком или салфеткой. 3. В работе надо быть аккуратными, так как пастель очень хрупкая, быстро крошится.
Воспитатель: Молодцы! Правила рисования пастелью вы знаете, а значит можно приступать к работе.
Воспитатель: Ой, ребята, какие красивые получились ваши Журавли! Я предлагаю поместить работы на нашу выставку. (Детские рисунки вывешиваются на стенд, и педагог читает стихотворение «Журавли» Е. Груданова)
Приглядись-ка: там вдали
В пляс пустились журавли!
Стали рядышком в кружок,
Прыг да скок, да прыг да скок!
Ножками потопают,
Крыльями похлопают!
Каждый танец их хорош —
Очень уж на наш похож:
И весёлый, и смешной.
Ах. Как радостно весной!
Воспитатель: Скажите, ребята, как мы с вами можем повлиять на то, чтобы исчезающие птицы продолжали радовать еще многие поколения человечества?
Дети: Не убивать птиц, не разрушать гнезда, подкармливать зимой, весной вывешивать скворечники, делать кормушки, не срывать гроздья рябины (это корм для снегирей и синичек, не уничтожать насекомых – это тоже их корм, бережно относиться к природе. Надо охранять всю природу, все живое, что нас окружает.
Воспитатель: Наш дом — природа.






Источник
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Альбом Журавли.docx
Выбранный для просмотра документ Игры Журавли.docx
Выбранный для просмотра документ Книжка Журавли, журавлики.docx
Выбранный для просмотра документ Проект Журавли — журавушки Алексеева О. В. Загустина А.И..pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд

Описание слайда:
ПРОЕКТ по нравственно – экологическому воспитанию «Журавли -журавушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» Авторы: Алексеева О.В., воспитатель Загустина А.И., воспитатель
2 слайд

Описание слайда:
… Нет ни одной другой птицы, которая так тесно сближалась бы с человеком, так умела бы понимать все его движения и приносить ему удовольствие, как журавль… А.Э. Брэм … Когда мы слышим журавлиный клич, то слышим не просто птицу. Журавль — это символ нашего неукротимого прошлого, той невероятной протяженности тысячелетий, которая лежит в основе будничных дел птиц и людей, определяя их дела. А потому журавли живут и существуют не в узких рамках настоящего, но на широких просторах эволюционного времени. Их ежегодное возвращение — это «тик-так» геологических часов. И они сообщают особое благородство месту, на которое возвращаются. Среди неисчислимых обычностей и заурядностей журавлиное болото гордо предъявляет патент на высокий титул, который завоеван в походе веков и может быть отнят только охотничьим ружьем. Печаль, присущая некоторым болотам, возможно, рождена тем, что некогда они давали приют журавлям. Теперь они обездолены, и им нет места в истории. Олдо Леопольд
3 слайд

Описание слайда:
Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой, исследовательский. По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, природные ценности родного края. По характеру координации: открытый. По количеству участников: групповой. Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. По продолжительности: среднесрочный (1 месяц) ПАСПОРТ ПРОЕКТА
4 слайд

Описание слайда:
В наше время многие виды журавлей стали редкими. Города и пашни, магистрали, вырубка лесов и осушение болот вытесняют их с исконных мест обитания. Многие люди пытаются сохранить этих удивительных птиц, изучают их биологию, создают заповедники, где они могли бы чувствовать себя в безопасности, оберегают на путях миграции. Одним из способов привлечения внимания населения к сохранению журавлей и их местообитаний является эколого-просветительская деятельность. При этом особое внимание уделяется работе с детьми, которым в будущем отвечать за природу России. Знакомство детей с такой птицей журавль, многие из видов которого находятся под угрозой вымирания, знакомство с их особенностями жизни, поведения формирует детей такие черты характера, которые помогут им более человечными, учат бережно относиться к природе вообще и к природе Родного края в частности. АКТУАЛЬНОСТЬ
5 слайд

Описание слайда:
Дать знания детям о журавлях: их видах, среде обитания, повадках. Познакомить со сказками, мифами, легендами о журавлях. Расширить знания детей о флоре и фауне Рязанского края. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с Окским заповедником. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Задачи проекта Цель проекта Воспитание экологически грамотного человека, знающего и любящего природу своей Родины.
6 слайд

Описание слайда:
Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный: Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор информации. Обращение к специалистам. II. Организационно-практический Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Журавли», «Виды журавлей», «Журавли Окского заповедника»; Оформление альбомов “Журавли”, «Журавли Окского заповедника»; Словотворчество с родителями «Сочини стихи или сказку о журавле», с последующим оформлением книги с произведениями детей; Оформление картотеки дидактических и подвижных игр; Выставка «Закурлыкали вдали журавушки-журавли»» (совместно с родителями); Лепка «Стерх»; Коллективная аппликация «Журавли улетают на юг»; Конструирование «Журавлик»; Экскурсия в музей заповедник «Рязанский кремль»; Чтение книг о журавлях; Разучивание стихов и песен о журавлях; Просмотр видеоматериалов и мультфильмов о журавлях; Подготовка танца «Журавли» к празднику Победы.
7 слайд

Описание слайда:
III. Презентационно — завершающий Открытое занятие “Журавли летят над нашим краем” Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. IV. Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
8 слайд

Описание слайда:
Книги о журавлях А.Я. Яшин «Журавли», Гумметов И. Возвращение журавля Журавлиные перья Журавлиное перо. Сказки народов Севера Журавль и цапля Коваль Ю. Журавли Лиса и журавль. Сказка Пришвин М. М. Журка Розовые чайки и черные дрозды. Книга о редких и исчезающих птицах Соколов-Микитов И. Журавли Хитрый журавль. Сказка Соколов-Микитов И. С. Журавль — летчик Флинт В.Е. Где живет белый журавль
9 слайд

Описание слайда:
Посещение музея — заповедник а«Рязанский кремль». Выставка Природа Рязанского края. Знакомство с журавлями – обитателями Окского заповедника РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
10 слайд

Описание слайда:
Рисование «Журавли-журавушки» Лепка «Белый журавль – Стерх»
11 слайд

Описание слайда:
Выставка «Закурлыкали вдали Журавушки-журавли»
12 слайд

Описание слайда:
Оформление книжки «Журавли, журавлики» Оформление альбома «Журавли»
13 слайд

Описание слайда:
Итоговое занятие «Журавли»
14 слайд

Описание слайда:
Танец «Журавли» на празднике
15 слайд

Описание слайда:
Поведение итогов и награждение участников проекта
16 слайд

Описание слайда:
Достигнутые результаты : рост познавательной активности детей, стремление узнавать новое о птицах и животных родного края; увеличение багажа знаний детей о журавлях, повышение экологической компетентности; повышение активности родителей в делах группы.
17 слайд

Описание слайда:
Анализ результатов мониторинга Дети и родители проявили большой интерес к данному проекту, приняли активное участие в подготовке выставки о журавлях, создании книжки с произведениями собственного сочинения. Уровень знаний детей о журавлях значительно повысился.
18 слайд

Описание слайда:
Предложения по возможному распространению проекта: В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
19 слайд

Описание слайда:
В край далёкий голубой не берут меня с собой!.. Улетают журавли, в небе тают журавли, За поля и за луга, за высокие стога. Улетают журавли далеко за край земли,
Выбранный для просмотра документ Сказки и стихи о журавлях.doc
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-431323
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Елена Хамова
Бинарное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Журавль — птица года. Знакомство с серым журавлем»
Бинарное занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с серым журавлем»
Цель: Создать условия для воспитания экологически грамотного человека, уважающего природу и её обитателей.
Задачи:Обучающие: познакомить детей с серым журавлем, отличиями внешнего вида, территорией обитания, повадками.
Развивающие: закрепить знания детей о перелетных птицах.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к пернатым, необходимость защищать птиц. Продолжать воспитывать способность работать в коллективе.
Ход занятия:
Звучат звуки, издаваемые серым журавлем (фонограмма).
Воспитатель предлагает детям догадаться, какой птице принадлежат издаваемые звуки.
Первый слайд:
Изображение серого журавля и его место обитания на интерактивной доске. Воспитатель знакомит детей с серым журавлем, местом его обитания.
Второй слайд:
Практическое упражнение: определение размера серого журавля, веса, размаха крыльев.Детям предлагается несколько предметов: лента длиной 2 метра, 2 набивных мяча весом около 3 кг, ростомер.
Детям предлагается рассмотреть, применить и соотнести предметы с характеристикой внешнего вида серого журавля. Предложить детям подумать, что определяет размер ленты, вес мячей, высота ростомера?
На интерактивной доске появляются соответствующие изображения:
В полный рост изображение серого журавля, воробья, голубя (к определению роста).
Журавль в полете (определение размаха крыльев).
В полный рост серый журавль, шесть пачек сока (определение веса путем сравнения).
Третий слайд:
«Что общего у журавля и колодца?» (сравнение журавля и макета колодца).
Дыхательное упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Журавль пьет»:
Вдох носом, медленно наклоняться вперед – выдох ртом, медленно подниматься – вдох носом.
Четвертый слайд:
Практическое упражнение: определение окраса серого журавля.
На интерактивной доске изображение контура серого журавля, палитра цвета.
Детям предлагается раскрасить серого журавля.
Пятый слайд:
Практическое упражнение: выбрать корм для серого журавля.
Детям предлагается выбрать правильный корм для серого журавля из различных видов кормов (практическое задание выполняется на интерактивной доске).
Шестой слайд:
Театр теней: «Сказка о потерявшемся журавлике».
Оборудование: ширма, теневые фигуры журавлика, дятла, сороки, цапли, аиста, гнезда. Фонограмма звуков; элементы среды обитания журавля.
Рассказчик: Однажды, на болоте, среди высоких камышей, в большом гнезде вылупился маленький серый журавленок. Он был очень любопытным и хотел поскорее вырасти и узнать, что там, «за гнездом». Как-то раз журавленок решил, что он уже большой и может пойти сам погулять по болоту. Он выбрался из гнезда и быстро потерялся в высокой болотной траве. Повернется журавленок в одну сторону — только камыши видны, повернется в другую — только осока шуршит. Журавленок хотел уже заплакать, но тут его окликнула сверху сорока.
Сорока: Эй, малыш, ты почему один гуляешь по болоту? Где твое гнездо? Кто твои родители?
Рассказчик: Задумался журавленок и не смог вспомнить.
Журавленок: Я не знаю, где мое гнездо и кто мои родители. Но у моей мамы и моего папы на голове есть красивые красные шапочки.
Сорока: А! Так ты, наверное, птенец дятла! У него тоже есть такая красная шапочка. Сейчас я его позову.
Рассказчик: И улетела сорока за дятлом. А журавленок запел грустную песенку.
Журавленок:
Раз, два, три, четыре, пять.
Я пошел погулять.
А потом, а потом,
Потерял я свой дом.
И куда же мне идти.
Где гнездо свое найти
Рассказчик: Прилетел дятел, посмотрел на журавленка и сказал:
Дятел: Что-то ты не похож на моего птенца. А твой папа умеет делать клювом вот так? (запись стука дятла)
Журавленок: Нет, я никогда не слышал, чтобы папа так стучал клювом по дереву. Но у моих родителей есть длинные ноги!
Сорока: А, так ты, наверное, птенец цапли. Сейчас я ее позову.
Рассказчик: И улетела сорока за цаплей. А журавленок снова запел свою грустную песенку.
Журавленок:
Раз, два, три, четыре, пять
Я пошел погулять.
А потом, а потом,
Потерял я свой дом.
И куда же мне идти.
Где гнездо свое найти
Рассказчик: Идет цапля по болоту, ноги высоко поднимает. Дошла до журавленка и говорит:
Цапля: Нет, не похож ты на моего птенца. У твоего папы разве есть такой хохолок на голове?
Журавленок: Нет.
Цапля: А умеет он вот так втягивать шею, когда летит?
Рассказчик: И цапля, согнув шею, взлетела над болотом.
Журавленок: Нет, он шею вытягивает вперед, вот так — попытался вытянуть шею журавленок и чуть не упал.
Но у моего папы есть большие крылья
Сорока: А, так ты, наверное, птенец аиста!
Рассказчик: И сорока полетела за аистом.
Журавленок:
Раз, два, три, четыре, пять.
Я пошел погулять.
А потом, а потом,
Потерял я свой дом.
И куда же мне идти.
Где гнездо свое найти.
Рассказчик: Прилетел аист, сел на ветку дерева, посмотрел на журавленка и сказал:
Аист: Нет, не похож ты на моего птенца. Твой папа вьет гнездо на дереве?
Журавленок: Нет, наше гнездо на земле, среди травы. Что же мне делать?
Рассказчик: Прилетел аист, сел на ветку дерева, посмотрел на журавленка и сказал:
Аист: Нет, не похож ты на моего птенца. Твой папа вьет гнездо на дереве?
Журавленок: Нет, наше гнездо на земле, среди травы. Что же мне делать?
Рассказчик: И маленький журавленок не выдержал и заплакал «кур, кур». «Лы, Лы, — раздалось неподалеку в ответ. «Кур, кур» — громче и веселее закричал журавленок — «Лы» — опять послышалось в ответ.
Стали птицы помогать журавленку добраться домой. Цапля в высокой траве дорогу прокладывала, дятел стуком путь указывал, а аист увидел гнездо и сел на дерево около него.
Вот и вернулся журавленок в свое гнездо. А скоро журавленок и в самом деле вырос и стал большим красивым журавлем в красной шапочке, на длинных ногах и с большими крыльями.
Седьмой слайд:
Динамическая пауза–логоритмика:
У журавля две тонких ножки,
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, прямые руки вытянуты за спиной
Зато есть сильных два крыла Продолжают идти, махи руками
Журавль шагает по дорожке, спешит куда-то по делам.
Идут по кругу, высоко поднимая колени, прямые руки вытянуты за спиной. В конце останавливаются и поворачиваются лицом в круг
Большую жирную лягушку, отыщет он среди болот.
Прямые руки за спиной, наклоны туловища вперед (с прямой спиной)
Едой поделится с подружкой, Руки вперед, изобразить прямыми руками, как клюв открывается и закрывается с поворотами в сторону
Потом отправится в полет. Махи руками
Восьмой слайд:
Заключение, подведение итогов.
Практическое занятие: детям дается задание на интерактивной доске и на стенде изобразить «Журавлиный клин» из фигурок летящих журавлей.
Воспитатель вручает детям раскраски с изображением журавля для проведения вечернего досуга.
Источник