Признаки позднего развития ребенка

Содержание:
- Наследственные болезни
- Протекание беременности
- Внутриутробная и родовая гипоксия
- Наличие определенных болезней у ребенка
- Мальчик — девочка
- Ребенок левша или правша
Английская семья, младшему сыну 30 лет, а он не говорит.
И вдруг, во время ленча, он восклицает «Чай слишком горячий!».
Все кидаются к нему, радуются, что он заговорил.
А на расспросы: «Как же так?», слышат ответ:
«Так раньше все в порядке было…» (из анекдота).
Наверное, каждая мама наслышана о задержке речевого развития (ЗРР) на примере знакомых, иные столкнулись с этой проблемой со своим ребенком. Я же встретилась с подобными трудностями со своим старшим сыном.
Казалось бы, все было в порядке: в 9,5 месяцев сын заговорил словами «мама, папа, потом, еще, дай, на, няу» (мяу — так он называл нашу кошку). В общем, все было хорошо до его 1,5 лет. Потом у сына появилась сестричка, а дальше все закрутилось. Мой ребенок говорил очень активно, жестикулировал и с выразительными интонациями о чем-то размышлял вслух. Вот только чаще всего (или почти постоянно) на своем «птичьем» языке. Чем дальше в лес, в смысле по возрасту, тем сильнее становились мои тревоги. В конце концов, в 2 годика, при осмотре перед детским садиком, я пообщалась не с одним логопедом, терапевтом, психологом, невропатологом и прочими представителями науки Гиппократа. Практически все врачи сошлись во мнении, что у моего ребенка ЗРР.
Предполагалось, что эта задержка должна пройти с возрастом, особенно в благоприятной обстановке, которую почти все врачи связали с детским садиком. Но, как говорится, «доверяй, но проверяй». Поэтому я стала читать умные книги, посещать различные сайты. В итоге у меня нарисовалась следующая картина.
У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.
При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети.
На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3 лет) влияют несколько факторов, которые я разделила (как оказалось позже, изобрела колесо) на внутренние и внешние.
К внутренним факторам я отнесла:
- некоторые наследственные болезни;
- особенности протекания беременности;
- наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
- наличие определенных болезней у ребенка;
- пол ребенка;
- ребенок — левша или правша;
- личные особенности ребенка.
То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка и которые он получил в наследство.
К внешним относятся следующие факторы:
- стрессовые ситуации;
- присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
- билингвизм семьи;
- смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;
- еще несколько параметров.
В общем, понятно, что ко внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.
Поэтому, делая поправку на то, что мама не запускала развитие ребенка, занималась с ним, воспитывала и уделяла ему внимание, перейдем к самой проблеме. Для полноты картины пройдемся по каждому пункту, начиная с внутренних факторов. Оговорюсь сразу, не все причины могут вызывать ЗРР, но могут способствовать тому, что ребенку по той или иной причине трудно выговаривать слова, звуки или же произносить то или иное слово.
Наследственные болезни
Думаю, не надо говорить о том, что есть ряд семей, где из поколений в поколение передается слепота или проблемы со зрением в той или иной степени. А согласитесь, на слух определить, как сказать буквы а, о, у, р, ф, ж и другие, достаточно трудно.
Далее перечислю немногие болезни, наиболее известные большинству из нас.
- Глухонемота.
Казалось бы, все в семье здоровы, но и у родителей с нормальным слухом встречаются дети с подобными проблемами. Многие родители до поры даже не знают, что их дети не говорят оттого, что у них снижен слух. При неполной глухоте ребенок слышит разные низкие звуки, как, например, стук, и это вводит окружающих в заблуждение. Однако не всегда молодые родители могут определить данные проблемы. Ведь младенец реагирует на звук, при приближении мамы щурится и смотрит на нее, даже издает какие-то писки-звуки. Часто при частичной немоте или тугоухости бывает трудно определить, что с ребенком что-то не так, особенно, если он маленький, например, ему еще нет и года.
При расстройстве слухового аппарата у ребенка часто возникают такие проблемы, как аграмматизм (словообразовательные и синтаксические нарушения), дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
- Патологии ротовой полости и, как вариант, патология «уздечки».
Порой передаются по наследству и по «косвенной линии». Например, двоюродный дедушка был с короткой уздечкой, о чем почти не помнят. Но у ребенка встретилась эта аномалия, и ему трудно произносить не только букву «Р», но и ряд других звуков, что в свою очередь сказывается на качестве речи. Хорошо, если на этот дефект обратили внимание врачи, а если аномалия не явная? И мучается ребенок оттого, что он не говорит вовсе или говорит плохо.
Также образованию речи препятствуют расщепление неба, миктория, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.
- Наследственная задержка речи.
Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии (они и без слов понимают друг друга, а остальной мир «пусть подождет»). При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.
- Эпилепсия, судороги.
- Мигрени и аллергии.
Здесь могу лишь сказать, что я сама удивилась, когда начала изучать причины данной проблемы. Тем не менее, если подумать, то головные боли не вызывают желания болтать даже у взрослых. То же можно сказать и об аллергии и симптомах, которые ее сопровождают. Так чего можно ждать от ребенка?
- Алкоголизм родителей.
- Самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников.
- Умственная отсталость.
- Выдающиеся способности к чему-либо.
- Заикания.
- Малый вес.
- Многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.
Протекание беременности
При ЗРР в анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие речи наблюдается также у недоношенных детей.
На протекание беременности огромное влияние оказывают также и заболевания почек, сердечно-сосудистой, эндокринологической и других систем материнского организма.
Впрочем, что говорить об этом. Понятно, что здоровая мама — это идеал, но вспомните наш образ жизни, экологию, состояние здоровья наших родителей (которое в силу технического прогресса имеет тенденцию только ухудшаться), наше питание, график работы (зачастую перегруженный даже для небеременной женщины)… В общем, причины ухудшения репродуктивного здоровья ясны. Кстати, часто слышу от старшего поколения, что вот раньше и дети рождались здоровые, и мамы были здоровые. Честно, так и хочется спросить: а что же вы передали своим потомкам? С начала ХХ века молодые женщины пережили войну, революцию, разруху. Их детям досталась коллективизация, потом Великая Отечественная война, и вновь разруха, голод. Что могли получить наши мамы в итоге? А если учесть загрязнение окружающей среды, повальное удобрение полей пестицидами, смог над городами… В общем, наше поколение было уже не самое здоровое. Так чего же еще ожидать нашим детям в итоге?
Поэтому не сбрасывайте со счетов особенности протекания вашей беременности и состояние вашего здоровья, когда вы анализируете задержку речи своего чада.
Внутриутробная и родовая гипоксия
Думаю, нет смысла говорить о гипоксии достаточно много, так как о ней можно написать отдельные статьи, труды. Следствием гипоксии зачастую являются определенные нарушения в ЦНС (центральной нервной системе), сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах (та же дисплазия), гипоксия влияет практически на все органы и системы жизнеобеспечения организма. Проблемы, связанные с ЦНС, могут привести к тому, что ребенок недостаточно усваивает информацию и не вполне может воспроизвести взрослую речь. В таких случаях говорят об анаритрии (как варианты — афазия, дизартрия, дислалия), то есть о неспособности к членораздельной речи, при которой ребенок долго не может произносить простые слова либо выговаривает их с нарушением произношения.
Наличие определенных болезней у ребенка
В группе риска по ЗРР — дети с явными (и неявными) психическими нарушениями. Чаще всего это дети с заметными физическими признаками слабоумия, больные синдромом Дауна. Зачастую у них встречается тахилилия — ускоренная речь. Болезненные изменения в ЦНС также бывают причиной задержки речи. В этой группе детей определяли иногда признаки перенесенного менинго-энцефалита или остаточных явлений кровоизлияния в мозг при тяжелых или преждевременных родах, реже — вследствие поствакцинальных энцефалитов.
В не меньшей мере аутизм может способствовать тому, что вполне нормально говорящему ребенку приписывают ЗРР из-за его личных особенностей. Хотя он также может и не хотеть разговаривать.
Дети с нарушением эндокринной системы также часто подвержены ЗРР. Это дети с такими заболеваниями, как диабет, ожирение, патологический рост и др.
Заикание также способствует ЗРР. Причем это может быть как наследственная болезнь, так и приобретенная в силу обстоятельств.
Также сюда можно отнести и различные виды шепелявости, такие как межзубная, призубная, боковая, свистящая, небная, носовая, гортанная и некоторые другие, более редкие.
Лично у меня (по маминому роду) межзубная шепелявость. Она практически не заметна, но, иногда, при быстрой речи на моем родном украинском языке, она очень напоминает свистящую, когда звуки «с» и «з» становятся особенно отчетливы. А объясняется просто, у меня между 2 и 3 верхними зубами есть «дырка» в ширину зуба, как раз 3-ки. Причем это наследственная патология, которая есть у очень многих моих родственников по маминой линии.
Наверное, сюда следует также добавить и гнусавость. Которая объясняется физиологией небно-глоточного затвора или органических изменениях в носовых пространствах.
Иногда своего взрослого(!) мужа я не понимаю из-за его гнусавости, которая очень напоминает «французскую» манеру разговора.
Мальчик — девочка
Бытует мнение о том, что мальчики начинают говорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но, тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.
Ребенок левша или правша
Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Не даром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически, но, тем не менее, хотя бы доли секунд необходимы для данной операции. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.
При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.
Продолжение…
Любовь Ложникова
мама чудесных погодков Левушки (11.11.01) и Иришки (04.06.03)
Ada_L@mail.ru
Я в другой конфе ответила Любе откуда могла взяться эта фраза. Вы предложили, на мой взгляд , хороший вариант замены этой фразы.
Вот цитирую ответ Любе.
«Люба, я скажу насчет фразы, на которую была бурная реакция. Я не знаю из какого учебника она взята, но предполагаю, что возможно это переводная литература и это оплошность переводчика. Дебильный в русском языке употребляется в значении только характеристики умственного состояния, но во многих языках (и на латыни) debil — это прилагательное , которое значит «слабый» и оно может употребляться и к физизическому состоянию и обозначать слабый, хилый, немощный. Debil mental обозначает слабоумный, на русском же , повторюсь, дебильность — это не просто слабоумие, а одна из степеней слабоумия.
Т.е. возможно автор говорил о детях со слабоумием у которых есть проблемы и с физическим развитием и/или с состоянием здоровья (т.е. проблемы не только «души», но и «тела»)».
2004-11-29, Иринище
За буквы, согласна, мой недочет.
За фразу -автор книги о ЗРР -Зееман. Хотя, опять же, его книга не была единственной. С подобным «грубым» сравнением я сталкивалась и в другой ситуации, но никак не связанной со своим сыном. Поэтому и не удивилась такому опредлелению, которая как раз и не была моей. Да, я в статье указала, что я не имею медицинского диплома. И в данном определении я никого не хотела обидеть, а «посредственному» человеку такое сравнение вполне понятно. И, поверьте, перед тем, как отправлять в редакцию я давала почитать не одному человеку статью для критики.
Ну, а относительно специалистов, то из 5 логопедов только два интересовались анамнезом рода и протеканием моей беременности и родов,причем были специалисты отнють не из обычных поликлиник.
Еще, если Вам не трудно, не могли бы Вы тогда ответить, насколько «вредная» или «полезная» данная статья (не сочтите напрашиванием на комплимент 🙂 ).
2004-11-26, Ada
За буквы, согласна, мой недочет.
За фразу -автор книги о ЗРР -Зееман. Хотя, опять же, его книга не была единственной. С подобным «грубым» сравнением я сталкивалась и в другой ситуации, но никак не связанной со своим сыном. Поэтому и не удивилась такому опредлелению, которая как раз и не была моей. Да, я в статье указала, что я не имею медицинского диплома. И в данном определении я никого не хотела обидеть, а «посредственному» человеку такое сравнение вполне понятно. И, поверьте, перед тем, как отправлять в редакцию я давала почитать не одному человеку статью для критики.
Ну, а относительно специалистов, то из 5 логопедов только два интересовались анамнезом рода и протеканием моей беременности и родов,причем были специалисты отнють не из обычных поликлиник.
Еще, если Вам не трудно, не могли бы Вы тогда ответить, насколько «вредная» или «полезная» данная статья (не сочтите напрашиванием на комплимент 🙂 ).
2004-11-26, Ada
Уважаемые читатели.
Если у Вас возникли вопросы по моей статье и есть личные вопросы ко мне лично, то мой эл.адрес указан Ada_L@mail.ru. И еще, очень прошу читать и вторую часть, которая, возможно, частично ответит на Ваши вопросы.
Я ориентируюсь по Украине, где и к каким врачам (или выполняющим их функции, например -невропатолог, психоневролог и психиатр есть не во всех городках, но могут в неокторых случаях заменить друг-друга. По Киеву могу предположить куда и к кому и почти бесплатно, например в Охматдет. Остальные страны могу лишь предполагать.
Наталия, извиняюсь, не читала очень давно сообщения. Надеюсь, что Вы решили проблему своей сестры и племяницы. На мой взгляд, ей стоит записать девочку в логопедическую группу (или садик). Большего я не могу сказать, так как ей необходимо в любом случае обследование специалистов, что не в моей компетенции.
2006-04-11, Ada
Можно поинтересоваться в какой книге есть эта фраза? Дебильность-одна из степеней олигофрении. Олигофрения-стойкое поражение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга, возникшее в пренатальный период, или до 3-х лет. Кроме того, в какой книге написано «как сказать буквы а, о..», говорят звуками, а не буквами, буквы-знаки, кот. на письме обозначают звуки.Прекрасно, что Вы перечитали множество литературы,но перед публикацией лучше было бы обратиться к специалисту за консультацией.
2004-11-26, Курочка
Курочке: во прервых «ахинея» как раз была взята из одного очень уважаемого логопедами учебника. Хотя, если Вам не нравится именно такая постановка, то хотелось бы услышать как именно было бы правильно написать?
Придирчивой: 🙂 сын заговорил за месяц до 3 лет. Еще нужно работать, но сдвиги пошли громадные. Заодно начала говорить дочурка. Так, что Львенок еще и учителем стал, что ему очень в последнее время нравится.
По поводу, что делать: что именно Вас интересует?
2004-11-25, Ada
Еще раз повторюсь, Вы молодец, что перечитали литературу, попытались сами преодолеть речевые проблемы сына. Ваша статья поможет многим родителям обратить внимание на речь своих маленьких детей, т.к. существует стойкое убеждение «само пройдет».
На Вашем месте, я бы не углублялась в описание причин ЗРР,лучше оставить это для логопеда, дефектолога или других специалистов.
О фразе-можно было написать так: «дети, отстающие в интеллектуальном и физическом развитии».
2004-11-29, Курочка
Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Сегодня мы поговорим об отставании в развитии ребенка, его признаки и причины рассмотрим в статье.
Формирование и развитие ребенка — уникальный и удивительный процесс. Единого стандарта, по которому должны формироваться дети, не существует в принципе. Так или иначе, но некоторые родители нередко бьют тревогу, если ребенок отстает от сверстников: начинает позже говорить, ходить, читать и так далее.
Но есть определенные признаки, по которым можно подтвердить или опровергнуть наличие отставания в развитии ребенка как в умственном, так и в физическом плане. Ведь зная эти признаки и другую информацию, родители могут заблаговременно предотвратить нарушение в общем развитии своего чада.
Причины появления отставания в развитии ребенка
Любая проблема имеет свои причины, корни. Почему ребенок начал отставать в развитии? Ответ на этот вопрос может лежать в одной из следующих наиболее часто встречающихся причин:
- Одна из основных причин отставания в развитии кроется в неправильном общем педагогическом подходе к развитию ребенка. Часто это называют педагогической запущенностью.
Нередко родители забывают научить малыша элементарным базовым навыкам, из-за чего во взрослой жизни у него могут быть проблемы со сверстниками. Отсутствие умения анализировать информацию, например, может выработаться из-за неправильного отношения родителей и воспитателей к поведению малыша. Например, если ребенок начал рано читать, родители пытаются приобщить его к общению чуть ли не насильно и ограждают от уединения, к которому стремится чадо, что является в корне неверным подходом.
У каждого ребенка свой тип темперамента, свой темп усвоения информации и попытки навязывать ему, а не мягко предлагать, что-то свое часто выходят боком, ребенок замыкается, еще больше уходит от общения и попыток высказывания своих мыслей и чувств.
- Еще один тип отставания – психический.
При этом мозг ребенка функционирует нормально, но при этом даже в более старшем возрасте, чем у других, может наблюдаться некоторая инфантильность. Все это сочетается с малой работоспособностью и повышенной утомляемостью.
И потом в процессе жизни зачастую развиваются неврозы, аффективные состояния, тяжелые депрессии, а то и психозы. Исправить ситуацию поможет грамотный психиатр и систематическая работа.
- Еще одна причина отставания в развитии кроется в биологическом факторе, например, если мать перенесла тяжелые роды или болезни во время беременности, которые отразились на здоровье нервной системы ребенка.
Нередко встречаются мутации на генном уровне (к примеру, синдром Дауна, когда в генном аппарате всего на 1 хромосому больше, вместо 46 — 47), которые также могут стать причиной отставания ребенка от остальных.
- Нередко причинами отставания в развитии становятся социальные факторы.
Например, предательство друзей в раннем детстве может стать причиной необщительности ребенка, из-за чего тормозится процесс развития речевых навыков.
Также родителям стоит знать, что слишком жесткий контроль за жизнью чада, а то и настоящая агрессия, насилие, психотравма может также спровоцировать появление признаков отставания от сверстников.
Если поставили диагноз ЗПР (задержку психического развития) — читаем по ссылке.
Деления развития ребенка по типам: какие бывают
Современные медицина и психология разделяют отставание в развитии детей на несколько основных категорий:
- Первый тип проявляется психическим инфантилизмом, его можно увидеть в психологической агрессии ребенка, проявлениях повышенной зависимости от взрослых, неумении самостоятельно принять элементарные решения, сильных колебания настроения.
Трудность определения наличия такой патологии кроется в том, что поведение при таком виде отставания очень схоже с банальной плаксивостью, капризностью, избалованностью ребенка. И выявить отставание можно только путем сравнительного анализа поведения ребенка со сверстниками примерно одинакового возраста.
- Соматические причины кроются, в, например, слабом здоровье ребенка.
Такие дети часто подвержены заболеваниям разного рода, из-за чего их уровень социальной активности гораздо ниже, нежели у сверстников. Многоболеющих детей родители опекают, ограждают от всех неприятностей мира, но и тем самым, подчас, не дают самостоятельно развиваться и совершенствоваться.
- При неврогенных причинах задержки в развитии чада наблюдается гиперопека или отсутствие таковой со стороны родителей, при этом мысли в голове чада могут кипеть, а вот выразить их грамотно он не может.
Например, такая ситуация может сложиться, когда родители сами говорили за детей в определенных ситуациях. Также играют свою роль психотравмы детства, элементы насилия со стороны близких.
- А вот органические причины встречаются чаще других и проявляются в случае физических травм, при которых задевается мозг малыша и его нервная система. При этом остальные его функции функционируют совершенно адекватно.
Здесь очень трудно что-то изменить, плохо поддается какой-либо терапии.
Признаки отставания ребенка на разных стадиях развития
Психологи уверены, что выявить и заблаговременно устранить возможные причины отставания в развитии можно еще с первых минут рождения ребенка. Но вот после 4 лет, возраста, считающегося переломным у многих детских врачей, эти признаки будут более очевидны и, если их упустить из виду, можно загубить общее развитие ребенка:
- Обычно при нормальном развитии дети в возрасте 2 месяца могут концентрировать внимание на чем-либо. Отсутствие такого навыка должно насторожить родителей.
- Отсутствие реакции на звуки или присутствие таковой в более резкой форме.
- Отсутствие умения фокусировать взгляд на чем-либо может быть связано как с нарушением зрения, так и с отставанием в общем развитии.
- Отсутствие умения улыбаться и «гулить» в возрасте 3 месяцев.
- Когда дети подрастают, они обычно умеют отличать и запоминать звуки и даже некоторые слова. Отсутствие такового умения должно насторожить родителей.
- В раннем школьном или дошкольном возрасте дети с отставанием в развитии могут плохо обучаться счету, чтению, редко схватывают основы правописания, неусидчивы и невнимательны, плохо говорят, у них наблюдается дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство речи).
Для развития речи у дошкольников есть артикуляционная гимнастика для детей 2 — 7 лет — об упражнениях читаем по ссылке.
- При отставании в развитии в дошкольный период у ребенка наблюдаются речевые нарушения. Также позднее умение говорить может свидетельствовать о речевом отставании.
Безусловно, наличие пары признаков из списка еще не повод ставить окончательный диагноз. Для его уточнения лучше всего обратиться к детскому психологу, поскольку логопеды, которые также иногда ставят диагнозы, могут быть не всегда точными в своих наблюдениях.
Иногда придется обращаться к психиатру (например, в случае с детским аутизмом).
*****
Исправить ситуацию при наличии отставания в развитии детей можно только систематическими занятиями с необходимыми специалистами, поскольку в зрелом возрасте исправить такую ситуацию крайне трудно.
Источник