Привязанность ребенка в 3 года

Привязанность ребенка в 3 года thumbnail

В жизни ребёнка, как социального существа, главное значение – связь с родителями, родственниками, понравившимся человеком. Даже гора привлекательных игрушек не заменит живых взаимоотношений и не прогонит страх одиночества. Детская природа – привязанность к тому, кто рядом. Малыш, страшась потерять близких людей, боится разлучиться даже с пьющими, порой жестокими, родителями.

Привязанность в жизни ребенка

Определение и характеристика

Привязанность – эмоциональная тесная близость двух людей, основа которой любовь, доверие, преданность и симпатия к объекту. Привязанность основана на эмоциях и привычках.

Формируется не сразу, а со временем, при участии двоих: один привязывается ко второму, тому, кто необходим. Мама, или другой близкий человек, решает за ребёнка сложные вопросы, защищает. Ребёнок, в этом случае слабая, беспомощная и зависимая сторона.

Типы:

  1. Привыкание к любимым вещам и игрушкам.
  2. Привязывание и прикипание к родителям, родственникам, знакомым людям.
  3. Привычные жильё и бытовые удобства.
  4. Эмоциональная привязка к человеку.

Привязанность ребенка к матери

Развитие привязанности

0-12 месяцев

Базовая привязанность с помощью чувств: физический, слуховой и зрительный контакт с тем, кто заботится. При разлуке такая привязанность сохраняется на долгие годы.

1-2 года

Копирование поведения, интонаций, увлечений близких людей, похожестью усиливая привязанность к папе и маме.

2-3 года

Проявляются принадлежность и верность, сопровождаются сильными эмоциями, обладанием, ревностью. Слова «моя мама» обозначают эмоциональную привязанность именно к маме. Не найдя подтверждения этому в семье, пытаются найти объект привязанности в другом месте.

3-4 года

Малыш понимает собственную значимость и важность для любимых людей. Ощущая, что родители любят дорогих им людей, старается быть послушным, покладистым, нужным.

4-5 лет

Появляется эмоциональная близость и любовь, которая выражается в преподнесении подарков, таких как рисунки, исполнение песен и чтение стихотворений и даже любимая игрушка. Малыш способен ощущать контакт с родителями на протяжении одного или нескольких дней.

5-6 лет

Уровень уязвимой и сильной психологической привязанности. Желая быть ближе к избранному объекту, ребёнок рассказывает собственные секреты. Делится мечтами и впечатлениями, раскрываясь изнутри.

Привязанность детей к родителям

Переход в любовь

Нельзя путать привязанность с любовью. Место первой занимает вторая с взрослением ребёнка, тогда же изменяется значение «близкий человек». Простой пример:

  • «Я не могу жить без тебя» – привязанность.
  • «Я люблю тебя, но справлюсь со всеми трудностями» – любовь.

В привязанности присутствуют постоянные страдания.

До трёх лет малыш ощущает привязанность к родителям и тем, кто постоянно рядом и заботится. Затем говорит первый раз «Я сам!», проявляя характер.

В этот период, 3-4 года, для формирования правильного определения себя и адекватной самооценки, родителям стоит уважать потребности, границы и личность ребёнка.

Такое поведение обозначает переход привязанности в любовь и ослабление родительской зависимости. Дети в 3-летнем возрасте воспринимают отношения, как «я – ты». Ребёнок уже понимает, что взрослые живут другой жизнью, делами и интересами.

Правильное формирование личностных границ, ощущение себя и отношения к другим людям невозможно при грубых вторжениях в личное пространство маленького человека.

Также нельзя давить, командовать, указывать и вмешиваться в его дела. Как пройдёт этап перехода, такими и будут отношение и любовь во взрослой жизни.

Тип привязанности ребенка

Определение нарушений привязанности у детей

Часто случается так, когда малыш боится отпустить маму даже на минутку, не говоря о длительной разлуке. При этом чувства любви не проявляются. Это проявление поверхностной привязанности. Причина: эмоциональная боль, связанная с разлукой, стыдом или незащищённостью.

При деперсонализации привязанности ребёнок боится потерять человека, к которому привязан, и выбирает вещь, животного или ритуал. Замещает привязанность к маме общим вниманием, желанием понравиться, контактом и близостью с другими людьми. Со временем желания становятся стремлением, навязчивой идеей, одержимостью.

Бывает так, что дети переносят привязанность к родным людям на одноклассников или друзей. Дарят новые вещи, тратят на них сбережения, стараясь выделиться. Такой ребёнок боится уязвимости в близких отношениях.

Провоцирование злости и раздражения у близких людей, если не получается заполучить их внимание. Проявляется у сверх опекаемых детей или выросших в пренебрежении.

Волнообразная привязанность – тип эмоций, вызывающий резкие настроенческие и поведенческие перепады. Обожание сменяется отторжением и избеганием – без компромисса. Причина: нестабильные отношения родителей к ребёнку.

Нарушение привязанности у детей

Если человек страдает без того, к кому привязался, значит, речь идёт о болезненной привязанности. Такой ребёнок станет зависимым от других людей и вредных привычек: алкоголизма, наркомании, переедания.

Дети не отказываются от родительского внимания, но обходится без заботы и близости. Также им не нужен контакт с учителем или воспитателем. При избегающей привязанности малышам несвойственно оказывать предпочтение родителю перед незнакомыми людьми.

Это такой маленький взрослый, независимый человек. Родители, приучившие его не показывать своих чувств и скрывать эмоции, становятся виновниками хронических заболеваний.

Читайте также:  Капли офтальмоферон ребенку 3 года

Став взрослыми, такие дети ощущают трудность в интимных и близких отношениях, происходящих без эмоций. Не огорчаются при расставании, держатся на дистанции, отстранённо. Не делится собственными переживаниями и не разделяет чувства других людей.

Развитие привязанности ребенка

Что делать

Как правильно установить надежную здоровую привязанность ребёнок – взрослый:

  1. До года постоянный уход имеющего значение взрослого.
  2. Внимательное отношение к поведению и плачу новорождённого.
  3. Обеспечение познания и чувственного восприятия мира не только с помощью игр и игрушек, но и с помощью похвалы и поддержки.
  4. Зрительный и телесный контакт, общение.
  5. Успокоить, пожалеть, прижав к себе или побаюкать.
  6. Любить ребёнка таким, какой он есть.
  7. Не пугать малыша расставанием, не стыдить за то, что боится отпустить маму.
  8. Больше обнимать и ласкать, чаще говорить о своей любви.
  9. Чаще просить помощи, показывая свою зависимость от маленького помощника.
  10. Научиться получать приглашение в личный мир ребёнка.
  11. При расставании говорить не о разлуке, а о делах после встречи.

Эмоциональная привязанность ребенка

Заключение

Нарушенная привязанность в детском возрасте вполне поддаётся лечению. Для детей раннего возраста достаточно восстановления любви и заботы в семье. Дошкольников и школьников лечит психотерапевт совместно с родителями.

Только семья создаёт психологический комфорт, защищённость и помогает доверию. Основа привязанности закладывается отношением ласковых и внимательных родителей. Сформированная в детском возрасте модель переносится на общение во взрослой жизни.

Источник

Привязанность к родителям у детей от 1 до 3 лет Что же меняется во взаимоотношениях «родитель – ребенок», когда малыш достигает этого ужасного кризиса 2-х лет? Научившись ходить, он уже умеет управлять своей физиологией, но еще сильно зависит от вашей помощи в регулировании своих эмоций.

Эмоциональные центры коры головного мозга у ребенка еще в стадии развития. Ирония в том, что, хотя малыши этого возраста стремятся активно исследовать мир, их крылья начинают развиваться только на основе надежной связи с нами.

Проводится множество исследований о влиянии крепкой связи с родителями на последующую жизнь, включая лонгитюдные исследования, т. е. такие, которые прослеживают эффект привязанности в детстве на протяжении многих лет. Они начались сорок лет назад, и теперь мы располагаем их результатами. Дети 1-3 лет, у которых была надежная привязанность к родителям, становясь старше, легче устанавливают отношения со сверстниками, гибче и устойчивее к стрессам, лучше справляются с трудностями в любых сферах жизни, от учебы до социальных взаимодействий.

Оценка привязанности к родителям

Эксперимент «Странная ситуация» состоит в отделении малыша от родителя на короткое время в ситуации, которая для него непривычна, что создает стресс для ребенка. По реакции на такую ситуацию исследователи классифицируют малышей пятнадцати месяцев следующим образом:

Спокойные – эти малыши протестуют против отделения от родителей, но быстро успокаиваются, когда отец или мать вернулись. Известные как «дети, имевшие надежную привязанность», они испытывают стресс от разлуки, но верят, что, когда их родители вернутся, они защитят их и успокоят. Исследования показывают, что у таких детей лучшие отношения с родителем, с которым есть надежная связь, но это не единственный вывод. По мере взросления такие дети лучше адаптируются почти в каждой сфере – от академической до межличностной.

Сопротивляющиеся/неуверенные/озабоченные – такие дети тоже протестуют, когда их разлучают с родителем, но они отклоняют помощь и успокоение, когда родитель возвращается. Очевидно, они сделали вывод, что в удовлетворении их нужд на родителей не всегда можно полагаться, и им трудно принимать их помощь. Они злятся, словно родители отказывают им в том, в чем они нуждаются. Взрослея, эти дети сосредоточены на поиске утешения и поддержки в отношениях, но из-за сильной потребности в этом часто склонны создавать не приносящие удовлетворения сложные отношения. Их озабоченность поиском любви не оставляет энергии для других соответствующих возрасту задач, например учебе или опробованию своей независимости. В попытке компенсировать потребность в привязанности такие дети часто бывают полностью зависимы от отношений со сверстниками.

Избегающие – такие дети могут не протестовать против отделения от родителей и не ищут их утешения и поддержки по возвращении. Они не демонстрируют потребности в утешении и поддержке, естественной для их возраста, потому что, по-видимому, считают, что эта потребность не может быть удовлетворена в отношениях. Хотя в таких лабораторных условиях они кажутся более независимыми, дома и в школе они такими не являются: наоборот, воспитатели детских групп выделяют их как более плаксивых и требующих больше внимания, чем другие дети их возраста.

Читайте также:  Массаж для ног ребенку 3 года

На самом деле физиологический мониторинг во время эксперимента показал у этих детей повышение частоты сердечных сокращений и уровня кортизола, что означает, что они очень расстраиваются, когда их родитель уходит, хотя и научились это скрывать.

Повзрослев, эти одинокие дети начинают считать свои эмоциональные потребности пугающими и переполняющими их, и это их подавляет. И если они не смогут с помощью терапии или трансформирующего опыта любви изменить себя, то их способность к близости может так и не развиться. Они могут быть очень успешны в учебе или спорте, но неспособность устанавливать отношения мешает им развиваться в обществе и быть счастливыми.

Кажется невероятным, но пятнадцатимесячный малыш уже сделал выводы о том, как работают отношения и как удовлетворять свои межличностные потребности. Если ничего не случится, эти выводы и стратегии он будет использовать всю оставшуюся жизнь.

Предположим, у нашего гипотетического пятнадцатимесячного малыша есть крепкая связь с родителями. Он знает, что может рассчитывать на их поддержку и чуткое отношение к его потребностям. Теперь он уже умеет ходить и становится настоящим исследователем окружающего мира. Ему все еще нужны родители? Отчаянно нужны.

Попробуйте простой эксперимент

Пойдите с ним на детскую площадку и сядьте на скамейку рядом с песочницей. Играя, он время от времени будет посматривать на вас, чтобы убедиться, что все в порядке. Пересядьте на другую скамейку, на таком же расстоянии от ребенка. Вы видите его и, если будет нужно, можете сразу позвать его; он вас тут же увидит, и вы помашете ему рукой. Как ведет себя малыш, когда вы изменили положение? Продолжает ли он играть? Нет. Он нахмурился. Может быть, даже заплакал. Наверняка он позовет вас или придет сам. Он «зарядится» – обнимет вас – и только тогда вернется в песочницу. Что произошло? Ему нужно было переориентироваться.

Источник

Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.

Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.

Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:

  • грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
  • контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
  • носить на руках или в слинге;
  • практиковать совместный сон;
  • обнимать и целовать малыша;
  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • гладить свое лицо руками малыша;
  • повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
  • играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.

  • возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
  • разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
  • дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
  • поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
  • мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
  • дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
  • посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
  • стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
  • собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
  • прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
  • придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
  • передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
  • использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
  • вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
Читайте также:  Атаракс ребенку 3 года

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.

  • разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
  • выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
  • если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
  • занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
  • научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
  • устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
  • валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
  • играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
  • совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
  • качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
  • разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:

  • проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
  • одевайте ребенка, если он просит этого;
  • кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
  • смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
  • придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
  • одобряйте друзей ребенка;
  • разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.

  • распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
  • рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
  • рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
  • звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
  • обнимайтесь всей семьей.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)

Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:

  • доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
  • не забывайте обнимать при любом удобном случае;
  • разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
  • читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

  • применяйте на практике активное слушание;
  • пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
  • будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
  • совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
  • не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
  • интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
  • учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
  • запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Источник