Признаки ребенка аутиста в 5 лет
Аутизм — это стойкие нарушения коммуникации! И именно это является главным отличием аутизма от множества других, схожих по симптоматике диагнозов(Сдвг,зпр,ЗПРР,уо и др).
Интеллект сохранён,либо снижен,есть случаи интеллекта выше среднего,даже гениального,но это скорее исключение чем правило.
При своевременной диагностике и ранней реабилитации прогноз более благоприятный. Реабилитация таких детей направлена на социализацию и максимально возможную самостоятельность в современном мире. Диагноз Аутизм выставляет консилиум специалистов(психиатр,невролог,психолог,логопед) после наблюдения ребёнка,беседы с родителями.
«Дебют» аутизма ,в большинстве случаев приходится на возраст 2-3 лет,хотя симптомы прослеживаются и раньше.
Чаще родители обращают внимание на такие проявления заболевания как :
* Не реагирует на своё имя(при нормальном слухе);
* Нет речи
* Не интересуется игрушками или же играет не типичными для игры предметами
* Сложности с самообслуживанием
* Уединение
* Нежелание взаимодействовать с окружающими
* Cтереотипные движения(раскачивание на месте,взмахи рук и.т.п)
* Частые истерики
* Бедность эмоциональных проявлений;
* Расторможенность или напротив вялость;
* Избирательность в еде(ест определённую пищу,ест только протёртую пищу и.т.п)
* Нет зрительного контакта либо слабый зрительный контакт. Это, пожалуй, самые яркие проявления аутизма. Бывают случаи абсолютной нормы в развитии,а затем уже регресс,утрата речи,навыков самообслуживания и вышеперечисленные проявления начинают появляться.
Со временем все реабилитационные мероприятия прописанные малышу дают положительную динамику,не сразу,не быстро,но дают 100%!
К 5-6 годам возрастает потребность в коллективе,ребёнка нужно готовить к школе и если в раннем возрасте можно было обходиться индивидуальными занятиями,то в возрасте 6 лет стоит вопрос о посещении подготовительной группы перед школой. И здесь на первый план выходит нарушения коммуникации (в зависимости от тяжести состояния ,в разной степени). Обостряется то,что казалось бы ,было уже отработано и сглажено. Нарастает аутистическая симптоматика,могут появиться новые проявления заболевания.
Ребёнок напуган новыми обстоятельствами. Может возникнуть агрессия,самоагрессия,новые стереотипии,возможен регресс. Самое верное-это правильный выбор учебного заведения для ребёнка,где будут учтены его особенности и возможности. Этап нахождения в коллективе очень важная ступень на пути к ещё большей самостоятельности и социализации. От этого этапа будет зависеть его дальнейшее обучение в школе,взаимодействие с людьми. Да данном этапе возможна помощь тьютера.
И если в 5-6 летнем возрасте ребёнок не смог адаптироваться в коллективе,это не значит,что он не сможет этого сделать никогда,нужно пробовать позже,через время.но пробовать однозначно!
Делаю вывод,что проявления аутизма в 5-6 летнем возрасте становятся ярче и связано это с поопытками ввести в жизнь ребёнка коллектив!
Помните-дорогу осилит идущий!
Если вам необходима консультация, чтобы разобраться в вопросах аутизма, здесь вы можете записаться.
Источник
Еще 20-30 лет назад аутизм считался редко встречаемым расстройством, а к концу 2019 года аутизм регистрировался уже 1 из 40 детей (к сравнению, на 1995 год аутизм встречался у 1 из 5000 детей). Каждый год количество детей с аутизмом увеличивается на 10-13%.
Ученые считают, что через пять лет аутизм будет диагностироваться у каждого 5-го ребенка. Несмотря на то, что аутизм не связан с расой, чаще всего он встречается в США и Южной Корее.
Первые симптомы аутизма у детей
Что такое аутизм и откуда он берется?
Аутизм – это группа сложных расстройств развития головного мозга, проявляющееся нарушением социального взаимодействия, коммуникации и поведения, а также ограничением круга интересов и занятий ребенка.
К развитию аутизма приводят генные мутации и нарушения развития головного мозга. Вакцины, антибиотики и гормональные препараты аутизм не вызывают.
К развитию аутизма у ребенка может привести прием матерью токсичных лекарственных средств во время беременности, воздействие на нее радиации, плохой экологии, ионизирующего излучения, тяжелые инфекции и стрессы во время беременности. Еще одним фактором риска является наличие родственников с аутизмом.
Также отмечено, что в многодетных семьях (у 5 и далее ребенка) чаще встречается аутизм.
Аутизм проявляется в первые три года жизни ребенка. Начальные симптомы расстройства аутистического спектра можно заметить уже на 3-4 месяце жизни ребенка (отсюда и миф о связи аутизма с прививками).
Особенностью аутизма является то, что ребенок некоторое время развивается абсолютно нормально, а симптомы появляются постепенно, как бы по нарастающей.
Первые симптомы аутизма у детей
До года аутизм диагностировать крайне трудно, однако первые тревожные симптомы можно заметить уже в возрасте 3 месяцев.
В норме, трехмесячный малыш:
- часто улыбается;
- узнает маму;
- устанавливает зрительный контакт;
- улыбается, когда слышит знакомый голос;
- копирует простые звуки;
- сжимает и разжимает кулачки;
- следит глазами за движущимися объектами;
- хватает лежащие рядом игрушки, трясет ими.
У детей с расстройствами аутистического спектра может отсутствовать мимика, они не улыбаются, не реагируют на голос мамы, не обращают внимания на новые лица и игрушки, не следят глазами за игрушкой. Также они могут не брать игрушки в руки, не тянуть руки в рот, не лепетать.
Более поздние симптомы аутизма
После года симптомы аутизма проявляются ярче. Для детей с аутизмом характерна задержка речевого развития. Первым словом может быть не классическое «мама», «папа», «баба», «дай», а например «трамвай» (ребенок чаще всего запоминает и называет то, что произвело на него сильное впечатление).
Часто родители обращают внимание на то, что ребенок избегает физического контакта, начинает плакать при попытке взять его на руки или обнять.
Многие дети с аутизмом страдают эхолалией (склонность повторять за собеседником).
Увидев нового человека, ребенок может долго рассматривать его, не обращая внимания на обращенную к нему речь. Обычно такие дети любят цитировать куски текста из рекламы, песни, услышанные названия, часто не понимая смысла сказанного.
Картинка взята из свободного доступа в Яндексе
Даже зная нужные слова, такие дети не могут обратиться с просьбой и часто вместо того, чтобы назвать предмет, пытаются описать его жестами или показать на него.
Весьма характерной чертой для детей с аутизмом является склонность к навязчивым действиям:
- дети выкладывают предметы в ровную линию;
- кружатся на одном месте или долго ходят близко к стене, на цыпочках;
- часами накручивают на палец нитку, открывают кран и смотрят на льющуюся воду, крутят в руках одну игрушку.
Большинство аутистов очень чувствительны к звукам (приходят в восторг от некоторых звуков либо же реагируют истерикой на другие) и избирательны в еде (рацион ребенка может состоять из 2-3 блюд, все остальное он отказывается есть).
Когда нужно обращаться к специалисту?
Обратиться к участковому педиатру или неврологу следует, если у ребенка:
- отсутствуют нормальные возрастные навыки (в интернете есть множество таблиц, что должен уметь ребенок в определенном возрасте);
- отмечается задержка речевого развития;
- монотонная речь, неразвитая мимика, однотипные повторяющиеся движения;
- негативная реакция на прикосновения родственников;
- отсутствует реакция на новые лица и игрушки.
Важно отметить, что у ребенка с аутизмом может не быть умственной отсталости, наоборот, многие аутисты отличаются развитым интеллектом. Однако при этом они часто зациклены на чем-то одном. У таких детей может быть невероятная память и способность к вычислению, но они не будут понимать, когда им нужно поесть или сходить в туалет.
При выявлении у ребенка симптомов расстройства аутистического спектра не следует сразу паниковать, диагностика заболевания длится не менее 3 месяцев и включает в себя тщательное наблюдение за малышом.
Несмотря на то, что аутизм не лечится, при грамотном подходе к адаптации таких детей, аутисты вполне способны к нормальной жизни.
14 верных признаков, что у вас нет проблем с сердцем
Лучшие способы снизить артериальное давление без лекарств
Коронавирус 2019-nCoV: эксперимент, вышедший из под контроля или природная мутация?
Какие препараты эффективны против коронавируса 2019-nCoV и на что не стоит тратить деньги?
Источник
Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.
Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.
Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?
Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.
Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.
Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии.
Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.
12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру
Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:
- Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
- Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
- Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.
- Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
- Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
- Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
- Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.
- Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
- Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
- Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира.
- Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.
- Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.
Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.
Причины возникновения аутизма у детей
Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки.
В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.
Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.
Споры о Тимеросале
Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.
Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.
Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.
Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?
К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.
Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.
Методы диагностики аутизма у детей
Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.
Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.
Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:
- У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
- К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
- Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.
Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:
- Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
- Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.
Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.
Лечение аутизма
В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:
- увеличение социального взаимодействия;
- снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
- улучшение навыков общения;
- поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.
Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.
Фото: Рexels
Источник