Признаки ненормального развития ребенка

Признаки ненормального развития ребенка thumbnail

«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.

По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.

Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.

Памятка для молодых мам и пап

Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.

Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.

Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.

Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.

Признаки отклонений в развитии малыша

На что нужно обращать внимание:

1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.

2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.

Когда следует насторожиться на первом году жизни:

1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.

2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.

3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».

4. Малыш называет «мамой» всех подряд.

5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.

6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.

Когда следует насторожиться на втором году жизни:

1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).

2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.

3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.

4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.

5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.

Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.

К какому врачу обратиться?

По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.

Вот пример из ее практики:

«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.

Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.

Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.

Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.

Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».

В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).

Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.

Опасно откладывать визит к врачу

Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.

Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.

Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».

Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.

Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.

Определение маршрута реабилитации

Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.

Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).

Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.

К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:

1. ДЦП — физическое развитие.

2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.

3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.

4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.

5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.

Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.

Пример из практики:

На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).

Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.

Детский сад или домашнее воспитание

Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.

Читайте также:  Устав центра развития ребенка детско

По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.

Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.

Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.

При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.

Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.

Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!

Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.

Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.

Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.

Источник

Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие

Каждый ребёнок с задержкой или нарушением развития нуждается в обследовании для установления причины этих явлений и их коррекции.

Проблемы неврологического развития, наблюдаемые во всех возрастах, в настоящее время считают в подавляющем большинстве случаев антенатальными. Многие проблемы выявляют в неонатальном периоде вследствие неврологических нарушений или аномалий строения. В период младенчества и раннего детства отклонения часто возникают в том возрасте, когда соответствующая сфера развивается наибольшими темпами, например двигательные проблемы — в первые 18 мес жизни, речевые и языковые проблемы — в возрасте от 18 мес до 3 лет, расстройства социализации и коммуникации — между 2 и 4 годами.

Нарушение развития может быть вызвано не только неврологическими расстройствами, но также слабым здоровьем ребёнка или же неудовлетворением физических или психологических потребностей ребёнка.

Во время клинического исследования маленького ребёнка с проблемами развития:

• Спрашивайте родителей, что ребёнок делать может, а что — нет.

• Наблюдайте за ребёнком с первого момента встречи.

• Превратите ваше обследование в забаву, оно должно восприниматься ребёнком как игра, даже если он не всегда следует вашим правилам.

• Используйте игрушки (кубики, мяч, машинки, куклу, карандаши, бумагу, мозаику, маленькие игрушки, книжки с картинками) и адаптируйте их к требованиям ребёнка.

• Формулируйте картину развития в терминах крупной моторики, зрения и мелкой моторики, слуха, речи и языка, а также социальных, эмоциональных и поведенческих. Вы должны отслеживать все эти навыки одновременно.

• По окончании обследования развития вы должны уметь описать, что ребёнок может делать, а что не может, находятся ли его способности в нормальных возрастных пределах и если нет — какие сферы развития выходят за рамки нормы.

Искомыми клиническими признаками, которые могут способствовать постановке диагноза или направлять исследование, считают:

— показатели роста — длина, вес, окружность головы в процентном соотношении;

— признаки дисморфогенеза — лицо, конечности, пропорции тела, особенности строения сердца, гениталий;

— кожа — нейрокожные стигмы, повреждения, частота питания;

— исследование ЦНС — атрофия, ненормальная осанка / симметрия, тонус мышц, глубокие сухожильные рефлексы, клонус, подошвенные рефлексы, исследование чувствительности, краниальные нервы; — исследование сердечно-сосудистой системы — нарушения связаны со многими синдромами дисморфогенеза;

— зрительная функция и глазные нарушения;

— слух — путём опроса родителей относительно слуха и языкового развития и проверки, в случае если было проведено неонатальное исследование слуха;

— показатели подвижности, ловкости, коммуникативных и социальных навыков, общее поведение;

— познавательные способности.

Многие результаты исследования можно предвидеть уже в процессе наблюдения за функциональными навыками. На выбор исследований влияет возраст ребёнка, анамнез и клинические данные. У некоторых детей не удаётся выявить никакой причины нарушений даже после углубленного обследования.

нарушение развития ребенка

Часть жалоб родителей относительно развития их ребёнка оказываются вариантами нормы, в таком случае родителей нужно убедить в необоснованности их подозрений. Если они все же сомневаются, понаблюдайте за развитием ребёнка в течение некоторого времени.

При оценке аномального развития используется следующая терминология, хотя она иногда может сбить с толку.

• Задержка развития — подразумевает медленное овладение всеми навыками (общая задержка) либо одной отдельной сферой или областью навыков (специфическая задержка), особенно в отношении проблем развития в возрастной группе от 0 до 5 лет.

• Трудность научения — употребляется в отношении детей школьного возраста и может быть когнитивной, физической или и той и другой (комплексная).

• Расстройство — нарушение развития овладения навыками.

Далее следуют общепринятые определения:

• Нарушение — утрата или аномалия физиологической функции или анатомической структуры.

• Неспособность (недееспособность) — любое ограничение или недостаток способности вследствие повреждения.

• Физический дефект — ущербность вследствие неспособности, которая ограничивает или препятствует исполнению нормальной роли.

Термин «физический дефект» в настоящее время стараются не употреблять, поскольку это подразумевает, что личность заслуживает жалости.

Термины «трудность» и «неспособность» часто взаимозаменяемы, но трудность используют чаще в образовательном контексте (трудности в обучении).

Аномальное развитие (общее или специфическое) подразделяют на категории:

• медленное, но равномерное;

• эффект плато;

• видимый регресс.

Степень тяжести классифицируют так:

• лёгкая;

• умеренная;

• выраженная;

• глубокая.

Другие особенности задержки развития:

• разрыв между нормальным и аномальным развитием становится сильнее по мере взросления и, следовательно, более очевидным со временем;

• это может быть проявлением многообразных глубоких изменений;

• местоположение и степень повреждения головного мозга влияет на клиническую картину, т.е. проявляется специфической или общей задержкой, физической неспособностью и/или неспособностью к научению;

• может быть генетически обусловленной, важную роль играет родство;

• существует широкий возрастной диапазон, в котором приобретение навыков развития может быть нормальным. Предельный возраст ограничивает нормальные границы.

Аномальное развитие:

• Включает общую или специфическую задержку развития или расстройство, трудность обучения, повреждение и недееспособность.

• Различно по показателям движения и степени выраженности.

• Становится более очевидным с возрастом.

Появление проблем неврологического развития по возрастам:

1. Пренатальный период:

— Позитивный семейный анамнез, например больные братья и сестры или другие члены семьи; этнические факторы (например, болезнь Тея-Сакса у родителей еврейского происхождения)

— Антенатальные скрининговые тесты, например, УЗИ для spina bifida или гидроцефалии, амнио-центез для синдрома Дауна

2. Перинатальный период:

— Послеродовая асфиксия/неонатальная энцефалопатия

— Недоношенные дети с интравентрикулярной геморрагией/ПВЛ, постгеморрагической гидроцефалией

— Признаки дисморфогенеза

— Невропатология поведения — тонус, питание, движение, приступы, зрительное невнимание

3. Младенчество:

— Общая задержка развития

— Задержанное или асимметричное моторное развитие

— Зрительные или слуховые проблемы, выявленные родителями или при обследовании

— Признаки дисморфогенеза нервной системы и кожных покровов

4. Дошкольный возраст:

— Задержка развития языка и речи

— Нарушение походки

— Утрата навыков

5. Школьный возраст:

— Проблемы с равновесием и координацией

— Трудности обучения

— Контроль внимания

— Гиперактивность

— Специфические трудности обучения, например дислексия, диспраксия

6. Любой возраст:

— Приобретённые мозговые повреждения, например после менингита, травмы головы

— Также рекомендуем «Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?»

Оглавление темы «Оценка развития детей»:

  1. Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка
  2. Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
  3. Этапы развития мышления ребенка. Оценка интеллекта
  4. Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации
  5. Проверка слуха ребенка. Методы оценки
  6. Этапы развития зрения ребенка. Проверка
  7. Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие
  8. Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?
  9. Причины аномального двигательного развития ребенка. На что обратить внимание?
  10. Церебральный паралич у ребенка. Причины, варианты

Источник

Для каждого родителя его ребенок — всегда особенный, отличающийся от других. Но уникальные генетические признаки дарят сыновьям и дочерям не только красивую внешность, темперамент, талант: вместе с определенным набором хромосом некоторые из них наследуют психические или психофизические особенности, с которыми им предстоит жить. Что значит быть матерью или отцом нестандартного ребенка? Как научиться взаимодействовать с ним? И можно ли помочь малышу справиться с требованиями социальной среды, детского сада, школы? Этой теме посвящен очередной выпуск совместного проекта «Народной газеты» и кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ «Родительский университет». Сегодня наш собеседник — профессор кафедры психологии, доктор психологических наук, доцент Алексей Поляков.

Признаки ненормального развития ребенкаpixabay.com


— Алексей Михайлович, давайте сразу определимся с терминами: что значит психические, а что — психофизические особенности ребенка?

Признаки ненормального развития ребенка

— На самом деле грань между этими понятиями достаточно тонка. В большинстве случаев, когда говорят об отклонениях в психическом развитии, предполагается, что у девиации есть какая-то органическая основа: как правило, это дисфункции мозга. Однако на практике такие дисфункции далеко не всегда выявляются. В частности, у врача часто нет возможности обнаружить отклонения, особенно когда речь идет о легких формах заболевания. То есть на самом деле проблемы в развитии у ребенка есть, но вот эту самую органическую основу не находят.

Что касается психофизических особенностей, здесь установить диагноз несколько проще, поскольку есть определенные симптомы того или иного отклонения в развитии. Правда, симптоматика может быть частично смазана: какие-то ее проявления присутствуют, какие-то — нет. В этом случае тоже затруднительно поставить конкретный диагноз.

— Если даже специалистам это сделать непросто, можно представить, каково родителям. Ребенок просто нервный, легковозбудимый, агрессивный? Или же его поведение — результат имеющихся отклонений в развитии?

— Совершенно верно. Есть примеры, когда родители детей с аутизмом или другими отклонениями в развитии начинали догадываться о том, что с их сыновьями или дочками не все в порядке, только в начальных классах школы. Примечательно, что мамы и папы чаще всего обращают внимание на нестандартность ребенка в поведении, достижениях, освоении школьной программы, их заботят его проблемы с социализацией — когда есть трудности в общении со сверстниками, он становится изгоем в классе и т. д. Но далеко не всегда подобная необычность, непохожесть на большинство других детей является признаком аномального развития. Часто бывает наоборот: никаких проблем с социальной адаптацией, особенно в дошкольном возрасте, у ребенка не возникает, он кажется вполне благополучным, но в действительности — страдает определенными отклонениями в развитии. Просто они пока не проявляют себя, поскольку круг общения не требует от малыша в силу возраста исполнения и соблюдения каких-то определенных социальных функций. Именно поэтому важно, чтобы родители сотрудничали с детскими врачами, психологами и дефектологами, которые могут сориентироваться намного раньше.

— Детей регулярно осматривает педиатр. Этого недостаточно?

— В идеале хотелось бы, чтобы в помощь каждому педиатру были выделены узкие специалисты. Но пока такой практики нет, родители, у которых есть основания беспокоиться по поводу развития своего ребенка, должны самостоятельно посещать детского невролога, детского психиатра, дефектолога и психолога. Нелишними будут эти визиты и при отсутствии каких-то серьезных оснований: в любом случае лучше перестраховаться, поскольку мы уже говорили о нюансах проявления психофизических отклонений.

— Если двухлетний ребенок не разговаривает, не складывает звуки в слова — это уже повод обратиться к узкому специалисту?

— Да. Если малыш к 1,5—2 годам не произносит отдельные слова, это настораживающий симптом аномального речевого развития.

— Что еще в поведении маленьких детей должно насторожить родителей?

— Первым пунктом укажу здесь отсутствие так называемого комплекса оживления у малыша 2—3 месяцев жизни. Доказано, что когда развитие ребенка идет нормально, к этому возрасту он начинает эмоционально позитивно реагировать на маму и папу и инициировать общение с ними: улыбается, когда их видит, тянет к ним ручки, гулит, то есть оживляется при виде родных и любимых людей.

Следующий пункт — развитие двигательной активности ребенка: когда он начинает переворачиваться в кроватке, пробует сесть, появляется умение дотягиваться до висящих над кроваткой предметов и схватывать их.

В начале второго года жизни малыша нужно обратить внимание, удается ли ему установить эмоциональный контакт с окружающими. Если у ребенка нет желания делиться с родителями важной для него информацией, своими впечатлениями, если он не пытается привлечь их внимание к предметам, которые его заинтересовали, избегает смотреть в глаза и существует в своем замкнутом мирке — это тоже серьезный повод для беспокойства.

— После того как врач поставил маленькому пациенту диагноз, для семьи наступает один из самых сложных в психологическом плане этапов: родителям нужно свыкнуться с мыслью, что теперь они растят нестандартного ребенка.

— От их восприятия действительности, от того, какую модель поведения они выберут, зависит в первую очередь, станет ли диагноз ребенка приговором для семьи и для него самого или будет просто особенностью маленького человека, с которой нужно научиться жить. Здесь крайне важно не трансформировать эту особенность в глобальную жизненную катастрофу, которая приведет к нарушению в социализации ребенка, а затем подростка и взрослого человека. Есть такое понятие, как «вторичные отклонения» или «социальный вывих». Простой пример: школьник с замедленным темпом психической деятельности. Он не схватывает на лету, намного медленнее, чем одноклассники, понимает условия и требования, медленнее справляется с задачками. Теперь представьте, что от такого ребенка требуют все делать быстро: решить пять примеров за 10 минут, на время собрать палатку в походе, принять участие в эстафете на уроке физкультуры. Что имеем в итоге? Не решил, не успел — минус несколько баллов, критика учителя и родителей. Возится с палаткой — что ты там копошишься, тебя все ждут! Не справился с темпом эстафеты — подвел команду. Это может спровоцировать обиду, неуверенность в себе, неприятие своих маленьких достижений, желание замкнуться, изолироваться от сверстников. Понятно, что ни к чему хорошему в будущем это не приведет: проявления особенностей развития только усилятся плюс у подростка может развиться чувство собственной несостоятельности и подавленности. Вот так мы превращаем особенность в социальную проблему. А можно было поступить иначе: не ругать за неуспеваемость, а похвалить за оригинальность и нестандартный подход в решении задач. Вместо того чтобы поручать такому ребенку поставить палатку — отправить его собирать ветки для костра. На физкультуре не задействовать в эстафете, а сосредоточить его внимание на индивидуальных упражнениях. Очень многое зависит от обстоятельств, в которых оказываются люди с психофизическими особенностями.

Признаки ненормального развития ребенкаPIXABAY.COM

— Какие ошибки чаще всего совершают родители нестандартных детей?

— Есть две крайности: когда матери и отцы изолируют себя от контактов с ребенком, ограничивают свое участие в его жизни и, наоборот, когда они навязывают ему свое присутствие, свои требования, свое видение жизни. Это, к слову, типичные ошибки всех родителей, не только тех, которые воспитывают детей с психофизическими особенностями.

В первом случае современные мамы и папы включают ребенку телевизор, дают в руки планшет, мобильный телефон или что-то еще — лишь бы не отвлекал их вопросами, не дергал за рукав, дал возможность заняться своими делами. И если посмотреть со стороны — малыш вроде бы чем-то увлечен, но на самом деле подобная практика — не что иное, как исключение ребенка из коммуникации. При таком подходе к процессу воспитания родители не могут ничему его научить. А раз не выстраиваются детско-родительские отношения, основанные на тесной эмоциональной связи, значит, ни мать, ни отец не становятся образцом для подражания, авторитетом, носителем культуры, которую следует перенять.

Во втором случае взрослый навязывает ребенку то, что он считает правильным, необходимым. А по сути — нарушает его личное пространство. Кроме того, нужно четко уяснить: мы развиваемся только тогда, когда делаем что-то по собственной инициативе. Мешать ребенку проявлять свою активность — значит мешать ему полноценно развиваться. Поэтому нужно соблюсти баланс: сотрудничать с малышом, предлагая ему что-то, но и с уважением относиться к его инициативе. Это называют «педагогическим тактом», которым в идеале должен обладать каждый родитель.

Год назад в БГУ стартовал уникальный для нашей страны образовательный проект «Родительский университет», основные цели которого — повышение психологической культуры матерей и отцов в воспитании детей, а также социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи. Проект коммерческий, поэтому занятия проводятся на платной основе — в среднем около 120 рублей за один курс. Группы по 12—15 человек, не более. Это оптимальное количество для проведения практикумов и тренингов, на которых всех желающих обучают управлять гневом и агрессией, объясняют, как вести семейный бизнес, как помочь ребенку вырасти успешным и счастливым, как грамотно общаться со сложными детьми и т. д.

ПАМЯТКА МАМАМ И ПАПАМ

♦ Будьте внимательны к чувствам ребенка. У него есть право выражать как положительные, так и негативные эмоции.

♦ Не врите своему ребенку — он не заслуживает, чтобы его обманывали. Старайтесь быть максимально честны: нестандартные дети особенно остро чувствуют фальшь.

♦ Хвалите ребенка за каждый маленький успех, но в то же время любите просто так, а не за заслуги.

♦ Предоставьте ребенку право выбирать то, что ему уже под силу, например, куда и с кем пойти гулять или что надеть. Вашему сыну или дочери нужны не только забота и опека, но и возможность делать выбор самостоятельно, умение брать ответственность на себя, пусть пока и в мелочах.

♦ Введите «сердитый час». Это могут быть 10—15 минут, когда ребенок выплеснет накопившиеся бурные эмоции, сможет сбросить напряжение при помощи крика, брыкания.

konopelko@sb.by

pixabay.com

Источник

Читайте также:  Ребенок и рисование этапы развития