Признаки аутизма у ребенка 2 года комаровский
Авторы: American Academy of Pediatrics
Педиатры начинают работу по выявлению у ребенка особых признаков развития или коммуникационных проблем, характерных для расстройства аутистического спектра (РАС, англ. ASD), с самой первой встречи.
Педиатр наблюдает, как ребенок смеется/плачет, смотрит для обретения уверенности на родителей, пытается восстановить внимание взрослых во время разговора, рассматривает окружающие предметы, отзывается на свое имя…
Эти наблюдения в сочетании с семейной историей, медицинскими осмотрами, родительскими впечатлениями и рассказами чрезвычайно ценны для своевременного выявления детей с РАС.
Формализованный скрининг на аутизм, рекомендованный в возрасте 18 и 24 месяца, при нормальном развитии ребенка
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить скрининг на аутизм для всех здоровых детей при визите к врачу в возрасте 18 и 24 месяца в дополнение к регулярному наблюдению за развитием.
Этот тип скрининга может выявить детей со значительными проблемами развития и поведения на раннем этапе, когда медицинская и педагогическая коррекция наиболее эффективна. Чтобы скрининг действительно работал, он должен применяться ко всем детям, а не только к тем, у которых уже отмечается наличие тех или иных симптомов.
Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста — 16–30 месяцев (M-CHAT)
Большинство педиатров используют M-CHAT — 23-балльный вопросник для родителей. И большинство семей считают, что его легко заполнить. Используя этот стандартизованный скрининг, педиатры могут достаточно рано выявить детей, подверженных риску развития РАС. Родителям таких детей предложат обсудить вопросы, касающиеся задержки речи, проблем поведения, а также опишут последующие шаги, которые могут помочь ребенку с дополнительным генетическим или неврологическим отклонением или изменениями поведения, выявленными при тестировании уровня развития.
Скрининг — это не диагностирование!
Важно отметить, что названные выше скрининги не являются диагностическими процедурами. Если у ребенка положительный результат скрининга на РАС, это не значит, что у него будет диагностирован аутизм. И наоборот: если ребенок прошел скрининг и никаких отклонений выявлено не было, но вы продолжаете беспокоиться о наличии РАС, то не стесняйтесь спрашивать врача.
Тесты — это просто скрининг, так что не идентифицируйте всех детей с положительными результатами с РАС. Результаты тестирования M-CHAT, например, не дают 100%-ного результата, поэтому данный тест используется в сочетании с комплексной оценкой состояния здоровья ребенка и семейной историей. Мнения, впечатления и отзывы родителей незаменимы и имеют самое важное значение для определения детей с риском развития РАС.
Если вы обеспокоены, что вашему ребенку не был проведен официальный скрининг, то поговорите с вашим педиатром о проведении хотя бы первоначального скрининга (к тому же сейчас доступны многие инструменты для его проведения).
Но если вас беспокоят особенности поведения или общения ребенка из-за семейной истории РАС, настораживает то, как он говорит и действует, волнуют отзывы других людей о его поведении, то не ждите назначенного визита, чтобы поговорить с вашим педиатром. Если ваш врач не относится серьезно к вашим рассказам и просьбам, получите мнение другого специалиста-медика.
Материалы по теме:
Видео:
опубликовано 02/04/2018 14:14
обновлено 17/07/2018
— Нервные, психические и психологические болезни
Источник
Все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми. Однако нередко случается так, что малыши появляются на свет с заболеваниями. И если некоторые из них легко поддаются лечению, то есть, к сожалению, и такие, вылечить которые очень сложно, а то и вовсе невозможно. Одно из таких заболеваний – аутизм.
Аутизм – это расстройство в организме человека, которое имеет место как следствие неправильного развития головного мозга. Детям (да и всем людям вообще), страдающим аутизмом, крайне тяжело находиться в обществе, взаимодействовать с ним и с его членами. За счёт этого возникают трудности в социализации, в реализации себя как личности. Аутисты практически не приспособлены к какой-либо более-менее серьёзной деятельности, они имеют очень узкий круг действий, которую они способны выполнять, ведь все действия аутистов очень монотонны и однотипны.
Вы знали, что признаки этой неприятной болезни можно распознать с самого раннего детства? Если нет, то эта статья для вас. Известный доктор Евгений Комаровский, ведущий одноимённую телепрограмму и являющийся владельцем и главным врачом частной клиники, дал несколько полезных и практичных советов, которые помогут вовремя разглядеть, что ваше чадо не такое, как другие. К сожалению, излечение от аутизма на текущий момент времени является невозможным. Единственный плюс: чем раньше заметить проблему, тем проще с ней бороться и хотя бы как-то социализировать вашего ребёнка, приспособив его к общественной жизни.
Итак, выделяются такие симптомы этого заболевания у маленьких детей:
Абсолютное отсутствие приспособляемости к любым изменениям. Ваш ребёнок крайне болезненно переносит любую смену обстановки или когда что-то не так, как обычно.
Неумение отличать опасную ситуацию от обычной. Ваш ребёнок может заинтересованно тянуться к огню или выбегать на проезжую часть, не понимая, что он подвергает себя и свою жизнь смертельной опасности.
Странное, не вполне адекватное отношение к бытовым предметам. Ваш ребёнок может сидеть и целый час трогать руками ножку стула или заинтересованно разглядывать тюбик зубной пасты. Не стоит путать с обычной детской любознательностью.
Слишком активное или же напротив, слишком пассивное поведение. Не перепутайте с обычным детским поведением, когда периоды суперактивности сменяются периодами вялости и лени.
Плохая, невнятная, слабая речь или полное её отсутствие. Это – один из главных тревожных признаков.
Плач либо смех без видимой на то причины.
Подозрительное отношение к любым посторонним звукам (либо полное игнорирование, либо исключительная концентрация на них)
Неумение играть обычными игрушками (пистолетиками, солдатиками, мячиками, машинками). Использование игрушек как угодно, но не по назначению.
Плохой контакт (либо его полное отсутствие) с другими детьми такой же возрастной группы.
Доктор Комаровский напоминает, что сами по себе практически все эти признаки безобидны или легко могут быть истолкованы как особенности детского поведения в младшем возрасте. Однако если три и больше признаков совпадают, присмотритесь повнимательнее к поведению вашего чада. Если чувствуете, что что-то не так – скорее обратитесь к врачу, ведь чем раньше сделать это, тем больше шансов не «упустить» вашего малыша.
Самое главное: если вам кажется или вы уже точно знаете, что ваш ребёнок – аутист, не впадайте в панику или любые другие крайности! Таким детям можно и нужно помогать, ничего сверхкритического, скорее всего, нет. Комплексная работа с группой врачей сможет дать вашему ребёнку максимально много из того, что ему можно дать в его состоянии. Поддерживайте ваше чадо, играйте с ним, учитесь, развивайте его, дарите как можно больше ласки, любви и заботы. Помните, что он в этом очень нуждается!
Источник
Источник
До сих пор доктора во всем мире не могут прийти к единому мнению относительно причин появления, симптомов, классификации и лечения расстройства аутистического спектра. Педиатр Евгений Комаровский выразил свое мнение относительно детского аутизма.
Как описывает симптомы аутизма Комаровский
Основные симптомы РАС по мнению Комаровского:
- отсутствие речевого контакта с людьми;
- применение игрушек и иных предметов обихода не по назначению;
- высокая чувствительность к окружающим звукам;
- игнорирование и неправильное оценивание опасных ситуаций;
- отсутствие навыка подстраиваться под ситуацию (например, перестановку в комнате);
- беспричинные перепады настроения;
- повышенное пассивное или активное состояние;
- полное отсутствие или наличие слабо развитого речевого навыка;
- неадекватная реакция на окружающие предметы;
- игнорирование звуков, предметов, окружающих (ощущение полной отрешенности).
В статьях https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma/ и https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma-u-podrostkov/, описывались эти признаки более подробно. Педиатр грамотно обобщает информацию.
Мнение Комаровского о прививках и аутизме
В своей очередной программе педиатр, Евгений Комаровский затронул вопрос относительно влияния прививок на развитие аутизма.
Доктор подчеркнул, что несколько десятилетий назад аутизм часто путали с шизофренией, и только недавно заболевание начали выделять как отдельное психическое расстройство. Нужно понимать, что сам по себе «аутизм» – это целый комплекс РАС (расстройств аутистического спектра).
Примерно в 90-х годах был поднят вопрос о влиянии прививок на развитие РАС. Впервые об этом заговорил в своей статье гастроэнтеролог Эндрю Вейкфилд (Англия). Его обнародованные результаты исследований, что прививка АКДС вызывает аутизм, повергли в шок общественность.
Многие ученые, услышав о сенсационном открытии Вейкфилда, поспешили повторить его исследование, но усилия были безуспешными. После, когда начали детально рассматривать работу британца, были обнаружены многие несоответствия, и даже диагнозы пациентов были сфабрикованы. В результате британца назвали шарлатаном, который по договоренности с «Сообществом Против Вакцинации», пытался одурачить весь мир.
Подробно связь комплексной вакцинации АКДС с аутизмом можно прочесть в статье: https://autizmy-net.ru/vyizyivaet-li-privivka-akds-autizm/
В результате обсуждения данной темы Комаровский подвел итог: «Взаимосвязь прививок и аутизма находится на уровне обсуждений и теорий. Сегодня различают много разновидностей заболевания, что и существенно затрудняет исследовательскую работу относительно причин происхождения РАС».
Доктор Комаровский говорит про аутизм: «Объяснить причины появления заболевания у детей наука пока не может. Поэтому основная задача и ответственность возлагается на родителей: своевременно распознать признаки заболевания и обратиться к специализированным докторам за профессиональной помощью. Важно понимать, что большая часть проблем легко определяется по внешним признакам».
Методы лечения аутизма
Евгений Комаровский утверждает, что явного медикаментозного лечения РАС нет, есть лекарственные курсы для борьбы с сопутствующими симптомами заболевания, и масса терапий, которые помогут скорректировать поведенческие, речевые, социальные и психологические особенности детей и взрослых с РАС.
Подробно о методиках можно прочитать, перейдя по ссылкам:
- https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-v-germanii/
- https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-v-kitae/
- https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-stvolovyimi-kletkami/
- https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-u-detey-v-izraile/
- https://autizmy-net.ru/biomed-autizm/
- https://autizmy-net.ru/novoe-otkryitie-pomozhet-v-lechenii-autizma/
- https://autizmy-net.ru/osteopatiya-kak-sredstvo-lecheniya-autizma/
- https://autizmy-net.ru/mikropolyarizatsiya-metod-lecheniya-autizma/
- https://autizmy-net.ru/ippoterapiya-kak-vspomogatelnyj-metod-lecheniya-autizma/
- https://autizmy-net.ru/lechenie-nootropami-autizma-sdvg-zpr/
- https://autizmy-net.ru/pomogaet-li-gipnoz-pri-autizme/
- https://autizmy-net.ru/tentorium-i-autizm/
- https://autizmy-net.ru/igloterapiya-refleksoterapiya-pri-lechenii-detey-s-autizmom-i-drugimi-narusheniyami/
- https://autizmy-net.ru/delfinoterapiya-dlya-autistov/
Комаровский дает такие советы родителям «особенных» детей:
- Родители должны смело брать ситуацию в свои руки и не отчаиваться, ведь все напрямую зависит от них самих. Нужно учиться, проверять, пробовать, искать.
- Пересмотреть родителям основные их ошибки в уходе детей с РАС: переоценка роли медикаментозного лечения, недооценка важности режима и своевременного ухода, перекармливание, нарушение температурного режима и т.д.
Мнение Комаровского об аутизме: отзывы родителей
Евгений Комаровский зарекомендовал себя как грамотный практикующий педиатр. В таблице собраны отзывы родителей аутичных детей со следующих интернет-площадок: https://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/
Положительные | Отрицательные |
С удовольствием смотрю все передачи с Евгением Комаровским, в том числе и «Школу доктора Комаровского», все очень доходчиво и понятно объясняет. А после передачи про детский аутизм, я стала пристально наблюдать за двухгодовалым сыном, и заметила некую замкнутость, которую мы быстро преодолели до 3 лет. Правду говорит, все нужно делать вовремя, и все в первую очередь зависит от родителей. (София) | Я вот считаю, что много симптомов просто дополнительно приписывают аутизму. Вот я сама по себе замкнутая, могу часами вязать, и лишь бы меня никто не трогал, не люблю шумные компании, у меня ограниченный круг друзей – но я не аутист, у меня нет никаких социальных проблем (если нужно я буду разговаривать с посторонними. Работаю в крупной фирме, где без контактов нельзя, с речью и умственным развитием тоже нет проблем. Так что любовь к одиночеству – это не аутизм, это такая черта характера. Все-таки все сыро еще с диагностикой аутизма. (Рита) |
Я как отчаявшаяся мама двух дочечек с атипичным аутизмом, была в восторге от программы Комаровского про аутизм. Руки опускались, полный клев себя, что ты такая бессильная в данной ситуации – это титанически убивало. Но, Евгений Олегович, мне как мозг промыл через монитор, я поняла, что слабая я = отсутствию счастливой жизни моих малышек. Методик уйма, нужно прислушиваться, пробовать и экспериментировать (с умом). Комаровский теперь мой наставник и кумир! (Лида) | У нас первые признаки аутизма как раз начали проявляться после вакцинации АКДС, мы впервые ее сделали в возрасте 1,5 лет (не было вакцин в поликлинике), до прививки была полностью здоровой малышкой, а потом начался «откат», речь восстановилась, координация движений нарушилась, появилась замкнутость, и пропало желание приобретать важные для жизни навыки. Вакцины АКДС влияют на развитие аутизма, как ни крути! (Катя) |
Браво таким людям, говорит все с пониманием дела, на доступном всем языке. Хотела бы я попасть лично к нему на прием. (Аня) | |
У нас проблемы были с самого рождения: проблемы со сном (он боялся засыпать), ночные истерики, полное отсутствие контакта с окружающим миром (его вообще ничего не интересовало) и многое другое. На мои просьбы к педиатру обратить внимание на эти особенности я слышала только отговорки по типу «это особенности у него такие характера, все нормально». После того как я увидела программу про аутизм с Евгением Олеговичем я набралась смелости и пошла выбивать направление к невропатологу и психиатру, и как оказалось не зря. Нам поставили диагноз и это в 1,5 года, и мы уже активно проходим разные терапии: плавание, иглоукалывание, массажи и т.д. Спасибо Комаровскому за вдохновение! (Алена) | |
Спасибо доктору за подробное и понятное комплексное описание всех проблем, как-то я лучше воспринимаю услышанное, чем прочтенное. Теперь я смотрю все передачи Евгения Олеговича, и бывает по несколько раз. (Лиля) |
Вывод
Евгений Олегович обращает внимание, что дети с аутизмом не лишены способности выражать свои эмоции, они просто их выражают по-своему. Главная задача, в первую очередь, родителей, а потом и врачей, помочь ребенку научиться контактировать с окружающим миром. Чем раньше начать работу над проблемой, тем проще с ней будет справиться.
Три важных аспекта лечения: внимание, любовь, целеустремленность.
Источник
Авторы: Журнал «Седьмой лепесток»
Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас. Джим Синклер, аутист
Дать краткое, емкое и всеобъемлющее определение аутизма — задача не самая легкая. Объясняется это не только тем, что проявления аутизма многолики, но и существованием большого количества теорий, освещающих вопросы реабилитации, воспитания, питания при аутизме. Это зависит не только от года, в котором была сформирована та или иная теория (так как подход к такому явлению как аутизм за последние 100 лет существенно изменился), но и от личной позиции и опыта специалиста.
Однако, проанализировав несколько определений, данных разными авторами, мы понимаем, что почти все специалисты как ведущий симптом определяют недоразвитость социальных навыков, нарушение общения и любых форм социального взаимодействия (вплоть до полного отказа от контакта с социумом). Это действительно считают одним из самых ярких проявлений аутизма. Если говорить об интеллектуальном развитии при аутизме, то следует отметить его неравномерность, и этим аутизм отличается от, например, задержек развития, когда ребенок развивается по «нормальным» законам, но медленнее, чем сверстники.
Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность нарушений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость. Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
Определения аутизма
К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
Тэмпл Грэндин, аутист. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
Определение по классификации психиатрических болезней — DSM-III-R. Аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.
К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.
В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций… выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.
МНОГОЛИКИЙ АУТИЗМ
В последние годы вопросам аутизма уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество аутичных людей с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».
Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» используется также применительно к нормальной психике. Сейчас все чаще говорят о том, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.
Аутизм как симптом встречается при довольно многих расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого варианта психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи (т.е. речь не используется в своей прямой функции — для общения). В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для постановки диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми. В такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности и аутическом спектре.
Так что же такое аутизм — симптом, синдром или болезнь? Однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Некоторые считают, что это и то, и другое, и третье. Много споров возникает вокруг того, что при аутизме является первичным и определяющим — интеллектуальное, эмоциональное или личностное расстройство. Ответов не меньше, чем вопросов, но попробуем все же кое-что прояснить.
Симптомы аутизма у ребенка раннего возраста (0-3 года)
Обычно наблюдается только часть симптомов:
— не «гулит» до 1 года (или гуление напоминает визг или крик), не говорит единичных слов до 16 месяцев, не строит фразы из двух слов до 2 лет;
— не владеет речью;
— не имитирует поведение людей или животных, а также различные звуки;
— говорит с неадекватной интонацией (тон и ритм нарушены — напоминает «деревянную» речь, как у робота);
— повторяет личные местоимения так же, как слышит;
— повторяет одни и те же фразы (эхолалия).
Невербальная коммуникация:
— ребенок до года не указывает на предметы;
— не применяет жестов;
— говорит с неподвижной мимикой, не использует указательный жест (ребенок просто берет родителя за руку, подводит взрослого к месту привычного расположения объекта и ждет, пока ему дадут предмет);
— не проявляет интереса к знакомству, испытывает полное безразличие к окружающим; — не смотрит в глаза (или смотрит очень редко).
Восприятие:
— ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
— не понимает речи (воспринимает ее как шум);
— никак не реагирует на громкие звуки, производя впечатление глухого;
— очень чувствителен к определенным звукам (например, зажимает уши, услышав лай собаки);
— не узнает себя в зеркале.
Другие особенности поведения:
— не может сосредоточиться на предмете или на словах (очень короткий период удерживания внимания);
— в течение длительного времени повторяет одни и те же телесные движения (например, вертит руками, раскачивается туда и обратно);
— периодически испытывает сильные приступы гнева;
— подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;
— сильно сопротивляется, когда кто-то пытается изменить привычное течение событий.
Примечание: некоторые дети-аутисты демонстрируют раннее и быстрое развитие речи. Любят, когда им читают, запоминают и пересказывают целые куски текста. При этом плохо понимают переносный смысл речи — метафоры
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ АУТИЗМ?
На сегодняшний день в специальной литературе существует множество концепций происхождения аутизма. Его возникновение объясняют и неблагоприятными воздействиями в течение внутриутробного периода, и родовой травмой, и влиянием прививок, и ухудшением экологической ситуации, и непереносимостью глютена, казеина, лактозы. Говорят и о генетической природе аутизма. Есть сведения о том, что аутизм действительно может быть наследственно обусловлен, но, скорее всего, наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения еременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.
Рассмотрим основные концепции происхождения аутизма — их можно разделить на несколько больших групп.
Теория эмоциональной холодности
Этой теории придерживаются сторонники психоаналитической традиции, сформулировал ее Л. Каннер.
В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия. Основной причиной при этом считается эмоциональная холодность матери, ее безразличие к ребенку вследствие нежелательной беременности и ее собственных личностных проблем.
Современные научные исследования, посвященные анализу взаимодействия матерей и детей с ранним детским аутизмом, а также некоторые клинические данные об особенностях функционирования центральной нервной системы у детей изучаемой категории опровергают эту теорию.
Аутизм как порождение внешних факторов
В настоящее время популярна теория, доказывающая, что такое расстройство как аутизм вызывают ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (например непереносимость казеина, глютена, лактозы, неспособность справляться с токсинами, поступающими в организм).
Последователи этой теории настаивают на том, что все проявления атуизма не первичны и не являются следствием психического расстройства. Они ссылаются на зарубежные исследования, показавшие, что во многих случаях аутизм вызывается дисфункцией иммунной системы: конкретные вещества влияют на развитие мозга у части детей и являются причиной аутичного поведения. По мнению специалистов, придерживающихся этой теории, организм аутичного ребенка просто не в состоянии полноценно расщеплять определенные протеины — они превращаются в опиаты, наркотические вещества, негативно воздействующие на работу мозга.
Найдено два таких основных компонента: глютен (протеин пшеницы, овса, ржи и ячменя) и казеин (молочный протеин). Однако могут быть реакции и на другие вещества, фенольные продукты, слишком сильная реакция на другие аллергены, а также токсины, поступающие из окружающей среды (в том числе в результате ухудшения экологической ситуации и вакцинирования). Соответственно, максимально устранив вещества, нарушающие работу организма, можно свести проявления атуичной симптоматики к минимуму, а то и вовсе добиться ее исчезновения.
Этот подход пока еще не нашел одобрения и широкого применения в научном мире, а в нашей стране лишь немногие специалисты рекомендуют диету как основой способ лечения атуизма. Однако многие родители, опробовавшие ее, говорят, что замечают прогресс в состоянии своих детей — заметные улучшения наступают в контакте глаз, социализации, развитии речи. Также многие отмечают улучшение работы кишечника и нормализацию сна.
Аутизм как следствие аффективных расстройств
Концепции, делающие акцент на аффективных расстройствах* как определяющих отношения аутистов с миром .Эти концепции включают две большие группы.
Аффективные расстройства — психические расстройства настроения, связанные с нарушениями в эмоциональной сфере.
Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма — ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Наиболее последовательной и детально разработанной концепцией подобного рода считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Согласно их подходу, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов: нарушение возможности активно взаимодействовать со средой и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком. Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Те специалисты, которые придерживаются данной теории, интерпретируют многие проявления аутизма как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.
В рамках данной концепции искажение развития когнитивных (познавательных) функций — это следствие нарушений в аффективной (эмоциональной) сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма (эти уровни будут приведены в конце статьи).
По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства производны от специфических КОГНИТИВНЫХ (сферы познания) НАРУШЕНИЙ. Утверждается, что для аутистов типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию (эмоции) других людей. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, сторонники данной теории считают первичность специфического когнитивного дефицита основным источником проблем.
Еще одна теория считает коммуникативные проблемы у детей с аутизмом следствием нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Адепты этой теории считают, что, имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого как «нечто похожее на него самого». Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.
Аутизм как следствие когнитивных нарушений
Теории, согласно которым нарушение именно когнитивной (познавательной) сферы и есть источник отклонений.
Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория U. Frith. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности аутистов (например высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.
У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуждения».
В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теория намерений». Ее создатели У. Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей. Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом этаспособность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений, означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей.
Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.
опубликовано 08/06/2013 22:17
обновлено 02/04/2017
— Особенные дети и их семьи, Семьи с особенным ребенком
Источник