Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития
Родительская забота о детях оказывает сильное воздействие на их последующую жизнь. Из материнской заботы в первые два года жизни у ребенка складывается базовое доверие к миру.
кадр из эксперимента Мэри Эйнворт
Проводился эксперимент: мама с ребенком (1-1.5 года) в новом месте с незнакомой женщиной. Через какое-то время мама выходит, оставляя его с «незнакомкой». Потом возвращалась. Так изучали реакцию детей на расставание и встречу с мамой. Выделили три основных типа привязанности у детей – то, как формируется базовое доверие к миру.
Надежная привязанность
Мама удовлетворяет потребности ребенка в защите, эмоциональной поддержке, близости. Она является “пауэрбанком” для ребенка, от которого он напитывается доверием и чувством безопасности. Напитавшись – дальше играет и исследует мир, но регулярно возвращается для подзарядки. Прикоснется, посидит на коленях, почувствует тепло, доверие, получит поддержку и снова спокойно отползает дальше играть.
Когда мама в эксперименте вышла из комнаты, ребенок переживал, но другой взрослый смог утешить и успокоить его. А при возвращении мамы ребенок обрадовался и оживился.
Избегающая привязанность
У ребенка есть опыт отвержения и непринятия. Он тянется к маме, а она находится эмоционально и вниманием не с ним (в депрессии например) и раздраженно отвечает: “Вечно ты ко мне пристаешь, иди играй” или “Иди сам поиграй, я устала”. Если такое длится продолжительное время, то ребенок понял, что его потребности для мамы не важны.
Мама вышла из комнаты, а ребенок не реагировал даже на это. По возвращении не побежал к ней, не обрадовался, как дети с безопасной привязанностью, наоборот продолжал избегать с ней общения. Он “знает”, что лучше подальше держаться от мамы, поскольку её реакция будет отрицательной.
Тревожная привязанность
Дети чувствуют безопасность, если мир предсказуем. Когда поведение мамы противоречиво, то невозможно ничего предсказать. Сегодня ребенка наказала за то, на что вчера реагировала с улыбкой, и за что завтра похвалит. Если такое повторяется систематически, то ребенок заранее не знает реакцию мамы на его поведение. Вырастая такие дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи.
В эксперименте такой ребенок все время находился рядом с мамой. Не отходил и не исследовал помещение (как при безопасной привязанности), и не находился вдали от мамы (как с избегающей привязанностью).
Когда мать вышла, тревога возросла так, что экспериментатор не мог его успокоить. А при возвращении мамы, ребенок встретил ее вспышкой гнева.
5 советов, как себя вести мамам и папам?
1. Все дети в первый год не слезают с рук и это нормально! Так формируется базовое доверие к миру. Часто “опытные” бабушки заявляют, что так можно “приручить к рукам”. Что нужна спартанская закалка! Это все домыслы. И научно опровергнуто! Наоборот закрытая потребность в получении заботы и помощи в раннем детстве приводит к независимости и самостоятельности.
2. Ваша забота, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни ребенка формирует надежную привязанность и доверие. А отстраненность, холодность и непоследовательность формирует модель недоверия. Это на всю жизнь! Первые отношения с мамой (или другим значимым взрослым) влияют на дальнейшее поведение, учебу и проживание кризисов.
3. Дети, получившие опыт небезопасной привязанности часто испытывают зависимость к вредным привычкам. Им трудно испытывать уверенность в том, что “я имею право быть такой, какая я есть просто по праву рождения”.
4. Очень важно мамино психо-эмоциональное состояние после рождения ребенка. Домашние конфликты, болезни, непроходимая усталость, переживание за будущее – все это мешает состоятся первой привязанности. Как нянька ухаживает, но эмоционально холодна. Поэтому роль папы и близких в этот период – позаботиться о маме. Давать ей возможность выдыхать, оставаясь спокойной и счастливой.
5. Если у вас не хватает сил выдерживать ребенка – лучше выйдите на время из комнаты, чтобы хоть как-то выдохнуть. Это лучше, чем ненавидеть себя и ребенка за отсутствие сил и любви. Вернётесь – дадите свою любовь. Если этого недостаточно – обратитесь за помощью.
Часто родители сомневаются по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. Вы можете написать вопрос, в рамках консультации мы найдем решение и выйдем из трудностей. Контакты в профиле.
Расскажите, как ваши дети реагируют на ваше возвращение домой?
Источник
Теория привязанности
Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби с 1936 года, с начала своей практики работал в детских домах. Он заметил, что дети, воспитанные в них, страдают от различных эмоциональных проблем, в том числе не способны устанавливать длительные прочные отношения. Такие же симптомы он наблюдал у детей, которые воспитывались в нормальных семьях, но по каким-то причинам были вынуждены разлучиться с близкими. Подобные наблюдения привели его к необходимости пристального внимания к связи «мать-ребёнок».
Боулби, в отличие от Фрейда, который считал, что младенец рассматривает мать только как источник удовлетворения потребностей, указал на глубинную, врождённую потребность ребёнка любить «своего» взрослого, быть привязанным к нему. Он говорил о том, что невозможно рассматривать поведение человека вне связи со средой, в которой оно формировалось.
На протяжении большей части истории человечество жило небольшими группами. В случае опасности, которая могла возникнуть когда угодно, защищали уязвимых членов группы — детей и стариков. Потеря взрослого была явной угрозой жизни ребёнку. И, фактически младенец уже рождается с рядом механизмов, нацеленных на удержание «своего» взрослого (плач, улыбка, цепляние).
В течение первого полугода жизни эти механизмы оттачиваются, ребёнок выделяет из всех того взрослого (как правило — мать), который наиболее часто находится с ним и далее для него жизненно важным является постоянное надёжное присутствие «своего» взрослого для установления привязанности. Этот процесс проходит определённые этапы формирования и заканчивается здоровой сепарацией. Это значит, что ребёнок уверен в «своём» взрослом, доверяет ему, знает, что он никуда не денется, готов к продолжительной разлуке без потери привязанности. Как правило, начало сепарации — это 3 года. Процесс этот длительный, и успешное его завершение, так же как и способность устанавливать надёжные отношения с другими людьми напрямую зависит от ранее успешно сформированной привязанности. В качестве иллюстрации того, что происходит с ребёнком, которого длительно разлучают с родителями в слишком раннем возрасте, предлагаем вам посмотреть фильм «Джон».
Но теория ничто без практики, верно? Эксперименты на детях ставить негуманно, а вот на обезьянках — самое то. Именно так решил Гарри Харлоу и придумал чудовищный в своей бессердечности и жестокости эксперимент по разрыву привязанности.
Эксперименты Гарри Харлоу
Эксперимент с железной матерью
Эксперименты Гарри Харлоу. Как писал его биограф Блюм, «лучший способ понять сердце – разбить его». Именно это и делал Гарри Харлоу с детенышами обезьян. Он разлучал их с матерями и сажал в клетку, в которой было два манекена: Один из металлической проволоки с прикреплённой соской с материнским молоком. И с другим, обёрнутым мягкой тканью, но без соски. Взрослые обезьяны, у которых отнимали детей кричали и бились о стенки клетки, детёныши сначала стонали, затем впадали в отчаянье. Но затем начинали происходить удивительные вещи. Детёныши, оставшись без матери, переносили свою привязанность на мягкие манекены. Они цеплялись за них, сидели на них часами, гладили их лица. Когда они хотели есть, они перепрыгивали на железную «мать», насыщались и возвращались к мягкой «матери». В ходе этих экспериментов было убедительно доказано, что любовь и привязанность являются базовой потребностью для детёныша, это заслоняет даже потребность в пище. При невозможности направить эту потребность на настоящую мать, она направляется на любой, даже отчасти подходящий суррогат.
Однако, выросшие обезьянки имели серьёзные эмоциональные проблемы, они неспособны были устанавливать связи с другими обезьянами, когда пришло половое созревание, они не подпускали к себе самцов. Когда их насильно оплодотворили и они родили детёнышей, часть убила новорождённых, часть была равнодушна, и только несколько вели себя адекватно. Эксперименты Харлоу произвели революцию в сфере воспитания: Он доказал, что прикосновения матери жизненно необходимы ребёнку. Приюты и детские дома изменили свою политику. Теперь детей не только кормили, но и обязательно ласкали и разговаривали с ними. Огромное распространение получили рюкзаки, в которых родители могли переносить своих детей.
Книги по теме:
— Гордон Ньюфелд, Габор Матэ «Не упускайте своих детей»
— Петрановская Л.В. «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»
Возможно вам будут интересны эти статьи на детско-родительские темы:
Как воспитать шизоида
Битый ребенок
Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер
Достаточно хорошая мать
Признаки сексуального насилия над ребенком
Как вырастить неудачника
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)
Источник
Будучи обязательным нормативным образованием, привязанность каждого конкретного ребенка приобретает качественно разный характер в зависимости от целого ряда условий, в частности от поведения матери, т.е. чуткости, настроенности на ребенка, эмоционального принятия, последовательного реагирования и от таких характеристик темперамента ребенка, как легкость возникновения и сила позитивных и негативных аффективных реакций. Принято различать по меньшей мере четыре разных типа привязанности: надежный тип, соответствующий оптимальному ходу развития ребенка, два ненадежных — амбивалентный (или тревожно-агрессивный) и избегающий (тревожно-тормозимый), а также дезорганизованный, обычно сопутствующий нарушенным вариантам развития детей. В зависимости от типа привязанности у ребенка устанавливается определенная система ожиданий по отношению к участникам всех других социальных контактов. Такая система ожиданий фактически опосредствует дальнейшее взаимодействие ребенка с окружающим миром и, следовательно, становится важным механизмом влияния на другие стороны его развития, например вполне определенным образом сказывается на формировании его образа-Я. Глубокое влияние привязанности на эмоционально-личностное, коммуникативное и даже познавательное развитие ребенка позволяет полагать, что тип привязанности во многом определяет своеобразие всей «траектории» развития.
В частности, было показано, что во взрослом возрасте тип привязанности сохраняет большое значение по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, привязанность остается активно действующим психологическим механизмом в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные отношения. Например, показана тенденция к преемственности типа привязанности от одного поколения в семье к другому вплоть до случаев четкого «межпоколенного наследования», когда от бабушки к матери и затем к дочери и внучке передается определенный тип привязанности. Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток в особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого и даже зрелого возраста. В настоящее время широко изучаются психодинамические особенности личности, характерные для разных типов привязанности (Mikulincer et а!., 2002; Fraley, 2002).
Установлено, например, что надежный тип привязанности, как правило, задает позитивно окрашенные взаимоотношения, когда объект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный, а ее субъект — как значимый, достойный любви и заботы. На этой основе формируется установка на то, что близкие отношения дают защищенность и поддержку, освобождая от тревоги и напряжения. В эмоциональном плане люди с надежной привязанностью обретают способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств. Им не свойственна склонность к накоплению негативных эмоций и преувеличению трудностей. Их отличает более позитивное и дружелюбное отношение к другим людям, которое даже в случае возникновения гнева способствует проявлению его в контролируемой и невраждебной форме. В ситуациях стресса они оказываются в гораздо большей степени способными сохранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих, воспринимать трудности как преодолимые. Этой группе также больше свойственна когнитивная открытость и гибкость, готовность признать свои ошибки, отсутствие излишней боязни критики.
Иная организация эмоционально-личностной сферы и иной круг индивидуально-типических особенностей характерны для личности, формировавшейся в условиях ненадежной привязанности к матери. Так, отличительная черта детей и взрослых с избегающим типом привязанности — чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости и зависимости. Как следствие происходит формирование защитных механизмов в виде эмоциональной гипоактивации. Это не просто вытеснение неприятной информации, а снижение самой восприимчивости к ней, обеднение аффективной сферы, эмоциональная закрытость. В поведении проявляется тенденция к дистанцированию в межличностных отношениях, стремление опираться только на себя. Напротив, люди с тревожно-амбивалентным типом привязанности обнаруживают повышенную потребность в принятии, поддержке и подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению. Для этой группы скорее характерна эмоциональная гиперактивация, когда сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой, а память с готовностью актуализирует переживания обиды и гнева. В поведении преобладает повышенное внимание к объекту привязанности, стремление минимизировать дистанцию и любыми средствами добиться принятия, т.е. позиция зависимости, своего рода «цепляния» (Mikulincer et а1, 2002).
В целом результаты обширных и разносторонних исследований позволяют полагать, что привязанность может служить генетическим основанием разных типологических вариантов осуществления онтогенеза, т.е. разные формы (типы) привязанности задают свой особый круг индивидуально-типических особенностей личности. Это положение легло в основание цикла эмпирических исследований, где предметом изучения стали качественные особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с разными типами привязанности к матери. Представим далее некоторые из этих работ, выполненных аспирантами и дипломниками кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2009. № 4
Г. В. Бурменская
Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития
Также читайте:
Источник
В статье рассматривается роль эмоциональной привязанности к матери как важный фактор психологического развития ребенка. Проводится анализ влияния степени привязанности к матери на формирование самооценки, самоосознания, самооценивания, эмпатии. Эмоциональная привязанность к матери формируется на ранних этапах развития личности, «рассматривается как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития» [4, с. 17].
The article deals with the role of emotional attachment to the mother as an important factor in the psychological development of the child. The analysis of the influence of the degree of attachment to the mother on the formation of self-esteem, self-awareness, self-esteem, empathy. Emotional attachment to the mother is formed at the early stages of personality development, «considered as a complex system of internal regulation and the basis of the typology of mental development» [4, p. 17].
Ключевые слова: привязанность, личность, развитие.
Keywords: attachment, personality, development.
Влияние эмоциональной привязанности на формирование личности вызывает заслуженный интерес специалистов и побуждает к проведению исследований этого пока еще недостаточно изученного вопроса. Особое внимание уделяется вопросу формирования эмпатии. Известно, что эмпатия, как способность к сопереживанию, эмоциональному отклику на состояние другого человека зарождается в раннем детском возрасте в процессе взаимоотношений матери и малыша. Чтобы определить каким образом привязанность коррелируется с поведением и психоэмоциональным развитием детей, проводятся различные исследования и тестирования.
Так, например, исследуя реакцию детей до 1 года на разлуку с матерью, можно определить тип привязанности. Суть проводимого исследования заключается в изучении реакции ребенка на уход мамы из комнаты, где он находился и последующее ее возвращение. В процессе эксперимента мать выходила из комнаты, в которой находился ребенок, в этот момент в данную комнату заходил незнакомый человек. Незнакомый человек уходил из комнаты, когда мать возвращалась. Все реакции ребенка на происходящее фиксировались. В результате было выявлено 4 типа эмоциональной привязанности к матери и их поведенческие проявления.
Надежная (безопасная) привязанность – Характеризуется тем, что ребенок с грустью отпускает маму, без нее продолжает свою игру, радуется, когда она вновь заходит в комнату, восстанавливает телесный контакт. Сделан вывод: данный тип привязанности формирует в ребенке уверенность, спокойствие.
Избегающий тип – при данной привязанности ребенок спокойно переносит расставание с мамой, сам продолжает играть. По возвращении, ребенок не спешит воссоединиться с мамой, восстановить телесный и эмоциональный контакт, выражает желание сначала доиграть. Данная категория детей характеризуется повышенной тревожностью.
Тревожно-сопротивляющийся тип (амбивалентная привязанность) – дети тяжело отпускают мать. Не хотят оставаться без нее, плачут, кричат. С посторонними не взаимодействуют, проявляют страх, не хотят играть. После того как мама возвращается, ведут себя агрессивно противоречиво – бегут к ней, но могут отворачиваться, биться, кусаться и т.п.
Дезорганизованная (патологическая привязанность) достаточно редко встречается, чем предыдущие. Ребенок спокойно переносит расставание с матерью, играет самостоятельно. При возвращении мамы, ребенок не идет сразу к ней или идет, а потом останавливается, может даже пойти в противоположную сторону. Подобный тип привязанности характерен для детей со сложными внутрисемейными взаимоотношениями, при применении в семье насилия к ребенку.
Иногда выделяют симбиотическую привязанность. Ребенок не отпускает маму рыдает и держится за мать. Встречается данный вид привязанности не часто. [2, с. 24].
Английский психиатр, психоаналитик Джон Боулби создал теорию привязанности, по которой для гармоничного всестороннего развития ребенка, необходимы тесные эмоциональные отношения.
Теория привязанности рассматривает влияние ранних (до одного года) взаимоотношений на развитие и последующую жизнь ребенка. Согласно теории, Д. Боулби, в процессе взаимодействия при условии наличия необходимого и достаточного уровня заботы и эмоционального отклика матери формируется привязанность у ребенка. Если же ребенку не хватает каких-либо аспектов во взаимоотношениях с матерью, то возникают различные нарушения привязанности, которые по мере взросления ребенка проявляются тем или иным образом. От формирования привязанности зависит то, как в дальнейшем данная личность будет строить свои взаимоотношения со сверстниками, как будет создавать и участвовать в партнерских коммуникациях, реализовывать себя. Так же отмечено влияние привязанности на формирование характера, состояние здоровья, интеллектуальное развитие ребенка. Так происходит благодаря реакциям, проявляемым чувствительной матерью «ребенок еще с до вербального возраста учится справляться со своими эмоциями, осознавая их. Если же мама не чувствительна к потребностям ребенка, тогда он справляется с эмоциями не на психическом уровне, а на другом: физическом, с помощью соматических заболеваний» [3, с. 54].
Г. В. Бурменская отмечает, что «надежная эмоциональная привязанность возникает у ребенка, если мать достаточно чутко реагирует на потребности и запросы ребенка». Формируется эмоциональная открытость, уверенность, чувство защищенности. Ребенок с ненадежной привязанностью сомневается в собственной ценности, у него присутствует негативные эмоции. При амбивалентной привязанности это могут быть гнев, тревожность. При избегающей привязанности — эмоциональное дистанцирование, закрытость [4, с. 30].
Существует связь между привязанностью и самовосприятием, самоотношением ребенка. Наблюдаются значительные различия в самооценке, успешности коммуницирования, уровне самопринятия, умении выбора правильной стратегии поведения. У детей с ненадежной привязанностью оказывается более хрупкая самооценка, подверженная влияниям из вне. При амбивалентной привязанности дети склонны занижать свои способности. Дети с избегающей привязанностью имеют как низкие, так и неадекватно завышенные самооценки, что показывает наличие психологической защиты в форме вытеснения и идеализацией себя [5, с. 204].
Интересное шестилетнее лонгитюдное исследование было проведено Л.И. Авдеевой. Изучалось формирование самооценки и самосознания у детей с нарушенной привязанностью — воспитанников детского дома. Выявлено, что самооценка детей из детского дома ниже, чем детей из семьи. Самооценка детей из детского дома была менее адекватной, лабильной. Так же она парадоксально сочеталась с высоким уровнем самопринятия. Разница между детьми прослеживалась так же в уровне поведенческой компетенции, привлекательности, популярности у сверстников, успешности в учебе.
Анализ данного исследования показал: дети, лишенные эмоциональной привязанности к матери, выстраивают адаптивно защитный комплекс, необходимый им для субъективно приемлемого самопринятия, сочетающий в себе обесценивание, вытеснение, идеализацию и другие эмоционально поведенческие реакции [1, с. 30].
Индивидуальные различия в формировании эмоциональной привязанности достаточно велики. Определяющим фактором, согласно различным исследованиям данного феномена, выделяют эмпатию, как способность откликаться на потребности и эмоции другого человека. Формирование эмпатии изучено фрагментарно. Теоретически, зарождение эмпатии происходит в процессе взаимоотношений ребенка и матери с самых первых дней жизни малыша. Выявлено, что от привязанности ребенка к матери, зависит очень много факторов его последующего психологического, эмоционального, интеллектуального развития. На основании этого можно предположить, что надежная эмоциональная привязанность ребенка к матери является не только важным фактором психического развития личности, но и фактором формирования социального-нравственного аспекта общества в целом. По мнению Д. Боулби важная роль в процессе формирования надежной привязанности играет не только семья, но и общество в целом, поскольку только оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения [3, с. 84].
Список литературы:
1. Авдеева Л.И. Особенности самосознания младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрыто-го типа: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
4. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вопросы психоло-гии. 2002. № 2. С. 5—35.
5. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его само-оценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Мат-лы Всерос. науч. конференции (Москва, 14—16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. С. 202—207.
Источник